Эмпирическое исследование особенностей проявления внимания у детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2013 в 22:16, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: изучить особенности проявления внимания в дошкольном возрасте.
Задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ изученности особенностей проявления внимания у детей дошкольного возраста;
2. Эмпирически выявить особенности проявления внимания у детей дошкольного возраста;
3. Осуществить сравнительный анализ результатов.

Файлы: 1 файл

курсовая Рушания 2011.docx

— 112.77 Кб (Скачать файл)

6-7 баллов — набрали  13  детей, они правильно восстановили по памяти от 3 до 4 точек.

4-5 баллов — 7 ребенка набрали правильно они воспроизвели от 2 до 3 точек.

0-3 балла —3 ребенка смогли правильно воспроизвести на одной карточке не более одной точки.

Рисунок 3

Анализ полученных результатов  позволил сделать вывод о том, что большая часть детей имеет средний и низкий уровень развития внимания и нуждается в коррекции.

Так же по методике психолога  Светланы Сушинских, проводились игры «Найди два одинаковых предмета», «Найди отличия», «Что, где лежит?». Детям понравились все игры, с интересом выполняли задания.  Игры, направленные на развития внимания, формируют у ребенка умение сосредотачиваться на определенных сторонах и явлениях действительности. Результаты исследования показали что, из всех испытуемых 30% справились с заданиями самостоятельно, 42% справились с помощью воспитателя, 28 % не справились с заданиями.

Выводы по второй главе

 

Внимание – одно из уникальных свойств психики человека. Без него невозможна работа памяти, мышления. Внимание требуется, чтобы добиться успеха в игре, спорте, любом деле. Особенно важно внимательное отношение к людям. Здорово, если ребенок поймет это уже в детстве. На протяжении дошкольного возраста внимание ребенка становится не только устойчивее, шире по объему, но и эффективнее. Особенно это проявляется в формировании у ребенка произвольного действия. Произвольное внимание тесно связано с речью. В дошкольном возрасте произвольное внимание формируется в связи с общим возрастанием роли в регуляции поведения ребенка. Чем лучше развита речь у ребенка, тем выше уровень развития восприятия и тем раньше формируется произвольное внимание.

Исследования показывают, что развитие произвольного внимания в случае грамотного управления этим процессом в течение первого  года может происходить довольно интенсивно. Большое значение имеет  развитие у детей умения работать целенаправленно. Первоначально цель перед ребенком ставит взрослый, оказывая помощь в ее достижении. Ребенок еще не может управлять своим вниманием и часто оказывается во власти внешних впечатлений. Внимание старшего дошкольника тесно связано с мышлением. Дети не могут сосредоточить свое внимание на неясном, непонятном, они быстро отвлекаются и начинают заниматься другими делами. Необходимо не только делать трудное, непонятное доступным и понятным, но и развивать волевые усилия, а вместе с ним и произвольное внимание.

Даже при сосредоточении внимания дети не в состоянии заметить главного, существенного. Это объясняется  особенностями их мышления: наглядно-образный характер мыслительной деятельности приводит к тому, что дети все свое внимание направляют на отдельные предметы или  их признаки. Ребенку недостаточно понимать, что он должен быть внимательным, необходимо научить его этому. Развитие произвольного внимания в период дошкольного детства предполагает формирование трех инструкций: принятие постепенно усложняющихся инструкций; удержание инструкций во внимании на протяжении всего занятия; развитие навыков самоконтроля. Одна из задач развития внимания – формирование контрольной функции, т.е. способности контролировать свои действия и поступки, проверять результаты своей деятельности.

Под влиянием различных видов  деятельности внимание старшего дошкольника  достигает достаточно высокой степени  развития, что обеспечивает ему возможность  обучения в школе. Нами было выявлено, что для поддержания внимания используются закономерности всех видов внимания. Непроизвольное внимание возникает в силу свойств объекта или связано с особенностями воспринимающего субъекта. Формально-динамические приемы поддержания внимания основываются в основном на причинах первой группы. Известно, что интенсивность раздражителя, его динамический характер способствуют привлечению внимания. Следовательно, воспитателю можно порекомендовать изменение силы голоса, темпа речи, паузы во время объяснения материала. Речь при этом должна быть эмоционально насыщенной, выразительной. Важное значение имеет мимико-пластический образ, использование жестов. Считается, например, если воспитатель делает несколько шагов навстречу детям, внимание усиливается, если отходит - ослабевает. Привлекает внимание новизна объектов или новизна (необычность) манеры изложения.

