Эмпирическое исследование возникновения предпосылок аутоагрессивного поведения в подростковом возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 19:55, курсовая работа

Описание работы

Цель работы - изучение особенностей аутоагрессивного поведения подростков.
Объект исследования – личностные особенности подростков.
Предмет исследования - предпосылки возникновения к аутоагрессивному поведению в подростковом возрасте.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………… 3
Глава 1. Теоретические основы изучения предпосылок возникновения предпосылок аутоагрессивного поведения в подростковом возрасте..6
Определение понятия аутоагрессии и аутоагрессивного поведения…………………………………………………………6
Взаимосвязь понятий агрессии, аутоагрессии, враждебности и гнева………………………………………………………………15
Влияние тревожности и депрессии на аутоагрессивные действия…………………………………………………………..17
Глава 2. Эмпирическое исследование возникновения предпосылок аутоагрессивного поведения в подростковом возрасте……………….22
2.1. Организация и методы исследования (там обоснования, описание выборки, этапы проведения, методики и их описания……………….22
2.2. Анализ результатов исследования. Взаимосвязь показателей аутоагрессии, самоповреждения и саморазрушения с показателями враждебности, цинизма и агрессивностипрежде чем писать о взаимосвязях сначала анализируем, наверное, особенности и предпосылки суицидального поведения у………Взаимосвязи ищут потом и обосновывают их в другом параграфе, взаимосвязей между показателями быть не должно (в написании), это брак!!!! Нужно выражаться в тексте иначе, ищут связи м/у явлениями……….!!!!!!, а это в свою очередь выражено в показателях……………………………..25
2.3. Выводы………………………………………………………………33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………....34

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ...………..….35

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 169.50 Кб (Скачать файл)

 

Результаты  по методике исследования склонности к виктимному поведению ( Андронникова О.О., 2003)

Основные показатели по данной методике отражены в таблице  №3.

Таблица №3.

Частотные показатели по шкалам виктимности

 

 

Шкала склонности к агрессивному виктимному поведению

Шкала склонности к самоповреждающему и саморазрушающему поведению

Шкала склонности к гиперсоциальному виктимному поведению

Шкала склонности к зависимому и беспомощному поведению

Шкала склонности  к некритичному поведению

Шкала реализованной  виктимности

Низкие показатели

1-3 стен

 

3(11,1%)

 

3(11,1%)

 

7 (25,9%)

 

3(11,1%)

 

3(11,1%)

 

2 (7,4%)

Средние  показатели

4-7 стен

 

21 (77,7%)

 

16 (59,2%)

 

15 (55,5%)

 

16 (59,2%)

 

15 (55,5%)

 

16 (59,2%)

Высокие

Показатели

8-9 стен

 

3(11,1%)

 

8 (29,6)

 

5 (18,5%)

 

8 (29,6)

 

9 (33,3%)

 

9 (33,3%)


 

 

По результатам  методики исследования склонности к  виктимному поведению было выявлено:

По  шкале «Склонность  к агрессивному виктимному поведению» – низкий показатель шкалы был у 3 испытуемых (11,1 %). Данный результат указывает на снижение мотивации достижения, высокую обидчивость, но при этом у испытуемых данной группы хорошо развит самоконтроль и стремление придерживаться принятых норм и правил. Высокий показатель по данной шкале был выявлен у 3 испытуемых (11,1 %). К данной группе относятся испытуемые, склонные попадать в неприятные  и опасные для жизни и здоровья ситуации в результате проявленной ими агрессии в форме нападения или иного провоцирующего поведения.

По шкале «Склонность  к самоповреждающему и саморазрушающему поведению»  низкий показатель шкалы  был определен у 3 испытуемых (11,1%), что указывает на повышенную заботу о собственной безопасности, стремление оградить себя от ошибок и неприятностей. У 8 испытуемых (29,6%) был выявлен высокий показатель по данной шкале. Для данной группы подростков характерно поведение двух видов: провоцирующее, если для причинения вреда привлекается другое лицо, и самопричиняющее поведение, зачастую опасное для себя и окружающих.

По шкале «Склонность  к гиперсоциальному поведению» низкий показатель шкалы был определен  у 7 испытуемых (25,9 %) – это указывает  пассивность, равнодушие со стороны  подростка, к тем явлениям, которые  происходят вокруг него. У 5 испытуемых (18,5 %) по данной шкале был выявлен высокий показатель. В данную группу относятся люди, которые считают недопустимым уклонение от вмешательства в конфликт, даже если это может стоить им здоровья или жизни. Их поведение имеет положительные мотивы.

По  шкале «Склонность  к зависимому и беспомощному поведению» низкий показатель шкалы был определен  у 3 испытуемых (11,1 %). Данные подростки  стремятся выделиться из группы сверстников, непримиримы к мнению других, но при этом возможна внутренняя ранимость, приводящая к повышенному желанию обособиться от окружающих. У 8 испытуемых (29,6 %) по данной шкале был выявлен высокий показатель. В данную группу входят люди, не оказывающие сопротивления, противодействия по различным причинам: в силу возраста, беспомощного состояния, трусости, из опасения ответственности за собственные противоправные или аморальные действия.

