Эмпирическое исследование проявления агрессии у людей с избыточной массой тела

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2013 в 09:38, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования- выявить особенности агрессивного поведения у людей с избыточной массой тела.
В соответствии с объектом и предметом были выявлены следующие задачи:
1. Изучить литературу по томе «Особенности проявления агрессии у людей с с»;
2. Исследовать особенности агрессивного поведения у лиц с избыточной массой тела;
3. Изучить особенности агрессивного поведения у людей с избыточной массой тела;
4. Сравнить и проанализировать полученные результаты в двух группах.

Содержание работы

Введение
1.1. Теоретический аспект изучения агрессии……………………………….6
1.1.1. Определение и сущность понятия агрессия…………………………......6
1.1.2. Виды агрессии………………………………………………………...…...10
1.2. Теоретический аспект изучения ИМТ………………………………......14
2. Эмпирическое исследование проявления агрессии у людей с ИМТ………………………………………………………………………………14
2.1. Описание программы исследования……………………………………..19
2.2. Результаты исследования…………………………………………………23
Заключение…………………………………………………………………….…29
Список использованной литературы……………………...……………………24
Приложения……………………………………………………………...………25

Файлы: 1 файл

Osobennosti_proyavlenia_agressivnogo_povedenia_u.doc

— 188.00 Кб (Скачать файл)


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                           Содержание 

 

Введение 

    1. Теоретический аспект изучения агрессии……………………………….6
      1. Определение и сущность понятия агрессия…………………………......6
      2. Виды агрессии………………………………………………………...…...10
    2. Теоретический аспект изучения ИМТ………………………………......14

2. Эмпирическое исследование  проявления агрессии у людей  с ИМТ………………………………………………………………………………14

2.1.    Описание  программы исследования……………………………………..19

2.2.    Результаты  исследования…………………………………………………23

Заключение…………………………………………………………………….…29

Список использованной литературы……………………...……………………24

Приложения……………………………………………………………...………25

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

   В настоящее  время проблема агрессивности  стала одной из центральных  вопросов психологии. Проявление агрессии свойственно в наше время не только подросткам, но и людям зрелого возраста. За последние 80 лет было проведено множество исследований, изучаемых с различных точек зрения агрессивное поведение. Например, С. П. Иванова выявила скрытую и открыто проявляемую жестокость как у студентов- выпускников, так и у их учителей.

   Согласно фрустрационной  теории, агрессия- это не автоматически  возникающая в недрах организма  влечение, а следствие фрустрации, т.е. препятствий, возникающих  на пути действий субъекта. Также очень большое значение играет проблема проявления агрессии у людей с избыточной массой тела. Избыточная масса тела относится к распространенным заболеваниям. Почти 30% взрослых  и не менее 15% детей и подростков страдают ожирением. Это – серьезная проблема также для лиц пожилого возраста. В последние годы уделяется много внимания медико – социальным  вопросам, связанным с профилактикой и лечением избыточной массы тела. Но ожирение – это не только физиологическая, медицинская проблема, она также влияет и на психологическое состояние человека. У больных с ожирением наблюдается повышение уровня личностной тревожности, они обнаруживают повышенную сенситивность в отношении межличностных конфликтов. Клинико – катамнестический метод позволяет выявить значительную частоту стрессов в личных и семейных отношениях, т.о. больные ожирением склонны к проявлению агрессии.

   Агрессивное поведение рассматривалось многими учеными кок в России, так и на Западе. Например, П. А. Ковалев считал, что наибольший вклад в агрессивное поведение вносят такие эмоциональные особенности личности, как мстительность, обидчивость и вспыльчивость. У. Макдауголл признавал агрессию заложенной в человеке от природы, Р. Лоренц также полагал, что человек обладает инстинктом агрессии. Также изучением  проблемы агрессии занимались Л. И. Белозерова, А. Бандура, С. П. Иванова, Дж. Боулби, О.И. Шляхтина, например, показала зависимость уровня агрессивности от социального статуса.

   Несмотря на  большое количество работ, посвещенных  проблеме проявления агрессии у людей с избыточной массой тела изучено недостаточно. В науке в настоящее время накоплен достаточный объем знаний, создающий условия для поиска путей решения проблемы агрессивного поведения у людей, больных ожирением, но необходима разработка подходов, руководствуясь которыми, психолог был бы в состоянии помочь человеку с данной проблемой. Также агрессивное поведение является препятствием для установления контакта с окружающими людьми; человеку с высоким уровнем агрессии трудно найти работу и удержаться на ней, ему сложнее создать свою семью.