Поддержанию внимания не мешает тихая, спокойная музыка, ритмические негромкие звуки. Содержательные приемы поддержания внимания основываются на интересах личности (содержание излагаемого, увлекательная форма изложения, разнообразие методов работы с материалом, использование наглядности, технических средств). Внимание поддерживается за счет пробуждаемых у дошкольников эмоций и чувств: эмоциональная окраска воспринимаемого (насыщенный цвет, мелодичный звук), высшие чувства (восхищение, восторг, эстетическое наслаждение). Привлекают внимание состояние ожидания объекта, его значимость, соответствие актуальным потребностям субъекта.

Наряду с общими закономерностями внимания воспитателю важно знать  возрастные особенности внимания дошкольников. Внимание дошкольников неустойчивое, легко отвлекаемое: объем его  невелик, распределяемость и переключаемость низкая. Детям трудно управлять своим вниманием, преобладает непроизвольное внимание, зависящее от внешних особенностей объекта (яркость, интенсивность, необычность, новизна, динамический характер), а также от степени интереса к объекту, мотивации деятельности, направленной на объект.

Решающее значение в развитии непроизвольного внимания имеет  организация воспитательной работы. Знакомя дошкольника с окружающей действительностью, побуждая его активно  отображать эту действительность в  своих играх, занятиях, изобразительной  деятельности, воспитатель вызывает интерес к новым предметам  и явлениям, заставляет ребёнка непроизвольно  сосредоточить на них своё внимание. Если непроизвольное внимание достигает у детей дошкольного возраста высокой ступени развития, то внимание произвольное начинает у них ещё только формироваться. Выполняя поручения взрослых, неся некоторые обязанности в детском саду и дома, принимая участие в коллективных играх, дошкольник всё чаще сталкивается с такими условиями, где приходится обращать внимание на то, что необходимо для осуществления намеченного задания, что соответствует словесным указаниям взрослого или требованиям детского коллектива.

Таким образом, новые жизненные  условия, специально организуемые родителями и воспитателями, приводят к формированию произвольного внимания. Первоначально произвольное внимание у дошкольника очень неустойчиво. Обычно необходимо, чтобы взрослый организовал его деятельность и чётко определил стоящее перед ним задание. Лишь при этих условиях дошкольники могут на первых порах проявить произвольное внимание.

 

 

 

Заключение

 

Внимание – это важнейшее качество, которое характеризует процесс отбора нужной информации и отбрасывания лишней. Дело в том, что в человеческий мозг ежесекундно поступают тысячи сигналов из внешнего мира. Если бы не существовало внимания (своеобразного фильтра), то наш мозг не смог бы избежать перегрузки. Внимание обладает определенными свойствами: объемом, устойчивостью, концентрацией, избирательностью, распределением, переключаемостью и произвольностью. Нарушение каждого из перечисленных свойств приводит к отклонениям в поведении и деятельности ребенка.

Часто встречается недостаточная  произвольность внимания, при этом ребенок затрудняется сосредоточивать  внимание по требованию. Подобный недостаток не может быть устранен фрагментарно включаемыми «упражнениями на внимание» в процессе занятий с ребенком и требует, как показывают исследования, для его преодоления специально организованной работы, нередко посредством игровой деятельности, близкой сферой для детей данного возраста.

В результате исследования мы раскрыли сущность понятия внимания и охарактеризовали его особенности  у дошкольников, провели опытно-экспериментальную  работу по определению уровня развития внимания у старших дошкольников, разработали методические рекомендации по развитию внимания. Анализ опытно-экспериментальной работы показал, что проблема особенности развития внимания в дошкольном возрасте значительна. Полученные результаты показали, что в дошкольном возрасте складываются элементы произвольности в управлении вниманием на основе развития речи, познавательных интересов. Внимание становится опосредованным.

