Эмпирическое исследование проблем полового воспитания в подростковом возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 13:03, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования - изучить проблемы полового воспитания подростков с теоретической и практической сторон.
Задачи исследования:
1) Изучение теоретических аспектов исследуемой проблемы.
2) Исследовать с помощью методики отношение подростков к
сексу.

Файлы: 1 файл

курсовая по психологии v.1.docx

— 47.77 Кб (Скачать файл)

100 % подростков – мальчиков  по результатам прохождения теста   относятся ко 2 категории получения  баллов, т.е. от 60 до 120. Взгляды подростков  оцениваются как средние (по  крайней мере, в нашей географической  среде). Возможно, испытуемые должны  задать себе вопрос, почему в  их жизни любовь не относится  к кульминационным вершинам. Может,  есть конкретные причины для  этого, а именно это обусловлено  особенностями психологического  и физического воспитания. В семьях  в настоящее время мало уделяется  вопросу полового воспитания, а  об этом подростки чаще всего  узнают от сверстников (сведения  которых могут далеко отличаться  от действительности), из СМИ,  а на данный момент особенно  в Интернете. Что и сказывается  на результатах теста.

Что же касается подростков – девочек то здесь ситуация двойственная. 26,6  % подростков относятся  ко 2 категории  ответов т.е. от 60 до 120, а 23,4 % к 3 категории  т.е. менее 60. Объясняя результаты, хочется  отметить, что в силу особенностей психофизиологических особенностей девочки  не так «озабочены» вопросами  секса по сравнению с мальчика, которым данная тема кажется крайне интересной. Из-за этого мнение женского пола разделилось практически пополам. Результаты 2 категории были описаны выше, имея в виду 3 категорию, то здесь в духовной жизни любовь не играет особо важной роли. Может быть, испытуемые её вообще ещё не открыли.

Следует так же выделить детальные аспекты ответов на вопросы.  Данные приведены в следующей  таблице.

 

Вопрос

Подростки – мальчики соотношение  неверных/верных ответов

Подростки - девочки соотношение  неверных/верных ответов

1

10/5

10/5

2

14/1

14/1

3

10/5

12/3

4

2/13

5/10

5

1/14

1/14

6

0/15

5/10

7

1/14

2/13

8

9/6

9/6

9

1/14

12/3

10

4/11

8/7

11

6/9

4/11

12

15/0

4/11

13

14/1

12/3

14

11/4

14/1

15

2/13

4/11

16

7/8

7/8

17

8/7

13/2

18

5/10

7/8

19

12/3

11/4

20

2/13

8/7

21

11/4

13/2

22

2/13

5/10

23

0/15

6/9

24

10/5

10/5

25

2/13

1/14


 

 

Хочется отметить, что в 1 и 2 вопросах,  «В каком возрасте мужчина  достигает наивысшего уровня потенции»? «Приблизительно, в каком возрасте у женщин наблюдается наиболее сильное  сексуальное влечение»? Мальчики и  девочки были солидарны. Большинство  из испытуемых не владеет верной информацией. По 1 вопросу 10 (по 5 от каждой половой категории) из 20 ответили верно: «между 17 и 21 годами», а по 2 только 1 и 1 из 28 ответили правильно: «между 30 и 37 годами». Это обусловлено неверной информацией о возрастных особенностях наибольшего сексуального влечения. По 5 вопросу так же мнения сошлись «Что определяет наши сексуальные потребности»? 1 и 1 из 28 ответили верно: физические и психологические черты и особенности, основная же часть испытуемых сбросила груз ответственности на наследственную предрасположенность.

В 24 вопросе испытуемые так  же были солидарны, лишь 5 мальчиков и 5 девочек из 30 человек ответили на вопрос верно «Какова наилучшая дорога к сексуальной гармонии»? «Знать самого себя и свои собственные желания».

Что же касается отдельно подростков – мальчиков то в 6 вопросе, «Каким является, по вашему мнению, идеальное  отношение к проблемам секса»? Верно, ответили все 15 человек любовь, и секс вместе рождают основу для  полного проявления отношений.

 В 12 вопросе, «В какой  степени можно доверять противозачаточным  таблеткам»? Все ответили неверно.  Что дает повод задуматься  о осведомленности в отношении методов контрацепции, а в частности противозачаточных таблеток.

 И в 23 вопросе так  же все ответили неправильно  «Что требуется для полного  проявления любовных отношений»? Это показывает то, что мальчики  не знают в полной мере особенности  отношений между людьми.

 

Выводы по II главе

 

Мной было проведено эмпирическое исследование показавшее рост грамотности подростков в области полового воспитания, но стоит отметить тот факт, что самой первой категории результатов из 30 испытуемых, которая характеризует отношение подростков к сексу как нечто большее, чем просто слово, где любовь для них очень важна и выступает как один из факторов определяющих счастье человека, так и никто не коснулся, это говорит о том, что испытуемым есть к чему стремиться, есть возможность пополнить свои познания в этой деликатной теме, дабы расширить свое мировоззрение и знания, которые будут помогать им в их жизненном пути. Так же хочется заметить, что стоит обращать пристальное внимание на источники знаний о половом воспитании и придерживаться традиционных источников, а в частности собственного опыта, который достигается путем побед и ошибок.

