Эмпирическое исследование взаимосвязи удовлетворенности браком с особенностей распределения ролей в семье, с иерархией семейных ценн

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2015 в 14:33, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования является выявить влияние особенностей распределения ролей между супругами на удовлетворенность браком с учетом наличия ценностных ориентациий, иерархии семейных ценностей и установок в семейной паре.
В соответствии с целью определены следующие задачи исследования:
1) провести анализ теоретических подходов к особенностям распределения ролей в семье,
2) провести теоретический анализ:
-ролевой структуры семьи,
-ограничений, накладываемых традиционными женскими и мужскими ролями,

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. Теоретические подходы к особенностям распределения ролей в семье…………………………………
1.1. Ролевая структура семьи
1.2. Ограничения, накладываемые традиционными женскими и мужскими ролями
1.3. Трансформация ролевой структуры семьи в современном обществе
ГЛАВА 2. Характеристика понятия удовлетворенность браком и факторы, влияющие на нее
2.1. Феномен удовлетворенности браком: основные направления исследований
2.2. Факторы, влияющие на удовлетворенность браком
ГЛАВА 3. Эмпирическое исследование взаимосвязи удовлетворенности браком с особенностей распределения ролей в семье, с иерархией семейных ценностей
3.1. Процедура проведения исследования
3.2. Анализ и обработка данных
3.3.Интерпритация результатов
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА

Файлы: 1 файл

Магистерская диссертация Бархударян Анжела.doc

— 1.76 Мб (Скачать файл)

Неосознанным мотивом появления ребенка в такой семье может быть чувство недовольства супругами по поводу своих отношений и желание восполнить эмоциональный вакуум.

Третий тип известный социолог С.И. Голод назвал «супружеской семьей», основой которой является связь между супругами. Их отношения являются  отношениями равноправных партнеров на основе доверия, принятия другой личности, уважения друг к другу, терпимости, доброжелательности. Данный тип семьи также называют эгалитарной. В современном мире наблюдается склонность к этому типу взаимоотношений и  ее распространение [12].

Такая семья создается не потому, что «так принято» или «пора замуж», не для того, чтобы иметь детей, а по свободному взаимному выбору. В этой семье, в отличие от семей двух других типов, может и не быть детей вообще, может быть только один ребенок или несколько. Все это не мешает основному типу отношений, в том числе и с ребенком, общение с которым, как и со взрослыми, строится также с учетом личности и взаимных интересов [39].

Рассматривая историю развития армянской семьи, мы  видим, что в течении  многих веков женщины занимали низкое положение, одновременно починялись патриарху семьи-главе. Они занимались воспитанием детей, домашним хозяйством, мужчина занимало доминантное положение, а женщина была зависиой от своего мужа. Были распространены расширенные семьи, где распределение ролей осуществлялось по половой принадлежности. Традиционные нормы и правила определяли, какие обязанности должен в семье выполнять мужчина, а какие жанщина Сегодня в современной Армении  мы видим, что традиции уже не имеют такую силу и не являются определяющим  в сфере ролевой структуры семьи. Глобализация и распространение феминистических взглядов, эмансипация женщин привели к изменению положения жаенщин и в нашем обществе

Знаменитый ангийский философ Б.Рассел в своей знаменитой книге «Брак и мораль» пишет: «Патриархальная семья все еще сохраняет большое значение, хотя сомнительно, что так будет продолжаться долго» [30]. В современном мире мы уже наблюдаем  распад традиционной патриархальной семьи и в нашем обществе. Женщины все более стремятся к независимости, к переходу от подчиненного положения к равноправному, как в обществе,так и в семье.

Уместно ли равноправное отношение между мужчиной и женщиной? Антонов в  книге, написанной совместно с С.А. Сорокиным, замечает: «Разделение единого человека на два пола не бессмысленно, если оно биологически целесообразно для выживания. В определенный период жизни, если бы все особи были заняты рождением, им было бы трудно сохраниться. Поэтому один пол специализирован на контактах с внешним миром больше, чем другой. Иметь одинаковое поведение абсурдно, тогда незачем было разделяться» [4]. Многие проблемы современной семьи – высокий процент разводов, отсутствие родительскогоавторитета, отчуждение детей и т.д. – возникают именно из того факта, что отношение семьи к своим членам строится на строго либеральной почве» [Там же].

С.К.Нартова-Бочавер в своем труде «Психология личности и межличностных отношений» отмечает, что кризис института семьи связан с разрушением традиционной модели семьи и считает, что для российского менталитета нормативной является традиционная патриархальная семья [28].

Доктор психологических наук, профессор Л.Г.Лысюк считает, что христианская модель супружеских отношений обладает четкостью, простотой мудрости и завершенностью, использование такой модели в качестве нормативной модели супружеских отношений позволяет решить многие семейные проблемы и обозначить пути выхода ее из кризиса [24].

