Эмпирическое исследование особенностей проявления внимания у детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2013 в 22:16, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: изучить особенности проявления внимания в дошкольном возрасте.
Задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ изученности особенностей проявления внимания у детей дошкольного возраста;
2. Эмпирически выявить особенности проявления внимания у детей дошкольного возраста;
3. Осуществить сравнительный анализ результатов.

Файлы: 1 файл

курсовая Рушания 2011.docx

— 112.77 Кб (Скачать файл)

В связи с расширением  опыта и усложнением деятельности происходит дальнейшее развитие психики  дошкольника. Он научается глубже познавать  окружающую действительность, выделять простейшие причинные связи между  явлениями. Обобщения его становятся шире и охватывают более характерные, более существенные особенности  предметов. Значительные изменения происходят в области развития воли. Ребёнок постепенно приучается выполнять свои маленькие обязанности, подчинять свои интересы интересам взрослых и детского коллектива, ставить перед собой простые цели и действовать в соответствии с этими целями. В старшем дошкольном возрасте происходит дальнейшее расширение опыта и усложнение детской деятельности [33, с. 257].

Таким образом, вместе с развитием творческой игры всё большее значение в жизни ребёнка приобретают другие виды деятельности, не игрового типа. Усложняется трудовая деятельность. Занятия всё более принимают характер организованной учебной деятельности. Обогащается словарь ребёнка, приобретается умение связно, грамматически правильно излагать свои мысли в устной речи. У ребёнка углубляется познание окружающего. Развивается способность к обобщению. У него формируется умение сопоставлять друг с другом не только отдельные предметы, но и понятия о целых группах предметов. Возникают простейшие формы последовательного, логически правильного рассуждения.

Итак, дошкольное детство – чрезвычайно важный период развития человека. Его существование обусловлено общественно-историческим и эволюционно-биологическим развитием общества и конкретного индивидуума, что определяет задачи и возможности развития ребенка данного возраста. Дошкольное детство обладает самостоятельной ценностью вне зависимости от предстоящего ребенку школьного обучения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выводы по первой главе

 

Среди психических явлений  внимание занимает особое место: оно  не самостоятельный психический  процесс и не относится к свойствам  личности. В то же время внимание всегда включено в практическую деятельность и в познавательные процессы, посредством  него выражаются интересы, направленность личности. Развитие внимания в старшем дошкольном возрасте  связано  с  появлением новых  интересов,   расширением   кругозора,   овладением   новыми   видами деятельности. Старший дошкольник все больше обращает внимание на те стороны действительности, которые раньше оставались вне его внимания.

Л.С. Выгодский анализировал развитие внимания в онтогенезе. Он  писал, что «культура развития внимания заключается в том, что при помощи взрослого ребенок усваивает ряд искусственных стимулов – знаков, посредством которых он дальше направляет свое собственное поведение и внимание». По мнению А.Н. Леонтьева, процесс возрастного развития внимания – это улучшение внимания  с  возрастом  под  влиянием  внешних  стимулов.  Такими стимулами являются окружающие предметы, речь взрослых, отдельные  слова.  С первых дней жизни  ребенка  внимание  в  значительной  степени  оказывается направляемым с помощью слов-стимулов.

Под вниманием понимается направленность и сосредоточенность  психической деятельности на определенном объекте. Первые проявления внимания можно  пронаблюдать уже у новорожденного во время сосания. На протяжении дошкольного  возраста развиваются свойства внимания и его произвольность. Ребенок  научается управлять собой и  сознательно направлять свое внимание на определенный предмет. При этом он использует для организации внимания внешние средства, прежде всего слово  и указательный жест взрослого, т.е. внимание, становится опосредованным.

В дошкольном детстве увеличивается  объем внимания, т.е. то количество объектов, которое может быть отчетливо  воспринято в относительно короткий промежуток времени. Изменяется устойчивость внимания как способность сохранять сосредоточенность на объекте. Одним из показателей устойчивости является длительность сохранения сосредоточенности. Распределение внимания говорит о том, что ребенок может направлять и концентрировать внимание на нескольких предметах одновременно. Развитие свойств и видов внимания дошкольника существенно зависит от значимости, эмоциональности, интереса для него материала, от характера деятельности, которую выполняет ребенок. Так, показатели внимания значительно возрастают в сюжетно-ролевой и дидактических играх. Развитие внимания тесно взаимосвязано с развитием воли и произвольности поведения, способности управлять своим поведением.

