Этикет и этика в бизнесе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 19:21, курсовая работа

Описание работы

Говорят, по одежке встречают. Однако, одежда – еще не все в процессе общения человека с человеком. Нам зачем-то нужен при близком и не слишком контакте и некий сложный церемониал под названием этикет.
Слово этикет пришло к нам сравнительно недавно в виде слившихся воедино понятий, таких как, собственно, этикет (от французского etiquette – церемониал, которое в свою очередь произошло от голландского sticke или колышек) и неприкрыто-латинская этика.

Файлы: 1 файл

курсовая 1.doc

— 151.00 Кб (Скачать файл)


Московский институт экономики, менеджмента и права

 

Филиал в г.Рязань

 

Коллежд

 

 

 

 

 

Курсовая работа

 

По дисциплине « Управленческая психология »

 

На тему : « Этикет и этика в бизнесе »

 

 

 

 

 

 

Подготовила : студентка 3 курса

                               группы RHVn 032-07

Бахтина Екатерина

 

Проверила : Елгина С.В.

 

 

 

 

 

2009

Введение



     Говорят, по одежке встречают. Однако, одежда – еще не все в процессе общения человека с человеком. Нам зачем-то нужен при близком и не слишком контакте и некий сложный церемониал под названием этикет.

     Слово этикет пришло к нам сравнительно недавно в виде слившихся воедино понятий, таких как, собственно, этикет (от французского etiquette – церемониал, которое в свою очередь произошло от голландского sticke или колышек) и неприкрыто-латинская этика.

     Изначально французы приспособили это понятие под колышек, к которому привязывалась этикетка с надписью. И лишь основываясь на значении «надпись» сформировалось понятие «запись с описанием последовательности церемониальных актов» или церемониал.

     Кстати, в начале прошлого века «этикет» обозначал для россиян «ярлык, приклеенный на бутылку или упаковку товара, с обозначением фирмы-торговца и производителя», но затем сроднилось с этим значением слово этикетка.

     Языковеды под этим словом понимают методы обхождения с окружающими, форму обращений и приветствий, а также поведение в общественных местах, привычки и одежду. Между тем, существует еще и разница между бытовыми, этикетными или так называемыми ритуальными ситуациями.

     В качестве ритуальной нормы этикет является принятой в культурных кругах системой правил поведения, составивших единое целое. Однако это все же скорее особая форма обыденного общения, заключающая в себе комплект неких правил вежливости и специальных формул разговорного общения. И есть некоторые отличия правил этикета, касающихся, например, телефонного общения – звонок другу представляет собой один тип общения, звонок представителю фирмы – другой.

     Отметим между тем, что этикет неизменно проявляется в общении, но не каждое общение – этикет.

   Всякий акт цивилизованного общения предполагает присутствие двух собеседников, обладающих разными коммуникативными статусами.               Собеседники могут быть разными по возрасту и полу, общественному положению и национальности, конфессиональной принадлежности и степени знакомства. В зависимости от этих составляющих меняется манера, тактика, стратегия разговора. Так, младший должен выслушать старшего, не прерывая его речь, мужчина не должен говорить женщине пошлости или двусмысленности. Причем, подчиненный в разговоре с руководителем может выказать элементы лести, а мужчина в беседе с дамой проявить некоторое заигрывание. Тогда под этикетом понимается совокупность особых приемов поведения, которые выявляют, поддерживают и обыгрывают коммуникативные статусы собеседников. Этикет сравним с методикой культурного сдерживания, так как он обеспечивает корректное общение неравных по статусу, возрасту или полу собеседников.

    Считается, что исполнение всякого правила неизменно устремлено к определенному получателю и призывает к определенному ответу (хотя бы, что усилия замечены). Этикетная манера общения как правило рассчитана на двух получателей – того, к кому непосредственно обращен стиль поведения и отдаленного, то есть наблюдателей или публику. В аналогичных обстоятельствах этикет уподобляют действиям актеров, направленным синхронно и на коллегу по сцене, и обращенным в зал.

    То есть мы – как профессиональные актеры, постоянно должны себя чувствовать как бы рассматриваемыми со всех сторон совершенно посторонними гражданами, не имеющими к нам никакого отношения. Тяжело? Да. Но, постоянно практикуясь в этикетном общении, через некоторое время набираешься опыта и актерская маска намертво прилипает к человеку, делая ему имидж вполне культурного и цивилизованного.

