Эмпирическое исследование взаимосвязи уровня тревожности и социальной адаптации у студентов к обучению в вузе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2012 в 13:47, курсовая работа

Описание работы

Однако в организации профессиональной подготовки студентов существует ряд проблем. Одна из них состоит в том, что учебный процесс на младших курсах осуществляется без учёта специфики ситуации, которая заключается в адаптации студентов к вузовскому обучению. Наиболее типичные их проявления – тревога за неспособность полноценно включиться в учебный процесс. Решение этой проблемы, на наш взгляд, неразрывно связано с необходимостью целенаправленно организованного педагогического содействия, выявления педагогических условий, реализация которых позволит оптимизировать процесс адаптации студентов к обучению в вузе.

Содержание работы

Введение 2
1. Анализ теоретической проблемы взаимосвязи уровня тревожности и социальной адаптации у студентов к обучению в вузе 7
1.1 Понятие социальной адаптации, основные теоретические подходы 7
1.2 Высшие учебные заведения. Цели, задачи, структурная организация ВУЗов 11
1.3 Особенности обучения в высшем учебном заведении 13
1.4 Студент, как субъект учебной деятельности 17
1.5 Адаптация студентов к учебной деятельности 20
1.6 Тревожность. Анализ и состояние проблемы 24
Выводы 29
2. Эмпирическое исследование взаимосвязи уровня тревожности и социальной адаптации у студентов к обучению в вузе
2.1 Организация и методы исследования 30
2.2 Методы и методики исследования 31
2.3. Анализ и интерпретация результатов 32
Выводы 34
Список использованных источников 36

Файлы: 1 файл

курсач1.docx

— 84.02 Кб (Скачать файл)

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Введение            2

1. Анализ теоретической проблемы  взаимосвязи уровня тревожности  и социальной адаптации у студентов  к обучению в вузе             7

1.1 Понятие социальной адаптации, основные теоретические подходы                                 7 

1.2 Высшие  учебные заведения. Цели, задачи, структурная организация ВУЗов                11

1.3 Особенности  обучения в высшем учебном  заведении                                                      13 

1.4 Студент,  как субъект учебной деятельности                                                    17

1.5 Адаптация  студентов к учебной деятельности                                                                   20

1.6 Тревожность.  Анализ и состояние проблемы                                                                     24

Выводы                                                                                                                                     29

2. Эмпирическое исследование взаимосвязи  уровня тревожности и социальной  адаптации у студентов к обучению  в вузе

2.1 Организация  и методы исследования                 30

2.2 Методы  и методики исследования                 31

2.3. Анализ  и интерпретация результатов                 32

Выводы                     34

Список использованных источников               36

Приложения

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Глубокие духовные, политические и  социально-экономические преобразования, характерные для всех сфер жизни  современного общества, развитие рынка  труда определяют необходимость  опережающего развития системы высшего  образования на основах гуманизации и интенсификации учебно-воспитательного процесса. На первый план выдвигаются вопросы повышения эффективности высшего профессионального образования с точки зрения своевременного удовлетворения потребностей социума, адекватных происходящим в нём изменениям.

Интенсификация образования диктует  необходимость полноценного включения  студентов в учебно-воспитательный процесс с первого дня их пребывания в вузе. Начальный период обучения специфичен своей напряжённостью, важностью  для личностного и профессионального  становления, будущего специалиста. Поэтому, естественно то внимание, которое уделяется учёными и педагогами-практиками личности начинающего студента, процессу его вхождения в образовательную среду вуза и адаптации в ней.

Однако в организации профессиональной подготовки студентов существует ряд  проблем. Одна из них состоит в  том, что учебный процесс на младших  курсах осуществляется без учёта  специфики ситуации, которая заключается  в адаптации студентов к вузовскому обучению. Наиболее типичные их проявления – тревога за неспособность полноценно включиться в учебный процесс. Решение  этой проблемы, на наш взгляд, неразрывно связано с необходимостью целенаправленно  организованного педагогического  содействия, выявления педагогических условий, реализация которых позволит оптимизировать процесс адаптации  студентов к обучению в вузе.

В науке в настоящее время  накоплен значительный фонд знаний, необходимых  для постановки и исследования данной проблемы. Как показало изучение научной  литературы, адаптация представляет собой целостный биологический, физиологический, психологический, социальный и педагогический процесс, и, в то же время, носит индивидуальный характер, что в значительной мере определяет степень её воздействия на личность студента.

  Важнейший вклад в разработку широкого понятия адаптации внес Ж. Пиаже. Согласно его концепции, адаптация — и в биологии, и в психологии — рассматривается как единство противоположно направленных процессов: аккомодации и ассимиляции. «Точно так же,— писал Пиаже,— как нет ассимиляции без аккомодации (предварительной или текущей), так нет и аккомодации без ассимиляции».  Исследованию проблем адаптации в биологии и физиологии посвящены работы П.К. Анохина, И.П. Павлова, И.М. Сеченова и др.

