Эмпирическое изучение волевой саморегуляции женщин

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2015 в 16:35, курсовая работа

Описание работы

Наступление нового тысячелетия совпало с усилением интереса общества к теме здоровья и здорового образа жизни. Признанные отечественные специалисты в области психологии развития и акмеологии уделяют серьезное внимание состоянию здоровья человека, от которого, безусловно, зависит формирование гармоничной личности и достижение ею «акме», т.е. вершины своего развития (Б.Г Ананьев, А.А Бодалев., А.А. Деркач,. Л.А. Рудкевич). Неслучайно Б.Н.Чумаков подчеркивал, что «здоровье человека - это, прежде всего, процесс сохранения и развития его психических и физиологических качеств, оптимальной работоспособности и социальной активности при максимальной продолжительности жизни».

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ 5
1.1 Сущность психического здоровья 5
1.2 Социальные и психологические факторы здоровья 10
1.3 Особенности психического здоровья женщин 19
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ЖЕНЩИН 26
2.1 Организация и методология эмпирического исследования 26
2.2 Эмпирическое изучение самочувствия, активности и настроения женщин 32
2.3 Эмпирическое изучение волевой саморегуляции женщин 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 42
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 45

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА социально-психологические факторы здоровья женщин.docx

— 124.58 Кб (Скачать файл)

Различия в психической заболеваемости мужчин и женщин объясняются на сегодня с позиций трех основных концепций. Предрасположенность женщин к психическим расстройствам психофизиологическая концепция связывает с функциональными особенностями женского организма. Вторая концепция (ролевая), объясняющая большую склонность женщин к психической патологии, исходит из многоликости и множественности социальных ролей женщины и повышенного социального давления на нее в современном обществе. В этих случаях психическое расстройство возникает реактивно на ролевую перегрузку. Третья концепция, также относимая к ролевым, исходит из наличия социально-ролевых стереотипов, формирующихся в процессе первичной социализации. Культура определяет поведение полов в случае заболевания: современной женщине культура «разрешает» в стрессонасыщенной ситуации, при наличии трудно решаемых проблем, при глубоких переживаниях болеть, обращаться к врачу и принимать лекарства. Мужской стереотип поведения, также культурально санкционированный, «позволяет» проявлять агрессию, выпивать, своевольничать и т.д. Но болеть – «не позволительно». Во многих случаях подобные ситуации разрешаются сегодня формированием ипохондрических расстройств [13, c. 37].

Семейный статус. Всегда и во все исторические эпохи, семья была, есть и, по всей  вероятности, будет важнейшей средой формирования человека как личности. Она оказывает влияние на личность во многих сферах жизни, на создание определенного образа жизни.

В общественном мнении бытует установка, что существует устойчивая связь между психическим здоровьем людей и их семейным статусом, опосредованная фактором пола. Наиболее здоровыми (психически, да и соматически) считаются состоящие в браке мужчины, затем следуют одинокие и никогда не состоявшие в браке женщины, за ними – замужние женщины. Наихудшим психическим здоровьем отличаются одинокие мужчины, разведенные и овдовевшие женщины. Такая зависимость, безусловно, имеет свое объяснение, которое, возможно, нуждается в научном подтверждении: мужчины с психическими проблемами труднее и менее успешнее выбирают себе супругу. Это объясняется, с одной стороны, проблематичностью установления адекватных межличностных контактов и отношений. С другой стороны, «трудный характер» не позволяет им сохранить уже имеющиеся отношения, и очень часто внутрисемейные конфликты приводят к распаду семьи.

Плохое психическое здоровье разведенных, овдовевших и временно оставшихся одинокой женщин по сравнению как с состоящими, так и никогда не состоявшими в браке получает свое объяснение в стрессе «утраты», в финансовых трудностях, трудностях в воспитании детей и изменении социального статуса, наступающих после смерти супруга или его длительного отсутствия. Наличие «стресса разлуки», неопределенность ожидания, материально-финансовые и бытовые затруднения, межличностные проблемы «со стариками», особенно со свекровью, на фоне некоторых характерологических особенностей, способствовали формированию болезненных состояний (невротических и аффективных), которые мы определяли как «болезнь свекрови».

