Эмпирическое исследование взаимосвязи уровня тревожности и социальной адаптации у студентов к обучению в вузе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2012 в 13:47, курсовая работа

Описание работы

Однако в организации профессиональной подготовки студентов существует ряд проблем. Одна из них состоит в том, что учебный процесс на младших курсах осуществляется без учёта специфики ситуации, которая заключается в адаптации студентов к вузовскому обучению. Наиболее типичные их проявления – тревога за неспособность полноценно включиться в учебный процесс. Решение этой проблемы, на наш взгляд, неразрывно связано с необходимостью целенаправленно организованного педагогического содействия, выявления педагогических условий, реализация которых позволит оптимизировать процесс адаптации студентов к обучению в вузе.

Содержание работы

Введение 2
1. Анализ теоретической проблемы взаимосвязи уровня тревожности и социальной адаптации у студентов к обучению в вузе 7
1.1 Понятие социальной адаптации, основные теоретические подходы 7
1.2 Высшие учебные заведения. Цели, задачи, структурная организация ВУЗов 11
1.3 Особенности обучения в высшем учебном заведении 13
1.4 Студент, как субъект учебной деятельности 17
1.5 Адаптация студентов к учебной деятельности 20
1.6 Тревожность. Анализ и состояние проблемы 24
Выводы 29
2. Эмпирическое исследование взаимосвязи уровня тревожности и социальной адаптации у студентов к обучению в вузе
2.1 Организация и методы исследования 30
2.2 Методы и методики исследования 31
2.3. Анализ и интерпретация результатов 32
Выводы 34
Список использованных источников 36

Файлы: 1 файл

курсач1.docx

— 84.02 Кб (Скачать файл)

В соответствии с существующей теорией, у каждого  человека есть концептуальная модель внешнего мира, по которой формируется  план и программа поведения. У  людей с высоким уровнем тревожности  эта модель является неустойчивой, что в экстремальной ситуации может приводить к отказу от деятельности [18; с. 69].

К факторам, ухудшающим адаптацию в экстремальной  или сложной ситуации, относится  недостаток информации. Этот фактор считается  основной причиной дезадаптации [4;с.109]. Именно из-за недостатка информации могут включаться эмоции и начинаться стрессовые состояния [13; с. 122].

Наоборот, облегчает адаптацию опыт человека, особенно в преодолении трудностей, хорошее здоровье и волевые качества [20; с. 93].

Адаптация происходит во время взаимодействия факторов внешней среды и организма  человека. Эти адаптогенные факторы, к которым происходит адаптация, могут быть экологическими, физиологическими, социальными, психологическими, профессиональными.

Педагогические коллективы вузов  осознают важность управления адаптацией к профессиональной деятельности, влияние  результатов адаптации на процесс  становления будущего специалиста. Вместе с тем даже в старейших  профессиональных учебных заведениях страны отсутствует действенная, постоянно  обновляющаяся система работа по решению данной проблемы. Проводимые же мероприятия охватывают незначительное число адаптантов, не продолжительны, формальны, а проводимая работа не подвергается соответствующей проверке.

Адаптация студентов к условиям обучения в  вузах имеет, конечно, свою специфику. Основной составной частью проблемы адаптации считают преодоление "дидактического барьера" [3; с. 15]. то есть перестройку школьного отношения к учебному процессу. Жертвами "дидактического барьера" могут оказаться люди с совершенно разным уровнем общих и специальных способностей. Успешность в обучении может быть не только и не столько показателем общей одаренности или высокой трудоспособности, но и показателем адаптированности.

Иностранные студенты, приезжающие на учебу в  нашу страну, должны адаптироваться не только к вузу, но и к жизни  в чужой стране. Эти условия  адаптации оказываются для них  зачастую экстремальными.

Они приезжают из разных стран мира, то есть из разных климатических зон, являются представителями разных социумов с совершенно различными культурами, традициями, системами норм и ценностей. Кроме того, они, как и все люди, обладают индивидуально-психологическими особенностями, которые также могут проявляться в адаптационном процессе.

Иностранцы, приезжающие в другую страну, испытывают влияние климата, связанное со сменой климатических зон и, возможно, сбой биоритмов из-за смены часовых  поясов. К этому могут добавляться  и воздействия неблагоприятных  погодных условий. В крупных городах - это и состояние воздуха, его  загазованность, превышение допустимых значений по многим параметрам и так далее. Все это в целом обозначается как экологические условия, или экологическая ситуация.

Следующий фактор воздействия - питание. Непривычным  может быть вид пищи, ее вкусовые качества, может быть недостаточным  ассортимент продуктов.

