Этапы и типы исследования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 19:39, контрольная работа

Описание работы

Наука - это сфера человеческой деятельности, результатом которой является новое знание о действительности, отвечающее критерию истинности. Практичность, полезность, эффективность научного знания считаются производными от его истинности. Ученый а точнее - научный работник - это профессионал, который руководствуется в своей деятельности принципом «истинность - ложность».

Содержание работы

Введение
1. Этапы и типы исследования
2. Методы организации экспериментального исследования
3. Организация и проведение экспериментального исследования
4. Идеальный и реальный эксперимент
5. Валидность
6. Факторы нарушающие внутреннюю и внешнюю валидность
7. Реальный эксперимент и «Эксперимент полного соответствия»
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

эксперемент. псих.docx

— 54.10 Кб (Скачать файл)

Вторая  группа-побочные переменные, влияние которых приводит к следующим эффектам:

1. Эффект «истории» - конкретные  события, происходящие в период  между начальным и итоговым  тестированием, помимо экспериментального  воздействия.

2. Эффект тестирования - влияние предварительного  тестирования на результат итогового.

3. Инструментальная погрешность - определяется надежностью метода  фиксации поведения испытуемого,  т.е. надежность теста; именно  надежность влияет на валидность, по утверждению Кэмбелла, а не наоборот.

4. Взаимодействие факторов: отбора; естественного  развития; истории (разные истории  экспериментальных групп) и др.

Позже Кэмпбелл описал еще ряд источников нарушения внутренней валидности. Наиболее существенные относятся к экспериментальной процедуре, а именно: компенсаторное сопоставление эффектов различных воздействий, имитация воздействия, когда его на самом деле не происходит, и др.

Кэмпбелл называет главные причины нарушения внешней валидности:

1. Эффект тестирования - уменьшение  или увеличение восприимчивости  испытуемых к экспериментальному  воздействию под влиянием тестирования. Например, предварительный контроль  знаний учеников может повысить  их интерес к новому учебному  материалу. Поскольку генеральная  совокупность предварительному  тестированию не подвергается, то  результаты для нее могут быть  нерепрезентативными.

2. Условия проведения исследования. Они вызывают реакцию испытуемого  на эксперимент. Следовательно,  его данные нельзя переносить  налиц, не принимавших участия в эксперименте; этими лицами является вся генеральная совокупность, кроме экспериментальной выборки.

3. Взаимодействие факторов отбора  и содержания экспериментального  воздействия. Их следствия - артефакты  (в экспериментах с добровольцами  или испытуемыми, участвующими  по принуждению).

4. Интерференция экспериментальных  воздействий. Испытуемые обладают  памятью и обучаемостью. Если  эксперимент состоит из нескольких  серий, то первые воздействия  не проходят для них бесследно  и сказываются на появлении  эффектов от последующих воздействий.

Большинство причин нарушения внешней валидности связано с особенностями психологического эксперимента, проводимого с участием человека, которые отличают психологическое исследование от эксперимента, осуществляемого специалистами других естественных наук.

На  взаимодействие процедуры тестирования и содержания экспериментального воздействия  первым обратил внимание в 1949 г. Р.Л. Соломон при проведении исследования школьников: предварительное тестирование снижало эффективность обучения. Исследование социальных установок показало, что предварительное тестирование оказывало влияние на установки личности и ее подверженность убеждению, а в экспериментах Ховленда, наоборот, оно ослабляло убеждающее воздействие фильмов.

Эффект  тем больше, чем необычнее процедура  тестирования и чем более сходно по содержанию экспериментальное воздействие  с тестом. Для того, чтобы избежать эффекта предварительного тестирования, Кэмпбелл рекомендует применять экспериментальные планы с предварительно нетестируемыми группами.

Как уже отмечалось, «взаимодействие  состава группы и воздействия» связано  с неслучайным участием испытуемых в эксперименте. Реакция может  быть двух типов: готовность добровольцев «подвергнуться воздействию» и отказ, негативная реакция тех, кто принудительно  привлечен к участию в эксперименте. В исследованиях по научению могут согласиться участвовать только интеллектуально одаренные. Выбывание испытуемых в ходе эксперимента может вызываться экспериментальным воздействием. К примеру, лица, потерпевшие неудачу при выполнении заданий на мотивацию достижения, могут отказаться от участия в последующих сериях.