В результате мы выявили, что  у некоторых детей отсутствие интереса и мотивации к заданию, что непосредственно связано  с недостатками в развитии внимания. Нами было предложено несколько вариантов занятий, игр с воспитателями, родителями и детьми. Занятия и игры направлены на развитие наблюдательности, распределения, переключения и объема внимания; игры, направлены на развитие слухового внимания, на развитие сенсорного внимания. Использовались научные методы диагностики внимания, игры и упражнения для коррекционно-развивающей работы, психогимнастика. Прежде всего, проводили наблюдение, беседу с детьми и родителями.

Результаты проделанной  работы доказали достоверность выдвинутой нами гипотезы. Поняв, что проблема развития внимания у детей дошкольного  возраста значительна, т.к. внимание –  один из главных психических процессов, от характеристики которого зависит  оценка познавательной готовности ребенка  к обучению в школе. В целях совершенствования развития внимания у детей дошкольного возраста целесообразна разработка методик и использование нестандартных задач. Систематически использовать на занятиях игровые задания, способствующие развитию у дошкольников познавательного интереса и самостоятельности. Осуществлять целенаправленное обучение дошкольников с помощью специально подобранных игровых упражнений, учить их наблюдать, запоминать.

Такая работа должна вестись  по двум направлениям:

1. Использование специальных  игровых упражнений, тренирующих  основные свойства внимания: объем,  распределение, концентрацию, устойчивость  и переключение.

2. Использование упражнений, на основе которых формируется  внимательность как свойство  личности. Обычно причина глобальной  невнимательности заключается в  ориентации детей на общий  смысл текста, фразы, слова, арифметической  задачи или выражения - дети  схватывают этот смысл и, довольствуясь  им, "пренебрегают частностями". В связи с этим главная задача  таких игровых занятий: попытка  научить воспринимать содержание  с учетом элементов на фоне  смысла целого.

Таким образом, проведенное  нами исследование позволяет утверждать, что работа по развитию внимания дошкольников дело важное и необходимое.

 

 

 

Список литературы

 