   Объект исследования- проявление агрессии.

   Предмет исследования- особенности проявления агрессивног8о  поведения у людей с избыточной  массой тела и ожирением.

   Цель исследования- выявить особенности агрессивного поведения у людей с избыточной массой тела.

   В соответствии  с объектом и предметом были  выявлены следующие задачи:

  1. Изучить литературу по томе «Особенности проявления агрессии у людей с избыточной массой тела»;
  2. Исследовать особенности агрессивного поведения у лиц с избыточной массой тела;
  3. Изучить особенности агрессивного поведения у людей с избыточной массой тела;
  4. Сравнить и проанализировать полученные результаты в двух группах.

   Мы предположили, что проявление агрессии у лиц с избыточной массой тела отличается от агрессивного поведения людей, чей вес не превышает норму.

 

 Методы исследования:

  • Анкета;
  • Методика А. Ассингера «Диагностика склонности к агрессивному поведению»;
  • Методика Е. П. Ильина «Агрессивное поведение»;
  • Математические методы: угловое преобразование Фишера.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.1Теоретический аспект изучения агрессии

 

      1. Определение и сущность понятия агрессия

 

    В настоящее  время агрессия стала одним  из центральных вопросов психологии. Подростковая агрессивность уже  никого не удивляет. Агрессивное поведение свойственно как детям, так и взрослым людям.

    Существует  множество определений агрессии, предложенных различными авторами.

    Согласно фрустрационной  теории, агрессия- это не автоматически  возникающее в недрах организма влечение, а следствие фрустрации. В 9-м издании академического словаря Вебстера (1989), агрессия определяется следующим образом:

Агрессия- активное действие или решительные меры, в особенности  с намерением силой добиться господства или завладеть чем- либо. Это регулярное совершение непосредственных нападений или посягательств, это оскорбительное или деструктивное поведение, в особенности вызванное неудовлетворенностью [10].

    В психологическом  словаре под ред. А.В. Петровского,  М.Г. Ярошевского дается следующее определение :

Агрессия- это социально  негативное явление, для сохранения внутреннего гомеостаза и здоровья человека[9].

    Агрессивное  поведение рассматривают множество  ученых: Л. Берковитц, А. Бандура,  П.А. Ковалев, Л.И. Белозерова, Н.В. Гришина, А.А. Реан, У. Макдауголл, И.О. Шляхина и многие другие.

    Л. Берковитц  (1962) ввел между фрустрацией и  агрессивным поведением две переменные: гнев, как побудительный компонент  и пусковые раздражители, запускающие  агрессивную реакцию. Гнев возникает, когда достижение целей, на которые направлено действие субъекта, блокируются. Например, агрессия, как следствие гнева, связанного с разлукой с родителями, может проявляться у маленьких детей. Дж. Боулби наблюдал детей, которые жили две и более недели в детском учреждении. В сравнении с детьми, которые жили дома, у них агрессивное поведение в тесте игры с куклами проявлялось в четыре раза чаще. После возвращения домой их агрессивность снижалась [4].

    Однако гнев не ведет сам по себе к агрессивному поведению. Для этого необходимы адекватные ему пусковые раздражители, которые должны путем размышления связаться субъектом с источником гнева.

    Многие психологи,  в том числе и американские, эту теорию не разделяют. Например, А. Бандура (1973) утверждает, что эмоция гнева не является ни необходимым, ни достаточным условием агрессии. Главная роль принадлежит, с его точки зрения, научению путем наблюдения за образцом. В концепции Бандуры агрессивное поведение объясняется как с позиции теории научения, так и с позиции когнитивных теорий мотивации [1].

    Агрессивное  поведение начинается с возникновения  конфликтной или фрустрирующей  ситуаций, играющих роль внешнего  стимула. Однако возникновение  этих ситуаций еще не свидетельствует  о возникновении у человека состояний конфликта или фрустрации. Так, для возникновения состояния конфликта, во- первых, необходимо, чтобы столкновение мнений, желаний, интересов, целей между общающимися было осознанно субъектами как таковое, во- вторых, необходимо, чтобы субъекты общения не захотели пойти на компромисс, в- третьих, необходимо, чтобы между ними возникли взаимные неприязненные отношения- враждебность. Н.В. Гришина (2000) относила к конфликту не всякое разногласие и называла не отягощенные эмоциональным напряжением разногласия столкновением позиций или предметно- деловым разногласием. Если это не учитывать, то любая дискуссия, протекающая мирно, может быть отнесена к агрессивному поведению [5].

