Эмпирическое исследование особенностей проявления внимания у детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2013 в 22:16, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: изучить особенности проявления внимания в дошкольном возрасте.
Задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ изученности особенностей проявления внимания у детей дошкольного возраста;
2. Эмпирически выявить особенности проявления внимания у детей дошкольного возраста;
3. Осуществить сравнительный анализ результатов.

Файлы: 1 файл

курсовая Рушания 2011.docx

— 112.77 Кб (Скачать файл)

                   

Введение

Актуальность данной темы заключается в том, что в настоящее время внимание многих психологов во всем мире привлечено к проблемам развития ребенка. Этот интерес далеко не случаен, так как обнаруживается, что дошкольный период жизни является периодом наиболее интенсивного развития, когда закладывается фундамент физического, психического и нравственного здоровья. Поток   информации,   расширение   человеческих   контактов,  развитие многообразных форм  массовой культуры,  рост  темпа  жизни   приводят   к увеличению объема знаний,  необходимых  для  жизни  современному  человеку. Происходящие изменения в обществе оказали  влияние  и  на  развитие  детей, активно включившихся в водоворот нашей  бурной  жизни,  и  выдвинули  новые требования в целом. Дошкольное образование стало рассматриваться как первая ступень  во  всей  системе  непрерывного  обучения.  Дошкольное  учреждение призвано создать условия для  интеллектуально-творческого,  эмоционального, физического развития ребенка и осуществить его подготовку к школе. Одним из непременных  условий  успешного  обучения   в   школе   является   развитие

произвольного,  преднамеренного  внимания  в  дошкольном  возрасте.  

В дошкольный период происходит развитие многих человеческих способностей, усвоение знаний и умений. Под влиянием воспитания и обучения происходит интенсивное  развитие у детей всех познавательных процессов, таких, как: восприятие, мышление, память, внимание, воображение, речь и  др. Чем раньше ребенка начинают воспитывать и обучать, тем быстрее  и эффективнее осуществляется его  психическое развитие.

Дошкольное образование  стало рассматриваться как первая ступень во всей системе непрерывного обучения. Дошкольное учреждение призвано создать условия для интеллектуально-творческого, эмоционального, физического развития ребенка и осуществить его  подготовку к школе. Одним из непременных  условий успешного обучения в  школе является развитие произвольного, преднамеренного внимания в дошкольном возрасте. Необходимым условием прогрессирующего развития является свойственный данному этапу онтогенеза оптимальный уровень созревания мозговых структур – «возрастная норма».

Проблема заключается в том, что внимание дошкольников неустойчивое, легко отвлекаемое объем его невелик, распределяемость и переключаемость низкая. Детям трудно управлять своим вниманием. Маленький объем внимания - это невозможность сконцентрироваться одновременно на нескольких предметах, удерживать их в уме.

Изучением развития и проявления внимания в течение многих десятков лет занимались и занимаются известные зарубежные и отечественные психологи, и педагоги И. Гербарт, С.Л. Рубинштейн, Н.Ф. Добрынин, Л.С.Выготский, П.Я.Гальперин, Л.Н. Леонтьев, Р.С. Немов, Г.А. Урунтаева и многие другие.

Объект исследования: психические познавательные процессы.

Предмет исследования: особенности проявления внимания у детей дошкольного возраста.

Цель исследования: изучить особенности проявления внимания в дошкольном возрасте.

Задачи исследования:

1. Провести теоретический анализ изученности особенностей проявления внимания у детей дошкольного возраста;

2. Эмпирически выявить особенности проявления внимания у детей дошкольного возраста;

3. Осуществить сравнительный  анализ результатов.

Гипотеза предполагается, что у большинства детей развитие внимания имеет низкий уровень и средний уровень.

Методы и методики исследования:

      1. Теоретический анализ источников, особенностей проявления внимания у детей дошкольного возраста.
      2. Изучение различных методик и их применение на практике.
  1. Методики: Черемошкина Л.В., «Оценка уровня развития внимания, детей старшего дошкольного возраста», Бурдона «Исследование особенностей распределение внимания методом корректурной пробы», различные игровые методы на проявления внимания Светланы Сушинских, Р.С. Немов «Запомни и расставь точки».

Эмпирическая  база исследования: ЦРРДОУ № 50 г. Альметьевска. В исследовании приняло участие 30 детей старшего дошкольного возраста, посещающих старшую группу детского сада. Возраст детей 5-6 лет.

