Эмпирическое исследование возникновения предпосылок аутоагрессивного поведения в подростковом возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 19:55, курсовая работа

Описание работы

Цель работы - изучение особенностей аутоагрессивного поведения подростков.
Объект исследования – личностные особенности подростков.
Предмет исследования - предпосылки возникновения к аутоагрессивному поведению в подростковом возрасте.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………… 3
Глава 1. Теоретические основы изучения предпосылок возникновения предпосылок аутоагрессивного поведения в подростковом возрасте..6
Определение понятия аутоагрессии и аутоагрессивного поведения…………………………………………………………6
Взаимосвязь понятий агрессии, аутоагрессии, враждебности и гнева………………………………………………………………15
Влияние тревожности и депрессии на аутоагрессивные действия…………………………………………………………..17
Глава 2. Эмпирическое исследование возникновения предпосылок аутоагрессивного поведения в подростковом возрасте……………….22
2.1. Организация и методы исследования (там обоснования, описание выборки, этапы проведения, методики и их описания……………….22
2.2. Анализ результатов исследования. Взаимосвязь показателей аутоагрессии, самоповреждения и саморазрушения с показателями враждебности, цинизма и агрессивностипрежде чем писать о взаимосвязях сначала анализируем, наверное, особенности и предпосылки суицидального поведения у………Взаимосвязи ищут потом и обосновывают их в другом параграфе, взаимосвязей между показателями быть не должно (в написании), это брак!!!! Нужно выражаться в тексте иначе, ищут связи м/у явлениями……….!!!!!!, а это в свою очередь выражено в показателях……………………………..25
2.3. Выводы………………………………………………………………33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………....34

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ...………..….35

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 169.50 Кб (Скачать файл)

Фрейд называет это «величественным  обеднением Я» (или личности), и отмечает, что если при скорби «мир становится бедным и пустым», то при меланхолии таким становится само Я.

Фрейдом было замечено, что  люди в депрессивном состоянии направляют большую часть своего недовольства не на другого, а на самого себя, ненавидя себя вне всякого соотнесения со своими реальными недостатками. Это явление описывалось как “садизм (агрессия) против самого себя” или как “направленный вовнутрь гнев” [10].

В рамках когнитивной теории существует теория депрессии А. Эллиса, в соответствии с которой, если человек негативно воспринимает себя и чаще критикует, чем хвалит самого себя, то он будет испытывать разочарование, приводящее в конченом счете к депрессии.

Таким образом, теоретический анализ проблемы аутоагрессии, осуществленный в первой главе, позволяет нам сделать следующие выводы.

Аутоагрессия – это  агрессивное поведение, реализуемое  личностью в отношении самой  себя, возникающее с целью разрешения проблемы в психотравмирующей ситуации, под воздействием которой ценность собственной психической или телесной целостности теряет смысл. Аутоагрессивное поведение – это осознанное насилие человека над самим собой.

Согласно классическому  психоанализу, проявление аутоагрессии обусловлено обострением противоречий между одновременно присущими человеку инстинктами самосохранения и саморазрушения.

Суть концепции фрустрационного  генеза аутоагрессивного поведения  сводится к тому, что аутоагрессивное  поведение формируется как результат  фрустрации (невозможности достижения) жизненно важных личностных потребностей.

В когнитивном направлении  аутоагрессия рассматривается через  действие определенного рода когнитивных  искажений (систематических ошибок в мышлении), для которых свойственна  ригидность когнитивных схем, дихотомия в мышлении и склонность к глобализации

Большое внимание в изучении аутоагрессивного поведения учёные уделяют выявлению типов, форм аутоагрессивного поведения, а также исследованию личностной предрасположенности к  формированию модели аутоагрессивного поведения. Обсуждению результатов эмпирического исследования личностных особенностей, являющихся по данным теоретических и практических исследований, предпосылками аутоагрессии, посвящена вторая глава.

Выводы по первой главе

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Психологическое  исследование аутоагрессивного поведения  в подростковом возрасте.

2.1. Организация и методы исследования. (ПОСМОТРИТЕ КАК В НАУЧНЫХ РАБОТАХ, ЭКСПЕРИМЕН., ПУБЛИКАЦИЯХ)

Исследовательскую выборку составили 27 респондентов (19 девушек и 8 юношей) – учащиеся МОУ СОШ № 73 г. Саратова в возрасте от 12 до 16 лет.

Для реализации цели и задач исследования были использованы следующие методики: Шкала социальной поддержки (Zimet. G., 1988, адаптирована Сирота Н.А., Ялтонский В.М., 1995), Методика исследования склонности к виктимному поведению (Андронникова О.О., 2003), Анкета, направленная на выявление фактов самоповреждающего поведения (Польская Н.А., 2008), Шкала враждебности  Кука-Медлен (1954).

Шкала социальной поддержки  (M. S. P. S. S.)