А. де Токвиль, защищая элементы традиционной гендерной роли женщины, представил следующие положения:

1. женщина, занимающаяся семейными делами, поступает в соответствии с природой и моральными принципами, потому что дом – это место, где господствуют согласие и спокойствие, в отличие от эгоизма и аморальности, царящих в сфере наемного труда и общественной деятельности. Кроме того, в профессиональной сфере господствуют элементы соревновательности и жесткой социальной борьбы, содержание которой заключается в достижении успеха, иногда любой ценой;

2. роль женщины в семье – это роль служения, семья является убежищем от поражений и неудач, полученных в обществе, тихая защитная гавань;

3. женское служение семье и дому позволяет ей воспитывать детей, прививая им основные моральные ценности [9].

В своей книге «Психология современной семьи» С.В.Ковалев  дает следующее описание традиционной и эгалитарной моделей семьи:

1. В  традиционных семьях  муж является основой материального и бесспорной ее главой. Именно он пределяет статус семейног союза, устанавливает круг ее общения и принимает основные решения по всем важнейшим проблемам. За это муж освобождается от всех домашних обязанностей. Жена в традиционной модели либо совсем не зарабатывает, либо зарабатывает очень мало, отчего главным для нее является радивое и образцовое ведение хозяйства, присмотр за детьми и их воспитание. При подобном распределении обязанностей именно на нее ложатся основные заботы по формированию и воссозданию семейного микрокимата.

2. В  отличие от традиционной модели  эгалитарная семья основывается  на практике полного равноправия  мужа и жены, которые обеспечивают  соответственно примерно равный  вклад в материальное благосостаяние  семейного союза, совместно ведут домашнее хозяйство, сообща принимают все важнейшие решения  и в равной степени занимаются уходом за детьми и их воспитанием. Роль и значение каждого из супругов в формировании семейного климата равны, статус семьи устанавливает супруг, имеющий более высокое поожение. Круг общения формируется сообща [18].

Мы согласны с мнениями многих ученых, которые потверждают, что важным для счастивых супружеских отношений является не столько модель семьи, формы распределения ролей (традиционные или эгаитарные), сколько их согасованность. Традиционная модель семьи может оказаться вполне приемлемой для семейного благополучия, если она удовлетворяет обоих супругов, и никто из них не жалуется на постоянную загруженность.

Эгалитарная семья характеризуется  управлением в демократическом стиле, которую связывают с тем фактом, что женщины также начали работать и зарабатывать на жизнь. Это усиливает положение женщины в обществе, в семье. В Армении за последнее время резко возросло количество работающих женщин, которые имеют свой вклад в материальном обеспечении семьи. Вследствии этого они приобрели значительную независимость от мужа и в какой-то мере авторитет мужчин падает. Данный факт повышает их внутрисемейное положение. Лидерство мужчины в значительной мере является формальным, часто жена в присутствии других стремится создать такое впечатление, что главным в семье является муж, но на самом деле она управляет его поведением [31]. Наблюдается  ослабление  патриархальных тенденций, возникают новые задачи, связанные с распределением домашних обязанностей, а также присутствует задача главы семьи. Но переход от патриархальной, традиционной семьи к эгалитарной является достаточно сложным процессом, связанный с разрушением существующих стереотипов. С.А.Седракян выделяет равенство и справедливость, как положитеьные стороны этой тенденции, а резкий рост числа разводов, милиионы детей, растущих в неполных семьях, как отрицательные  стороны [Там же].

C.И.Голод пишет: «К концу минувшего века для большинства молодого европейского населения (в том числе, разумеется российского) порядок приоритетов стал иным. Прежде всего, каждый из супругов ждет от брака того, что «не заложено» в его природе как социальном институте – эротики (вплоть до «романтической» любви) и счастья, то есть личностной самореализации,а рождение ребенка рассматривается как исполнение хотя и важной, но не первоочередной нужды (поэтому в модернистской семье оно откладывается на более поздний срок). Отсюда и невозможно представить себе совмещение: полного «слияния» в любви и признания эротической автономии для каждого из супругов; долг друг перед другом и свободу расторжения союза; непререкаемый авторитет одного из партнеров и их эгалитарность; взаимное поощрение профессиональных амбиций и готовность к выстраиванию собственных индивидуальных биографий – все это не может функционировать в традиционной моногамии [10].

Сегодня человек в ареале христианской/постхристианской цивилизации во все большей степени становится личностью, неспособной жертвовать во имя любых социальных общностей, ставить общие (групповые) интересы выше частных. Чем выше уровень образования и материального комфорта, прежде всего среди женщин, тем ниже уровень рождаемости, эта корреляция абсолютна, проявляясь в разных регионах земли, в том числе и в странах третьего мира [30].

В рамках традиционного общества традиция «как броня» прикрывала индивида, освобождая его от многочисленных ситуаций личностного выбора и ответственности за него. В отсутствие (или при ослабленной) традиции человеку требуется уже иной уровень ощущения своей личностной ценности и самодостаточности, чтобы самому сделать все необходимые выборы [Там же]. Традиционная семья основывалась именно на непотических   инстинктах, когда ее интересы, как правило, рассматривались человеком как доминантные в отношении личных интересов, более того, интересы семьи зачастую и являлись выражением этих личных интересов.