Кроме физиологических факторов, не могут  не оказывать воздействие социальные факторы, то есть новая, а скорее "чужая" социальная среда. Из опроса студентов  известно, что некоторые студенты, если не все, испытывают после приезда "культурный шок". Возникает когнитивный  диссонанс.

Основным  фактором, к которому надо адаптироваться, является учебный процесс.

 

1.2 Высшие учебные  заведения. Цели, задачи, структурная  организация ВУЗов

 

Организация образования, дающая высшее профессиональное образование, именуется высшим учебным  заведением. Высшее учебное заведение (вуз) вне зависимости от его ведомственной  подчиненности и формы собственности  осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией Республики.

Главной задачей высших учебных заведений  является реализация образовательно-профессиональных программ высшего профессионального  и послевузовского профессионального  образования путем создания необходимых  для этого условий, направленных на формирование, развитие и профессиональное становление личности на основе национальных и общечеловеческих ценностей, достижений науки и практики [20; 34 c.].

Приоритетными задачами высших учебных заведений  являются:

  • развитие творческих, духовных и физических возможностей личности, формирование прочных основ нравственности и здорового образа жизни;
  • воспитание гражданственности и патриотизма, любви к Родине, уважения к государственным символам, почитания народных традиций, нетерпимости к любым антиконституционным и антиобщественным проявлениям;
  • подготовка квалифицированных специалистов, конкурентоспособных на рынке труда, переподготовка и повышение их квалификации;
  • приобщение к достижениям мировой и отечественной культуры; изучение истории, обычаев и традиций  народов республики;
  • овладение государственным и иностранными языками;
  • внедрение новых технологий обучения, информатизация высшего профессионального образования, выход на международные глобальные коммуникационные сети.

В нашей  стране устанавливаются следующие виды высших учебных заведений; университет, академия, институт и приравненные к ним (консерватория, высшая школа, высшее училище) организации образования.

Статус  высшего учебного заведения (тип, вид) и его наименование определяются учредителями с учетом квалификационных требований и отражаются в Уставе вуза.

Высшее  учебное заведение разрабатывает  свой Устав в соответствии с действующим законодательством. Устав вуза утверждается его учредителями и регистрируется в установленном законодательном порядке.

Непосредственное  управление высшими учебными заведением осуществляет его руководитель - ректор, назначаемый учредителем вуза, если иное не предусмотрено законодательством. Руководитель вуза действует на принципах единоначалия и самостоятельно решает все вопросы деятельности высшего учебного заведения в соответствии с его компетенцией, определяемой Уставом вуза и Правилами организации деятельности высших учебных заведений.

Ректор  вуза без доверенности действует  от имени высшего учебного заведения, представляет его интересы во всех органах, в установленном законодательством  порядке распоряжается имуществом вуза, заключает договоры, выдает доверенности, открывает банковские счета и  совершает иные сделки, издает приказы  и дает указания, обязательные для  всех сотрудников, преподавателей и  обучающихся [3; 55 c.].

В состав вуза, функционирующего как единый учебно-научно-производственный комплекс, могут входить учебные, научные, производственные и другие подразделения, имеющие статус структурных единиц высшего учебного заведения или  юридического лица. Вуз имеет право  образовывать или входить в учебно-воспитательные комплексы, учебно-научно-производственные объединения, ассоциации и иные объединения, реализующие образовательные программы.

Организации образования, дающие высшее профессиональное образование, в качестве структурных  подразделений имеют факультеты, кафедры, институты, реализующие образовательно-профессиональные программы, научно-исследовательские  институты, научные центры, учебно-методический отдел и другие, занимающиеся организацией и проведением учебного процесса и научных исследований. Высшие учебные  заведения разрабатывают и утверждают свои правила о факультетах или  институтах [32].

Факультет, институт или приравненная к нему структурная единица является учебно-научно-методическим и административным подразделением высшего учебного заведения, осуществляющим подготовку студентов, магистрантов, курсантов, слушателей, аспирантов, повышением квалификации руководящих, инженерно-технических и педагогических работников соответствующей отрасли экономики, образования и культуры, а также руководством работой кафедр, относящихся к данному профилю специальности.

Руководство работой факультета или института  осуществляет декан факультета или  директор института. Должностные обязанности  декана факультета (директора института) определяются руководителем организации  образования и утверждаются его  Советом.