  1. Абрамова Г.С. Психология развития: [Текст]: Абрамова Г.С. // Учеб. пособие. М., 2000г.-154с.
  2. Аванесова В. Н. Обучение самых маленьких в детском саду [Текст]: учебник для студентов //  М., 2001г. – 218 с.
  3. Аксёнова Л.И. Социальная педагогика социального образования [Текст]: Аксенова Л.И. // учебное пособие - М., 2001
  4. Анастази А. Психологическое тестирование [Текст]:  А. Анастази.- М.: Педагогика, 1982. - 39 с.
  5. Афонькина Ю.А. Практикум по детской психологии [Текст]: Ю.А. Афонькина, / Под ред. Г.А. Г.А. Урунтаева. - М.: Просвещение: Владос, 1995. - 52 с.
  6. Баскакова И.Л. «Внимание дошкольника. Методы его изучения и развития [Текст]: Баскакова И.Л. // Методические рекомендации» «Институт общегуманитарных исследований» Москва, 2002 г.
  7. Баттерворт Дж., Харрис М. Принципы психологии развития [Текст]: / Пер. с англ. М., 2000г-.187с.
  8. Богословский В.В. Общая психология [Текст]: В.В.Богословский, А.А.Степанов, А.Д.Виноградова // Учеб. Пособие для студентов пед. Институтов. - М.: Просвещение, 1981. -87 с.
  9. Бочарова С.П. Итоги и задачи исследования памяти на современном этапе [Текст]: Бочарова С.П. // Психологический журнал. – 2004 г. - № 1.
  10. Блонский П.П. Память и мышление [Текст]: учебное пособие для вузов // Блонский П.П. - М., 1979
  11. Валлон А. Психическое развитие ребенка [Текст]: учебное пособие // Валлон А., Пер. с фр. СПб., 2001. .-302с.
  12. Волков Б.С., Методы исследований в психологии [Текст]: Волкова Б.С., Волкова Н.В. // Учебно – практическое пособие. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Педагогическое общество России, 2002. – 208 с.
  13. Выготский, Л.С. Вопросы детской психологии [Текст]: Л.С.Выготский.- СПб.: Союз, 1997. - 234 с.
  14. Выготский, Л.С. Вклад отечественных ученых в изучение проблемы развития внимания в целом и развития внимания у детей дошкольного возраста [Текст]: Л.С.Выготский, Д.Б.Эльконин, П.Я.Гальперин.- М.:Просвещение, 2001. – с.123.
  15. Выготский Л.С. Собрание сочинений [Текст]: В 6 т. - Т. 3. - М, 2001. Гальперин П. Я., Кабыльницкая С. Л. Экспериментальное формирование внимания. – М., 2004.
  16. Гамезо М. В., Возрастная и педагогическая психология [Текст]: Учебное пособие под редакцией Матюхиной М. В., Михальчик Т. С. – М.: Просвещение, 1984.
  17. Гоноблин Ф. Н. Внимание и его воспитание [Текст]: Гоноблин Ф.Н. // учебник – М., 2002.
  18. Гусев А.Н. Измерения в психологии [Текст]: Общий психологический практикум: Пособие для доп. образования. – М.: Смысл, 1997. – 286 с.
  19. Детская психология [Текст]: Учеб. пособие // под. ред. Я.Л. Коломинского, Е. А. Панько. - Мн., 2003.
  20. Диагностика и коррекция психического развития дошкольников [Текст]: /Под ред. Я.Л. Коломинского, Е.А. Панько. - Минск., 1998.
  21. Дормашев Ю. Б., Психология внимания [Текст]: Дормашев Ю.Б., Романов В. Я. // Учебник. - М., 2002.
  22. Дубровинская Н.В. Нейрофизиологические механизмы внимания [Текст]: Дубровинская Н.В. // учебное пособие - М., 2
  23. Запорожец, А.В. Психология детей дошкольного возраста [Текст]: А.В. Запорожец.- М.:Просвещение, 1964. - 75 с.
  24. Зинченко Т.П. Когнитивная и прикладная психология [Текст]: Зинченко Т.П. // учебник – М.: Москов. психол. – соц. инст.; Воронеж: НПО МОДЭК, 2000. – 603 с.
  25. Ильина, М.Н. Тесты для детей, сборник тестов и развивающихся упражнений [Текст]: М.Н.Ильина, Л.Г.Парамонова, Н.Я.Головнева.- СПб.: Дельта, 2003. – 243 с.
  26. Канеман Д. Внимание и усилие [Текст]: Канеман Д. // Перевод с английского. - М., 2004.
  27. Леонтьев А.Н. Хрестоматия по вниманию [Текст]: Леонтьев А.Н.    // учебное пособие для студентов. – М., 2001г. – 308 с.
  28. Лаут Г. В., Нарушения внимания у детей [Текст]: Лаут Г.В., Шлоттке П. Ф. // Тренинг и развивающие игры: Перевод с немецкого. – М., 2008.
  29. Леонтьев А. Н. Умственное развитие ребёнка [Текст]: Леонтьев А.Н. // учебник – М., 2000.
  30. Лурия А. Р. Внимание и память [Текст]: Лурия А.Р. // Учебное пособие для вузов – М., 2005.
  31. Максимова, А. Гиперактивность и дефицит внимания у детей [Текст]: А.Максимова.- Ростов н/Д.: Феникс, 2006. - 26 с.
  32. Макланов А.Г., Общая психология [Текст]: Маклаков А.Г. – СПб.: Питер, 2002.- 319 с.
