Эмпирическое исследование коллектива в студенческой группе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2014 в 14:10, реферат

Описание работы

Природа межличностных отношений в любых общностях достаточно сложна. В них проявляютсякак сугубо индивидуальные качества личности – её эмоциональные и волевые свойства, интеллектуальные возможности, так и усвоенные личностью нормы и ценности общества. В системе межличностных отношений человек реализует себя, отдавая обществу воспринятое в нем.

Содержание работы

1. Теоретические основы организации студенческого коллектива 3
2. Эмпирическое исследование коллектива в студенческой группе 6
Литература 12

Файлы: 1 файл

issledovanie_studench_kollektiva.doc

— 289.50 Кб (Скачать файл)

 

ПК – психологический климат

ПК/ср – средняя оценка психологического климата по группе

Психологический климат находится на более высоком уровне по сравнению с интеллектуальной коммуникативностью. Самый низкий балл по данному свойству имеет переменная 3, что свидетельствует о тенденции членов группы к замкнутости группы друг от друга, отказу или уклонению от группового характера переживаний. Переменная же 2 имеет наивысший балл, т.е. в группе преобладает доброжелательность в отношениях между членами группы, взаимное притяжение друг к другу.

Таблица 3.

Результаты исследования направления активности

№ п/п

НА 1

НА 2

НА 3

НА 4

НА5

НА 6

НА 7

НА 8

НА 9

НА10

НА11

НА/ср

1

2

3

2

1

1

1

1

1

1

3

3

1,73

2

2

2

2

2

2

3

2

2

1

3

3

2,18

3

3

2

3

4

2

3

4

2

3

2

3

2,82

4

3

3

3

3

3

4

3

3

3

4

2

3,09

5

5

5

4

3

3

4

5

4

5

5

5

4,36

6

3

1

5

5

2

1

5

5

3

4

2

3,27

7

2

3

2

4

3

4

3

4

2

4

3

3,09

8

3

2

2

3

4

4

2

3

3

4

3

3,00

9

3

3

3

3

3

4

4

4

4

3

2

3,27

10

3

3

4

4

4

4

4

3

3

4

4

3,64

НА/ср

2,9

2,7

3,0

3,2

2,7

3,2

3,3

3,1

2,8

3,6

3,0

30,45


НА – направление активности

НА/сред – средняя оценка направления активности группы

Цели, интересы, моральные ценности группы различны у всех членов группы. Самый низкий балл, приписанный переменной 2 и самый высокий балл, приписанный переменной 10, говорят о том, что группа выше всего ставит примитивные материальные блага, деньги, развлечения и т.д. Актив ведет группу на антиобщественные дела.

Таблица 4.

Результаты исследования организованности группы

№ п/п

НА 1

НА 2

НА 3

НА 4

НА5

НА 6

НА 7

НА 8

НА 9

НА10

НА11

НА/ср

1

2

1

3

1

3

2

2

2

4

4

1

2,27

2

2

3

3

2

4

4

4

3

2

4

4

3,18

3

3

3

4

4

4

4

4

4

4

4

3

3,73

4

3

3

3

3

3

4

3

3

3

4

2

3,09

5

5

5

4

3

3

4

5

4

5

5

5

4,36

6

3

1

5

5

2

1

5

5

3

4

2

3,27

7

3

3

4

4

4

4

4

3

3

4

4

3,64

8

3

2

2

3

4

4

2

3

3

4

3

3,00

9

3

3

3

3

3

4

4

4

4

3

2

3,27

10

3

3

4

4

4

4

4

3

3

4

4

3,64

НА/ср

3,0

2,7

3,5

3,2

3,4

3,5

3,7

3,4

3,4

4,0

3,0

33,45


 

Данное свойство находится на среднем уровне развития, но группой оно оценено на самый высокий балл по сравнению с другими параметрами. Низкая оценка, данная переменной 2, свидетельствует о том, что группа не может самостоятельно решить вопрос о выборе организаторов или проводит выборы несерьезно. Однако члены группы активно стремятся сохранить группу как единое целое. Группа постоянно устойчиво поддерживает связь и осуществляет взаимодействие с другими группами. Об этом свидетельствует высокая оценка переменной 10.

Результаты, полученные на основе методики «Диагностика психолого – педагогической характеристики малой учебной группы» представим в виде диаграммы (рисунок 1).

 

 

 

 

Рисунок 1.

Показатели интегративных свойств

 

Количественная оценка проводится на основе сопоставления общей суммы по всем интегративным свойствам измерения уровня развития коллектива.

В результате вычисления суммарного балла по всем интегративным свойствам, который равен 123, мы получаем, что исследуемая студенческая группа находится на среднем уровне развития.