Внимание дошкольника  тесно связано с восприятием. Выделение предмета из фона, выделение  деталей, сопоставление с эталоном - все перцептивные действия включают внимание и ведут к его развитию. Это видно по качественным изменениям: нарастает устойчивость и сосредоточенность внимания. Дошкольник подолгу может рисовать, «исследовать» песок, играя в куличики или строя домики. Под влиянием новых требований в новых видах деятельности возникает задача не отвлекаться, рассмотреть детально и т.п. тогда начинают формироваться специальные свойсва внимания, оно приобретает произвольный преднамеренный характер – новое качество.

У старших дошкольников опорой внимания становятся четко поставленные задачи, соревновательные моменты, дисциплинарные требования, обещания спрашивать. Однако им нужна «подпитка» внимания яркими, необычайными, «непроизвольными» сигналами. Появление Петрушки, Незнайки, задания  и вопросы от их имени активизируют детей и помогают организовать внимание. Внимание ребенка в начале дошкольного возраста отражает его интерес к окружающим предметам и выполняемым с ними действиям. Ребенок сосредоточен до тех пор, пока интерес не угасает. Появление нового предмета тот час же вызывает переключение внимания на него. Поэтому дети редко длительное время занимаются одним и тем же делом.

На протяжении дошкольного  возраста в связи с усложнением  деятельности детей и их передвижением  в общем умственном развитии, внимание приобретает большие сосредоточенность  и устойчивость. Так, если младшие дошкольники могут играть в одну и ту же 30-40 мин., то к 5-6 годам длительность игры возрастает до 2 часов. Это объясняется тем, что в игре шестилеток отражаются более сложные действия и взаимоотношения людей и интерес к ней поддерживается постоянным введением новых ситуаций.

Устойчивость внимания у детей проявляется в длительности сосредоточения его на объекте. Это свойство внимания зависит от целого ряда причин: от силы нервных процессов, от характера деятельности, от отношения к делу, от сложившихся привычек. Отвлекаясь, человек меняет объект внимания непроизвольно; переключая внимание, он ставит цель заняться чем-то или отдохнуть. Выдвигая в процессе деятельности новые задачи, мы переносим внимание с одного объекта на другой или с одной его стороны на другую.

Таким образом, в дошкольном возрасте наблюдается два вида внимания: непроизвольное – от ориентировочной реакции на сильные раздражители к сосредоточенности на необычном, непохожем, значимом (в зависимости от субъективного опыта) и произвольное – от регулирования действий со стороны взрослого к саморегуляции и самоконтролю в соответствии с целью и принятыми способами действия. Оба направления только определились в дошкольном возрасте, но в перспективе именно они приведут к развитию внимания школьника. Высокого развития достигает непроизвольное внимание в дошкольном возрасте. Появление новых интересов, участие в новых видах деятельности заставляют ребёнка сосредоточиваться на таких сторонах действительности, которые раньше оставались незамеченными.

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей проявления внимания у детей дошкольного возраста

 

2.1 Описание выборки  и методик исследования

 

Эмпирическое исследование проводилось на базе ЦРР-ДОУ № 50 г. Альметьевска. В исследовании приняло участие 30 детей старшего дошкольного возраста, посещающих старшую группу детского сада. Возраст детей 5-6 лет. Группа  была разделена  на  две  подгруппы  по   15   человек.   Целью  исследования было выявление внимания у детей старшего дошкольного возраста. Ведь внимание – один из главных психологических процессов, от  характеристики которого зависит оценка познавательной  готовности  ребенка  к  обучению  в школе. Многие проблемы, возникающие в  учении,  особенно  в  начальный  его период, непосредственно связаны с недостатками в развитии внимания. Так как уровень внимания определяется через диагностику его свойств, мы использовали следующие методики:

Исследователь Бурдон С., выдвинул следующую методику «Исследование особенностей распределение внимания методом корректурной пробы». С помощью этой методике можно, выявить уровень распределения внимания. Методика относится к проблеме формирования произвольного внимания у детей дошкольного возраста на специально организованных занятиях, а так же в играх целенаправленно запланированных на каждом занятии.

По методике, исследователя Черемошкина Л.В. «Оценка уровня развития внимания детей старшего дошкольного возраста». Цель этой методики заключается в выявление уровня развития устойчивости, объема переключения и распределения внимания ребенка.

По методике психолога  Р. С. Немова, провели следующую игру «Запомни и расставь точки». С помощью данной методики оценивается объем внимания ребенка.

