Эмпирическое исследование взаимосвязи удовлетворенности браком с особенностей распределения ролей в семье, с иерархией семейных ценн

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2015 в 14:33, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования является выявить влияние особенностей распределения ролей между супругами на удовлетворенность браком с учетом наличия ценностных ориентациий, иерархии семейных ценностей и установок в семейной паре.
В соответствии с целью определены следующие задачи исследования:
1) провести анализ теоретических подходов к особенностям распределения ролей в семье,
2) провести теоретический анализ:
-ролевой структуры семьи,
-ограничений, накладываемых традиционными женскими и мужскими ролями,

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. Теоретические подходы к особенностям распределения ролей в семье…………………………………
1.1. Ролевая структура семьи
1.2. Ограничения, накладываемые традиционными женскими и мужскими ролями
1.3. Трансформация ролевой структуры семьи в современном обществе
ГЛАВА 2. Характеристика понятия удовлетворенность браком и факторы, влияющие на нее
2.1. Феномен удовлетворенности браком: основные направления исследований
2.2. Факторы, влияющие на удовлетворенность браком
ГЛАВА 3. Эмпирическое исследование взаимосвязи удовлетворенности браком с особенностей распределения ролей в семье, с иерархией семейных ценностей
3.1. Процедура проведения исследования
3.2. Анализ и обработка данных
3.3.Интерпритация результатов
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА

Файлы: 1 файл

Магистерская диссертация Бархударян Анжела.doc

— 1.76 Мб (Скачать файл)

В общем половые различия используются обществом как основа для дифференциации социальных ролей, но сущность этих ролей не обусловлена такими биологическими факторами, как более внушительные размеры мужчин и способность женщин к деторождению.

 Вероятно, существует почти бесконечное множество отклонений от общепринятых стереотипов, и это наводит на мысль, что сексуальные роли в нашем обществе сложились скорее на основе культурных и социальных особенностей, а не «естественного порядка вещей» [55].

Характер супружеских отношений во многом зависит от степени согласованности семейных ценностей мужа и жены и ролевых представлений о том, кто и в какой степени отвечает за реализацию определенной семейной сферы. Адекватность ролевого поведения супругов зависит от соответствия ролевых ожиданий (установка мужа и жены) на активное выполнение партнером семейных обязанностей и ролевых притязаний (личная готовность каждого из партнеров выполнять семейные роли) [16].

Первичная ролевая адаптация обязательно включает согласование представлений о характере и распределении семейных обязанностей. Первая особенность адаптации заключается в том, что супруги выбрали один и тот же тип роли, а вторая – чтобы каждый из крупных компонентов, необходимого для этой роли внутри - и внесемейного поведения соответствовал у мужа и жены.

По мнению А. Г. Лидерса, чтобы семья эффективно функционировала, ролевая структура семьи должна отвечать следующим требованиям:

- непротиворечивость совокупности ролей, образующих целостную систему, как в отношении ролей, выполняемых одним человеком, так и семьей в целом;

- выполнение роли должно обеспечивать удовлетворение потребностей всех членов семьи в рамках семьи;

- принятые роли должны соответствовать возможностям личности и не приводить к так называемым «ролевым перегрузкам» [23].

Мы бы хотели остановливаться на третьем пункте,что особенно актуально в сегоднящнем мире. «Ролевые перегрузки» характерны особенно для женщин, которые наряду с домашнимы обязанностями, также выполняют работу вне дома, на производстве и т.д.  Мужчины же, имея традиционные представления о распределения ролей в Армянской семье, не учитывают этот факт и для соответствия существующим стереотипам, не берут на себя ответственность выполнять хотя бы определенную часть домашних обязанностей. И причиной конфликтов в современной семье часто является именно отсутствие поддержки со стороны мужа при выполнении домашних обязнностей, что часто снижает уровень удовлетворенности браком у женщин. В чем же проблема, почему современный мужчина даже при возможности брать на себя выполнение определнных домшних обязанностей - не делает этого? Корни проблемы на самом деле лежат очень глубоко, в традициях и в менталитете как нашего народа, так и у многих других. На это свое влияние так же оказывает религия, которая с давних пор гласит о преобладающем положении мужчин, о прислушании жен своим мужьям. Таким образом, распределение ролей в семье происходит именно по половому, точнее гендерному признаку. На западе уже наблюдается эгалитаризация гендерных ролей, что в свою очередь приводит к трансформации ролей, выполняемых мужем и женой в семье. Тот факт, что часто домашние обязанности выполняет муж, а роль дабытчика-жена, уже не вызывает такого сильного удивления, как вызвал бы данный факт в прошлом. К этому способствовало и конечно феминистическое движение, которое возникло в XIII веке и особенно актививизировалос в 1960 –х. годов. Первоначально феминистическая литература возникла в США, а потом в Великобритании и Франции. В настоящее время «женская» проблематика становится предметом академических исследований в рамках целого ряда областей знания: антропологии, этнологии, социологии, психологии, философии, политологии и т. д. [15].

