Эмпирическое исследование проблем полового воспитания в подростковом возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 13:03, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования - изучить проблемы полового воспитания подростков с теоретической и практической сторон.
Задачи исследования:
1) Изучение теоретических аспектов исследуемой проблемы.
2) Исследовать с помощью методики отношение подростков к
сексу.

Файлы: 1 файл

курсовая по психологии v.1.docx

— 47.77 Кб (Скачать файл)

 

 

Введение

 

С давних времен проблемы полового воспитания относились к числу, во-первых, наиболее запутанных, а, во-вторых, пренебрегаемых, а то и попросту изгоняемых областей педагогики и психологии. Половое  воспитание – это часть общего воспитания человека, но отличается большей  неопределённостью из-за закрытости темы. Если другие направления воспитания более или менее чётко выражены и могут передаваться собственным  примером, а также корректироваться советами и наставлениями, то многое, что касается полового воспитания, остаётся запретной темой, даже терминология.

На современном этапе  достигнуты положительные сдвиги в  массовом и педагогическом сознании по вопросам полового воспитания, но это  отнюдь не означает, что все проблемы в данной области решены. Широкое  обсуждение проблемы взаимоотношений  полов в советском обществе находилось под запретом.

Глубокое изучение полового воспитания подростков началось лишь в XX в. Но эта проблема была актуальна  во все времена. В отечественной  науке разработана проблема сексологии и повышенного полового влечения - представлена работами И. С. Кона. Появились  работы и других исследователей, И  конечно 3. Фрейд, который первый открыл роль сексуального поведения в жизни  человека, и роль гиперсексуальности подростков. Появилось половое воспитание подростков и старшеклассников в  нравственном отношении.[3,35с.]

Эта тема актуальна сейчас тем, что она стала предметом  идеологической борьбы. Педагоги и  воспитатели сталкиваются в непосредственной близости с этой проблемой на практике и испытывают большие трудности, связанные с непросвещенностью  в данном вопросе. Воспитателю направляют энергию подростков в нужное русло, дают понять подросткам, что необходимо владеть своими влечениями. Среди  многих взрослых существует предубеждение, что невозможно влиять на сексуальное  поведение школьников. Более того, что раннее преподавание в школе основ знаний о сексуальной жизни подталкивает детей к очень раннему сексу. Противники полового воспитания в нашей стране многочисленны и сильны - это большая трудность для практических работников. Имеются случаи, когда консервативные родственники требовали привлечения к суду педагогов, развращающих детей своими беседами на тему секса.

Сейчас много информации о сексе поступает из средств  массовой информации; причем она же не является позитивной, культурно-развивающей, а, наоборот, развращает молодежь. Пропагандирует извращения и жестокость. А это  может привести к необратимым  последствиям.

От установившихся в этом возрасте взглядов, отношений к противоположному полу зависит вся дальнейшая жизнь. От этого зависит, сможет ли подросток  в будущем, в браке, построить  свои отношения с противоположным  полом.

Объектом исследования является личность подростка.

Предмет исследования —  процесс полового воспитания..

Цель исследования - изучить  проблемы полового воспитания подростков с теоретической и практической сторон.

Задачи исследования:

1)   Изучение теоретических  аспектов исследуемой проблемы.

2) Исследовать с помощью   методики отношение подростков  к

сексу.

 Обобщить результаты  исследования.

Методы исследования.

1) Изучение содержания  литературных источников.

2) Анкетирование подростков.

3) Проведение методики.

 

Глава 1. Теоретические  аспекты организации полового воспитания  подростков

 

1.1 Принципы, содержание, основные направления и задачи  полового воспитания

 

Принцип реалистичности имеет  в виду построение полового воспитания на основе реалистичного понимания  половой дифференциации, половых  различий и человеческой сексуальности, а не на основе обывательских суждений.

Принцип активности побуждает  не ждать возникновения

проблемных ситуаций, а  пользоваться всеми существующими  ситуациями и при необходимости  создавать их, чтобы снабжать подрастающее поколение установками и сведениями.

Принцип понятности и ясности  ориентирован на учет реальных возможностей понятия и осмысления преподносимого материала детьми и подростками.

