Этапы и типы исследования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 19:39, контрольная работа

Описание работы

Наука - это сфера человеческой деятельности, результатом которой является новое знание о действительности, отвечающее критерию истинности. Практичность, полезность, эффективность научного знания считаются производными от его истинности. Ученый а точнее - научный работник - это профессионал, который руководствуется в своей деятельности принципом «истинность - ложность».

Содержание работы

Введение
1. Этапы и типы исследования
2. Методы организации экспериментального исследования
3. Организация и проведение экспериментального исследования
4. Идеальный и реальный эксперимент
5. Валидность
6. Факторы нарушающие внутреннюю и внешнюю валидность
7. Реальный эксперимент и «Эксперимент полного соответствия»
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

эксперемент. псих.docx

— 54.10 Кб (Скачать файл)

В любом случае рекомендуется регистрировать дополнительные признаки поведения  испытуемого, его эмоциональные  реакции по ходу эксперимента.

Необходимым завершающим этапом является постэкспериментальное интервью. По завершении эксперимента следует провести беседу с испытуемым и поблагодарить его за участие в исследовании.

6. Выбор методов статистической  обработки, ее проведение и  интерпретация результатов - следующий этап исследования.

Обычно  методы обработки данных выбираются на стадии планирования эксперимента или же еще раньше - при выдвижении экспериментальной гипотезы.

Экспериментальная гипотеза преобразуется в статистическую. Возможных типов статистических гипотез в экспериментальном исследовании немного:

а) о сходстве или различии двух и  более групп;

б) о взаимодействии независимых переменных;

в) о статистической связи независимых  и зависимых переменных;

г) о структуре латентных переменных (относится к корреляционному  исследованию).

Статистические  оценки дают информацию не о наличии, а о достоверности сходств  и различий результатов контрольных  и экспериментальных групп.

Выводы, интерпретация результатов завершают  исследовательский цикл. Итогом экспериментального исследования является подтверждение  или опровержение гипотезы о причинной зависимости между переменными: «Если А, то В».

Подтверждение статистических гипотез (о различиях, связи и пр.) - решающий аргумент (но не единственный) в пользу принятия экспериментальной гипотезы. Исследователь  сопоставляет свои выводы с выводами других авторов, высказывает гипотезы о причинах сходства или различия между собственными данными и  результатами предшественников.

И наконец, он интерпретирует свои выводы в терминах теоретической гипотезы. Он должен ответить на вопрос: можно  ли считать подтверждение или  опровержение эмпирической гипотезы подтверждением или же опровержением той или  иной теории? Возможно, что ни одна теория не может объяснить полученные в  эксперименте результаты. Тогда экспериментатор, если он склонен к теоретизированию, пытается сам теоретически объяснить  результаты. Кроме того, он высказывает  предположения о возможности  обобщения и переноса своих данных на другие ситуации, популяции и  т.д.

7. Конечным продуктом исследования  являются научный отчет, рукопись статьи, монография, письмо в редакцию научного журнала.

Существуют  определенные требования к оформлению рукописной научной работы, наглядному представлению результатов и  структуре изложения.

Подведем  итог. Экспериментальное исследование проводится по определенной схеме. Важнейшие  этапы его проведения: формулировка проблемы и выдвижение гипотезы, конструирование  методики и подбор аппаратуры, отбор  испытуемых, создание плана для контроля переменных, проведение эксперимента, обработка и интерпретация результатов, подготовка научного отчета.

Исследование  считается завершенным, если экспериментальная  гипотеза опровергнута или не опровергнута с заданной надежностью, а результаты исследования в соответствующей  форме представлены на суд научной  общественности.

4. Идеальный эксперимент и реальный  эксперимент

Теория  естественнонаучного исследования опирается на ряд очевидных предположений. Во-первых, время непрерывно направлено от прошлого в будущее. События необратимы. Причина не может быть раньше следствия. Во-вторых, пространство, в котором  происходят события, изотропно. Процесс  в одной из областей пространства происходит так же, как в любой  другой области. Наконец, события в  мире происходят независимо от нашего знания о них. Мир реален и объективен.

Получаемый  исследователем научный результат  в идеале не должен зависеть от времени, т.е. явление, закономерность, закон  инвариантны относительно времени. И завтра, и послезавтра, и через энное количество лет, время, простой сенсомоторной реакции человека на световой сигнал, должно варьировать в экспериментально установленных на сегодняшний день пределах. Исследователь должен быть убежден, что найденная им закономерность справедлива и для психического процесса, например мыслительного, который происходит у человека, живущего в Лондоне, и для жителя Москвы (с поправкой на особенности самого исследуемого объекта).