    У. Макдауголл (1926) признавал «инстинкт драчливости», заложенным в человеке от природы. Г. Мюррей (1938) писал о первичной потребности в агрессии, побуждающей искать случаи атаковать с целью причинения вреда. Р. Лоренц (1994) также полагает, что человек обладает инстинктом агрессии. В качестве примера он приводит подростка, который при первом знакомстве со сверстником сейчас же начинает с ним драться, поступая наподобие того, как в аналогичном случае поступают обезьяны, крысы и ящерицы.  А. Маслоу (1998) не относит агрессивность к инстинктам, но считает, что она имеет природную основу.

    В исследовании  Нгуен Ки Тыонга (2000) показано, что  склонность к авторитарному стилю  руководства связана, с одной  стороны, с агрессивностью как  личностным свойством, а с другой- с большой силой нервной системы.  Отсюда он предполагает связь  и между агрессивностью и силой нервной системы, что нашло прямое подтверждение Е.П. Ильеным, при сопоставлении агрессивного стиля ведения спортивных поединков с силой нервной системы: большая сила нервной системы чаще встречалась у спортсменов атакующего стиля, чем спортивного т.е. агрессивность генетически обусловлена.

    Агрессивность  и агрессивное поведение также  зависят от общественных условий,  что показано как отечественными, так и зарубежными авторами. О.И.  Шляхина (1997) показала зависимость  уровня агрессивности от социального статуса подростков. Наиболее высокий ее уровень наблюдается у лидеров и отверженных. В первом случае агрессивность поведения вызывается желанием защитить или укрепить свое лидерство, а во втором- неудовлетворенностью своим положением. А. Бандура с соавторами (1961) показали на детях 3-5 лет роль воспитания в проявлении агрессивных реакций: дети, смотревшие фильм, в котором демонстрировалось грубое обращение с куклой, вели себя после просмотра так же агрессивно при попытке отнять у них куклу [2].

    По мнению  Е. П. Ильина, возникновение конфликта может зависеть и от партнера по общению, который проявляет по отношению к субъекту вербальную или физическую агрессии. Все это вызывает у субъекта определенные отрицательные эмоции- досаду, обиду, злость, негодование, гнев, ярость, с появлением которых и начинается формирование мотива агрессивного поведения. Переживание этих состояний приводит к возникновению потребности субъекта общения устранить психическое напряжение, разрядить его. Эта потребность ведет к формированию абстрактной цели: что надо сделать, чтобы наказать обидчика, устранить его как источник  конфликта. Во многом способ поведения будет определяться как внешними обстоятельствами, так и опытом, воспитанностью человека,  которые уже на этом плане могут блокировать агрессивное поведение человека [4].

    Таким образом,  существует множество определений агрессии. Например,    согласно фрустрационной теории, агрессия- это не автоматически возникающее в недрах организма влечение, а следствие фрустрации.

        В психологическом словаре под  ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского  дается следующее определение  :

Агрессия- это социально  негативное явление, для сохранения внутреннего гомеостаза и здоровья человека.

    Некоторые  ученые считают, что агрессия является врожденной, например, У. Макдауголл или Р. Лоренц.    Агрессивное поведение начинается с возникновения конфликтной или фрустрирующей ситуаций, играющих роль внешнего стимула.    По мнению Е. П. Ильина, возникновение конфликта может зависеть и от партнера по общению, который проявляет по отношению к субъекту вербальную или физическую агрессии. Также, по мнению различных авторов, агрессивное поведение может зависеть от общественных условий.

 

 

 

 

 

 

 

      1. Виды агрессивного поведения

 

Поскольку агрессия представляет собой весьма неоднородный феномен и описывается широким набором образцов поведения и определений, различными авторами предпринимается подразделить ее на более однородные категории.

    Выделяются  следующие виды агрессивного  поведения: адаптивная и неадаптивная, скрытая и открытая, реактивная и проактивная, инструментальная и враждебная, наступательная и оборонительная, вербальная, физическая и косвенная агрессия.

  1. Адаптивная и неадаптивная агрессия.

    По мнению  Д. Конора (2005) адаптивная агрессия  может не требовать обязательного  психиатрического обследования  или лечения. Она часто служит  обеспечению целостности или выживания индивида.

Информация о работе Эмпирическое исследование проявления агрессии у людей с избыточной массой тела