Эмпирическое исследование возникновения предпосылок аутоагрессивного поведения в подростковом возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 19:55, курсовая работа

Описание работы

Цель работы - изучение особенностей аутоагрессивного поведения подростков.
Объект исследования – личностные особенности подростков.
Предмет исследования - предпосылки возникновения к аутоагрессивному поведению в подростковом возрасте.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………… 3
Глава 1. Теоретические основы изучения предпосылок возникновения предпосылок аутоагрессивного поведения в подростковом возрасте..6
Определение понятия аутоагрессии и аутоагрессивного поведения…………………………………………………………6
Взаимосвязь понятий агрессии, аутоагрессии, враждебности и гнева………………………………………………………………15
Влияние тревожности и депрессии на аутоагрессивные действия…………………………………………………………..17
Глава 2. Эмпирическое исследование возникновения предпосылок аутоагрессивного поведения в подростковом возрасте……………….22
2.1. Организация и методы исследования (там обоснования, описание выборки, этапы проведения, методики и их описания……………….22
2.2. Анализ результатов исследования. Взаимосвязь показателей аутоагрессии, самоповреждения и саморазрушения с показателями враждебности, цинизма и агрессивностипрежде чем писать о взаимосвязях сначала анализируем, наверное, особенности и предпосылки суицидального поведения у………Взаимосвязи ищут потом и обосновывают их в другом параграфе, взаимосвязей между показателями быть не должно (в написании), это брак!!!! Нужно выражаться в тексте иначе, ищут связи м/у явлениями……….!!!!!!, а это в свою очередь выражено в показателях……………………………..25
2.3. Выводы………………………………………………………………33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………....34

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ...………..….35

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 169.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оглавление

 

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………… 3

Глава 1. Теоретические основы изучения предпосылок возникновения  предпосылок аутоагрессивного поведения  в подростковом возрасте..6

    1. Определение понятия аутоагрессии и аутоагрессивного поведения…………………………………………………………6
    2. Взаимосвязь понятий агрессии, аутоагрессии, враждебности и гнева………………………………………………………………15
    3. Влияние тревожности и депрессии на аутоагрессивные действия…………………………………………………………..17

Глава 2. Эмпирическое исследование возникновения предпосылок аутоагрессивного поведения в подростковом возрасте……………….22

2.1.  Организация и методы исследования (там обоснования, описание выборки, этапы проведения, методики и их описания……………….22

2.2. Анализ результатов исследования. Взаимосвязь показателей аутоагрессии, самоповреждения и саморазрушения с показателями враждебности, цинизма и агрессивностипрежде чем писать о взаимосвязях сначала анализируем, наверное, особенности и предпосылки суицидального поведения у………Взаимосвязи ищут потом и обосновывают их в другом параграфе, взаимосвязей между показателями быть не должно (в написании), это брак!!!! Нужно выражаться в тексте иначе, ищут связи м/у явлениями……….!!!!!!, а это в свою очередь выражено в показателях……………………………..25

2.3. Выводы………………………………………………………………33

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………....34

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ...………..….35

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Проблема аутоагрессивного поведения актуальна и представляет научный и практический интерес  в связи с постоянным повсеместным ростом, как самоубийств, так и суицидальных попыток. Согласно прогнозу Всемирной Организации Здравоохранения на 2020 год, примерно 1,53 миллиона людей на планете покончат с собой, и ещё большее количество людей (в 10–20 раз больше) предпримут суицидальные попытки (WHO, 1999). Это составляет в среднем одну смерть каждые 20 секунд и осуществлённые суицидальные попытки – каждые 2 секунды. Эти данные отражают как огромный масштаб проблемы аутоагрессивного поведения (АП), так и её серьёзность [1].

Круг проявлений аутоагрессии очень широк – от самоуничижения и самообвинения до нанесения себе повреждений, причинения боли и, в крайних вариантах, суицидальных действий.

Аутоагрессивное поведение является само по себе малоизученным  явлением. Проводимые в последнее  время исследования в этой области, как правило, касаются одного из проявлений данного поведения - суицида. Такая позиция может привести к тому, что многочисленные и самые разнообразные эквивалентные формы саморазрушения, способные приносить существенно больший ущерб личности и социуму, остаются вне поля зрения [1].

Проблема аутоагрессивного поведения рассматривалась в  исследованиях Ю.М. Антонян, И.Б. Бойко, Е.Н. Казаковой, В.Г. Деева, А.Г. Амбрумовой, В.Т.Кондрашенко, В.А. Верещагина  В.П. Самохвалова, О.А. Гильбурда, Р.М. Масагутова, Д.И. Шустова, Г.Я. Пилягиной, А.А. Реана.  Среди зарубежных авторов большой вклад внесли такие исследователи как К. Меннингер, З. Фрейд, Г. Лихт, К. Бютнер, Д. Калшед, Э. Фромм и др. Работы данных авторов посвящены изучению различных аспектов проявления аутоагрессивного поведения. Попытки объяснить феномен аутоагрессии  предпринимались также в психологических теориях, таких как психоаналитическая теория, теория фрустрации, когнитивная теория, теория социального научения.