Говоря о роли семейного статуса в формировании психического здоровья следует отметить, что с социально-психологической точки зрения брак был и остается «выгодным» и «удобным» для мужчин. Статистика, да и наш бытовой опыт, показывают, что мужья ненадолго переживают своих умерших жен и довольно скоро умирают от самых различных причин. Продолжительность же жизни женщин после смерти супругов практически не меняется. Однако качество их жизни, особенно молодых женщин, в случае ранней потери супруга или его длительного отсутствия, заметно меняется. Это, с нашей точки зрения, объясняется перераспределением ролевых функций в семье. В условиях полной (расширенной) нуклеарной семьи женщина оказывается перегруженной обязанностями по ведению хозяйства и воспитанию детей, в условиях неполной семьи (или функционально неполноценной семьи) она берет на себя ролевые функции мужа. Это, естественно, способствует возникновению психического и физического перенапряжения, что чревато формированием различных заболеваний. В таких  семьях интенсивно нарастает уровень тревожности, фрустрации и «невротизма». Это развитие порождает новую реальность, которой семья должна  постоянно смотреть в лицо. Страдания независимо от их интенсивности и продолжительности вызывают соответствующие  ответные реакции со стороны семьи [13, c. 38].

Кроме ролевых распределений в семье, немаловажное значение имеет и такой фактор, как «распределение власти» в семье между супругами. Здоровье семьи в целом и отдельных ее членов определяется тем, какой путь «выживания» выберут супруги. Благополучие в семье зависит, по крайней мере, от двух следующих моментов. Во-первых, для нормального существования семьи необходима определенность и непротиворечивость прав и обязанностей супругов, умение решать возникшие проблемы, во-вторых, - это право каждой стороны быть не только «ролевым функционером», но и просто самим собой в семье; это готовность использовать свой опыт и поделиться им с другими членами семьи. В зависимости от того, как соотносятся эти два момента, выделяют традиционные и модные (современные) семьи. В обычной нормальной армянской семье традиционно главенствующая роль отводится мужчине (мужу). Причем, чаще всего эта роль не отвоевывается мужем у жены, а добровольно предоставляется последней в силу ее традиционного и исторического воспитания, основанного на  примате мужского начала. Однако, надо заметить, что в отличие от ряда восточных мусульманских стран, женщина в армянской семье всегда находилась на особом положении (роли), а не на положении рабыни,  заложницы, очередной жены, словом, бесправного существа. Муж является хозяином дома, жена – хранительницей очага.

Возраст. Латинская мудрость гласит: «Времена меняются, и мы меняемся с ними». Наше изменение определяется не только старением организма, изменением личности, но, что очень существенно, изменением состояния здоровья – психического и физического. Бесспорно, что возраст - это первичная, биологически детерминированная характеристика индивида, проявляющая себя во времени. Его (возраста) влияние на здоровье человека реализуется через социальную сущность человека в виде жизненного цикла, то есть закономерной смены отдельных фаз и периодов жизни при возрастных психо-социальных переходах личности. Эти переходы проявляются в изменениях социально-статусной позиции личности, социальных ролей и связанных с ними внешних условий. Как отмечает И. Гурвич, в течение жизненного цикла личность испытывает три вида влияний, проявляющихся на состоянии здоровья [17, c. 58].

Первый вид таких влияний - это исторические (или когортное) влияние, которому подвержено все данное поколение. Особенностью этих влияний является их длительное воздействие. Так, эмпирически показано, что мужчины, чье раннее детство пришлось на годы «великой депрессии» в США, в течение всей жизни обнаруживали трудности социальной адаптации. Проблемы адаптации в СССР обнаруживало все поколение, пережившее «37-й год». 

