Эмпирическое исследование особенностей проявления внимания у детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2013 в 22:16, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: изучить особенности проявления внимания в дошкольном возрасте.
Задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ изученности особенностей проявления внимания у детей дошкольного возраста;
2. Эмпирически выявить особенности проявления внимания у детей дошкольного возраста;
3. Осуществить сравнительный анализ результатов.

Файлы: 1 файл

курсовая Рушания 2011.docx

— 112.77 Кб (Скачать файл)

А.Г. Ковалев считает, что непроизвольное внимание не связано с участием воли, а произвольное обязательно включает волевую регуляцию. Непроизвольное внимание не требует усилий для того, чтобы удерживать и в течение определенного времени сосредоточивать на чем-то внимание, произвольное обладает всеми этими качествами [59, с. 95]. Наконец, произвольное внимание в отличие от непроизвольного обычно связано с борьбой мотивов или побуждений, наличием сильных, противоположно направленных и конкурирующих друг с другом интересов, каждый из которых сам по себе способен привлечь и удерживать внимание. Человек же в этом случае осуществляет сознательный выбор цели и усилием воли подавляет один из интересов, направляя все свое внимание на удовлетворение другого. Наконец, можно различать чувственное и интеллектуальное внимание. Первое по преимуществу связано с эмоциями и избирательной работой органов чувств, а второе – с сосредоточенностью направленностью мысли. При чувственном внимании в центре сознания находится какое-либо чувственное впечатление.

Анализируя выше сказанное, можно сделать вывод, о том, что внимание в жизни и деятельности человека выполняет много различных функций. Оно активизирует нужные и тормозит ненужные в данный момент психологические и физиологические процессы, способствует организованному и целенаправленному отбору поступающей в организм информации в соответствии с его актуальными потребностями, обеспечивает избирательную и длительную сосредоточенность психической активности на одном и том же объекте или виде деятельности [59, с. 100].

Под вниманием понимается направленность и сосредоточенность  психической активности на определенном объекте при отвлечении от других. Таким образом, этот психический процесс является условием  успешного  осуществления  любой деятельности  как  внешней,  так  и  внутренней,  а  его  продуктом – ее качественное выполнение. В своей элементарной форме внимание выступает  как ориентировочный  рефлекс  «что  такое?»,  выполняя  биологическую  защитную функцию. Так, человек выделяет раздражитель и определяет его  положительное или отрицательное значение [68, с. 201].

   Внимание имеет  и внутренние проявления.  К   первым  относят  напряженную  позу, сосредоточенный взгляд, ко  вторым – изменения в  организме,  например учащение сердцебиения, дыхания, выделение адреналина в крови.   Традиционные виды внимания разделяют по наличию цели быть внимательным и применению  волевых усилий  для его поддержания.  Данная   классификация включает  непроизвольное,  произвольное   и   после произвольное   внимание. Непроизвольное  вызывается  особенностями раздражителя,  деятельностью   с объектом,  связано  с  интересами,  потребностями,  склонностями  человека. Произвольное внимание  предполагает  сознательно  поставленную  цель  «быть внимательным» и использование волевых усилий для его поддержания,  например ребенок, противостоит  отвлечениям,  продолжая готовить  домашнее  задание. Послепроизвольное  внимание  наблюдается тогда,  когда цель  деятельности перемещается с результата на процесс выполнения, а необходимость в волевых усилиях для сохранения внимания отпадает [68, с. 201].

  Таким образом, сделаем  вывод о том, что от уровени  развития  внимания  говорит сформированность  его свойств: концентрация,  устойчивость,  распределение  и  переключение.  Концентрация определяется потому,  насколько  человек  углублен  в  работу.  Показателем устойчивости  выступает  время  сосредоточения  на  объекте  и   количество отвлечений от него. Переключение проявляется в переходе от  одного  объекта или деятельности к другому. Распределение имеет место тогда, когда  человек выполняет   одновременно   несколько   действий,   например,    рассказывает стихотворение, перемещаясь по комнате [68, с. 201]. Внимание, как действие концентрации умственных усилий, возможно лишь в отношении сознательного внимания, когда оно направляется на объект под влиянием необходимости и поставленной цели, в этом проявляется избирательность внимания, когда выбирается раздражитель, на котором человек и должен сосредоточиться.

 

      1. Психологическая характеристика дошкольного возраста

 

Движущими силами развития психики дошкольника являются противоречия, которые возникают в связи с развитием целого ряда его потребностей. Важнейшие из них: потребность в общении, с помощью которой усваивается социальный опыт; потребность во внешних впечатлениях, в результате чего происходит развитие познавательных способностей, а также потребность в движениях, приводящая к овладению целой системой разнообразных навыков и умений. Развитие ведущих социальных потребностей в дошкольном возрасте характеризуется тем, что каждая из них приобретает самостоятельное значение [47, с. 26].