Все это происходило, конечно, на западе, однако и в нашей стране происходит изменение роли  женщины, как в обществе, так и в семье. Что способствует этому трудно однозначно сказать, но среди влияющих на этот процесс факторов можно выделить и информацию, которая в современном мире распространяется очень быстрыми темпами, с помощью СМИ, интернета и т.д.

Таким образом, из выше сказанного следует, что ролевая структура семьи является достаточно сложным образованием, от согласованности которой зависит характер супружеских отношений. Также важной характеристикой ролевой структуры семьи является ролевая адекватность супругов. В семье важным является не тот факт, какую роль выполняет жена или муж в семье, а то, чтоб выполнение этой роли соответствовало ожиданиям супругов. Как было отмечено выше, существуют несколько видов супружеских ролей, традиционные, товарищеские и роли партнеров. В настоящее время мы не можем сказать, какая форма взаимодействия является преобладающей в нашей стране. Хотя долгие годы ролевая структура семьи в Армении строилась на основе традиционных представлений, сегодня мы наблюдаем трансформацию ролевого поведения особенно женщин, которые стремятся к социальной активности, выросло количество женщин в органах управления, их участие в политической жизни страны, т.е. меняется их роль в обществе, что непосредственно оказывает и свое влияние на семью, как один из институтов общества. Хорошо это или плохо трудно судить, но тот факт, что женщины стали менее зависимыми от своих мужей, более самостоятельными, активными не только в выполнении домашних обязанностей, но и в роли активного участника общественной жизни Армении, является очевидным.

В следующем параграфе мы рассмотрим ограничения, накладываемые традиционными женскими и мужскими ролями, а также попытаемся выделить факторы, способствующие ослаблению этих ограничений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2. Ограничения, накладываемые традиционными женскими и мужскими ролями.

 

Семейные роли, которые выполняют супруги всегда распределяютс с учетом гендерной принадлежности. Многие ученые считают, что выполнение некоторых ролей биологически обусловлены, например, уход за ребенком, который связан с вскармливанием ребенка грудью. Однако как было отмечено выше, исследования М.Мид показывали, что распределение ролей в семье часто зависит от социально-культурных, традиционных и этнических особенностей конкретной нации. Как отмечет Шон Бурн в своей книге «Гендерная психология» большинство социальных психологов предполагают, что традиционные гендерные роли ограничивают развитие личности и ведут к социальному неравенству. Люди часто говорят: «У мужчин и женщин разные роли, но они равноценны, так зачем же их менять?». Они считают традиционные мужские и женские роли взаимодополняющими и основанными на биологических различиях между мужчинами и женщинами. Но результаты исследований говорят о разительном неравенстве женщин во всем том, что касается работы, оплаты труда, статуса и власти в обществе. Многие из нас воспитаны в убеждении, что место женщины — у домашнего очага, но только 40% женщин проводят дома все свое время (эта цифра включает женщин пенсионного возраста). В Соединенных Штатах количество семей, в которых муж работает, а жена ведет хозяйство и воспитывает двоих или более детей, составляет всего 7%. Если сравнивать ситуацию в нашей стране, то мы увидим тенденцию в сторону увелечения работающих женщин. Согласно нашим традиционным стереотипам,  ведением домашнего хозяйсва воспитанием детей должна заниматься женщина и хотя на первый взгляд может показаться, что это очень хорошо, когда не надо каждый день ходить на службу, было бы ошибкой считать, что женщина, проводящая целый день дома, мало работает. На самом деле среднестатистическая домохозяйка тратит на работу по дому от 48 до 70 часов в неделю. Более того, оплачиваемый труд удовлетворяет не только экономические, но и многие социальные потребности человека, такие, как потребность в признании, уважении, статусе и стимуляции. Человеку, проводящему целый день дома, удовлетворить эти потребности гораздо сложнее [8].

