Юношеский возраст

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2014 в 12:55, курсовая работа

Описание работы

Сопоставление психологической интимности, глубины и взаимности межличностных отношений юношей и девушек (выделено три стиля общения – интимные отношения, стереотипные отношения и состояние изоляции) с их статусами идентичности показало, что наибольшая интимность характерна для индивидов, находящихся на стадии «зрелой идентичности», тогда как те, кому свойственна и «диффузная идентичность», как правило, не выходят за пределы стереотипных контактов. Существенно отличаются в зависимости от идентичности юноши по своим отношениям с друзьями и любимыми. Вообще одним из новообразований юношеского возраста в общении со сверстниками является освоение и дифференциация чувств дружбы и любви. То как они объективно складываются, и как субъективно переживаются – это показатель возрастного развития.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………….4-5

1. Возрастно-психологические аспекты юношеских взаимоотношений

…………………………………………………………………….....6

Переживание любви в юношеском возрасте……………………..6-11

Построение юношами и девушками дружеских взаимоотношений

………………………………………………………………………11-16

2. Психологическая помощь в преодолении негативных переживаний юношеского возраста…………………………………………………….16

2.1 Консультативная помощь юношам и девушкам…………………16-19

2.2 Диагностика регуляции переживания в юношеском возрасте….19-25

Заключение………………………………………………………………..26

Глоссарий…………………………………………………………………27-33

Список использованных источников

Файлы: 1 файл

курсовая юношеский возраст.docx

— 57.92 Кб (Скачать файл)
  •  
    какие чувства, переживания возникли у тебя, если бы ты оказался в подобной ситуации, на месте того человека? Почему?

  •  
    как бы ты ответил, если бы ты оказался в подобной ситуации?

 
Можно предполагать, что в силу травмирующего характера ситуаций уже на этом уровне возможна актуализация защитных процессов. Вместе с тем вводятся дополнительные условия, направленные именно на актуализацию процессов эмоционального контроля и защиты. После ответов на вопросы испытуемым предлагались следующие инструкции: 

  •  
    если бы ты хотел снизить для себя травмирующее значение ситуации, как бы ты ответил в таком случае?;

  •  
    как бы ты ответил, если бы хотел обернуть ситуацию шуткой?

 
Данные инструкции задают определенный тип изменения эмоционального реагирования на снятие или ослабление негативный тона переживаний; либо на смену знака эмоционального возбуждения. В задачу испытуемою входит организация или преобразование стимульной ситуации с целью изменения ее эмоционального значения.  
 
На основе этого анализа Туревской Т.А. была проведена систематизация защитных механизмов: 
 
1)Защитные механизмы, реализующие функцию отреагирования переживаний. 
 
При отреагировании тех или иных своих эмоциональных состояний субъект должен учитывать смысл, который его эмоциональная реакция будет иметь для другого и, соответственно, возможные ответные реакции. Отсюда возникает проблема - когда и как выражать эмоции. На этот счет существуют как социальные правила, так и специфические способы отреагирования, которые не только реализуют функцию разрядки эмоционального напряжения, но и осуществляет регуляцию социального взаимодействия, а точнее, предполагают овладение эмоциональными реакциями партнера по общению. Были выделены три категории процессов отреагирования.  
 
1) прямые формы отреагирования;  
 
2) скрытые;  
 
3) трансформирующие.  
 
В целом результаты экспериментального исследования показы-, что культурные формы отреагирования характеризуются использованием вспомогательных средств, которые направлены на регууляцию социального взаимодействия в процессе общения. Эти формы разрядки аффекта по принципу обратной связи могут менять собственное эмоциональное состояние субъекта. 
 
2) Защитные механизмы, реализующие функцию ослабления переживаний. 
 
Защитные механизмы этого типа непосредственно направлены на регуляцию собственного эмоционального состояния и заключаются в преобразовании когнитивной основы переживаний, предполагая создание вспомогательных стимулов для регуляции переживаний. 
 