Принцип доверия предполагает доверие к ребенку как к  партнеру, серьезное отношение к  его переживаниям, интересам и  проблемам с желанием понять и  помочь. Он исключает «презумпцию  виновности» ребенка в проявлении его пола.

Принцип деловитости определяет тональность работы - недопустимость многозначительных, тем более двусмысленных  намеков, жестов, и интонаций, смущения и беспокойства, взрослых при обсуждении проблемы пола.

Принцип чистоты предполагает нравственное наполнение и

оформление сведений о  поле и отношения людей разного  пола, но не подмену половой нравственности.

Принцип контроля и поддержки. Контроль не должен означать диктатуру  взрослых. Поддержка должна отвечать актуальным потребностям ребенка.[12,34с.]

Исходя из общих задач  полового воспитания, можно выделить несколько основных его направлений:

1. Половое воспитание, помогающее  формированию

психологической мужественности и женственности, и

установление оптимальных  коммуникативных установок мужчин

и женщин.

2.   Сексуальное воспитание, направленное на оптимизацию

формирования сексуально-эротических  ориентации и

сексуального сознания в  контексте психосексуальной культуры и

нравственных требований.

3. Подготовка к ответственному  супружеству.

4. Подготовка к ответственному  родительству,

предполагающая формирование ролевого поведения матери и

отца по отношению к  детям и выработку оптимальных

репродуктивных установок.

5. Формирование здорового  образа жизни через разъяснение  зависимости сексуальности, супружества  и родительства от таких вредны  привычек, как курение, алкоголизм, наркомания, от венерических заболеваний.[13,73]

Говоря о содержании хочется  заметить, что все то, что воспитывает  здоровую и целостную личность женщины  и мужчины, способных адекватно  осознавать и переживать свои физиологические  и психологические особенности  в соответствии с существующими  в обществе социальными и нравственными  нормами и благодаря этому  устанавливать оптимальные отношения  с людьми своего и противоположного пола во всех сферах жизни (общественная и производственная жизнь, супружество, родительство, досуговая деятельность и проч.), составляет содержание полового воспитания.

Оно включает в себя ряд  аспектов: общесоциальный, этический, правовой, психологический, физиолого-гигиенический, педагогический, эстетический, хозяйственно-экономический. Научным изучением проблем, связанных  с полом человека как системой, занимается, как мы уже говорили, междисциплинарная сексология, и  в этом смысле половое воспитание можно охарактеризовать как аспект прикладной сексологии.[7,94с.]

Задачи полового воспитания заключаются в формировании общественно  полезных установок личности в различных  аспектах взаимоотношений между  представителями противоположных  полов, которые бы обеспечивали сохранение личного здоровья, создание полноценной  семьи, ориентацию супругов на такое  количество детей, которое в наибольшей степени отвечало бы интересам общества, и развитие способности учитывать  специфические половые особенности (физического и психологического характера) противоположного пола в  процессе трудовой деятельности и общения.[6,47с.]

В связи с этим, дефектным  выступает такой стиль полового воспитания, при котором задается ложное направление проявлениям  психосексуального развития ребенка, либо они просто подавляются (эти  два момента тесно взаимосвязаны  и порождают друг друга).

Ошибки педагогов и  родителей в половом воспитании в основном сводятся к следующим:

- Подавление естественных  реакций - не только половых,  но и просто непосредственно  эмоциональных; это приводит к  возникновению препятствующих нормальной  сексуальной жизни холодности  и рассудочности.

- Излишне строгое, предполагающее  изоляцию от лиц противоположного  пола воспитание, препятствующее  приобретению необходимых навыков  общения.

         - Выработка неприязни к противоположному  полу, подавление любых проявлений  половой сущности и интересов.

- Сглаживание половых  различий, своеобразная половая  унификация; уход от детских вопросов  и выдача неверных ответов. 

- Привитие исключительного  отношения к целомудрию, своеобразная  фетишизация невинности и девственности.

Для того чтобы эти ошибки не были совершены, а уже совершенные  преодолены, необходимо воспитание уважения к лицам другого пола, формирование навыков общения с ними, недопустимость сведения представлений о взаимоотношениях полов исключительно к сексуальным контактам.[9,84с.]