Естественно, практически невозможно элиминировать  лишь фактор «реакции на эксперимент». Еще раз отметим, что проблема внутренней валидности разрешима в принципе, так как можно подобрать соответствующие процедуры планирования эксперимента и математической обработки результатов, чтобы обеспечить заданный уровень их достоверности.

Согласно  Кэмпбеллу, проблема внешней валидности как репрезентативности эксперимента по отношению к реальности неразрешима, так как индукция, т.е. обобщение, никогда не может быть полностью объективна.

Проблема  внешней валидности как адекватности ситуации эксперимента его «первообразной» жизненной ситуации также неразрешима логическими и математическими средствами она требует привлечения всей совокупности научных психологических знаний для описания ситуации в целом.

7. Реальный эксперимент и «эксперимент  полного соответствия»

Эксперимент должен воспроизводить внешнюю реальность.

Эксперимент, который полностью воспроизводит  внешнюю реальность, называется экспериментом  полного соответствия. Разумеется, в реальности полное соответствие недостижимо. Мера соответствия экспериментальной  процедуры реальности характеризует  внешнюю валидность эксперимента.

Дополнительные  переменные, которые требуют учета  в эксперименте, влияют на внешнюю валидность. Если от внутренней валидности зависит достоверность экспериментальных результатов, то от внешней - переносимость результатов из лабораторных условий на реальные процессы и обобщение их на другие сферы реальности.

Реальный  эксперимент отличается как от эксперимента идеального, так и от самой реальности, которую он призван моделировать. Это отличие фиксируется таким  понятием, как «внешняя валидность» психологического эксперимента.

Внешняя валидность определяет, в какой мере результаты, полученные в эксперименте, будут соответствовать жизненной ситуации, послужившей «первообразом» для эксперимента. Кроме того, внешняя валидность характеризует возможность обобщения, переноса результатов, полученных в эксперименте, на весь класс жизненных ситуаций, к которым принадлежит «первообразная», и на любые другие.

Надо  сказать, что внешняя валидность имеет особое значение на эмпирической стадии развития науки. В принципе возможны такие эксперименты, которые не соответствуют никаким реальным жизненным ситуациям, а служат лишь для проверки гипотез, источником которых является развитая теория. В развитых науках стремятся избегать «прямого замыкания» экспериментальный результат - реальность, так как понятно, что эксперимент строится исходя из требований проверяемой теории, а не из требований соответствия реальности. Моделирование некоторых условий, например, в экспериментах по сенсорной депривации или выработке классических условных рефлексов не соответствует никакой жизненной реальности. При условии, если под реальностью понимать то, что было, а не то, что потенциально может быть. Поэтому многостраничные рассуждения такого солидного автора, как Готтсданкер, по поводу «экспериментов полного соответствия» или «экспериментов, улучшающих реальность», кажутся надуманными и архаичными.

Но  нельзя отрицать значение «внешней валидности «для эксперимента, если учитывать общее состояние психологической науки, а не «передовой» край психологической теории.

Внешняя валидность иногда трактуется как характеристика эксперимента, определяющая возможность переноса (обобщения) результатов на различные времена, места, условия и группы людей (или животных).

Однако  возможность переноса является следствием двух причин: 1) соответствия условий  эксперимента его «первообразной»  жизненной ситуации («репрезентативность» эксперимента);

2) типичности самой «первообразной»  ситуации для реальности («репрезентативность»  ситуации).

Выбранная для моделирования в эксперименте ситуация может быть совершенно нерепрезентатиной с точки зрения жизни той группы испытуемых, которая участвует в эксперименте, или является редкой и нетипичной. Внешняя валидность, как определяет ее Готтсданкер, влияет прежде всего на достоверность выводов, которую дают результаты реального эксперимента, по сравнению с экспериментом полного соответствия.

Для достижения высокой внешней валидности нужно, чтобы уровни дополнительных экспериментальных переменных соответствовали их уровням в реальности. Эксперимент, который не имеет внешней валидности, считается неверным. Добавим, что он неверен, если источником гипотезы является реальность, обыденное знание, а не теория. Эксперимент, не соответствующий реальности, может обладать совершенной внутренней и операциональной валидностью. Другое дело, что прямой перенос его результатов в реальность невозможен без учета влияния на зависимую переменную помимо независимой и дополнительных переменных.