Многомерная шкала  восприятия социальной поддержки (M. S. P. S. S.) была разработана Зиметом Г. (1988) и после адаптации к использованию  на русском языке была апробирована в исследованиях Сироты Н.А. и  Ялтонского В.М. (1995). Шкала представляет собой краткое, измеряемое самосообщение, оценивающее субъективное восприятие социальной поддержки в двенадцати балльном рейтинге. Шкала предназначена для обследования подростков и взрослых. Она оценивает эффективность и адекватность социальной поддержки по трем аспектам — «семья», «друзья» и «значимые другие». Шкала рассматривается Зиметом как психометрический зонд с хорошей надежностью, адекватной факторной и конструктивной валидностью, простой для обследования и экономящий время инструмент. Данная методика включает в себя двенадцать пунктов утверждений, в которых раскрываются характеристики восприятия социальной поддержки по 3 шкалам.

1 шкала: Социальная поддержка семьи.

2  шкала: Социальная поддержка друзей.

3  шкала: Социальная поддержка значимых друзей

Анкета, направленная на выявление  фактов  самоповреждения  (Польская Н.А., 2008)

В анкете, направленной на выявление фактов самоповреждающего  поведения, включающей в себя 18 пунктов,  указаны наиболее распространенные формы и способы самоповреждения (как социально-санкционированные: татуирование, шрамирование, пирсинг и т.п., так и социально-неодобряемые: порезы, проколы, сковыривание болячек, употребление алкогольных напитков и наркотиков, расстройства пищевого поведения).

Шкала враждебности (Кука-Медлен, 1954 )

Шкала враждебности Кука – Медлен создана в 1954 году. Это часть батареи субтестов, разработанных для измерения  установок личности. Эта шкала  состоит из вопросов, которые использовались в исследованиях MMPI. Обладает адекватной устойчивостью, существуют некоторые ограниченные подтверждения ее валидности. Данная методика состоит из двадцати утверждений в которых раскрываются характеристики враждебности по трем шкалам

1 шкала. Цинизма  (65 баллов и больше – высокий  показатель; 40 – 65  баллов –  средний показатель с тенденцией  к высокому; 25 – 25 баллов –  низкий показатель).

2 шкала. Агрессивности  (45 баллов и больше – высокий  показатель; 30 – 45 баллов – средний  показатель с тенденцией к высокому; 15 – 30 баллов – средний показатель с тенденцией к низкому; 15 баллов и меньше – низкий показатель).

3 шкала. Враждебности (25 баллов и больше – высокий  показатель; 18 – 25 баллов – средний  показатель с тенденцией к  высокому; 10 – 18 баллов – средний показатель с тенденцией к низкому; 10 баллов и меньше – низкий показатель). В целом на что направлена методика

Методика исследования склонности к виктимному поведению  (Андронникова О.О., 2003).[11]

Методика исследования виктимного поведения является стандартизированным тестом-опросником, предназначенным для измерения предрасположенности подростков к реализации различных форм виктимного поведения. Виктимное поведение – это такое поведение, в результате особенностей которого повышается вероятность превращения лица в жертву преступления, обстоятельств или несчастного случая. Объектом приложения методики являются социальные и личностные установки. Тест–опросник предназначен для обследования лиц старшего подросткового и юношеского возраста.  Опросник состоит из восьмидесяти шести вопросов и рассматривается по семи специализированным психодиагностическим шкалам, направленным на измерение предрасположенности к реализации отдельных форм виктимного поведения.

1 шкала. Социальной  желательности ответов.

2 шкала. Склонности  к агрессивному виктимному поведению. 

3шкала. Склонности  к самоповреждающемуся и саморазрушающемуся  поведению. 

4 шкала. Склонности  к гиперсоциальному поведению. 

5 шкала. Склонности  к зависимому и беспомощному  поведению. 

6 шкала. Склонности к некритичному поведению.

7 шкала.  Реализованной  виктимности.

 

2.2. Анализ  результатов исследования. Взаимосвязь показателей аутоагрессии, самоповреждения и саморазрушения с показателями враждебности, цинизма и агрессивности. (ПОСМОТРИТЕ КАК В НАУЧНЫХ РАБОТАХ, ЭКСПЕРИМЕН., ПУБЛИКАЦИЯХ)

 

Статистическая  обработка (описательные, частотные  статистики и корреляционный анализ) данных проводилось с помощью  пакета SPSS–14.0. (в предшествующем параграфе)

Рассмотрим  полученные результаты по каждой методике отдельно. Нельзя анализ смешивать с каждой методикой, вы о них говорите только в начале, а дальше анализируете результаты в соответствии с задачами, но у вас почему-то нет начальной задачи связанной с выявлением аутоагрессии, количественной и качественной оценкой этого. А дальше параграф, связанный с анализом предпосылок, факторов этого явления..