Актуальность  данного исследования является несомненной. Исследование будет направлено на изучение предпосылок возникновения к аутоагрессивному поведению в подростковом возрасте.

Цель работы - изучение особенностей аутоагрессивного поведения подростков.

Объект  исследования – личностные особенности подростков. 

Предмет исследования - предпосылки возникновения к аутоагрессивному поведению в подростковом возрасте.

Основой исследования является гипотеза, которая  заключается в том, что склонность к аутоагрессивному поведению подкрепляется высоким уровнем агрессивности и враждебности. (ну не очень!!! Рано об этом говорить, если нет 40-50 испытуемых)

В соответствие с целью и гипотезой исследования были определены следующие Задачи:

      1. Проанализировать известные теоретические положения о проблеме аутоагрессии.
      2. Провести эпмирическое исследование по изучению возникновения предпосылок аутоагрессивного поведения в подростковом возрасте.  Выявить особенности и предпосылки возникновения аутоагрессивного поведения у подростков.
      3. ? Провести статистический и содержательный анализ полученных результатов исследования. ?
      4. Проследить взаимосвязь показателей аутоагрессии, самоповреждения и саморазрушения с показателями враждебности, цинизма и агрессивности.

В исследовании были использованы следующие  методики: (ПОСМОТРИТЕ КАК ЭТО СДЕЛАНО В ДРУГИХ РАБОТАХ).

Шкала социальной поддержки, направленная на  раскрытие  характеристик восприятия социальной поддержки (Zimet. G., 1988, адаптирована Сирота Н.А., Ялтонский В.М., 1995);

Методика исследования склонности к виктимному поведению, предназначена для измерения предрасположенности подростков к реализации различных форм виктимного поведения (Андронникова О.О., 2003);

Анкета самоповреждений, направленная на выявление фактов самоповреждающего  поведения (Польская Н.А., 2008);

Шкала враждебности Кука-Медлен, которая позволяет оценивать уровень враждебности.  (1954).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоретико-методологический анализ проблемы аутоагрессии. Теоретические основы изучения предпосылок возникновения предпосылок аутоагрессивного поведения в подростковом возрасте

1.1. Определение  понятия аутоагрессии и аутоагрессивного  поведения 

Понятие «аутоагрессия» в научной литературе трактуется неоднозначно.

Одни исследователи понимают аутоагрессию как осознанное насилие  человека над самим собой. С этой позиции аутоагрессия определяется как проявление различного рода суицидальных поступков, и как осознанное самоповреждение [2].

Другие – считают аутоагрессию проявлением как осознанных, так  и бессознательных импульсов (3. Фрейд, К. Меннингер, К. Юнг и др.). Под аутоагрессией понимаются как суицидальные попытки и самоповреждения, так и неосознанное членовредительство, а также различные виды действий, направленных во вред своему здоровью (наркомания, алкоголизм и т. д.).

Такое теоретическое расхождение в понимании этого психологического феномена определяет и различные подходы к изучению, анализу и интерпретации множества проявлений аутодеструктивного поведения.

Многие отечественные  исследователи трактуют аутоагрессивное  поведение как осознанное насилие человека над самим собой, а аутоагрессию – как агрессивное поведение, возникающее с целью разрешения проблемы в психотравмирующей ситуации, под воздействием которой ценность собственной психической или телесной целостности теряет смысл .

В научной литературе есть аналоги термину «аутоагрессивное поведение»:

– поведение суицидальное, которое представляет собой не только суицидальные покушения, но и попытки  их проявления [4].

– саморазрушительное или  аутодеструктивное поведение, включающее в себя не только явные аутоагрессивные действия (самоповреждения, самоубийство), но и злоупотребление алкоголем и наркотиками, сильнодействующими медикаментозными средствами, курение, намеренную рабочую перегрузку и т.д. [5].

Изучая феномен аутоагрессии, Ю.М. Антонян, И.Б. Бойко, В.А. Верещагин сделали попытку все известные аутоагрессивные проявления разделить по признаку их направленности. Они определили две  основные категории, являющиеся во многом взаимосвязанными и влияющими друг на друга: суицидальные проявления (самоубийства, попытки к нему), где целью является достижение смерти суицидентом, и несуицидальные проявления (самоповреждения и т. п.), где целью является не лишение себя жизни, а получение какого-либо другого результата .

Такой подход к аутоагрессивному поведению снимает отмеченные ранее противоречия в теоретических подходах.

Первая категория охватывает наиболее опасную для собственной  жизни группу поведенческих актов  и достаточно широко представлена в  действительности.

Вторая категория аутоагрессивных  проявлений, хотя и не характеризуется такими отрицательными социальными последствиями, но также достаточно широко распространена.