В нашей стране, работа по дому считается обязанностью женщин и особенно не ценятся мужчинами, что является часто причиной конфликтов между супругами. Наблюдается рост количества работющих женщин, которых до или после работы ждет и работа по дому. В молодых семьях часто на помощь приходит свекровь, или же теща, но не всегда есть такая возможность у молодоженов. Распространение нуклеарных семей требует  эгалитарных форм взаимоотношенй, особенно в условиях, когда и муж, и жена работают. Мы думаем, что в таких случаях необходимо, чтоб выполнение определенных  домашних обязанностей брал на себя мужчина.

 В 1963 г. вышла книга Бетти Фридан  «Особый дар женщины» (The Feminine Mystique). Фридан использовала словосочетание «особый дар женщины», желая подчеркнуть, что общепринятое представление об американской домохозяйке, живущей в пригороде, как об успешной и социально благополучной женщине не всегда является верным. Трудность, отмечает Фридан, состоит в том, что многие женщины ощущают неудовлетворенность и стыдятся этого, так как знают, что, напротив, они должны чувствовать, насколько им повезло. В интервью с «хранительницами домашнего очага» Фридан обнаружила, что неудовлетворенность ощущают даже те женщины, чьей мечтой всегда была роль жены и матери. Согласно полученым ею данным, основная проблема состоит в том, что женщины в основном обслуживают нужды других, а иметь собственную личность им не полагается. Да, их роль важна, так как позволяет их детям и мужьям достигать чего-то в жизни, но жить в других — это не то же самое, что жить самому. И тем не менее считается, что это и есть присущий женщинам «особый дар», вершина женского бытия. Другая проблема, связанная с ролью «хранительницы домашнего очага», по словам Фридан и тех, кого она опрашивала, состоит в том, что домохозяйка оказывается «выброшенной за борт», она стоит в стороне от важнейших событий в жизни людей и потому не чувствует себя полноценным человеком [8]. То же самое мы заметили и у исследуемых нами армянских женщин. Большинство из них жаловались на невозможность работать, так как уход за ребенком и домашные обязанности выполнялись только ими. А те, которые при этом и работали, нуждались в помощи своих супруг.

   Для фрустрации, переживаемой многими женщинами, чьей единственной ролью оказалась роль домохозяйки, Таврис и Оффер даже ввели специальный термин — синдром домохозяйки (housewife syndrome). Представьте себе такую картину. Мало того, что вся работа никогда не может быть сделана окончательно (как только вы наведете в доме хоть какое-то подобие порядка, всегда кто-нибудь тут же нарушит его), но к тому же она обычно скучна, утомительна и вообще никем не признается за работу [Там же].

Кроуз обнаружил, что домохозяйки, которые когда-то нетрадиционно понимали женскую роль, но вышли замуж за мужчин с традиционными взглядами, намного больше неудовлетворены своей ролью и сильнее подвержены депрессии, чем те, кто всегда придерживались традиционных убеждений относительно роли женщины [8].

Мнения ученых о том, как роль домохозяйки воздействует на женщину, разделились, но большинство социологов согласны, что женщина, зарабатывающая деньги, пользуется в доме большей властью. Согласно теории власти в семье (family power theory), тот из супругов, кто обладает большими экономическими возможностями, обладает также и большей властью. Финансовая зависимость домохозяйки от мужа делает ее менее влиятельной фигурой в доме, так как это «его» деньги и он — единственный, кто занят «настоящим» делом (поскольку труд женщины в доме не оплачивается, люди часто рассматривают его как менее ценный, чем оплачиваемый труд). Существует несколько исследований, подтверждающих, что работающие жены имеют больший вес в семье, чем сидящие дома. Эриксен и его коллеги обнаружили, что мужья, имеющие престижную профессию, в семейной жизни особенно склонны настаивать на своем. Как полагают Стейл и Турецки, «неравенство полов в семье воздействует на формирование аналогичных неравных условий за пределами семьи». Мы считаем, что обратное тоже правильно. Ведь неравные условия за пределами семьи, низкая заработная плата по сравнению с мужчинами делают женщин более зависимой и уязвимой, что в принципе нормально для женщин из трациционных семей, но эгалитарная форма семьи, которая распространяется во всем мире, требует равноправия в семейных отношениях, следовательно, и за ее пределами.