Результаты по шкале  социальной поддержки (M. S. P. S. S.)  (Zimet. G., 1988, Сирота Н.А., Ялтонский В.М., 1995)

По результатам  методики «Шкала социальной поддержки» было выявлено: высокий показатель шкалы «Социальная поддержка семьи»  был определен у 77,8% (21 чел.). Этот результат указывает на  то, что поддержка семьи играет особенно важную роль для большинства испытуемых. По шкале «Социальная поддержка друзей» высокий показатель шкалы  был выявлен у 77,8% (21 чел.), что указывает на высокую необходимость  почувствовать помощь и поддержку друзей, вместе с тем был выявлен низкий показатель по данной шкале у 7,4% (2чел), что возможно указывает плохую адаптированность данных подростков в обществе. По шкале «Социальная поддержка значимых друзей» высокий показатель шкалы был определен у 70,4% (19чел), что указывает на большое желание данных подростков получать эффективную социальную поддержку от семьи, друзей, значимых для них людей и социальных сообществ.

Рассмотрев  полученные результаты по методике «Шкала социальной поддержки», можно сделать  вывод: для подростка важное значение имеет чувство принадлежности к  семье, особой «подростковой» общности, ценности которой являются основой для собственных нравственных оценок, а также для личных ценностных ориентаций и личной способности к саморегулированию своего поведения. 

Процентное  соотношение по методике «Шкала социальной поддержки»  представлено в таблице  №1.

Таблица №1.

Процентное  соотношение по методике

«Шкала  социальной поддержки»

 

Количество  баллов

Социальная  поддержка семьи

Кол-во человек (процент)

Социальная  поддержка друзей Кол-во человек (процент)

Социальная  поддержка значимых других

Кол-во человек (процент)

0

-

2 (7,4%)

2(7,4%)

1

-

1 (3,7%)

1 (3, %)

2

-

2 (7,4%)

-

3

6 (22,2%)

1 (3,7%)

5 (18,5%)

4

21 (77,8%)

21 (77,8%)

19 (70,4%)


 

Результаты  по анкете самоповреждения  (Польская Н.А., 2008)

В анализе должны быть связки между  результатами, а из-за ваших неверных заголовков их нет, они мешают анализу  и обоснованию результатов, последний раз говорю, чтобы вы изучили нормальную диссертацию или отличный диплом (в интернете его нет). Результаты должны быть описаны не в соответствии с конкретной методикой, а в соответствии с задачами исследования, которые решаются посредством методологического аппарата.!!!!!!! (т.е подходами к проблематике, методами диагностики, организац., методами, статист., мет-ми, т.е. эмпирическими методами исследования и т.д. и т.п.) – об этом вначале должно говорится, в п.2.1

Результаты  проведенного анкетного опроса выявили в исследуемой выборке факты самоповреждающего поведения.  Были выявлены следующие типы самоповреждения.

  Самопорезы (порезы бритвой, ножом) выявлены у 2 человек.

Самоудары о  твердые поверхности – 4 человека, кулаком по голове или по телу – 2 человека.

Неглубокие  повреждения тканей тела наносили себе 15 подростков, из которых: расковыривают  раны и болячки 5 человек; расчесывают  кожу 6 человек и выдергивают  волосы из своей головы 4 подростка.

Поступки повышенного  риска, представляющие угрозу для жизни, совершали 8 подростков. Ну и что дальше развивайте мысль!!

Шкала враждебности Кука-Медлен (1954).

При проведении исследования были получены следующие  результаты:

Высокий уровень  цинизма был определен у всех респондентов – 27 человек (99,9%), что позволяет предположить, что для данной группы подростков цинизм выступает в качестве защитной реакции, основанной на демонстративном пренебрежении нравственными нормами, и проявляется в деструктивной форме поведения. Высокий уровень агрессивности был определен у 2 человек (7,4%), что указывает на склонность данных подростков попадать в неприятные ситуации в результате проявленной ими агрессии или иного провоцирующего поведения. Высокий уровень враждебности был определен у 3 человека (11,1%), что показывает на наличие у данных подростков враждебных установок в адрес окружающих их людей, проявляющихся в негативных отношениях к кому – либо или к себе.

Процентное  соотношение по шкале враждебности  Кука-Медлен представлено в таблице №2.

Таблица  №2.

Частота выборов по методике

«Шкала враждебности  Кука-Медлен»

 

 

 

 

 

Шкала цинизма

Шкала агрессивности

Шкала враждебности

Низкие показатели

0

0

2 (7,4%)

Средние показатели с тенденцией к низкому

3 (11,1%)

8 (29,6%)

10 (37%)

Средние показатели с тенденцией к высокому

0

17(63%)

12 (44,5%)

Высокие показатели

24 (88,9%)

2 (7,4%)

3 (11,1%)

Информация о работе Эмпирическое исследование возникновения предпосылок аутоагрессивного поведения в подростковом возрасте