В дошкольном возрасте под  влиянием воспитания происходит дальнейшее развитие психики ребенка. Если опыт детей преддошкольного возраста ещё очень ограничен, то у ребёнка-дошкольника запас временных связей значительно возрастает. Под педагогическим воздействием окружающих они становятся богаче и разнообразнее по содержанию. Вместе с тем возрастает влияние прежнего опыта на последующее поведение ребёнка, а также на образование новых временных связей [45, с. 27].

В старшем дошкольном возрасте отмечается бурное развитие и перестройка  в работе всех физиологических систем организма ребенка: нервной, сердечнососудистой, эндокринной, опорно-двигательной. Ребенок быстро прибавляет в росте и весе, изменяются пропорции тела. Происходят существенные изменения высшей нервной деятельности. По своим характеристикам головной мозг шестилетнего ребенка в большей степени приближается к показателям мозга взрослого человека. Организм ребенка в период от 5,5 до 7 лет свидетельствует о готовности к переходу на более высокую ступень возрастного развития, предполагающую более интенсивные умственные и физические нагрузки, связанные с систематическим школьным обучением [45, с. 27].

Старший дошкольный возраст  играет особую роль в психическом  развитии ребенка: в этот период жизни  начинают формироваться новые психологические механизмы деятельности и поведения. В этом возрасте закладываются основы будущей личности – формируется устойчивая структура мотивов [39, с. 87].   Зарождаются новые социальные потребности (потребность в уважении и признании взрослого, желание выполнять важные для других, потребность в признании сверстников, у старших дошкольников активно проявляется интерес к коллективным формам деятельности и в то же время – стремление в игре и других видах деятельности быть первым, лучшим; появляется потребность поступать в соответствии с установленными правилами и этическими нормами и т.д.), возникает новый тип мотивации – основа произвольного поведения. Ребенок усваивает определенную систему социальных ценностей, моральных норм и правил поведения в обществе, в некоторых ситуациях он уже может сдерживать свои непосредственные желания и поступать не так как хочется в данный момент, а так как «надо» [39, с.87].

Старшие дошкольники перестают  быть наивными и непосредственными, как раньше, становятся менее понятными  для окружающих. Причиной таких изменений  является дифференциация (разделение) в сознании ребенка его внутренней и внешней жизни. До семи лет малыш поступает в соответствии с актуальными для него в данный момент переживаниями. Его желания и выражение этих желаний в поведении (т.е. внутреннее и внешнее) представляют собой неразделимое целое. Поведение ребенка в этих возрастах можно условно описать схемой: «захотел – сделал». Наивность и непосредственность свидетельствуют о том, что внешне ребенок такой же, как и «внутри», его поведение понятно и легко «читается» окружающими. Утрата непосредственности и наивности в поведении старшего дошкольника означает включение в его поступки некоторого интеллектуального момента, который как бы вклинивается между переживанием и действием ребенка. Его поведение становится осознанным и может быть описано другой схемой: «захотел –  осознал – сделал» [37, с. 89]. Осознание включается во все сферы жизни старшего дошкольника: он начинает осознавать отношение к себе окружающих и свое отношение к ним и к самому себе, свой индивидуальный опыт, результаты собственной деятельности и т.д.

Одним из важнейших достижений старшего дошкольного возраста является осознание своего социального «Я», формирование внутренней социальной позиции. В ранние периоды развития дети еще не отдают себе отчета в том, какое место они занимают в жизни. Поэтому осознанное стремление измениться у них отсутствует. Если новые потребности, возникающие у детей этих возрастов, не находят реализации в рамках того образа жизни, который они ведут, это вызывает неосознанный протест и сопротивление [19, с. 38].

В старшем дошкольном возрасте ребенок впервые осознает расхождение  между тем, какое положение он занимает среди других людей, и тем, каковы его реальные возможности  и желания. Появляется ясно выраженное стремление к тому, чтобы занять новое более «взрослое» положение в жизни и выполнять новую, важную не только для него самого, но и для других людей деятельность [19, с. 40]. Ребенок как бы «выпадает» из привычной жизни и применяемой к нему педагогической системы, теряет интерес к дошкольным видам деятельности.

Таким образом, можно сделать следующие выводы, что появление такого стремления подготавливается всем ходом психического развития ребенка и возникает на том уровне, когда ему становится доступным осознание себя не только как субъекта действия, но и как субъекта в системе человеческих отношений. Если переход к новому социальному положению и новой деятельности своевременно не наступает, то у ребенка возникает чувство неудовлетворенности [78, с. 72]. Ребенок начинает осознавать свое место среди других людей, у него формируется внутренняя социальная позиция и стремление к соответствующей его потребностям новой социальной роли. Ребенок начинает осознавать и обобщать свои переживания, формируются устойчивая самооценка и соответствующее ей отношение к успеху и неудаче в деятельности (одним свойственно стремление к успеху и высоким достижениям, а для других важнее всего избежать неудач и неприятных переживаний).

