Эмпирическое исследование проблем полового воспитания в подростковом возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 13:03, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования - изучить проблемы полового воспитания подростков с теоретической и практической сторон.
Задачи исследования:
1) Изучение теоретических аспектов исследуемой проблемы.
2) Исследовать с помощью методики отношение подростков к
сексу.

Файлы: 1 файл

курсовая по психологии v.1.docx

— 47.77 Кб (Скачать файл)

Оформление концепции  полового воспитания в советской  педагогике носило противоречивый характер. В первые годы советской власти энтузиазм  по поводу освобождения от многих вековых  ограничений вылился в частности  в открытую проповедь "новой половой  морали", а точнее - полного устранения ограничений в сексуальной сфере. В основу концепции полового воспитания в советской педагогике легли  идеи известного педагога А. Б.Залкинда. Увлекавшийся сначала концепцией Фрейда, Залкинд пытался впоследствии совместить ее с постулатами марксистской идеологии. В результате сложился и закрепился следующий набор педагогических догм. Согласно Залкинду, половые потребности  и половое влечение суть проявления одного из низменных пластов человеческой натуры и потому нуждаются в жестком  регулировании и управлении. Стихийно возникающие половые потребности  растущего организма должны посредством  жесткого педагогического воздействия  переориентироваться в русло  социально приемлемой деятельности (по Фрейду - "сублимироваться").

Работы советских педагогов  по проблемам полового воспитания долгие годы сводились к проповеди творческой активности и спортивных занятий  как "заместителей" полового поведения. На протяжении десятилетий педагогика оставалась по сути "бесполой": не принимались во внимание особенности  психосексуального развития детей  и связанные с полом характеристики формирования личности; половое просвещение  сводилось к привитию гигиенических  навыков и запугиванию негативными  последствиями внебрачной половой  жизни.

Особенности развития детей, связанные с их принадлежностью  к тому или другому полу, все  более подробно изучаются, и результаты этих исследований постепенно внедряются в практику воспитания.[4,165с.]

 

1.3 Специфика полоролевой  социализации подростков

 

Проблема полоролевой  социализации включает в себя вопросы  формирования психического пола ребенка, психических половых различий и  полоролевой дифференциации. Без  ее решения невозможно разработать  методы дифференцированного подхода  к воспитанию детей разного пола, для формирования у них основ  таких качеств, как мужественность и женственность, необходимых им и для успешного выполнения в  будущем своих функций в семье.

Доминирующие взгляды  в обществе на половые социальные роли мужчин и женщин вызывали необходимость  раздельного воспитания детей. Считалось, что мужчина должен занимать социально  более значимую позицию, а позиция  женщины - зависимая и подчиненная.[10,96с.]

"Отсюда необходимо  было готовить мальчика к будущей  роли воина, вождя, жреца, а  следовательно, освободить его  от любых женских влияний и  в первую очередь ослабить  его идентификацию с матерью.  Это достигалось путем физического  удаления мальчика от родительского  дома: его передавали на воспитание  в другие дома родственников  или вождей племени, отдавали  в учение.

Это достигалось также  с помощью социальных организаций: так называемые "мужские дома", в которых мальчикам разного  возраста надлежало ночевать под  крышей особого жилища, где они  выполняли некоторые виды совместных работ, общались, отдыхали".

Половая социализация девочек  проходила преимущественно в  стенах родительского дома, подле  матери и была направлена на приобретение ею определенных форм поведения и  приобщения ее к будущей роли жены и связанных с этим обязанностей.[15,95с.]

Современная система воспитания не отводит места в социализации мальчиков маскулинным проявлениям (агрессии, двигательной активности). Кроме  того, постоянная негативная стимуляция взрослых, направленная на поощрение "мужских  проявлений", а наказания за "немужские" ( например: «Не плачь, как  девчонка!») приводят к панической тревоге под  страхом сделать что-то женское. Отсутствие возможности проявить свою маскулинность сначала в детском саду, затем в школе и на работе снижают статус мужчины в обществе, что в свою очередь затрудняет ориентацию на культивирование мужских качеств у мальчиков. [17,94с.]

Социализация девочек  происходит несколько легче, т.к. социальные признаки  фемининности накладываются  на генные образования. Однако, содержательные компоненты фемининности не способствуют становлению элементов самоуважения и самоценностей девочек. Традиционно  их награждают прозвищами: плакса, ябеда, трусиха, подлиза и т.д. Их гораздо  чаще опекают родители, что способствует развитию ощущения собственной незначительности, существенное влияние на становление  образа девочки, женщины оказывают  историко-культурные образцы (подчиненное  положение). Отрицательным  фактором в усвоении содержательной стороны  женской принадлежности высыпает также  совмещение женской функции и  профессиональной - очень тяжело работать и быть мамой.[16,78с.]

 

    1. Необходимость полового воспитания детей и подростков в свете современных тенденций культурного развития и репродуктивного поведения подростков

 

По данным экспертов из Alan Guttmacher Institute, только 43 процента подростков до 18 лет, имеющих сексуальный опыт, пользуются презервативами, 57 процентов  же считают, что они им ни к чему. По данным Urban Institute, половина юношей в  возрасте от 15 до 19 лет занимались со своей партнершей оральным сексом.

В свете этих фактов понятна  обеспокоенность родителей ранним сексуальным опытом своих детей. Беспокойство вызывает и источник получения  информации «об этом». Увы, главным  наставником в этом вопросе является не семья и не школа, а «улица». [2,39с.]