В любом случае последовательность этапов решения задачи, а именно - постановка задачи, анализ условий, инкубация, выдвижение гипотез, функциональное решение, конкретное решение, проверка решения и доказательство, - одна и та же. Российский психолог, изучающий последовательность этапов решения задачи, должен получить те же данные, что и британский.

Наконец, научное знание интерсубъективно, т.е. научный результат не должен зависеть от личности исследователя, его мотивов, намерений, интуиции и т.д. Научное знание не объективно в том смысле, что может существовать без его носителей, людей, обладающих квалификацией и способностями понимать и добывать это знание, но имеет объективный источник - внешний по отношению к субъекту познания мир.

Итак, научный результат должен быть инвариантным относительно пространства, времени, типа объектов и типа субъектов исследования (объективным). До недавнего времени  предполагалось, что научный результат  не должен зависеть и от метода, т.е. от действий, которые производит исследователь  с изучаемым объектом. Однако, квантово-механическая революция в научном мышлении, происшедшая в начале XX в., породила иной подход.

Известный методолог П. Бунге ввел различие между науками, где результат исследования не зависит от метода, и теми науками, где результат и операция с объектом образуют инвариант: факт есть функция от свойств объекта и операции с ним. К последнему типу принадлежит и психология. Поэтому чрезвычайно важно в научной публикации давать описание метода, с помощью которого получены данные.

Требования, описанные выше, относятся к идеальному исследованию и его идеальному результату. В реальности же разные моменты времени не идентичны, развитие мира необратимо: он - другой в каждый следующий момент времени. Пространство не изотропно. Нет двух идентичных объектов, которые можно было бы включить в класс эквивалентности. Все люди уникальны, каждый со своей, непохожей ни на чью другую судьбой. Даже однояйцовые близнецы рождаются в разные моменты времени. Тем более уникальны исследователи. Поэтому-то невозможно полностью адекватно воспроизвести эксперимент в других условиях. Личностные черты экспериментатора влияют на ход исследования, на отношения с испытуемыми, точность регистрации и на особенности интерпретации данных.

Реальное  исследование не может (да и не должно) полностью соответствовать идеальному. Отклонения от идеального исследования, которые в процессе деятельности психолога возникают неизбежно, порождены особенностями мира, в котором мы живем. Нельзя добиться полного соответствия идеала и реальности, даже в ходе научных изысканий. Другое дело, что научный метод должен давать результат, максимально приближенный к идеальному.

Для уменьшения влияния отклонений идеального исследования от реального используются особые методы планирования эксперимента и обработки полученных данных. Термин «реальное исследование» может  навести на мысль о том, что  эта процедура полностью охватывает природный процесс, однако на самом  деле такое представление - иллюзия. В ходе любого «реального исследования»  ученый искусственно вычленяет, принимает  во внимание часть реальности, абстрагируясь  от других существенных ее сторон. Эта  часть реальности, принимаемая в  качестве предмета исследования, как бы «контролируется» экспериментатором. Кроме того, условия, в которых проводятся исследование или наблюдение, экспериментальное воздействие, отбор испытуемых, являются факторами, влияющими на результат - на поведение испытуемых и фиксацию его параметров. Поэтому следует различать явления и процессы, происходящие в реальности, и их аналоги, которые мы наблюдаем или воспроизводим в ходе исследования. Обобщим сказанное выше простейшей схемой:

Понятие «идеальный эксперимент» ввел в употребление Г. Кэмпбелл. Идеальный эксперимент предполагает изменение экспериментатором только независимой переменной, зависимая переменная контролируется. Другие условия эксперимента остаются неизменными. Идеальный эксперимент предполагает эквивалентность испытуемых, неизменность их характеристик во времени, отсутствие самого физического времени (как это ни парадоксально звучит), возможность проводить эксперимент бесконечно. Следствием этого является проведение всех экспериментальных воздействий одновременно.

Идеальный эксперимент противостоит реальному, в котором изменяются не только интересующие исследователя переменные, но и ряд других условий.

5. Валидность

Соответствие  реального исследования идеальному будем называть внутренней валидностью. Соответствие реального исследования изучаемой объективной реальности назовем внешней валидностью.

И наконец, отношение идеального исследования к реальности можно охарактеризовать как теоретическую, или прогностическую, валидность, поскольку план «идеального исследования» строится исходя из теоретической идеализации реальности - гипотез исследования. (Содержание этих понятий будет полнее раскрыто при рассмотрении специфики психологического эксперимента).