 

Заключение

 

Половое воспитание – это  часть общего воспитания человека. Проблема полового воспитания является одной из наиболее актуальных в общем  контексте основных направлений  воспитательно-образовательной работы. Специфика процесса социализации подростка  позволяет считать правомерной  работу по половому воспитанию уже  в дошкольном возрасте, требует продолжение  и на других этапах развития ребенка. Организация полового воспитания должна осуществляться в аспекте целостной  педагогической системы, не допускающей  недооценку какого либо из ее компонентов. Работа по половому воспитанию требует  высококвалифицированной подготовки педагогов и педагогического  просвещения родителей, что определяет актуальность темы исследования.

Для достижении цели исследования, была проанализирована психолого-педагогическая литература по данной теме.

Для реализации поставленных задач использовались такие теоретические  и эмпирические методы исследования, как изучение и анализ психолого-педагогической литературы, а также тестирование учащихся.

В результате было дано определение  полового воспитания как комплекс воспитательных и просветительных воздействий  на подростка, направленных на овладение  им нормами поведения, свойственными  представителям его пола. При этом необходимо отметить, что проблемы полового воспитания было бы неправильно  сводить только к сфере сексуальных  отношений. Задачи полового воспитания охватывают весь круг проблем пола, половых различий и полового поведения. Сексуальное просвещение представляет собой неотъемлемый, но не единственный компонент полового воспитания.

Первыми начинают половое  воспитание своих детей родители. Половое воспитание в семье —  важный инструмент, с помощью которого родители могут направить развитие детей в определенное русло, заложив  тем самым основы сознательного  полового поведения подростков.

Проблема полового воспитания в школе усугубляется отсутствием  четкой сформулированной программы, определившей бы принципы и содержание полового воспитания в школе. Немалую тревогу  и озабоченность педагогов и  родителей вызывает массовый выпуск и некомпетентное использование  литературы о процессах зачатия  и деторождения, выпуск и допуск которой к распространению не контролируется компетентными организациями. Многие из этих книг, адресуемых детям, не соответствуют требованиям, предъявляемым  к детской литературе, а также  не учитывают уровень развития восприятия при использовании рисунков.

В то же время необходимость  полового воспитания в школе подтвердило  эмпирическое исследование, проведенное  в 8 - 9 классах лицея  с. Хлевное.

Анонимное тестирование и  анкетирование подростков показали необходимость проведения занятий  по половому воспитанию среди подростков

 

Список литературы

 

1. Берн Э. Секс в человеческой  жизни. - М., 1990. - 13с.

2. Берн Э. Секс в человеческой  любви. - М., 2000. - 39с.

3. Богданович Л. А. Организация  полового воспитания подростков. - В

кн.: Вопросы сексопатологии. - М., 1969. - 35с.

4. Богданович Л. А. Предисловие  к книге: Р. Борман. Молодежь  и

любовь.-М., 1975.-165с.

5. Викторова Д. Любовь  и секс: Освобождение от мифов. - Л.: "Час пик",

Лениздат, 1991.-64с.

6. Имелинский К. Психология  половой жизни. - М.: Медицина, 1973. -

47с.

7. Каган В. Е. Родителям  о половом воспитании. - М., 1989. - 94с.

8. Колесов Д. В. Беседы  о половом воспитании. - М.: Педагогика, 1986.-

75с.

9. Колесов Д. В. Самоверова  К. Б. Физиолого-педагогические  аспекты

полового созревания. - М., Педагогика, 1978.- 84с.

10. Кон И. С. Психология  развития и половая социализация. / Л., 1978. -

96с.

11. Кон И. С. Психология  юношеского возраста. - М., 1979. - 116с.

12. Половое воспитание: Учебник  для высших учебных заведений. -

Ростов-на-Дону: изд-во "Феникс", 2001. - 34с.

13. Половое воспитание: Учебник  для высших учебных заведений. -

Ростов-на-Дону: изд-во "Феникс", 2001. - 73с.

14. Фрейд 3. Очерки психологии  сексуальности // Сумерки богов. -

М., 1989.-85с..

15.Хрипкова А. Г. Разговор  на трудную тему. Заметки о  половом

воспитании. - М.: Педагогика, 1970. - 95с.

16-Хрипкова А. Г. Девочка  - подросток - девушка. - М.:

Просвещение, 1981. - 78с.

17.Хрипкова А. Г., Колесов  Д. В. Мальчик - подросток - юноша. - М.:

Просвещение, 1982. - 94с.

18.Якобсон П. М. Некоторые  данные о психологии юношеского

возраста в зарубежной литературе. // Вопр. психологии, 1970,

№ 4. 22с.

 

Приложение

 


Информация о работе Эмпирическое исследование проблем полового воспитания в подростковом возрасте