Они не однородны по механизму своего действия на переживание. Выделяются два класса защитных механизмов - подавление и интеллектуализция. В случае подавления - это вытеснение, отрицание, фальсификация, перцептивная защита. Интеллектуализация включает в себя обесценивание, дезактуализацию, рационализацию. 
 
3)Защитные механизмы, реализующие функцию трансформаций переживаний. 
 
Под трансформацией подразумевается такое преобразование когнитивной структуры переживаний, которое ведет к смене их знака. Процессы трансформации могут рассматриваться на модели юмора. 
 
Юмор, как форма поведения, имеет сложное опосредствованное строение, свойственное высшим психическим процессам. В общем и целом, чем старше человек, тем более он склонен редуцировать свои переживания при помощи юмора. Недаром способность «юморить» не проявляется у детей, имеет грубоватые «несмешные» формы у подростков, и только в юношеском возрасте приобретают взрослые черты. 
 
Таким образом, эмоциональное развитие в юношеском возрасте связано с прогрессивной интеллектуализацией эмоций. В процессе развития повышается роль интеллектуальных функций в регуляции и отреагировании переживаний, усложняются интеллектуальные процессы, участвующие в их внутренней перестройке. 
 
К юношескому возрасту в эмоциональной адаптации обнаруживается диссоциация различных сторон или звеньев эмоционального процесса. Происходит отрыв переживания от непосредственной стимульной ситуации или события, то есть то, что воспринимается, не совпадает с тем, что переживается. Содержание перживаний определяет не само стимульное событие, а результат его обобщения. 
 
Вышеописанную методику можно использовать в целях диагностики сформированности защитных механизмов, регулирующих переживания. 
 
В практических целях при диагностике защитных механизмов личности бывает важно определение трех показателей: 

  •  
    сформированности функций регуляции переживаний (специфических форм отреагирования, редукции или ослабления переживаний, а также трансформации); 

  •  
    ведущего типа (функции) регуляции переживаний; 

  •  
    степени зрелости защитных механизмов. 

 
Каждый из показателей предполагает возможность количественной оценки. Она осуществляется в несколько этапов, которые включают: 

  •  
    качественный анализ ответов испытуемых на основе разработанной классификации защитных механизмов. При этом следует учитывать, что существует три уровня категориального анализа: 

 
а) идентификация защитных механизмов по способу преобразовании переживаний или функции регуляции; 
 
б) по типу защитных механизмов;  
 
в) по разновидности техник, которые встречаются в рамках того или иного типа защитных механизмов; 

  •  
    подсчет числа ответов, попавших в ту или иную категорию для каждой из экспериментальных ситуаций. Следует учитывать, что на каждую ситуацию испытуемым дается три ответа в соответствии с тремя экспериментальными условиями. Данные по ситуации суммируются;

  •  
    дальнейший подсчет, который, в зависимости от диагностических целей, производится дифференцированно по уровням категориального анализа защитных механизмов.

 
При определении показателей сформированности функций регуляции переживаний и выявлении среди них ведущей, необходимо вычислить процентную долю ответов по каждой функции в общей сумме ответов по всем функциям. 
 
Степень зрелости защитных механизмов юноши определяется по каждой функции регуляции переживаний отдельно. При этом подсчитывается процентная доля различных типов защитных механизмов в общей сумме ответов по рассматриваемой категории, определяется их соотношение. Например, в случае отреагирования выявляется процентное соотношение прямого, скрытого и трансформирующего типов; при редукции переживаний - соотношение механизмов подавления и интеллектуализации; при трансформации - соотношение изоморфного юмора и юмора с нарушением изоморфизма. При оценке зрелости защитных механизмов следует учитывать их естественную динамику развития в подростковом и юношеском возрасте, а также то, что более зрелые механизмы являются более интеллектуальными. 
 