    Далее в этой работе мы рассмотрим  виды, принципы, правила  в современном деловом этикете.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Теоретическая часть

 Основная информация об этикете

Слово «этикет» происходит от французского etiquette. Первоначально так называли появившиеся во второй половине XVII века карточки с написанными на них правилами того, как нужно вести себя при королевском дворе. Впоследствии данное слово стало использоваться и в более широком значении  –«церемониал, установленный порядок поведения». В наши дни этикетом принято называть правила, предписывающие, как человек должен выглядеть и действовать в различных ситуациях, в обществе других людей. Эти нормы непосредственно связаны с такими понятиями, как порядочность и благовоспитанность. Отнюдь не следует думать, что хорошие манеры необходимы только в высшем обществе, а обычным людям их понимание недоступно и, в общем-то, необязательно. Воспитанными и вежливыми не рождаются, а становятся. Этому нужно учиться, и знание правил хорошего тона ничуть не менее важно, чем умение читать и писать, владение таблицей умножения. Но если неграмотного человека в наши дни можно встретить достаточно редко, то людей, не знающих или не соблюдающих элементарных правил культурного поведения в обществе, к сожалению, значительно больше.

Вряд ли найдется кто-то, кому совершенно безразлично, как его воспринимают окружающие и что они о нем думают. А ведь производимое на других впечатление зависит в первую очередь от того, как выглядит и ведет себя человек. Избежать неловких и нелепых ситуаций, конфликтов и раздражения в общении с другими помогает в первую очередь знание этикета. Его правила являются в определенной степени результатом развития этики – науки, исследующей нормы поведения, а также вырабатывающей критерии того, насколько оправданными и уместными являются те или иные действия человека в определенной ситуации. Современный этикет достаточно демократичен и универсален и базируется, прежде всего, на целесообразности и доступности.   Поэтому человек, твердо усвоивший основные правила вежливого поведения, практически всегда сумеет сориентироваться и, разобравшись в сложившейся ситуации, повести себя согласно обстоятельствам.

Виды этикета 

Очевидно, что существует огромное множество жизненных ситуаций, каждая из которых представляет собой определенный набор условий, при которых люди взаимодействуют друг с другом и между ними происходит общение. Естественно, каждая из этих ситуаций предполагает определенный тип поведения тех, кто в ней участвует. Поэтому правила этикета, постепенно формировавшиеся в течение долгого времени, не могут быть едиными, пригодными для любых случаев и действующими всегда и везде. По мере развития этикет постоянно изменялся, и в настоящее время обычно выделяют такие его виды, как повседневный, деловой, воинский, дипломатический и придворный или дворцовый. Разница между ними состоит не только и не столько в том, какие правила включает в себя тот или иной раздел этикета. Они во многом совпадают, поскольку основаны в первую очередь на вежливом и уважительном отношении людей друг к другу. Однако несоблюдение норм поведения в определенных ситуациях, например при общении на официальном, дипломатическом уровне, может повлечь за собой весьма тяжелые последствия вплоть до конфликта между двумя странами. Но это отнюдь не значит, что в быту соблюдать устоявшиеся правила поведения менее важно.

Повседневный этикет представляет собой единство норм, традиций и обычаев, которые необходимо соблюдать в ежедневном бытовом общении: в семье, в гостях, на улице, в общественном транспорте, в магазине и так далее. То есть, в тех ситуациях, с которыми каждый из нас сталкивается чаще всего. В руководствах по этикету именно этому его виду, как правило, уделяется наибольшее внимание. Ведь воспитанность человека проявляется, прежде всего, в том, как он ведет себя по отношению к своим близким, друзьям и знакомым, в общественных местах.

Деловой этикет предписывает, как нужно вести себя на работе, в контактах, касающихся ведения бизнеса, при встречах с партнерами и так далее. Причем несоблюдение принятых норм может значительно повредить имиджу человека, его карьере и успеху в делах. Во многих странах этот вид этикета имеет очень давнюю историю и основывается на давно устоявшихся традициях, относящихся, например, к организации встреч на официальном уровне, ведению переговоров, участию в деловых приемах. В России же традиции свободного предпринимательства и ведения бизнеса лишь совсем недавно возродились после их фактического отсутствия в советское время, в условиях плановой экономики.  По сути дела они формируются заново, ведь существовавшие в дореволюционной России нормы делового общения в наши дни уже несколько устарели и не всегда пригодны. Именно поэтому, учитывая также современную тенденцию глобализации экономики и формирования единого мирового рынка, многие бизнесмены в нашей стране все чаще и чаще обращаются к международному деловому этикету. Ведь незнание или нарушение его правил может существенно повредить успеху бизнеса, в котором также участвуют зарубежные партнеры.

Воинский этикет представляет собой совокупность общепринятых правил общения военных друг с другом и с гражданскими лицами, предписывающих, как нужно выглядеть и вести себя при этом. Однако соблюдение этих правил важно и вне службы. Особенность воинского этикета в том, что его основами являются субординация, дисциплина и исполнительность. Причем военнослужащий должен уважительно относиться не только к старшим, но и к равным и младшим по званию.