 

1.2 История полового  воспитания в контексте развития  общества

 

Половые отношения, стихийные  и практически нерегулируемые на ранних этапах развития общества, по мере общественного развития в истории  человечества приобрели более определенные и регламентированные формы. Это  было прежде всего связано с укоренением  собственности и возникшей необходимостью четкого определения круга собственников  по родственному признаку. Таким образом, уже в древности сформировались надолго укоренившиеся установки  в сфере полового поведения и  его преемственности.  Нормы половых  отношений предусматривали общественно  санкционированные ограничения  на выбор сексуального партнера и  регуляцию этих отношений в рамках института семьи. Охрана этих принципов  вошла существенным компонентом и в идеологию мировых религий.[14,85с.]

Необходимые с точки зрения общественной целесообразности ограничения  сексуальной активности породили крайние  формы идеологических, нравственных и бытовых установок. Согласно им, сексуальные отправления целесообразны  лишь ради продления рода и только в этом качестве терпимы и приемлемы. В принципе же половое влечение продиктовано низменными животными инстинктами  и заслуживает подавления. Религиозная  мораль проповедовала в качестве пути к совершенству духа смирение "плотских вожделений", выразившееся в крайней форме в апологии аскетизма.[1,13с.]

В Средние века образ ребёнка  был неоднозначным. С одной стороны, ребёнок считался воплощением чистоты  и невинности, а с другой –  и-за деревенского уклада и повседневного  участия детей в жизни взрослых, их нельзя было уберечь от сексуальных  впечатлений. Да никто, за исключением, разве что, монахов, и не пытался  этого делать. К примеру, к проявлению сексуальности у мальчиков взрослые относились снисходительно. Самомастурбация  считалась безвредным детским грехом, а юность – возрастом, когда физически  невозможно подавить свои сексуальные  желания.

В Европе резкой границей понимания  сущности полового воспитания стал семнадцатый  век. Провозглашая принципы строжайшего  контроля над поведением и чувствами  ребёнка, родители старались полностью  оградить его от вопросов пола, даже от возможности видеть собственное  обнажённое тело. В обиходе стали  появляться такие “творения” человеческой мысли, как противомастурбационные замки, что-то вроде “поясов верности”. И если в начале семнадцатого века родители и другие взрослые не только свободно обсуждали при детях  вопросы пола, но и не видели ничего дурного в том, чтобы “поиграть” с половым членом мальчика, вызывая  у него эрекцию, то уже в середине века нравы стали диаметрально противоположными. В дворянских семьях, например, стали  отделять детей от взрослых, что  привело к отчуждённости между  родителями и их детьми. А заботу о детях доверили специально приставленным  воспитателям. К тому же разделение детей на мальчиков и девочек  стало более жёстким, и появился запрет на детскую наготу. Даже спать  детям предписывалось так, чтобы  подошедший к постели не смог разглядеть формы тела и распознать пол ребёнка.[8,75с.]

В восемнадцатом веке утвердилось  мнение, что онанизм (самомастурбация  у мальчиков) - опасная болезнь. Считалось, что онанизм порождает безумие  и моральную деградацию. В доказательство своей теории врачи приводили  неверно истолкованную самомастурбацию  душевнобольных, путая, как это часто  бывает, причину и следствие. На самом  же деле не самомастурбация являлась причиной душевной болезни, а душевная болезнь “стирает” нормы общественной морали и делает допустимой самомастурбацию  в присутствии посторонних людей.[5,64с.]

На рубеже XIX – XX веков  значительное изменение отношения  к проблемам пола и половому воспитанию произошло под влиянием учения З. Фрейда. Идеи Фрейда о сексуальной  детерминированности и окрашенности практически всех проявлений активности человека первоначально были встречены  общественностью с негодованием. Однако довольно быстро на смену отторжению пришел интерес, а затем и энтузиазм  по отношению к психоаналитической трактовке природы личности. Собственно психоаналитические концепции воспитания чрезмерно акцентировали внимание именно на психосексуальной стороне развития личности. Однако в целом под воздействием этих идей постепенно была пересмотрена охранительно-запретительная тактика полового воспитания.

Информация о работе Эмпирическое исследование проблем полового воспитания в подростковом возрасте