Психологические аспекты адаптации  человека к различным условиям среды  так же разрабатывались Б.Г. Ананьевым, В.В. Антиповым, Ж. Годфруа, В.В. Гриценко, Э.Ф. Зеером, В.В. Константиновым, В.В. Пархомчук и др.

Социально-психологическая адаптация  рассматривается в научной литературе как взаимодействие личности и социальной среды, которое приводит к правильному  соотношению целей и ценностей  личности и группы. Необходимость  в социально-психологической адаптации  обычно возникает при изменении  привычных социальных условий или  при изменении способа взаимодействия с привычной средой. По мнению Кряжевой И.К., социально-психологическая адаптированность личности заключается в оптимальной реализации внутренних возможностей, способностей индивида в социально-значимой деятельности, в способности сохранять себя как личность, взаимодействовать с социальным окружением в конкретных условиях среды. Смысл явления адаптации личности заключается в достижении соответствия между субъектом и окружающей средой.

Вопросы социализации как социальной адаптации рассматриваются в  трудах Р.Ф. Ихсанова, Н. Смелзера, О.С. Советовой, Н.С. Южаниной и др.

А.Я. Найн считает, что педагогические условия успешной адаптации представляют собой совокупность объективных возможностей содержания, форм, методов и приемов повышения эффективности учебно-воспитательного процесса и материально-пространственной среды, обеспечивающих успешное решение поставленных и проектируемых задач. Так же проблемы адаптации в педагогике нашли отражение в работах В.М. Дугинца, В.Л. Бозаджиева, В.В. Лагерева, Р.Х Махмутовой, Л.А. Носовой, М.Ф. Фатхуллина и др.

 Анализ научно-педагогической литературы позволил сделать вывод о том, что адаптация на начальном этапе обучения студентов в вузе является наиболее важным явлением, так как в это время происходит личностное и профессиональное самоопределение, формирование индивидуальных ценностей и ориентаций. Однако, нет работ, посвященных характеристике педагогических детерминант успешной адаптации к условиям вуза.

Ряд ученых связывают природу происхождения  тревожности с психологическими проблемами, в которых прослеживается связь между категориями «страх»  и «религия». В психологическом  словаре тревога определяется как  эмоциональное состояние, возникающее  в ситуациях неопределенной опасности  и проявляющееся в ожидании неблагополучного развития событий. Тревожность – склонность индивида к переживанию тревоги, характеризующаяся низким порогом возникновения реакции тревоги. Для человека нашей культуры базальная тревожность является нормальным явлением. В отечественной психологии проблемой тревожности занимаются Н.В. Имедадзе, А.Е. Личко, Н.В. Мясищев, И.А. Мусина, А.М. Прихожан, Ю.А Ханин.

 

 

 

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

 

Актуальность темы исследования: рассмотрение данной темы актуально для нас  тем, что в нашей стране все  большее внимание стали уделять  программам эффективного обучения, для  воспитания молодых специалистов. Наши ВУЗы пытаются вырастить своих специалистов, а не приглашать из зарубежных стран. Но, как известно для эффективного обучения, студенту необходимо чувствовать  себя комфортно в новой среде, в среде вузовского образования. Как помочь студенту адаптироваться в новых условиях, что влияет на процесс адаптации не так изучено  в нашей стране, недостаточная  теоретическая и практическая разработанность  обусловили выбор темы исследования: «Взаимосвязь уровня тревожности и  социальной адаптации у студентов  к обучению в вузе».

Целью данной курсовой работы является выявление  взаимосвязи уровня тревожности  и социальной адаптации у студентов  к обучению в вузе.

Задачи:

- провести анализ  теоретической литературы по  проблеме взаимосвязи уровня  тревожности и социальной адаптации  у студентов к обучению в  вузе.

- изучить психологические  особенности социальной адаптации  студентов к обучению в вузе;

- исследовать взаимосвязь  уровня тревожности и социальной  адаптации у студентов к обучению  в вузе;

- сделать выводы;

Объект исследования: уровень тревожности  и социальная адаптация у студентов

Предмет исследования: характеристика уровня тревожности (реактивной и личностной) и показатель социальной адаптации студентов в вузе.

Гипотеза исследования: имеется специфика адаптивных характеристик в группах с симметричным изменением показателей реактивной и личностной тревожности (т.е. в группах в высокими, средними и низкими значениями соответствующих) и с различным значением показателя реактивной и личностной тревожности.

Методологию исследования составляют:

- естественнонаучные, социологические  и психолого-педагогические концепции  адаптации (Б.Г. Ананьев, П.К.  Анохин, В.В. Антипов, Р.Ф. Ихсаов, И.П. Павлов, А.В. Петровский, Г. Селье, И.М. Сеченов и др.);

- ведущие положения теории учебной  деятельности (В.В. Давыдов, В.А.  Сластенин, Д.Б. Эльконин и др.).