Придворный и дипломатический этикет имеют между собой много общего, ведь исторически сложилось так, что второй сформировался на основе первого. Правила придворного или, как его еще называют, дворцового этикета строго регламентируют поведение при дворе монарха, причем важную роль здесь играют национальные традиции и особенности культуры страны. В свою очередь, дипломатический протокол принят на международном уровне и содержит правила проведения встреч государственных лиц, официальных приемов, переговоров и так далее. В отличие от трех ранее упомянутых видов этикета – повседневного, делового и воинского – знание тонкостей дипломатического и придворного общения имеет значение для сравнительно небольшого количества людей, сталкивающихся с этими ситуациями.

Существует также этикет поведения в высшей школе. Так, например, преподаватель и другие должностные лица обращаются к студентам «на Вы»; преподаватель заходит в аудиторию и здоровается со студентами, а те в знак приветствия молча встают; перед лекцией, как студенты, так и преподаватели отключают сотовые телефоны. При встрече профессорско-преподавательского состава первым здоровается младший по ученой степени или званию, а также мужчина с женщиной, но первыми подают руку для рукопожатия старший по ученой степени или женщина, и т.п. При прочих равных условиях первым здоровается тот, кто лучше воспитан.

История этикета

Европа. Можно с уверенностью утверждать, что вопросы нравственности, воспитанности и приличного поведения волнуют человечество уже на протяжении многих тысяч лет. Первые правила того, что мы сегодня называем этикетом, зародились, видимо, еще до появления письменности и были зафиксированы в древнейших текстах в уже сформированном виде. Литературные памятники древнего Египта, Индии и Междуречья, созданные за много веков до нашей эры, содержат наставления, касающиеся того, каким должен быть человек, и как ему надлежит вести себя в общении с окружающими. В трудах античных философов и поэтов часто поднимались вопросы воспитания и нравственности, вежливого и уважительного отношения к людям. Об этом писали Гомер, Платон, Аристотель, Овидий и многие другие выдающиеся люди той эпохи. Поэтому можно сказать, что основы этикета, являющегося частью европейской культуры, начали формироваться именно тогда.

   С наступлением Средних веков многое было утеряно и забыто. Невежество и грубость нравов господствовали почти повсеместно, а «право сильного» долгое время оставалось лучшим аргументом в общении. Однако даже тогда находились люди, стремившиеся напомнить современникам о нравственности, необходимости вести себя, как подобает человеку, а не зверю. В первую очередь это были лица духовного сословия, которые, опираясь на непререкаемый авторитет церкви и Священного писания, в своих проповедях и трактатах призывали к доброте, скромности, человечности. С развитием общественной жизни и международных контактов появилась необходимость составления руководств по поведению. Первое из них, дошедшее до наших дней, принадлежит перу испанца Петруса Альфонса. Этот труд, появившийся в 1204 году, носил название «Дисциплина клерикалис» и адресовался духовным лицам. Однако страной, которая по праву может считаться родиной этикета, является все же Италия. Там внимание изящным манерам, правилам хорошего тона и поведения в обществе стало уделяться значительно раньше, чем в Англии, Франции или Германии, где вплоть до XV – XVI веков царили нравы, которые нельзя назвать иначе как варварскими. В Италии Эпохи Возрождения произошел возврат к наследию античности и его духовным ценностям, в том числе и нормам поведения. Первые руководства по этикету предназначались для придворных и аристократии, и поэтому хорошие манеры, учтивость и вежливость довольно долго оставались принадлежностью высших слоев общества. Так, при короле Франции Людовике XIV, любившем пышные торжества и роскошные банкеты, всем приглашенным на приемы во дворце раздавали небольшие карточки, на которых были указаны основные правила поведения в этой обстановке. Именно благодаря подобным мерам постепенно сложились предпосылки для появления в XVII – XVIII веках придворного этикета, многие правила из которого впоследствии перешли в современный дипломатический протокол.

С наступлением Эпохи Просвещения этикет перестал быть достоянием избранных. Стали появляться и расходиться большими тиражами книги о культурном поведении в обществе. Хорошие манеры уже не были отличительным признаком аристократии, а начали цениться и в других слоях общества. И если требования придворного этикета со временем становились все более сложными и запутанными, то в средних слоях общества зародилось стремление к демократизации норм поведения, подчинения их актуальным жизненным требованиям и целесообразности. Именно эта тенденция и по сей день играет немаловажную роль в формировании норм этикета, принятых в странах современной Европы.

Россия. История этикета в нашей стране уходит своими корнями в глубокую древность. Будучи в культурном отношении преемницей Византийской империи, Русь позаимствовала немало ценного из традиций и обычаев владык Константинополя, чей двор всегда отличался пышностью ритуалов и особой изысканностью манер. Как известно, важную роль в становлении русской культуры, в том числе и культуры поведения, сыграло принятие в X веке христианства. Богатейшее духовное наследие православия оказало огромное влияние на формирование норм нравственности.

Информация о работе Этикет и этика в бизнесе