Обобщая все вышеизложенное в главе 2, можно сделать следующие краткие выводы: 

  •  
    юношам и девушкам можно оказывать консультативную помощь по поводу значимых отношений, в частности дружеских и любовных;

  •  
    Важнейшими условиями эффективности консультативной помощи выступают искренность и эмпатия консультанта, доверительные отношения с клиентом;

  •  
    Частые эмоциональные затруднения вызывает разрыв с любимым, и связанная с этим «работа скорби»;

  •  
    Любые отношения, в том числе и дружеские и любовные, требуют от молодого человека преодоления непосредственных эмоциональных реакций как со стороны партнера по общению, так и своих собственных, то есть требуют определенной гибкости эмоционального реагирования и переживания;

  •  
    Возможна диагностика сформированности эмоциональной регуляции, связанной с работой защитных механизмов, позволяющих снизить, трансформировать или изжить негативные эмоциональные реакции по поводу конкретного значимого события;

  •  
    Степень зрелости защитных механизмов можно выявить методикой Т.А. Туревской.

 
 
 

Заключение

 
Эмоциональные переживания взаимоотношений в юношеском возрасте носят яркую эмоциональную окраску и редко забываются во взрослой жизни. Любовь и дружба в этом возрасте оставляют неизгладимое впечатление. Воспоминания сохраняются так долго еще и благодаря тому, что яркие, значимые отношения строят, прежде всего, самосознание, «Я»-концепцию самого молодого человека. В этом возрасте появляется новый тип общения, предметом которого является сам молодой человек как субъект отношений. 
 
Юношеская мечта о любви выражает жажду эмоционального контакта, душевной близости. Впервые появляется потребность в самораскрытии, чувственно-эротические желания. В юношеском возрасте формируется морально-психологическая готовность к семейной жизни. Дружба также является важнейшим видом эмоциональной привязанности и межличностных отношений юношеского возраста. Дружба в этом возрасте отличается искренностью, и, одновременно полна неосознаваемых функций, таких как, поддержание самоуважения личности. Юношеская дружба помогает развитию личности и индивидуальности юноши.  
 
Переживания юношей и девушек столь глубоки, что иногда необходима специальная консультативная помощь при негативных переживаниях по поводу значимых отношений, в частности дружеских и любовных. Для того, чтобы повысить эффективность психологической консультативной помощи необходимо построить с молодым человеком доверительные отношения, отнестись всерьез к его переживаниям, даже если они не имеют ничего общего с реальностью. Возможна диагностика сформированности эмоциональной регуляции, связанной с работой защитных механизмов, позволяющих снизить, трансформировать или изжить негативные эмоциональные реакции по поводу конкретного эмоционально значимого события. 

Глоссарий

 
№ п/п

 
Понятие

 
Определение

 
Юность

 
период в развитии человека, соответствующий переходу от подросткового возраста к самостоятельной жизни.

 
Самосознание в юношеском возрасте

 
самосознание, характеризующееся познанием своего «Я» не только в настоящем, но и в будущем, что связано с определением своих жизненных планов и целей, нравственных идеалов.

 
Идентичность

 
субъективное чувство непрерывной самотождественности.

 
Уход от близких взаимоотношений

 
тип развития неадекватной идентификации, обусловленный страхом потери собственной идентичности.

 
Размывание времени

 
тип развития неадекватной идентификации, при котором подросток обнаруживает неспособность (упорное нежелание) строить планы на будущее и избегает взросления. 

 
Негативная идентичность

 
- тип развития неадекватной идентификации, при котором наблюдается презрительное, враждебное отношение к занятиям  и ценностям, принятым в семье  и ближайшем окружении подростка; попытки найти идентичность, прямо  противоположную той, которую предпочитают  для своего ребенка ближние.

 
«Я-концепция»

 
относительно устойчивая, в большей или меньшей степени осознанная, переживаемая как неповторимая система представлений подростка о самом себе, на основе которой он строит свои взаимоотношения с другими людьми и относится к себе.

 
Личностная рефлексия

 
важный механизм самосознания, представляющий собой форму осознания подростком, как своего внутреннего мира, так и понимания внутреннего мира других людей.

 
Реальное Я

 
представление о себе в настоящем времени.