Таким образом, ограничения, накладываемые традиционными женскими и мужскими ролями в Армении, постепенно утрачивают свою силу, так как женщины стали более свободными и независимами, они видят себя и вне семьи, стремятся к получению образования, к профессиональному росту и развитию своей личности не только в качестве домохозяйки, хранителя домашнего очага. Мы наблюдаем ослабление ограничений женских и мужских ролей, обусловленные национальными традициями. Процесс глобализации, быстрый темп распространения информации  во всем мире, пропоганда западных ценностей средствами массовой информации оказывают свое непосредственное влияние на ролевую структуру семьи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3. Трансформация ролевой структуры семьи в современном обществе

 

В настояшее время во всем мире наблюдается трансформция института семьи, его видоизменение, некоторые авторы говорят даже об исчезновении такого института ощества, как семья. Но речь должна идти не об его исчезновении, а  об изменении ее структуры. Если в традиционных патриархальных семьях существовала четкая схема взаимоотношений между супругами, то в настоящем этапе развития семьи мы часто сталкиваемся с  проблемой хаоса в семейных отношениях. Мы бы хотели останавливаться на позиции П. Сорокина, который еще в 1916 г. писал о семье (как общественном установлении), которая «переживает острый перелом; старые и отчасти современные ее формы мало-помалу исчезают и уступают место иным формам, известным пока в общих чертах» [33]. На основе статистического материала он показал, что союз мужа и жены, союз родителей и детей и союз родственников и свойственников ослабевает. Ослабление супружеской связи демонстрируют растущий процент разводов, уменьшение числа браков, рост внебрачного союза, проституции, падение рождаемости детей, освобождение женщин из-под опеки мужа и изменение их взаимоотношений, уничтожение религиозной основы брака, все более слабая охрана супружеской верности и самого брака государством. Падение неограниченной родительской власти над детьми делает их равноправными с отцами личностями. Все эти институциональные изменения связываются им со степенью плотности населения, развитием крупных городов и промышленных центров, ростом свободы личности, фактом эмансипации женщин, падением старых религиозных верований. «Семья, - пишет он, - как бы тает и рассасывается, распадаясь на части, теряя одну за другой свои связи и свои функции...»[Там же]. Будущая семья, по его мнению, склеится свободным соглашением, вызванным «действительной любовью симпатией и взаимным уважением одних к другим» [37].

По социально-ролевым признакам выделяются традиционные, детоцентрические и супружеские семьи. Большинство исследователей выделяют по данному критерию три «чистых» типа семьи, которые имеют, с одной стороны, исторический характер, так как развивались хронологически последовательно, от первого к третьему типу. С другой стороны, в современной действительности эти типы существуют параллельно, в  большей степени уже перемешавшись, хотя и сохраняя основные признаки некоего «идеального» типа [39].

Первый тип - это «традиционная семья». В более-менее чистом виде такие семьи распространены в развивающихся  странах - в Средней Азии и некоторых районах Кавказа. В таких семьях стержнем системы являются  не межличностные, а социально и культурно заданные отношения между ее членами.

В традиционной семье распределение ролей осуществляется  с учетом половой принадлежности. Существуют изначально женские и мужские роли в семье, где супруги  хорошо знают свои обязанности и  не вмешиваются в сферу деятельности друг друга.

Место детей в такой семье заведомо определено всем укладом жизни, оно тем меньше, чем младше ребенок. Дети не должны слишком активно вторгаться в жизнь семьи, уважая и неукоснительно соблюдая требования старших, они как бы держатся на периферии семейной системы, наполняя, но, не определяя ее. Основное воздействие здесь «вертикальное»: сверху вниз, требование подчинения младших членов семьи   старшим  ее представителям.

Второй исторически сложившейся в Европе XVIII-XIX  веков тип семьи — так называемая «детоцентрическая семья».  Здесь межличностные отношения, стремление к формированию близких и теплых эмоционально насыщенных контактов как бы потеснены характерным для традиционной семьи главенством общего над личным в сфере отношений родителей с ребенком. Несмотря на то, что отношения между супругами остаются заданными извне и как бы не зависят от того, любят ли они друг друга, на ребенка «позволено» распространять чувство любви.

Если в традиционной семье основой взаимоотношений является уважение к авторитету, то в детоцентрической таким связующим звеном выступает «счастье ребенка».

Таким образом, ребенок с самого начала занимает в такой семье центральное, главенствующее место. Родители живут для него, сознательно или подсознательно предполагая, что в будущем он станет жить для них.

Основное воздействие в такой семье «вертикальное», но уже не сверху вниз (как в традиционной семье) а снизу вверх (от ребенка к родителям). Ребенок имеет определенную власть над родителями и может в какой-то мере даже управлять ими.

Информация о работе Эмпирическое исследование взаимосвязи удовлетворенности браком с особенностей распределения ролей в семье, с иерархией семейных ценн