  33. Максимова А. Гиперактивность и дефицит внимания у детей [Текст]: Максимова А. // учебник - М., 2006.
  34. Матюхина В., Н.Ф. Прокина. Возрастная и педагогическая психология: [Текст]: Матюхина В., Т.С. Михальчик // Учеб. пособие для студ. пед. ин-тов по спец. № 2121 «Педагогика и методика нач. обучения» / и др.; Под ред. М.В.Гамезо и др. М., 1984 .-202с.
  35. Михеев В.И. Методики получения и обработки экспериментальных данных в психолого – педагогических исследованиях [Текст]: Михеев В.И.– М.: Изд – во Ун – т дружбы народов, 1986. – 83 с.
  36. Немов Р.С. Психология. Кн.3: Экспериментальная и педагогическая психология и психодиагностика [Текст]: Р.С.Немов.- М.: Просвещение; Владос, 1995. - 78 с.
  37. Обухова Л. Ф. Возрастная психология [Текст]: Обухова Л.Ф. // учебное пособие для студентов - М., 2006.
  38. Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. 2-е изд., дораб [Текст]: Р.В. Овчарова. - М.: Просвещение, 1996. -324 с.
  39. Осипова  А.А.,  Диагностика  и  коррекция  внимания [Текст]: Осипова А.А., Малашинская  Л.И.  // Программа для детей 5-9 лет. М., 2001 г.
  40. Палагина, Н.Н. Психология развития и возрастная психология [Текст]: Н.Н.Палагина // учебное пособие для вузов - М.: Московский психолого- социальный институт, 2005. - 234 с.
  41. Панферов В.Н. Психология человека [Текст]: Панферов В.Н. // Учеб. пособие. – СПб.: Изд – во Михайлова В.А., 2002. – 252 с.
  42. Петровский А.В., Психология [Текст]: Петровский А. В., Ярошевский М.Г. // Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений - М.: Издательский центр «Академия», 2001.
  43. Петровский В. А., Индивидуальные особенности самоконтроля при организации внимания [Текст]: Петровский В.А., Черепанова Е. М. // Вопросы психологии. 1987,-№5.
  44. Петухова Т.В. Развитие произвольного внимания у детей дошкольного возраста [Текст]: Петухова Т.В. // «Ученые записки Пятигорского пединститута».- Т.9, 1955.
  45. Психологический журнал [Текст]: -1982. -Т.З.-№5 -с. 54- 65.
  46. Психология дошкольника [Текст]: Хрестоматия для студентов средних педагогических учебных заведений. М.: Академия, 1997. - 44 с.
  47. Психолог в детском дошкольном учреждении [Текст]: Методические рекомендации к практической деятельности // Под ред. Т.В.Лаврентьевой.- М.: Новая школа, 1998.
  48. Пузырея А.А., Хрестоматия по вниманию [Текст]: Пузырева А.А, под ред. Леонтьева А.Н., Романова. В.Я. - М., 1976 г. с. 184-219.
  49. Пылаева Н. М., Школа внимания [Текст]: Пылаева Н.М., Ахутина Т. В. // Методика развития и коррекции внимания у детей 5-7 лет. М., 1997.
  50. Радугин А.А. Психология и педагогика [Текст]: Радугин А.А. // учеб. Пособ. Для студентов - М., 2000.
  51. Рибо Т. Психология внимания [Текст]: Рибо Т. // Хрестоматия по вниманию, М, 1976. -С. 66 - 101.
  52. Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога [Текст]: Рогов Е.Н. - М.,1998. -С. 81-88.
  53. Рубинштейн С. Л. Внимание и его воспитание [Текст]: Рубинштейн С.Л. // учебник психологии – М., 2002.
  54. Санникова Е. П. Индивидуальные особенности внимания детей дошкольного возраста [Текст]: Санникова Е.П. // Вопросы психологии внимания. - Саратов, 1970.
  55. Столяренко Л.Д. Педагогическая психология [Текст]: Столяренко Л.Д. // учебник - Ростов-на-Дону, 2000.
  56. Смирнова Е. О. Развитие внимания и памяти в раннем и дошкольном возрастах [Текст]: Смирнова Е.О. // учебное пособие для вузов - М., 1998.
  57.   Солод. Индивидуальные особенности внимания в мыслительной деятельности учащихся [Текст]: Солод. // Автореферат канд.дис. М., 1976.
  58. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии [Текст]: Рубинштейн С.Л. // учебник для вузов - СПб.: «Питер», 2001
  59. Тихомирова Л.Ф. Упражнения на каждый день: развитие внимания и воображения дошкольников [Текст]: Тихомирова Л.Ф. // Популярное пособие для родителей и педагогов. - Ярославль: Академия развития, 2000 г.-123 с.
  60. Тихомирова, Л.Ф. Развитие познавательных способностей у детей [Текст]: Л.Ф.Тихомирова.- Ярославль, 1996. - 153 с.
  61. Тихоми<

Информация о работе Эмпирическое исследование особенностей проявления внимания у детей дошкольного возраста