Статистические данные различных  организаций позволяют сделать  следующие выводы:

1. Работа в школах по профилактике ВИЧ-инфекции и наркомании проводится недостаточно, несмотря на крайне неблагополучную эпидемиологическую ситуацию среди подростков и школьников в городе и области;

2. Многие преподаватели не готовы обсуждать проблемы ВИЧ-инфекции, наркомании и связанные с этим вопросы сексуального воспитания школьников;

3. Большинство родителей не осознают той опасности для подростков, которая существует в реальной действительности, создавшейся в связи с эпидемией ВИЧ/СПИДа, наркоманией и различными венерическими заболеваниями. [11,116с.]

Следующая проблема кроется  в характере изменений, происходящих в организме в подростковый период и психологическом состоянии  подростка в период взросления.

У мальчиков в это время  происходит "ломка" голоса, начинаются первые поллюции, у девочек –  менструации. Наступление их иногда застаёт подростков врасплох и вызывает ряд неприятных, а порой и трагических (если естественые физиологические  процессы принимаются за заболевание) последствий.

Физиологическая перестройка  организма в подростковом возрасте, повышенная выработка половых гормонов приводят к изменениям отношений  между полами, а это уже имеет  социальную и нравственную окраску. Взрослые обязаны знать и помнить  об этом. Они не должны ограничиваться только гигиеническими советами и рекомендациями (о безвредности поллюций и менструаций  и мерах гигиены в связи  с ними), а более широко оценивать  наступившие в организме изменения. Важно в подростковом возрасте не допустить у детей эмоциональных  срывов, психических травм, которые  могут оставить глубокий след на всю  жизнь. [18,22с.]

 

Выводы по I главе

 

Проанализировав психолого-педагогическую литературу по теме исследования, можно  сделать следующие выводы:

1. Половое воспитание  можно рассматривать как комплекс  воспитательных и просветительных  воздействий на ребенка, направленных  на овладение им нормами поведения,  свойственными представителям его  пола. Задача полового воспитания - способствовать гармоничному развитию  подрастающего поколения, полноценному  формированию полового поведения  и детородной функции, содействовать  укреплению физиологических и  нравственных основ брака и  семьи.

2. Проблемы полового воспитания  было бы неправильно сводить  только к сфере сексуальных  отношений. Задачи полового воспитания  охватывают весь круг проблем  пола, половых различий и полового  поведения. Сексуальное просвещение  представляет собой неотъемлемый, но не единственный компонент  полового воспитания.

3. Эффективность полового  воспитания зависит от учета  связанных с полом особенностей  развития ребенка на всех возрастных  этапах, начиная с самых ранних. В первые годы жизни особое  значение имеет дифференцированное  отношение к ребенку родителей,  т.е. обращение с ним именно  как с мальчиком или девочкой.

4. Поступление в школу  знаменует начало нового ответственного  этапа полового воспитания. Взаимоотношения  со сверстниками противоположного  пола становятся более интенсивными.

5. Роль полового воспитания  повышается по достижении ребенком  подросткового возраста, центральным  моментом которого является половое  созревание. В задачи полового  воспитания на этом этапе входит  правильное реагирование на особенности  поведения, связанные с полом,  подготовка мальчиков к поллюциям,  а девочек - к менструациям.

6. Период полового созревания  связан также с формированием  эротических чувств, сексуальной  потребности, половой самооценки. Важно в подростковом возрасте  не допустить у детей эмоциональных  срывов, психических травм, которые  могут оставить глубокий след  на всю жизнь.

7. В половом воспитании  используются общие принципы  воспитательной работы. Оно должно  быть составной частью учебно-воспитательных  мер, осуществляемых в семье,  дошкольном учреждении, школе, и  проводиться с учетом пола, возраста, степени подготовленности детей,  а также с соблюдением преемственности  в процессе воспитания. Обязательное  условие его эффективности - единый  подход родителей, медработников,  педагогов, воспитателей.

8. Проблема полового воспитания  в школе усугубляется отсутствием  четкой сформулированной программы,  определившей бы принципы и  содержание полового воспитания  в школе, в связи с чем  многие родители опасаются, что  в программах полового воспитания  и обучения основам семейной  жизни будут высказываться или  пропагандироваться идеи, которых  они не одобрили бы.

 

Глава 2. Эмпирическое исследование проблем полового воспитания в подростковом возрасте

 

2.1  Описание  этапов исследования, инструментария  и выборки

 

Исследование проводилось  среди учащихся 8-9 классов лицея  с. Хлевное Липецкой области. В исследовании приняло участие 30 человек, 15 мальчиков  и 15 девочек. Целью данного исследования было изучение знаний о сексе у  подростков.

Изучение осуществлялось с помощью методики разработанной  психологами, специалистами в области  сексологии, которая носит название «Что Вы знаете о сексе». Данная методика поможет ответить на вопрос о том, как же выглядят наши знания о сексе? Методика состоит из 25 вопросов, которые  содержат в себе 2 - 3 варианта ответа.

 

2.2. Результаты  эмпирического исследования формирования  характера в подростковом возрасте

 

Что Вы знаете о сексе?

 

№ Испытуемого

Подростки – мальчики результат  в очках

Подростки – девочки результат  в очках

1

65

70

2

65

80

3

85

65

4

65

95

5

60

40

6

90

55

7

80

40

8

70

60

9

75

80

10

80

50

11

80

35

12

65

70

13

65

50

14

60

55

15

80

65


 

В оценке общих результатов  хочется отметить общие основные черты. 76,6% испытуемых относятся ко 2 категории результатов исследования, 23,4% подростков находятся в 3 категории ответов. Далее по тексту будет следовать описание и соответственно будет дана оценка результатам тестирования.

Информация о работе Эмпирическое исследование проблем полового воспитания в подростковом возрасте