Таким образом, в результате исследования были получены данные, говорящие о том, что студенческая группа обладает разной направленностью активности. Члены группы ориентированы на их будущее профессиональное становление и карьерный рост, а не на успешную совместную деятельность. Группа имеет средний уровень организованности, хотя данному свойству приписан самый высокий балл по сравнению с другими параметрами,.

 

Литература

  1. Ананьев Б.Г. К психофизиологии студенческого возраста / Б.Г. Ананьев Л: Изд-во ЛГУ, 1974. - 328с.
  2. Багрецов С.А. Диагностика социально – психологических характеристик малых групп с внешним статусом. / С.А. Багрецов СПб.: Лань, 1999. - 640с.
  3. Буланова М.В. Педагогика и психология высшей школы: уч. Пособ./ М.В. Буланова - Ростов н/Д.: Феникс, 2007. - 202с.
  4. Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образовния. / С.Д. Смирнов -М.: Издательский центр «Академия», 2005. - 400с.

 

 

Приложение 1.

«Диагностика психолого – педагогической характеристики малой учебной группы»

Направление активности

1

Группа активна, полна творческой энергии.

5

4

3

2

1

Группа инертна, пассивна.

2

Группа выше всего ставит положительные духовные запросы (искусство, литература, учеба, совершенствование в профессии).

         

Группа выше всего ставит примитивные материальные блага, деньги, развлечения и т. д.

3

В своих делах группа ставит перед собой общественно полезные цели.

         

Группу отличают общественно вредные, асоциальные цели.

4

Группу объединяет одна общая цель деятельности, а не просто сходные цепи каждого члена группы в отдельности.

         

В группе соединились люди, у которых лишь сходные совпадающие цели, но эти цели не стали общегрупповыми.

5

В группе более всего уважают коллективистов, делающих все ради других.

         

Популярные члены группы – эгоисты, работающие лишь для себя.

6

Члены группы стремятся постоянно общаться друг с другом.

         

У членов группы нет стремления постоянно общаться друг с другом.

7

Группа стремится общаться и сотрудничать с другими членами.

         

У группы наблюдается стремление обособиться, изолироваться от других групп.

8

Группу отличают устойчивые интересы.

         

Группу отличает быстрая смена интересов.

9

Группа постоянно осуществляет свои интересы на деле.

         

Группа пассивна. Интересуясь чем-то, не стремится это осуществить на деле.

10

Актив, ядро группы ведет ее на общественно-полезные дела.

         

Актив ведет группу на антиобщественные дела.

11

В группе справедливо относятся ко всем членам группы, стремятся поддержать слабых в общей деятельности, каждый испытывает чувство защищенности.

         

Группа заметно разделяется на "привилегированных" и "пренебрегаемых", в ней пренебрежительно относятся к слабым.

Организованность

1

В группе разумно, доброжелательно решаются вопросы взаимопомощи.

5

4

3

2

1

При решении групповой задачи необходимость взаимоподчинения вызывает противодействие и даже конфликты.

2

Группа может самостоятельно выбрать себе организаторов по различным видам деятельности.

         

Группа не может самостоятельно, без помощи старших решить вопрос о выборе организаторов или проводит выборы несерьезно, по принципу "кого-нибудь, только не меня".

3

Члены группы взаимодействуют в том направлении, которое приносит успех всей группе в целом.

         

Большинство членов группы ориентируются на себя и делают то, что им удобно и выгодно.

4

Трудные условия, ситуация опасности, неожиданные сильные воздействия еще более сплачивают группу.

         

В этих условиях происходит рассогласование группы, вплоть до ее полного распада.

5

Неудача в достижении групповой цели приводит к еще большему единству и сплочению группы.

         

Неудача в достижении групповой цели расслабляет группу вплоть до ее полного отказа от реализации данной цели.

6

Группа постоянно и устойчиво поддерживает связь и осуществляет взаимодействие с другими группами.

         

Группа стремится изолироваться от других групп, противодействует контактам с ними.

7

Группа доброжелательно, участливо относится к новым членам, старается помочь освоиться и "прижиться", влиться в свою среду.

         

Группа враждебно относится к новым членам, противодействует вхождению их в новую для них среду.

8

Группа легко, свободно, быстро, с высокой результативностью согласует свои действия.

         

Группа способна к согласованию своих действий.

9

Группа представляет устойчивое единое целое. Имеющиеся в группе отдельные группировки (например, по симпатиям) активно взаимодействуют друг с другом, поддерживая общегрупповое единство.

         

Группа не представляет единого целого, распадается на ряд отдельных группировок, которые враждуют друг с другом.

10

Члены группы активно стремятся сохранить группу как единое целое. Группа настойчиво про тиводействует попыткам расформирования.

         

К сохранению группы ее члены относятся безразлично. Группа легко поддается расформированию или даже способствует ему.

11

Группа имеет хороших, способных организаторов, являющихся ее авторитетными и полномочными представителями.

         

Группа не имеет хороших, способных организаторов.