 

Так же по методике Светланы Сушинских были использованы игры, задания и упражнения направленные на развитие сенсорного внимания «Найди два одинаковых предмета», «Найди отличие», «Что, где лежит?», «Показать  и объяснить свои действия». Основная цель таких методик заключается в развитие мышления, объема внимания,  восприятия  формы,  величины, наблюдательности, формирование умения сравнивать, анализировать. На развитие  произвольного  внимания,  переключение  и  распределение внимания. Эти методики могут использоваться как в виде игр, так и в познавательной сфере.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Анализ результатов

 

С целью определения уровня проявления внимания у дошкольников мы использовали методики разных авторов.

С помощью методики Бурдона С., «Исследование особенностей распределение внимания методом корректурной пробы». Ребенку предлагается таблица с любыми знаками – буквами, фигурами, цифрами. В нашем случае мы использовали буквенную форму корректурной пробы, где ребенок должен как можно быстрее находить и зачеркивать какую-либо букву. Фиксируется время, затраченное на выполнение всего задания, и количество ошибок. Следующие результаты показали, что из 15 испытуемых первой подгруппы, 8 детей имеют среднее время заполнения  карточки 2 мин. 10 сек. и более, что соответствует уровню ниже среднего  и низкому. Количество ошибок имеют 3 и более, остальные 7  детей  при  количестве  3-х ошибок и менее, имеют среднее время от 1 мин. 50 сек до 2 мин. 10 сек.  Все дети  быстро  уставали  и  часто  отвлекались  посторонними   делами. Некоторые дети пытались  вести беседу  о любимых делах, родственниках,  игрушках,  некоторые  начинали  рассматривать  свои   руки, бантики и т.п., что  естественно  мешало  работе  и  затрачивалось  большее количество времени, а так же способствовало появлению ошибок в работе.  Во второй подгруппе, 11 из 15 детей имеют 6 и более ошибок и среднее время 2 мин. 10 сек. и более. Часто отвлекались и быстро уставали. 4 человека имеют по 3 и более (до  6)  ошибки  со средним временем 1 мин. 50 сек. - 2 мин. Дети часто обращались  к  образцу, часто отвлекались от задания.

Рисунок 1

Выводы: мы оценили уровень развития произвольного внимания детей старшего дошкольного возраста. Результаты исследования приведены на рисунке 1, дети в возрасте около 5-6 лет довольно часто при выполнении задания обращаются  к  образцу – это говорит о небольшом объеме их внимания. Если ребенок часто  отвлекается, и чувствуется, что ему необходима  забота взрослого  это, безусловно, свидетельствует о слабой устойчивости внимания.

Результаты, полученные с помощью методики  Черемошкина Л.В., «Оценка уровня проявления внимания, детей старшего дошкольного возраста». Исследование проходило со второй подгруппой детей. Дети с интересом выполняли задания. Исследование показали следующие результаты, в подгруппе № 1 из 15 человек 5 детей не справились  с заданием,  часто спрашивали: «Здесь обводить?» или здесь ставить палочку? Обращались  за  помощью  к  педагогу,  что  мешало  выполнению  задания, допускали  большое  количество  ошибок   и   пропусков,   что   говорит   о недостаточном распределении внимания при выполнении работы, 6  детей имеют средний уровень, допускают меньшее количество ошибок и пропусков в  работе. Внешне наблюдалось утомление у детей, 4 ребенка справились с заданием. В подгруппе № 2, 8 детей имеют низкий  уровень распределения внимания, так как допустили большое количество ошибок, в том числе и  пропусков, 4  ребенка имеют средний уровень -  допустили меньшее количество ошибок и пропусков, 3 ребенка имеют высокий уровень внимания.

Рисунок 2

Выводы: по этой методике мы провели исследование особенностей распределения  внимания  методом  корректурной пробы.   На основании полученных количественных данных мы сделали диаграмму, результаты исследования изображены на рисунке 2. Сопоставление  количества  ошибок   в   каждой   серии   с   количеством просмотренных элементов позволяет судить об уровне распределения внимания у ребенка. Кроме того, позволяет  сделать  заключение  о  характере  динамики работы ребенка в каждой серии опыта, определить, наблюдалось ли  упражнение или утомление ребенка при выполнении задания.

При помощи методики Немова Р.С. «Запомни и расставь точки», оценивали объем внимания детей. Для этого использовали стимульный материал. Перед началом исследования дети получали инструкцию. Результаты исследования показали следующие результаты:

10 баллов — набрал 1 ребенок, он правильно за отведенное время воспроизвел на карточке 6 и более точек.

8-9 баллов — набрали 6 детей, они безошибочно воспроизвели на карточке от 4 до 5 точек.

Информация о работе Эмпирическое исследование особенностей проявления внимания у детей дошкольного возраста