Методы исследования основаны на изучении и конструктивном анализе научной литературы по проблеме курсовой работы. В работе были применены: Шкала самооценки Спилберга-Ханина; Многоуровневого личностного опросника «Адаптивность-02» (МЛО-АМ)

Экспериментальная база исследования: в исследовании принимали участие студенты.

Научная новизна работы заключается  в исследовании взаимосвязи уровня тревожности и социальной адаптации  студентов при обучении в вузах.

Практическая значимость исследования состоит в том, что результаты теоретического исследования могут  быть использованы при анализе механизмов разрешения нервных срывов студентов, а практического – в практике разрешения улучшения адаптации  студентов.

 

 

  1. АНАЛИЗ ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОСВЯЗИ УРОВНЯ ТРЕВОЖНОСТИ И СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ У СТУДЕНТОВ К ОБУЧЕНИЮ В ВУЗЕ

 

    1. Понятие социальной адаптации, основные теоретические подходы

 

Понятие адаптации - одно из основных в биологии. Это результат (и процесс) взаимодействия живых организмов и окружающей среды, которые приводят к оптимальному их приспособлению к жизни и деятельности. Понятие адаптации возникло в XIX веке и использовалось вначале главным образом в биологии. Затем это понятие стали применять не только к различным сторонам жизнедеятельности организмов, но и к личности человека и даже коллективному поведению.

Адаптация компенсирует недостаточность привычного поведения в новых условиях. Благодаря ей создаются возможности ускорения оптимального функционирования организма, личности в необычной обстановке. Если адаптация не наступает, возникают дополнительные затруднения в освоении предмета деятельности, вплоть до нарушений ее регуляции. Различают следующие два вида адаптации: биофизиологическую и социально-психологическую [15; с.10].

Биофизиологическая адаптация – приспособление организма к устойчивым и меняющимся условиям среды (температуре, атмосферному давлению, влажности, освещению и другим внешним физическим условиям и воздействиям), а также к изменениям и в самом себе.

Характерным для биофизиологической адаптации человека является то, что он может использовать разнообразные вспомогательные средства, являющиеся продуктами его деятельности (например, теплую одежду, жилье и т.д.). У человека обнаруживаются способности и к произвольной психической регуляции некоторых биологических процессов и состояний, что расширяет его адаптационные возможности.

Социально-психологическая  адаптация - привыкание индивида к новым  условиям среды с затратой определенных сил [2; с.24], влияние самого субъекта на среду [21], взаимное приспособление индивида и среды [22].

Адаптация проявляется сразу же с момента  возникновения организма и не прекращается ни на секунду. Она существует как на молекулярном уровне, так  и на уровне человеческого поведения. Тем не менее, считается, что любая адаптация расходует структурные, генетически детерминированные ресурсы организма, следовательно, чересчур активная, даже успешная, адаптация "съедает" жизненные запасы человека [17; с. 47].

Видимо, главное в адаптации все же - степень приспособления организма  к условиям среды, а также возможности, которые у него имеются для  того, чтобы поддерживать функционирование на нужном уровне, то есть так называемая адаптированность [30; с. 76].

Референтными показателями адаптированности личности являются эмоциональные состояния. Положительные эмоции, которые человек испытывает в отношениях с друзьями, в бытовой сфере, удовлетворительное самочувствие, ощущение душевного комфорта - все это факторы адаптированности личности.

Существуют значительные достижения в исследовании профессиональной адаптации, которые получили отражение в  научно-методической литературе. Однако эти результаты зачастую не востребованы и не используются практическими  работниками в решении рассматриваемой  проблемы.

Возрастает интерес к явлению  упреждающей адаптации (М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович, и др.). Вместе с тем авторы не связывают его с кризисным характером адаптации на этапе, предшествующем профессиональной реальности. Ни один из рассмотренных подходов, составляющих теоретико-методологические основы исследования названной проблемы, не отражает специфику модели упреждающей адаптации к педагогической деятельности. Более того, в психологической науке проблема упреждающей адаптации студентов к педагогической деятельности не изучалась. Так, при представленности в научной литературе описания разных видов кризисов: возрастных (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, Э. Эриксон и др.), биографических (Р.А. Ахмеров), профессиональных (Э.Ф. Зеер, Э.Э. Сыманюк), кризисов в адаптации студентов вуза (Б.А. Бараш, О. Кольвах) результаты исследования характерных черт кризисов в процессе вхождения студентов в учебную деятельность, их специфики, обусловленной реализуемыми моделями профессиональной подготовки специалиста, отсутствуют, не прошли экспериментальной проверки средства их полного или частичного упреждения.

Информация о работе Эмпирическое исследование взаимосвязи уровня тревожности и социальной адаптации у студентов к обучению в вузе