Под словом «самосознание» в психологии обычно имеют в виду существующую в сознании человека систему представлений, образов и оценок, относящихся к нему самому. В самосознании выделяют две взаимосвязанные составляющие: содержательную – знания и представления о себе (Кто я?) – и оценочную, или самооценку (Какой я?). Содержательный и оценочный аспекты самосознания являются единым неразделимым целым. Всякое суждение о себе, всякое самоописание в той или иной мере включают и самооценку. Представления о своих индивидуальных качествах, возникая, сразу же обрастают и определенным отношением к себе [35, с. 57].

В процессе развития у ребенка  формируется не только представление  о присущих ему качествах и  возможностях (образ реального «Я» - какой я есть), но также и представление о том, каким он должен быть, каким его хотят видеть окружающие (образ идеального «Я» - каким бы я хотел быть). Совпадение реального «Я» с идеальным считается важным показателем эмоционального благополучия. Оценочная составляющая самосознания отражает отношение человека к себе и своим качествам, его самооценку [35, с. 57].

Положительная самооценка основана на самоуважении, ощущении собственной  ценности и положительного отношения  ко всему, что входит в представления  о самом себе. Отрицательная самооценка выражает неприятие себя, самоотрицание, негативное отношение к своей  личности. В старшем дошкольном возрасте появляются зачатки рефлексии — способности анализировать свою деятельность и соотносить свои мнения, переживания и действия с мнениями и оценками окружающих, поэтому самооценка детей старшего дошкольного возраста становится уже более реалистичной, в привычных ситуациях и привычных видах деятельности приближается к адекватной [35, с. 57]. В незнакомой ситуации и непривычных видах деятельности их самооценка завышенная.

Действия дошкольника  приобретают более осмысленный  характер, чем у преддошкольника. Они производятся с учётом ранее приобретённых знаний об окружающем. Важнейшее значение в психическом развитии дошкольника имеет игра. Игра даёт возможность ребёнку в живой, увлекательной форме познакомиться с широким кругом явлений окружающей действительности, активно воспроизвести их в своих действиях. Отображая в своих играх жизнь окружающих людей, их различные поступки и различные виды их трудовой деятельности, дети получают возможность более глубоко понять, более глубоко прочувствовать окружающее. Правильное понимание изображаемых событий, правильное выполнение соответствующих действий получают в игре постоянное, систематическое подкрепление благодаря одобрению детского коллектива достижению соответствующего игрового результата, положительной оценке воспитателя. Всё это создаёт благоприятные условия для образования и закрепления у детей новых временных связей [35, с. 57].

Руководя детскими играми, обогащая их содержание, организуя  играющих детей, воспитатель расширяет  опыт ребёнка, формирует у него новые  психические качества. Способствуя познанию окружающего, развивая детское воображение, игра является вместе с тем своеобразной школой детской воли. Чем богаче содержание детских игр, тем сложнее их замысел, чем больше детей в ней участвуют, тем больше ребёнок принуждён действовать не под влиянием мимолётных желаний, а руководствуясь общей целью и правилами игры [28, с.137].

В игре развиваются ум и  чувства ребёнка, а также преднамеренность, произвольность действий. Вырабатывается умение действовать сообща, считаться  с требованиями коллектива. Таково значение игровой деятельности в  психическом развитии дошкольника. Однако какую бы важную роль ни выполняла  игра в жизни дошкольника, она  не является его единственной деятельностью. Сама игра развивается под влиянием знакомства детей с окружающим. Её содержание обогащается опытом, приобретаемым  ребёнком в быту, при выполнении трудовых заданий, а также в процессе занятий [28, с.137].

Обобщая изученный материал, сделаем вывод, что, под влиянием обучения у детей дошкольного возраста постепенно складываются интересы к приобретению новых знаний, формируются простейшие навыки учебной работы. Обучение детей на занятиях расширяет знания детей об окружающем, позволяет успешно овладевать языком, простейшими счётными операциями, навыками изобразительной деятельности и т. д.

Существенную роль в развитии психики дошкольника играет труд, посильное участие в трудовой жизни семьи, а также трудовой деятельности коллектива детского сада [29, с. 81]. На протяжении дошкольного возраста характер деятельности и психические особенности дошкольников существенно изменяются. Младшие дошкольники ещё во многом похожи на детей преддошкольного возраста. Игры их вначале бедны содержанием и часто сводятся к многократному повторению одних и тех же действий. В среднем дошкольном возрасте круг знаний ребёнка об окружающем расширяется. Серьёзнее и разнообразнее становится детская деятельность. Развиваются творческие игры, рисование конструирование. Сложнее становятся трудовые обязанности, выполняемые ребёнком, большее значение приобретают занятия учебного типа [33, с. 257].

Информация о работе Эмпирическое исследование особенностей проявления внимания у детей дошкольного возраста