Структура курсовой работы: введение, две главы, выводы по первой и второй главам, заключение, библиографический список, приложение. Работа содержит три диаграммы. Объём основного текста составляет 40 страницы.  
В приложении приводятся тексты методик.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоретический анализ особенностей проявления внимания у детей дошкольного возраста

      1. Психологическая характеристика внимания

Одной из самых характерных  особенностей нашей духовной жизни  является тот факт, что, находясь под  постоянным наплывом все новых и  новых впечатлений, мы отмечаем и  замечаем лишь самую малую, ничтожную  их часть. Только эта часть внешних впечатлений и внутренних ощущений выделяется нашим вниманием, выступает в виде образов, фиксируется памятью, становится содержанием размышлений [3, с. 15]. Внимание можно определить как психофизиологический процесс, состояние, характеризующее динамические особенности познавательной деятельности. Они выражаются в ее сосредоточенности на мнительно узком участке внешней или внутренней действительности, которые на данный момент времени становятся осознаваемыми и концентрируют на себе психические и физические силы человека в течение определенного периода времени. Внимание – это процесс сознательного или бессознательного (полусознательного) отбора одной информации, поступающей через органы чувств, и игнорирование другой. Внимание человека обладает пятью основными свойствами: устойчивостью, сосредоточенностью, переключаемостью, распределением и объемом [3, с. 15].

Внимание — направленность и сосредоточенность сознания на каком-нибудь предмете, явлении или деятельности. Внимание можно представить как когнитивный процесс, который обеспечивает упорядочивание поступающей извне информации в зависимости от первичности и важности, стоящих перед человеком задач. Уже из определения внимания следует, что оно характеризуется, с одной стороны, направленностью на то, чем занято сознание, а с другой стороны сосредоточенностью сознания на чем-то, требующим особой осознанности. В жизни каждого человека могут быть случаи, когда что-то лучше выполнять при рассредоточенном внимании, а иногда от человека требуется четкая концентрация внимания на каком-то предмете [3, с. 17].

 

Внимание – это важнейшее качество, которое характеризует процесс отбора нужной информации и отбрасывания лишней. Дело в том, что в человеческий мозг ежесекундно поступают тысячи сигналов из внешнего мира. Если бы не существовало внимания (своеобразного фильтра), то наш мозг не смог бы избежать перегрузки. Внимание обладает определенными свойствами: объемом, устойчивостью, концентрацией, избирательностью, распределением, переключаемостью и произвольностью. Нарушение каждого из перечисленных свойств приводит к отклонениям в поведении и деятельности ребенка [3, с. 17].

Так же исследователи выделяют функции и виды внимания. Внимание в жизни и деятельности человека выполняет много различных функций. Оно активизирует нужные и тормозит ненужные в данный момент психологические и физиологические процессы, способствует организованному и целенаправленному отбору поступающей в организм информации в соответствии с его актуальными потребностями, обеспечивает избирательную и длительную сосредоточенность психической активности на одном и том же объекте или виде деятельности [3, с. 15].

С вниманием связаны направленность и избирательность познавательных процессов. Их настройка непосредственно зависит от того, что в данный момент времени представляется наиболее важным для организма, для реализации интересов личности. Вниманием определяется точность и детализация восприятия, прочность и избирательность памяти, направленность и продуктивность мыслительной бдительности – словом, качество и результаты функционирования всей познавательной активности [3, с. 18].

 Для перцептивных процессов внимание является своеобразным усилителем, позволяющим различать детали изображений. Для человеческой памяти внимание выступает как фактор, способный удерживать нужную информацию в кратковременной и оперативной памяти, как обязательное условие перевода запоминаемого материала в хранилища долговременной памяти. Для мышления внимание выступает как обязательный фактор правильного понимания и решения задачи. В системе межчеловеческих отношений внимание способствует лучшему взаимопониманию, адаптации людей друг к другу, предупреждению и своевременному разрешению межличностных конфликтов. О внимательном человеке говорят как о приятном собеседнике, тактичном и деликатном партнере по общению. Внимательный человек лучше и успешнее обучается, больше достигает в жизни, чем недостаточно внимательный [6, с. 79].

В своих трудах отечественный  психолог Н.Ф. Добрынин подчеркивает, что  внимание есть особый вид психической  деятельности, выражающейся в выборе и поддержании тех или иных процессов этой деятельности [11, с. 125]. По мнению С.Л. Рубинштейна внимание это избирательная направленность на тот или иной объект и сосредоточенность на нем, углубленность в направленную на объект познавательную деятельность [31, с. 524].

Л.С. Выготский и Л.Н. Леонтьев указывали на существенное значение речи для внимания, т.к. при посредстве слова происходит указание предмета, на котором надо сосредоточится. Л.С. Выготский пытался проследить историю развития внимания. Он писал, что история внимания есть история развития организованности его поведения, что ключ к генетическому пониманию внимания следует искать не в нутрии, а вне личности ребенка [5, с. 147].