Интеллектуальная коммуникативность

1

Группа имеет четкое единое суждение о возможностях ее действительных организаторов.

5

4

3

2

1

Группа не имеет единого мнения о возможностях своих организаторов. Мнение группы о ее организаторах противоречиво.

2

Все члены группы прислушиваются к мнению своих товарищей и приходят к единодушному суждению.

         

Члены группы не прислушиваются к мнению своих товарищей, точки зрения очень противоречивы.

3

Члены группы хорошо и постоянно осведомлены обо всем, что касается группы: ее задачах, внутригрупповых отношениях, ее месте среди других групп, результатах ее деятельности и т. д.

         

В группе не знают о ее задачах, внутригрупповых отношениях, ее месте среди других групп, результатах ее деятельности и т. д.

4

Группа легко находит общий язык, взаимопонимание при решении групповых задач.

         

В группе нет взаимопонимания при решении общих задач.

5

При обсуждении актуальных вопросов, касающихся группы и поведения отдельных ее членов, группа активно добивается единого мнения и находит единодушное решение.

         

Группа не способна прийти к единому мнению при обсуждении вопросов, касающихся как группы в цепом, так и отдельных ее членов.

6

В изменяющихся жизненных ситуациях группа быстро оценивает перемены, создает новое общественное мнение.

         

Группа не способна оценивать изменившуюся обстановку, слепо следует привычкам, сложившимся суждениям.

7

При оценке воспринимаемых фактов и событий окружающей жизни в группе существует устойчивое единство суждений.

         

Для группы характерны противоположные суждения и оценки воспринимаемых фактов, событий.

8

Группа имеет единое и четкое мнение о своих возможностях, достоинствах и недостатках.

         

В группе имеют место явно противоречивые мнения о своих возможностях и недостатках.

9

Группа верно, единодушно оценивает свое место среди других групп.

         

Группа неверно и противоречиво оценивает свое место среди других групп.

10

Критические замечания со стороны членов группы принимаются доброжелательно и способствуют созданию единого группового мнения.

         

Критические замечания со стороны одних членов группы принимаются другими ее членами враждебно и способствует разъединению группового мнения.

11

Критические замечания извне группы принимаются доброжелательно, самокритично и формируют стремление к осмысливанию и исправлению недостатков.

         

Критические замечания извне принимаются группой враждебно и вызывают стремление к отпору, настаиванию на недостатках, групповому упрямству.

Психологический климат

1

Преобладание мажорного, приподнятого, доброго общего тона в группе.

5

4

3

2

1

Преобладание подавленного настроения, пессимистического настроя в группе.

2

Доброжелательность во взаимоотношениях членов группы, взаимное притяжение друг к другу, симпатия.

         

Конфликтность в отношениях, отталкивание, антипатия.

3

Стремление к совместности переживаний событий, жизненных явлений, произведений искусства.

         

Тенденция и замкнутости членов группы друг от друга, отказ или уклонение от группового характера переживаний.

4

Успехи или неудачи группы в целом переживаются ярко всеми членами группы.

         

Успехи или неудачи группы оставляют членов группы равнодушными.

5

Успехи или неудачи товарищей вызывают переживание, искреннее участие других членов группы. Здесь имеют место одобрение, поддержка, а упреки и критика делаются с доброжелательных позиций.

         

В этих условиях в группе проявляются зависть, злорадство, а упреки и критика исходят из желания унизить, оскорбить.

6

В сложных ситуациях происходит эмоциональное единение, общий мобилизационный настрой.

         

В этих условиях группа теряется, "раскисает", наблюдается растерянность, ссоры, взаимные обвинения и т. д.

7

Отрицательная оценка группы со стороны более широких общностей или их органов вызывает групповое сопереживание, выражающее единение группы и способствующее ему.

         

В данных обстоятельствах у части группы имеют место переживания, выражающие разобщение группыили способствующие этому.

8

В отношении между эмоциональными объединениями (группировки по симпатиям) существует взаимное расположение и доброжелательность.

         

Группировки конфликтуют между собой, враждебно относятся друг к другу.

9

Групповые эмоциональные "взрывы" в сложных жизненных ситуациях (например, общее негодование, возмущение) регулируются группой и не меняют качественно содержание ее поведения.

         

Групповые эмоциональные состояния взрывного характера выходят из-под контроля группы, протекают стихийно и определяют содержание группового поведения.

10

Членам группы нравится бывать вместе, им хочется чаще находиться в группе, участвовать в совместной деятельности.

         

Члены группы не стремятся бывать вместе, проявляют безразличие к общению, выражают отрицательное эмоциональное отношение к совместной деятельности.

11

Группа способна сдерживать проявление своих чувств, когда этого требуют интересы дела.

         

Группа не в состоянии сдерживать эмоциональные порывы в необходимых ситуациях.


 


Информация о работе Эмпирическое исследование коллектива в студенческой группе