По шкале «Склонность  к некритичному поведению» низкий показатель шкалы был определен у 3 испытуемых (11,1 %). К данной группе относятся  подростки, обладающие стремлением предугадывать возможные последствия своих поступков. У 9 испытуемых (33,3 %) по данной шкале был выявлен высокий показатель. К данной группе относятся лица, демонстрирующие неосторожность, неосмотрительность, неумение правильно оценивать жизненные ситуации в результате каких-либо личностных или ситуативных факторов: эмоциональное состояние, возраст, уровень интеллекта, заболевание.

По шкале «Реализованной виктимности» низкий показатель шкалы  был определен у 2 испытуемых (7,4 %). Данные подростки нечасто попадают в критические ситуации, либо у них уже успел выработаться защитный способ поведения, позволяющий избегать опасных ситуаций. Однако внутренняя готовность к виктимному способу поведения присутствует. Высокий показатель был выявлен у 9 испытуемых (33,3 %) – данные испытуемые достаточно часто попадают в неприятные или даже опасные для их здоровья и жизни ситуации. Причиной этого является внутренняя предрасположенность личности к агрессивному, необдуманному действию.

Данные по показателям виктимности, полученные в исследуемой выборке, выявили группу  подростков с высоким риском виктимного поведения, что в свою очередь, может выступать условием развития у данных подростков аутоагрессивных форм поведения.

Показатели корреляции в исследовательской выборке

Полученные результаты были интерпретированы по коэффициенту Пирсона, в  таблице по корреляционным взаимосвязям отражены основные показатели корреляции (таблица№4).а перед этим была проверка на нормальность расределения?! ГДЕ ОНА

Полученные корреляции подтверждают, что агрессивность может быть связана с низкой оценкой подростком поддержки, которую он получает со стороны  семьи (r=–0,41где значимость p<….); показатели цинизма и враждебности имеют отрицательную связь с оценкой подростком социальной поддержки, получаемой им со стороны друзей (–0,46 и – 0,39 соответственно); враждебность поддерживается высокой оценкой подростками поддержки, получаемой ими со стороны значимых других (0,49), что, в данном случае, указывает на отождествление подростками  значимых других с неформальным окружением и доминирование в самосознании подростка ценностей неформальной подростковой группы.

Вызывают интерес  взаимосвязи показателей УЖАС (ИЩИТЕ СВЯЗИ М/У ЯВЛЕНИЯМИ, А НЕ МЕЖДУ ШКАЛАМИ, ПОКАЗАТЕЛЯМИ!!!!) ну можно один-два раза упомянуть про показатели, шкалы. Иначе, это грубо, некорректно, некрасиво и так просто не положено делать в хороших работах.

Почитайте Маша, пожалуйста, как анализируют  корреляции другие специалисты, ученые, студенты – все реально и более-менее просто «Склонность к агрессивному виктимному поведению» и «Враждебностью» и «Агрессивностью» (0,47 и 0,45 соответственно), что косвенно подтверждает факт виктимизации высокоагрессивных и враждебных подростков.

«Цинизм» и  «Агрессивность» поддерживают «Склонность к самоповреждающему и саморазрушающему поведению» (0,46 и 0,41соответственно). Это позволяет предположить, обесценивающее, пренебрежительное, агрессивное отношение к окружающим поддерживается аутоагрессивным отношением подростка к  себе, что проявляется в разных формах и способах самоповреждения, и является показателем низкой самоценности.

Таблица №4.

Корреляционные  взаимосвязи

Названия шкал

Значение корреляции

Социальная  поддержка семьи/ Шкала агрессивности

-0,41(*)

Социальная  поддержка друзей/ Шкала цинизма

-0,46(*)

Социальная  поддержка друзей/ Шкала враждебности

-0,39(*)

Социальная  поддержка значимых других /Шкала  враждебности

0,49(**)

Склонность  к агрессивному виктимному поведению/Шкала  враждебности

0,47(*)

Склонность  к агрессивному виктимному поведению/ Шкала агрессивности

0,45(*)

Склонность  к самоповреждающему и саморазрушающему поведению/ Шкала цинизма

0,46 (*)

Склонность  к самоповреждающему и саморазрушающему поведению/ Шкала агрессивности

0,41(*)


 

** Корреляция значима на уровне 0,01 (2-сторон.)

*Корреляция значима  на уровне 0,05 (2-сторон.)

 

 

 

 

 

2.3 Выводы.

Таким образом, можно сделать следующие выводы:

1.Основная часть  испытуемых имеет высокий показатель  по шкале социальной поддержки,  что указывает на сформированность позитивных взаимоотношений с семейным и дружеским окружением. И только у 2 человек выявлены низкие показатели, что указывает на нарушение отношений со значимыми другими. (А Я ДУМАЛ, ЧТО ВНАЧАЛЕ НАДО ОПРЕДЕЛИТЬСЯ С СУИЦИДНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ (если есть оно, то у кого), А ПОТОМ ГОВОРИТЬ О ФАКТОРАХ ЕГО ВОЗНИКНОВЕНИЯ)

2.Комплексная  оценка склонности к виктимному  поведению позволила выделить  в исследуемой выборке 3 подростков, имеющих высокие показатели по  виктимизации, включая готовность  к аутоагрессивному поведению.