 
Идеальное Я

 
то, каким субъект, по его мнению, должен был бы стать, ориентируясь на моральные нормы.

 
Формирование психосексуальной зрелости в юности

 
биологический процесс ее становления и психосоциальный процесс усвоения индивидом половой роли и признания ее обществом.

 
Психосексуальная ориентация

 
направленность полового влечения и форм его реализации.

 
Социальные половые роли

 
социальные нормы, определяющие дифференциацию деятельности, статуса, прав и обязанностей мужчин и женщин.

 
Половая идентичность

 
единство поведения и самосознания индивида, причисляющего себя к определенному полу и ориентирующегося на требования соответствующей половой роли.

 
Самоопределение

 
осознание себя, с субъективной точки зрения, в качестве члена общества и в новой общественно значимой позиции.

 
Потребность в смысле жизни

 
потребность в том, чтобы осознавать свою жизнь не как серию случайных, разрозненных, событий, а, как, цельный процесс, имеющий определенное направление, преемственность и смысл.

 
Жизненный план

 
обобщение целей, которые ставит перёд собой личность, как следствие построения «пирамиды» ее мотивов, становления устойчивого ядра ценностных ориентации, которые подчиняют себе частные, преходящие стремления.

 
Дружба

 
вид устойчивых, индивидуально-избирательных межличностных отношений, характеризующихся взаимной привязанностью их участников, усилением процессов аффилиации, взаимными ожиданиями ответных чувств и предпочтительности.

 
Любовь

 
высокая степень эмоционально положительного отношения субъекта, выделяющего свой объект среди других и помещающего его в центр своих жизненных потребностей и интересов.

 
Подлинная интимность отношений в юности

 
совмещение жизненных целей и перспектив друзей при сохранении индивидуальности и особенности каждого, возможное только на основе относительно стабильного образа «Я».

 
Мировоззрение

 
взгляд на мир в целом, система представлений об общих принципах и основах бытия, жизненная философия человека, сумма и итог всех его знаний.


 

Список использованных источников

 
1.

 
Абрамова Г. С. Возрастная психология. 1999г.

 
2.

 
Байярд Роберт Т., Байярд Джин. Ваш беспокойный подросток.

 
3.

 
Бернс Р. Я-концепция и воспитание Психология подростка. Хрестоматия / сост. Фролов Ю.И. 1997г.

 
4.

 
Драгунова Т.В. Подросток. 1976г.

 
5.

 
Зацепин В. Любовь и долг. Ты и я / сост. Л. Антипина. 1989г.

 
6.

 
Кон И.С. Введение в сексологию. 1990г.

 
7.

 
Кон И.С. Психология ранней юности 1989г.

 
8.

 
Кон И.С. Психосексуальное развитие и взаимоотношения полов. Психология подростка. Хрестоматия / сост. Фролов Ю.И. 1997г.

 
9.

 
Кочюнас Р. Основы психологического консультирования. 1999г.

 
10.

 
Майерс Д. Социальная психология. 1998г.

 
11.

 
Мудрик Л.В. Современный старшеклассник. Хрестоматия по возрастной психологии / под ред. Д.И. Фельдштейна 1996г.

 
12.

 
Немов Р.С. Психология В 3 кн., 2003. - Кн. 1

 
13.

 
Практическая психодиагностика / под ред. Д.Я. Райгородского. 1998г.

 
14.

 
Роджерс К. Что значит становиться человеком? Теории личности в западно-европейской и американской психологии / под ред. Д.Я. Райгородского. 1996г.

 
15.

 
Туревская Т.А. Диагностика механизмов и функций регуляции переживаний в подростковом возрасте. Диагностика и коррекция нарушений социальной адаптации подростков / под ред. С.А. Беличевой. 1994г.

 
16.

  1.  
    Шпрангер Э. Эротика и сексуальность в юношеском возрасте. Психология подростка. Хрестоматия / сост. Фролов Ю.И. 1997г.

Информация о работе Юношеский возраст