Следует отметить, что в  научной психологической литературе, несмотря на достаточно большой интерес  к аутоагрессии, как правило, изучается лишь один ее аспект – самоубийство. Самоповреждения (членовредительства), не носящие суицидального характера остаются до сегодняшнего дня малоизученным явлением.

В современной  науке феномен самоповреждающего  поведения исследуется в широком  междисциплинарном контексте психиатрии, психологии, социологии и культурной антропологии. По данным исследователей, этот поведенческий феномен широко распространен и является одним из наиболее неконтролируемых, разрушительных и непредсказуемых типов поведения [1].

 В отечественной  литературе акты самоповреждения  рассматриваются преимущественно  в структуре аутоагрессивного  и саморазрушающего поведения,  расцениваемого как следствие  психического расстройства или  серьезных поведенческих проблем  .

В зарубежных публикациях дискуссия о причинах и механизмах саморазрушающего поведения широко развернулась в 70-е гг. ХХв. Но уже в работах З. Фрейда, К. Меннингера, Д. Виникота проблема самоповреждения была поставлена в контексте обсуждения природы аутоагрессии. Исследования современных зарубежных авторов касаются выявления эмоциональных, личностных предиктов саморазрушающего поведения, а также описания механизмов формирования и реализации саморазрушающего поведения [5].

В своих определения  саморазрушающего поведения одни исследователи подчеркивают психологическое содержание, другие – физический компонент. К. Меннингер назвал саморазрушающее поведение «попыткой самоисцеления, когда локальное саморазрушение, будучи формой частичного суицида, предотвращает тотальный суицид» [6]. М. Сипсон в своем определении саморазрушающего поведения фокусируется на физическом вреде, причиненном собственному телу, независимо от явных или скрытых намерений, включающим в себя удаление, разрушение, обезображивание или повреждения части тела. А. Фавазза и Р. Розенталь связывают акты самоповреждения с нарушение психической регуляции и психологическими проблемами. Они подразумевают под саморазрушающим поведением «нарушение волевого контроля…определенный синдром, благодаря которому акты самоповреждения становятся повторяющимися ответами на беспокоящие психологические симптомы или события окружающего мира» .

Наиболее распространенным является понимание саморазрушающего поведения, связанного с преднамеренным нанесением себе телесных повреждений, однако не имеющего суицидальной направленности. В качестве основных признаков самоповреждающего поведения определяют: 1) преднамеренный (сознательный) характер; 2) отсутствие суицидального намерения; 3) самостоятельное причинение себе повреждений; 4) элемент физического насилия;  5) привычный характер.

А. Фавазза и  Р. Розенталь различают две основные категории актов самоповреждения: 1) самоповреждения, обусловленные социокультурным  укладом (ритуалом, обычаем, традицией), например прокалывание мочек ушей, обрезание; 2) девиантные самоповреждения, включающие в себя значительные (тяжелые), стереотипные и поверхностные (символические) самоповреждения.

 Значительные самоповреждения – это редкие (или единичные) акты радикального и глубокого повреждения тканей тела (энуклецция глаза, кастрация, ампутация частей тела), совершенные как правило под влиянием психотических переживаний.

Стереотипные  самоповреждения — ритмичные  акты, которые повторяются по жестко зафиксированной схеме и лишены смыслового содержания (стереотипные удары головой, выдавливание глазного яблока). Подобные расстройства часто встречаются при детском аутизме «в виде ударов головой, кусания, царапания, вырывания волос» и умственной отсталости.

Поверхностные (или символические) самоповреждения, подразделяются на компульсивные, эпизодические и повторяющиеся акты самоповреждения, представляют собой неглубокие повреждения тканей тела, не представляющие риска для жизни: порезы на коже, «гравировка» на коже (слова, узоры и другие символы), препятствие заживлению ран, преднамеренные переломы костей, втыкание игл, выдергивание волос, обкусывание ногтей, расчесывание кожи и другие.

Повторяющиеся самоповреждения свойственны личностям, испытывающим аддиктивную потребность  в актах самоповреждения.

Тип символических  самоповреждений наиболее распространен и наименее фиксирован клиническими и социальными службами. Именно этот тип самоповреждений наиболее часто связывается с переживанием психологических трудностей и наличием психологической предрасположенности к самоповреждающему поведению [5].

Различные исследователи  предлагали свое название феномена членовредительства. Так, например, К. Меннингер в 30-е  годы XX века обосновал понятие «локальное самоубийство» [6].

«Локальное» самоубийство понимается как форма самоуничтожения, где разрушительная тенденция проявляется по отношению к собственному телу, к отдельным его участкам и органам. В число таких феноменов входят: членовредительство, под которым подразумевались: преднамеренные действия пациентов психиатрических клиник по нанесению себе экзотических видов увечий; случаи преднамеренного членовредительства, свойственного невротикам. Другим феноменом данной категории он считает симуляцию. В этом случае автор, используя термин «симуляция», обусловливает его скрытыми мотивами и ложными целями [6].

Информация о работе Эмпирическое исследование возникновения предпосылок аутоагрессивного поведения в подростковом возрасте