Второй вид влияний на здоровье в течение жизненного цикла – это так называемые нормативные «случаи», то есть те, которые происходят обычно со всеми в течение того или иного жизненного цикла: это поступление в школу, колледж или институт, вступление в брак, рождение детей, выход на пенсию и т.д. Следует заметить, что такие случаи не обязательно имеют патогенное воздействие на личность, но определенное стрессогенное воздействие оказывают. Каждому из нас известны переживания в связи с окончанием школы, многие помнят поступление и обучение в вузе; положительные эмоции при вступлении в брак и обыденность бытовой рутины, если не проблематичность и конфликтность совместного проживания.

Жизненные циклы отдельных людей и групп переживают воздействия, относимые к ненормативным. Под ними имеют в виду воздействия, которые не присуще и не характерны для всей популяции или поколения. Это возникновение болезни или инвалидности, привлечение к уголовной ответственности, участие в боевых действиях, влияние антропогенных и природных катастроф и т.д. Именно ненормативные случаи чаще всего приводят к патологии на отдельных фазах жизненного цикла.

Социально-экономический статус (класс). Любое общество не однородно по своей структуре, а представляет собой совокупность отдельных групп, имеющих свои цели, интересы, потребности и т.д. В современном мире принадлежность человека к определенному социальному классу определяется профессионально-статусной позицией, образованием и доходом.

Зависимость здоровья от принадлежности к социальному классу является одной из фундаментальных закономерностей социальной психологии здоровья, называемой «классовым градиентом». Суть его заключается в том, что чем выше социальный класс, тем лучше здоровье его представителей. Классовый градиент устанавливается как по психическим, так и по соматическим расстройствам. Но здесь как будто намечается парадокс. Известно, что эндогенные заболевания не сопряжены с социальными условиями, и они генетически предопределены. Вместе с тем, как показывает опыт, аффективные и невротические расстройства чаще выявляются у людей образованных, занимающих высокую должность, занятых интеллектуальным трудом. Но это может быть связано всего лишь с недоступностью специализированной медицинской помощи малообеспеченным слоям и существенными различиями в причинах обращения за медицинской помощью. Следовательно, эти различия могут вызывать сомнения. С другой стороны, поведенческие расстройства и расстройства личности, чаще выявляться у представителей низших классов. Это, с нашей точки зрения, объясняется тем, что эти слои и отдельные лица больше опекаются правоохранительными органами и чаще привлекают внимание страж порядка, а, следовательно, и чаще подвергаются экспертизе со стороны психиатров.

Понятие «классового градиента» интерпретируется сегодня с двух основных теоретических позиций: социального стресса и социальной селекции. [8, c. 70]

Теория социального стресса подчеркивает значение объективно худших условий жизни представителей низших классов. Это низкий профессиональный уровень и положение, порой неквалифицированный труд, работа во вредных условиях, мало оплачиваемый монотонный и физически тяжелый труд. Низкие доходы влекут за собой жилищные проблемы, проживание в экологически неблагоприятных районах, некачественное питание, ограниченный доступ к физкультуре, спорту, санаторному отдыху и всей системе здравоохранения. Естественно, люди из этих слоев общества больше подвержены стрессам и различным заболеваниям.

Теория социальной селекции (Жариков Н. М.) утверждает, что распределение индивидов по социальным классам носит вторичный характер, а первичным является врожденный или приобретенный дефицит социально ценных умений, наступающий вследствие заболевания или психической неполноценности. Бедность представляется проблемой для здоровья лишь в случаях ее крайней выраженности, то есть тогда, когда не представляется возможным даже минимальное удовлетворение жизненных потребностей. Тем самым создается прямая и непосредственная угроза психическому и соматическому здоровью.