Таким образом, можно со всей уверенностью констатировать, что основную часть функций, которые выполняла патриархальная, традиционная семья, взял на себя сам индивид, а также государство (государственное пенсионное обеспечение) и общество, в лице благотворительных организаций и бизнеса в социальной сфере. Человек стал профессионально и экономически независим от семьи, он может столь же хорошо выполнять свои профессиональные функции, строить карьеру, получать все большую оплату за свой труд независимо от своего семейного статуса, независимо от наличия или отсутствия семьи [30].

Распад традиционных форм взаимоотношений мужа и жены в семье существует лишь на поведенческом уровне, а в сознании супружеских пар нашей страны, особенно среди мужчин, пока еще живут традиционные стереотипы , представления о функциях и обязанностях, которые должна или не должна выполнять супруга (супруг).В патрирхальных семях характерна следующая форма взаимоотношений : господство мужчин над женщинами, женщина выполняет роль домохозяки, воспитателя, хранителя домашнего очага. Мужчина же является добытчиком, на плечах которго лежит обязанность материального обеспечения семьи. Такие семьи являются авторитарными. В отличие от патриархальных семей в эгалитарных семьях роли распределяются на равноправной основе, отношение между супругами имеют демократический характер. В эгалитарной семье фактически все роли распределяются между мужем и женой вне зависимости от их пола, преимущественно поровну. Сегодня эгалитарные семьи в большей или меньшей степени нормативны для стран Европы, Северной Америки, вообще в ареале христианской/постхристианской цивилизации.

      Структура семейных ролей не постоянна в ходе цикла развития семьи, в ней происходят значительные изменения в плане традиционности – эгалитарности распределения ролей между супругами, и если, как показывают исследования, некоторый сдвиг в сторону более традиционных отношений способствует повышению удовлетворенности браком на определенных этапах цикла развития семьи (например, в период после рождения в семье ребенка), то в другие периоды повышению удовлетворенности браком способствует, на-оборот, увеличение эгалитарности супружеских отношений [1].

Содержание ролей мужчины и женщины в браке определяется историческим и культурным контекстом. Первый удар по традиционному разделению семейных ролей в Армении - муж  добытчик денег, жена - домашняя хозяйка - был нанесен в период получения независимости старны, повлекшей за собой рост безработицы и ухудшение экономического положения населения страны. Безработными остались множество мужчин, а женщины для поддержания семьи были вынуждены работать вне дома. Мужчины искали работу заграницей, что превело к изменению самой структуры семьи. В семьях, где мужчины остались без работы, а жены нашли хоть какую-то работу, постепенно поменялись ролевые притязания и ожидания. От мужчин уже требовалось выполнение определенных домашних обязанностей, что не соответствовала стереотипам, существующим в сознании людей нашей страны. И это состояние порождало определенный внутренний дискомфорт  у мужчин, что неизбежно оказало свое отрицательное влияние и на супужеские взаимоотношения. В некоторых парах мужчины не отстаивали свои традиционные взгляды и хотя и не работали вне дома, браться за домашнюю работу тоже не собирались. В таких семьях  нагрузка лежащая на плечах женщины удваивалась,что тоже отрицательно повлияло на удовлетворенность семейными отношениями, а также на удовлетворенность жизнью  в целом. Как обстоят дела на сегоднящный день в молодых семьях, мы попытаемся показывать в третьей главе, анализируя результаты нашего исследования.

Таким образом, в результате  трансформации традиционной семьи появилась ее новая форма, а именно эгалитарная. Рассматривая развитие института семьи в историческом контексте, мы наблдаем процесс непрерывного изменения ее ролевой сруктуры, который очень хорошо описан в трудах Моргана. Изменения в ролевой структуре семьи сегодня мы наблюдаем и в Армении, и считаем, что часто психологическая неготовность воспринимать  новые виды ролевого взаимодействия является причиной конфликов между супругами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Характеристика понятия удовлетворенность браком и факторы, влияющие на него

 

 

2.1. Феномен удовлетворенности браком: основные направления исследований

 

 «Удачный брак —  это строение, которое 

всегда нужно реконструировать».

А. Моруа

 

 

Удовлетворенность браком - это понятие, которое требует глубокого исследования со стороны ученых. Во всем мире, и в частности в нашей стране, мы наблюдем рост количества разводов, что говорит о неудовлетворенности супругов своими взаиоотношениями. Существуют многие факторы, влияющие на удовлетворенность браком, которых мы рассмотрим в следующем параграфе, а сейчас мы попытаемся разобраться в самом понятии удовлетворенность браком.

Информация о работе Эмпирическое исследование взаимосвязи удовлетворенности браком с особенностей распределения ролей в семье, с иерархией семейных ценн