П.Я. Гальперин определяет внимание как идеальное, свернутое  и автоматизированное действие контроля, учение о внимании как функции  контроля - составная часть теории поэтапного формирования умственных действий [7, с. 110]. Отечественные психологи отмечают, что внимание – это состояние психической концентрации, сосредоточенности на каком-либо объекте, и его не возможно выделить как самостоятельную форму психической деятельности. Оно не имеет своего отдельного, специфического продукта. Его результатом является улучшение всякой деятельности, к которой оно присоединяется.

Обобщая изученный материал, можно сделать вывод, что внимание можно определить как психофизиологический процесс, характеризующий динамические особенности познавательной деятельности. Внимание представляет собой психологический феномен в отношении, которого до настоящего времени среди психологов нет единого мнения. С одной стороны, в психологической литературе рассматривается вопрос о существовании внимания как самостоятельного психического явления. Некоторые авторы утверждают, что внимание не может рассматриваться как самостоятельное явление, поскольку оно в той или иной мере присутствует в любом другом психическом процессе. Другие наоборот, отстаивают самостоятельность внимания как психического процесса [18, с. 205].

С другой стороны существуют разногласия в том, к какому классу психических явлений следует  отнести внимание. Одни считают, что  внимание - это познавательный психический  процесс. Другие связывают внимание с волей и деятельностью человека, основываясь на том, что любая  деятельность, в том числе и  познавательная, невозможна без внимания, а само внимание требует проявления определенных волевых усилий [18, с. 206].

Исследователь Маклаков А.Г. считает, что под направленностью психической деятельности следует подразумевать ее избирательный характер, т.е. выделение из окружения значимых для субъекта конкретных предметов, явлений или выбор определенного рода психической деятельности. В понятие направленности включается также и сохранение деятельности на определенный промежуток времени. Недостаточно только выбрать ту или иную деятельность, чтобы быть внимательным, надо удержать этот выбор, сохранить его.

Другой характеристикой  внимания является сосредоточенность. Под сосредоточенностью А.Г. Маклаков подразумевает большую или меньшую углубленность в деятельность. Очевидно, что чем сложнее задача, тем большей должна быть интенсивность и напряженность внимания, т.е. требуется большая углубленность. С другой стороны сосредоточенность связана с отвлечением от всего постороннего. Направленность и сосредоточенность тесно связаны между собой. Одно не может существовать без другого [13, с. 145]. Когда человек направляет на что - либо свое внимание, то одновременно с этим он сосредотачивается на этом. И наоборот, когда человек сосредотачивается на чем - либо, то он направляет на это свою психическую деятельность. Но, несмотря на тесную связь между ними, эти понятия не являются тождественными. Направленность связана с переходом от одного занятия к другому, а сосредоточение - с углубленностью в занятие[18, с.207].

Внимание обеспечивает четкость и ясность сознания, осознание  смысла психической деятельности в  тот или иной момент времени. А.Г. Маклаков указывал на то, что внимание, как и любой психический процесс, связано с определенными физиологическими явлениями. В целом физиологическую основу выделения отдельных раздражителей и течения процессов в определенном направлении составляет возбуждение одних нервных центров и торможение других. Воздействующий на человека раздражитель вызывает активизацию мозга. Активизация мозга осуществляется, прежде всего, ретикулярной формацией [18, с.207]. Раздражение восходящей части ретикулярной формации вызывает появление быстрых электрических колебаний в коре головного мозга, повышает подвижность нервных процессов, снижает пороги чувствительности. Внимание обеспечивает четкость и ясность сознания, осознание смысла психической деятельности в тот или иной момент времени. А.Г. Маклаков. Рассмотрим основные виды внимания. Таковыми являются природное и социально обусловленное внимание, непосредственное и опосредствованное внимание, непроизвольное и произвольное внимание, чувственное и интеллектуальное внимание [18, с.207].

Природное внимание дано человеку с самого его рождения в виде врожденной способности избирательно реагировать на те или иные внешние или внутренние стимулы, несущие в себе элемент информационной новизны. Основной механизм, обеспечивающий работу такого внимания, называется ориентировочным рефлексом. Он связан с активностью ретикулярной формации и нейронов-детекторов новизны. Социально обусловленное внимание складывается прижизненно в результате обучения и воспитания, связано с волевой регуляцией поведения, с избирательным сознательным реагированием на объекты. Непосредственное внимание, не управляется ничем, кроме того объекта, на который оно направлено и который соответствует актуальным интересам и потребностям человека. Опосредствованное внимание, регулируется с помощью специальных средств, например жестов, слов, указательных знаков, предметов.

Информация о работе Эмпирическое исследование особенностей проявления внимания у детей дошкольного возраста