Очевидно, что достижение полной внешней валидности невозможно в принципе, поэтому любое «чистое» аналитическое исследование является внешне невалидным. Вместе с тем рекомендуется максимально учитывать влияние дополнительных переменных на экспериментальный эффект, так как неизвестно, когда будет построена теория для их объяснения, а данные, возможно, придется использовать на практике.

Заботу  о внешней валидности эксперимента особо проявляют исследователи, работающие в прикладных областях: клинической психологии, педагогической и организационной психологии. Это понятно, ибо для решения своих повседневных задач им чаще приходится прибегать к постановке экспериментов, имитирующих реальность.

По  сути, историческая дискуссия сторонников  лабораторного эксперимента и «естественного эксперимента» была отражением разного  методического подхода специалистов, занимавшихся фундаментальной или прикладной психологией. В настоящее время факторами, влияющими на внешнюю валидность, считают неустранимые особенности эксперимента, отличающие его от реальной ситуации. Кэмпбелл ставит знак равенства между внешней валидностью, репрезентативностью эксперимента и возможностью генерализации его результатов. Он относит к факторам, угрожающим внешней валидности, в первую очередь эффекты, связанные с особенностями объекта исследования: обучаемость, наличие памяти, способность эмоционально реагировать на ситуации.

Заключение

Экспериментальная психология - общее обозначение различных  видов исследования психических  явлений посредством экспериментальных  методов. Применение эксперимента сыграло  важнейшую роль в преобразовании психологических знаний, в превращении  психологии из отрасли философии  в самостоятельную науку.

Экспериментальная психология была подготовлена широко развернувшимся в середине прошлого века в физиологических лабораториях изучением элементарных психических  функций - ощущений, восприятий, времени  реакции. Эти работы обусловили зарождение идеи о возможности создания Экспериментальной  психологии как особой науки, отличной от философии и физиологии.

Первый  план разработки Экспериментальной  психологии выдвинул В. Вундт, у которого получили подготовку многие психологи из различных стран, ставшие в дальнейшем инициаторами создания экспериментально-психологических учреждений. Если первоначально главным объектом Экспериментальной психологии считались внутренние психические процессы нормального взрослого человека, анализируемые с помощью специально организованного самонаблюдения, то в дальнейшем эксперименты проводятся над животными, исследуются душевнобольные, дети. Экспериментальная психология начинает охватывать не только исследование общих закономерностей протекания психических процессов, но и индивидуальные вариации чувствительности, времени реакции, памяти, ассоциаций и т.д. Тем самым в недрах Экспериментальной психологии зарождается новое направление - дифференциальная психология, предмет которой- индивидуальные различия между людьми и их группами.

Достижения  Экспериментальной психологии, носившей вначале «академический» характер, т.е. не ставившей целью приложение своих результатов к решению  задач, выдвигаемых практикой обучения, лечения больных и т.д., в дальнейшем получают широкое практическое применение в различных сферах человеческой деятельности - от дошкольной педагогики до космонавтики.

Развитие  теоретических схем и конкретных методик Экспериментальной психологии теснейшим образом связано с  общим прогрессом теоретического познания, наиболее интенсивно совершающимся  на стыках наук - биологических, технических  и социальных.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

1. Готтсданкер Р. Основы психологического эксперимента. М.:

МГУ, 1982. Экспериментальная психология / Под ред. П. Фресса и Ж. Пиаже.

2. КуликовЛ.В. Психологическое исследование. СПб.: Наука, 1994.

3. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. М.: Наука, 1977.

4. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М., 1946.

5. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука, 1984.

6. РоговинМ.С., Залевский Г.В. Теоретические основы психологического и патопсихологического исследования. М., 1988 г.

7. Дружинин В.Н. Психологическая диагностика способностей: теоретические основы. Саратов: СГУ, 1990.

8. Дружинин В.Н. Структура и логика психологического исследования. М.: ИП РАН, 1994.

9. Ярошевский М.Г. Экспериментальная психология


Информация о работе Этапы и типы исследования