3.В какой? данной группе были выявлены единичные факты самоповреждающего поведения, включая самоповреждения аутоагрессивного характера в виде самопорезов.

4.По шкале  враждебности выявлены средние  результаты за исключением 3 подростков, показавших высокую предрасположенность к враждебности и 2 подростков с высоким уровнем агрессивности.

5.В целом  можно заключить, что у троих  из 27 подростков выявлена явная  предрасположенность к аутоагрессивному  поведению. Эти подростки характеризуются  низкой оценкой поддержки, получаемой ими со стороны значимых других. Более высокой по сравнению с другими готовностью к реакциям враждебности и фактами самоповреждения аутоагрессивного характера.

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Значимость  проблем аутоагрессивного поведения  очевидна в связи с постоянным повсеместным ростом как суицидальных проявлений, так и самоповреждений. Несмотря на актуальность проблемы аутоагрессии  в современном мире, аутоагрессивное поведение является само по себе малоизученным явлением, т.к. чаще всего рассматривают только одно из его проявлений – суицид, и незначительное внимание уделяют другим не менее важным аспектам.

Понятие аутоагрессии не лишено неоднозначной трактовки  и в данной работе сделаны попытки  описать разные стороны аутоагрессивного поведения. Здесь так же были представлены разные взгляды и подходы в изучении аутоагрессивного поведения. Рассмотрев работы разных авторов на тему аутоагрессии и её проявлений, можно сделать вывод, что в настоящее время нет единого подхода в изучении данной проблемы.

Следует отметить, что на сегодняшний день практически отсутствуют психологические методики, направленные на изучение аутоагрессивных проявлений. Эти аспекты требуют разработки психологической научно-теоретической концепции по изучению, коррекции и профилактики аутоагрессивного поведения.

Анализ  есть, хоть и разрозненный, а вот  синтез отсутствует или очень  слабый (надо связывать факты, а иначе, зачем использовать эти методики, которые не очень-то близки к проблеме – так бывает часто, значит надо привязать их ч/з результаты), и еще почему не говорится о наблюдении, беседе, проективных методах….

В ОБЩЕМ, РАБОТАЙТЕ НАД ОШИБКАМИ!!!! ВЫ МОЖЕТЕ! ЧИТАЙТЕ КНИГИ И НАУЧНЫЕ  ПУБЛИКАЦИИ (ВОПРОСЫ ПСИХОЛОГИИ, ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ  ЖУРНАЛ, ИЗВЕСТИЕ САРАТОВСКОГО УНИВЕРСИТЕТА, УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ…..) И ДИССЕРТАЦИИ! ЖЕЛАЮ УСПЕХА, УДАЧИ И ТРУДОЛЮБИЯ!

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

    1. Пилягина Г. Я. Аутоагрессия: биологическая целесообразность или психологический выбор?  / Г. Я. Пилягина // Таврический журнал психиатрии. – 1999. – Т. 3.  -№ 3 – С. 24.
    2. Антонян Ю.М. Преступная жестокость / Ю.М.. Антонян – М.: ВНИИ МВД РФ, 1994. – 216 с.
    3. Гурьева В.А. Психогенные расстройства у детей и подростков/ В.А.  Гурьева. – М.: КРОН-ПРЕСС, 1996. – 42с.
    4. Амбрумова, А.Г. Психология самоубийства. / А.Г.  Амбрумова // Социальная и клиническая психиатрия. – 1994. – №4. – С. 45-49.
    5. Кондрашенко, В.Т. Общая психотерапия. Учеб. пособие / В.Т Кондрашенко,  Д.И. Донской. – Минск: «Наука и техника», 1993. – 123с.
    6. Меннингер К. Война с самим собой / К .Меннингер. – М. ЭКСМО-Пресс, 2000. – 27с.
    7. Реан А.А. Аутоагрессивный паттерн личности. // Ананьевские чтения – 98. СПб.: 1998. – С 52.
    8. Вилюнас, В.К. Психология эмоций / В.К. Вилюнас, Ю.Б Гиппенрейтер. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. –288 с.
    9. Berge A.L. Lenfant an caravtere dificele. / A.R. Favazza. – P.: Libraire Hachette.1970
    10. Фрейд З. Психология эмоций. Тексты / З. Фрейд. Под ред. В.К.Вилюнаса, Ю.Б.Гиппенрейтер. – М.: Изд-во Моск. ун–та, 1984.
    11. Андронникова О.О.  Методика исследования склонности к виктимному поведению/ О.О. Андронникова // Материалы III Межрегиональной научно-практической конференции 17 .12. 2003 г. http://spsi.narod.ru/2003.htm
    12. Яковлев, Б.П. Аутоагрессия: современные проблемы и тенденции / Б.П. Яковлев, О.Г. Литовченко – Ростов н/Д.: Феникс, 2006.

 


Информация о работе Эмпирическое исследование возникновения предпосылок аутоагрессивного поведения в подростковом возрасте