Соответствие  идеального эксперимента реальному  выражается в такой его характеристике, как внутренняя валидность (validity) - достоверность результатов, которую обеспечивает реальный эксперимент, по сравнению с идеальным. Внутренняя валидность характеризует меру влияния на изменение зависимой переменной тех условий (независимой переменной), которые варьирует экспериментатор.

Чем больше влияние на изменение зависимой  переменной неконтролируемых исследователем условий, тем ниже внутренняя валидность эксперимента. Следовательно, больше вероятность того, что факты, обнаруженные в эксперименте, являются артефактами.

Планирование  эксперимента необходимо для повышения  влияния независимой переменной на зависимую за счет контроля других переменных. Переменные, являющиеся источником артефактов, либо устраняются, либо их влияние усредняется (за счет смешения и погашения изменчивости условий эксперимента). Высокая внутренняя валидность - главный признак хорошего эксперимента (близко к «безупречному эксперименту»).

Не  все переменные, влияющие на результат  исследования, можно учесть, или  исключить (элиминировать). Те из них, которые  нарушают внутреннюю валидность, называют «побочными». К числу побочных, полностью неустранимых переменных относят влияние фактора времени, фактор задачи, индивидуального различия.

Рассмотрим  более подробно центральное понятие  «валидность». Обратимся к системе отношений «эксперимент - теория - реальность». На основе теории выдвигается гипотеза, которая в конечном счете и проверяется в эксперименте. Методики и план эксперимента должны соответствовать проверяемой гипотезе - степень этого соответствия и характеризует операциональную валидность. Например, в эксперименте по научению резкий звук зуммера используется как эквивалент «наказания» за ошибку, поэтому возникает сомнение в правильности такой интерпретации. В самом эксперименте мы должны максимально учесть, устранить и т.д. влияние побочных переменных на зависимую переменную. Внутренняя валидность характеризует меру влияния независимой переменной на зависимую по отношению к другим факторам. Иными словами, внутренняя валидность тем выше, чем больше вероятность того, что экспериментальный эффект (изменение зависимой переменной) вызван изменением независимой переменной.

Наконец, связь теории и реальности отражается в адекватности теории реальности и  прогностичности ее предсказаний. Кэмпбелл ввел еще одно важное понятие, характеризующее валидность эксперимента, а именно - конструктную валидность. Конструктная валидность выражает адекватность метода интерпретации экспериментальных данных теории, т.е. в структуру следует ввести четвертую составляющую - интерпретацию: теория - эксперимент - интерпретация - реальность.

Конструктная валидность, по мнению Кэмпбелла, характеризует правильность обозначения (интерпретации) причины и экспериментального эффекта с помощью абстрактных терминов из обыденного языка или формальной теории.

Таким образом, внутренняя валидность определяется достоверностью интерпретации экспериментального эффекта как связи изучаемой причины и следствия (отношение эксперимент- интерпретация), а конструктная валидность - правильностью употребления терминов той или иной теории при интерпретации данных эксперимента.

Кэмпбелл отмечает, что установление внутренней валидности требует отбраковывания альтернативных объяснений связи между зависимой и независимой переменными, а установление конструктной валидности - альтернативных интерпретаций соотношения причины и следствия с понятиями, взятыми из той или иной теории. С точки зрения Кэмпбелла, хороший эксперимент должен:

1) выявлять временную последовательность  предполагаемых причины и следствия;

2) показывать, что вероятные причины  и эффект взаимосвязаны; 3) исключать  влияние побочных переменных, которым  можно было бы объяснить экспериментальный  эффект;

4) исключать альтернативные гипотезы  о теоретических конструктах,  объясняющих эту связь.

6. Факторы, нарушающие внутреннюю и внешнюю валидность

Внутренняя валидность является непременным условием любого эксперимента. Кэмпбелл выделил восемь основных факторов, нарушающих внутреннюю валидность эксперимента

Перечислим  их.

Первую  группу можно назвать факторами  выборка.

1. Селекция - неэквивалентность групп  по составу, которая вызывает  систематическую ошибку в результатах.

2. Статистическая регрессия - частный  случай ошибки селекции, когда  группы отбирались на основе  «крайних» показателей (иначе  - корреляция из-за неоднородности  группы).

3. Экспериментальный отсев - неравномерное  выбывание испытуемых из сравниваемых  групп, приводящее к неэквивалентности  групп по составу.

4. Естественное развитие - изменение  испытуемых, являющееся следствием  течения времени, без связи  с конкретными событиями:

изменение состояния (голод, усталость, болезнь  и др.), свойств индивида (возрастные перемены, накопление опыта и др.).

Информация о работе Этапы и типы исследования