Однако, как показывают опыт и жизнь, уровень стресса в высших слоях общества ничуть не ниже по сравнению с низшими классами, а порой даже выше. Причиной чему являются напряженный умственный труд, специфика руководящей работы, особенности бизнеса и т.д. Исследования больных шизофренией среди обеспеченных слоев общества показывают отчетливое личностное и социальное снижение по мере нарастания дефекта личности, точно так же, как и среди необеспеченных слоев. Одни болезни более объяснимы с точки зрения теории социального стресса (например, неврозы и невротические расстройства), другие, - с позиции теории социальной селекции (умственная отсталость).

Одной из существенных причин стресса в нашем обществе является дисгармония между уровнем образования, социальным статусом и материальным достатком [2, c. 44].

Влияние культуры. Другой аспект взаимоотношений среды и психического здоровья – влияние культурных и других ценностей предшествующих поколений, которое формирует определенный уровень нравственного развития. В формировании и становлении гармоничной личности ее роль не является последней. Велика также и роль культуры в возникновении дисгармонии и психического нездоровья. Она обеспечивает преемственность между поколениями, нарушение которой чревато деструктивными проявлениями. Однако, любая цивилизация, любое общество довлеет над свободой личности, регламентируя ее практически во всех отношениях. Естественно, что этот диктат вызывает конфликт – как внутри личности, так и с социальной средой. В результате индуцируется стресс, чреватый патологическими последствиями.

Работа и семья. Всем известен факт взаимосвязи здоровья и занятости человека. Говоря занятость, мы, прежде всего, подразумеваем наличие оплачиваемой работы в условиях организаций индустриального типа. Следует подчеркнуть, что работа (занятость) выполняет для человека неоднозначную роль – она, с одной стороны, является фактором обеспечения его жизнедеятельности и тем самым оценивается сама работа, как таковая, с другой, - работа позволяет оценить себя как активного элемента общества. Естественно, что при потере работы, независимо от причин этой потери, психологическое самочувствие, психическое здоровье человека оказывается под угрозой. Работа – это выполнение (по Э. Берну) определенной, в данном случае социально предписанной и предопределенной роли, нарушение которой сопряжено с психическим напряжением. Потеря работы по-разному влияет на психическое состояние человека в различные жизненные циклы, она проявляет зависимость от социально-экономических условий – период производственного кризиса или экономического роста. Кроме того, работа имеет совершенно разное значение для мужчин и женщин. Для первых она – возможность для продвижения, карьеры и достатка себе и семье. Женщины, в подавляющем большинстве, видят в работе, скорее всего, возможность общения и создания психологического комфорта [2, c. 44].

Поскольку сегодня, как показывает опыт, в исследованиях взаимосвязи психического здоровья и условий работы опираются на «инженерную» модель, с ее позиций и будем подходить к данной проблеме. Источником стресса в промышленных условиях могут выступать факторы, которые влияют на удовлетворенность индивида и создание мотивации труда, соответствующей целям организации. Наиболее часто используемая в современных исследованиях производственного стресса типологизация, описывающая с этих позиций характеристики работы, предложена Hackman. Это следующие факторы:

  • личная ответственность за результаты труда. Сопровождается чувством индивидуального успеха и повышением самооценки;
  • автономия. При высокой автономии индивиды переживают результаты своих усилий как успех или неудачу, при низкой - приписывают успех и неудачу или характеристикам работы, или другим работникам;
  • внутренняя субъективная значимость результатов труда. При успешности усилий она создает позитивное восприятие работником себя. Значимость работы повышается, когда работа позволяет проявлять ценимые самим работником умения и способности;
  • обратная связь от производственной задачи (идентичность задачи, т. е. возможность работника оценить результаты своего труда);
  • обратная связь от других (личностная идентичность, т. е. способность работника сформировать адекватную самооценку по оценкам результатов труда со стороны других);
  • степень, в которой выполнение данной работы требует контактов с другими;
  • возможности установления неформальных дружеских связей с другими.

Информация о работе Эмпирическое изучение волевой саморегуляции женщин