Кафедра, или приравненная к нему структурная единица является основным учебно-научным структурным подразделением высшего учебного заведения (факультете или института), осуществляющим учебную, методическую и научно-исследовательскую работу по одной или нескольким родственным специальностям, дисциплинам, воспитательную работу среди обучающихся, а также подготовку научно-педагогических кадров и повышение их квалификации. В штат кафедры входят заведующий кафедрой, профессора, профессора-консультанты, доценты, старшие преподаватели, преподаватели, преподаватели-стажеры, докторанты, аспиранты, учебно-вспомогательный персонал, а также сотрудники созданных при кафедре научных и других подразделений.

В каждом вузе функционируют методические кабинеты, библиотека с читальным  залом; отдел, обеспечивающий применение технических средств обучения в  учебном процессе, редакционно-издательский отделы (РИО), обеспечивающий издание  внутривузовской литературы, вычислительный центр, лаборатории, учебные кабинеты, оснащенные новейшим оборудованием и предназначенные для изучения учебных дисциплин и проведения научных исследований [32].

 

1.3 Особенности  обучения в высшем учебном  заведении

 

Вы - студент вуза. А что это  значит? Это значит, что время  побежало быстрее - сроки сжались, а  объем дел, забот, интересов, ответственности  увеличился. Это значит, что получено право исследовать, решать, открывать, развиваться в избранной области знания, науки. Это значит: пройдет еще немного времени, и вы станете специалистами своего дела - широкоэрудрованными, влюбленными в профессию, по-настоящему необходимыми обществу людьми.

Только действительно ли это  наступит так скоро? Есть студенты, которые, поступив в вуз, считают, что  будущее уже в руках. Надо лишь подождать, когда пройдут годы учебы, и будущее, материализованное в  виде небольшой книжки-диплома, будет  объявлено и выдано в руки непосредственно. И они дожидаются и получают диплом. Только вот "почему-то" позже и  реже приходят к таким людям жизненный  опыт, профессиональная уверенность. "Почему-то" довольно большой процент таких  людей изменяет своей профессии  вскоре по окончании вуза. И "почему-то" окружающие не очень спешат принести им свою благодарность, любовь и уважение [32].

Будущее у большинства, начинающих свою жизнь в вузе, - это прежде всего работа по избранной профессии. Но ведь опыт и мастерство сами не приходят. Их нужно в прямом смысле слова завоевать в борьбе с огромным потоком научной информации, со старыми представлениями о своих способностях, с усталостью, неорганизованностью, умственной ленью.

"Всякое начало трудно, - эта  истина справедлива для каждой  науки", - писал один из классиков  девятнадцатого века. Является ли  для нас трудоёмкость начального  этапа в научном познании мира  залогом более лёгкого будущего? Думается, что отчасти да. Только  правильнее будет сказать не  легкое, а свободное будущее, так  как, постигая ту или иную  науку и выходя на ее передние  рубежи, человек уже может свободно, творчески оперировать познанным  в своей дальнейшей деятельности. И чем больше арсенал средств,  приобретенный за годы учебы,  тем свободнее специалист в  их выборе, тем более рациональный  путь к истине сумеет он  отыскать. Таким образом, учение  помогает сделать скачок от  преодоления трудностей учебы,  к преодолению трудностей в  науке и других родах деятельности [32].

Трудности, ожидающие студента любой  специальности, можно подразделить на несколько групп, в зависимости  от содержания причин, их порождающих.

1. Дидактические.

  • Резкая смена содержания и объёма материала. Одна лекция содержит информацию в объеме пяти - десяти школьных уроков;
  • Разнообразие новых (в сравнении со школьными) форм и методов преподавания (лекции, семинары, коллоквиумы, зачеты и т. д.);
  • Сложный язык научных текстов и лекционного материала. Первокурсник оказывается неподготовленным к восприятию информации в такой форме;
  • Отсутствие навыков самостоятельной работы. В какой-то степени эти навыки, конечно, приобретаются на первых курсах, но длительным и неэффективным путем проб и ошибок;
  • Неподготовленность, обусловленная обучением, предшествующим вузовскому (например, в сельской школе), или большим перерывом в учебе [3; 98 c.].

2. Социально-психологические.

  • Перестройка сложившихся привычек и навыков: у многих изменяются место жительства, прежний уклад жизни, общественное окружение. Разрушаются старые привычки, представления, связи, а новые еще не окрепли. Не все переживают этот процесс безболезненно;
  • Резкий переход к самостоятельной взрослой жизни. Встают новые материальные трудности, возрастает необходимость самообслуживания;
  • Сомнения в своих способностях, неуверенность в силах, страх перед сессией, опасение быть отчисленным (слабый тип нервной системы, высокий уровень беспокойства-тревожности и т. д.).

Информация о работе Эмпирическое исследование взаимосвязи уровня тревожности и социальной адаптации у студентов к обучению в вузе