Фокус-группы в маркетинговых исследованиях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2014 в 13:27, курсовая работа

Описание работы

Маркетинговые исследования - это функция, которая информационно связывает производителя с рынком, потребителем, конкурентами и всеми элементами внешней среды, также под понятие маркетинговых исследований понимается систематизированный процесс сбора, обработки и анализа информации о внутренней и внешней среде предприятия с целью принятия управленческих решений. Методы сбора данных при проведении маркетинговых исследований можно классифицировать на две группы: количественные и качественные. Количественные исследования обычно отождествляют с проведением различных опросов, основанных на использовании структурированных вопросов закрытого типа, на которые отвечает большое число респондентов. Качественные исследования включают сбор, анализ и интерпретацию данных путём наблюдения за тем, что люди делают и говорят.

Содержание работы

Введение 4
Глава 1. Теоретические основы метода фокус-групп
1.1. Понятие метода фокус-групп и история его развития 7
1.2. Виды фокус-групп 11
1.3. Достоинства и недостатки метода фокус-групп 16
1.4. Основные возможности изучения поведения потребителей методом фокус-группы 18
Глава 2. Формирование и проведение фокус-группы
2.1. Общие принципы формирования фокус-группы 24
2.2. Организация исследования методом фокус-групп 29
2.3. Этапы фокус-группового исследования 36
Глава 3. Исследование определения эмоциональной и поведенческой реакций потенциальных потребителей на позиционирование шампуня. 41
Заключение 48
Библиографический список 50

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.doc

— 247.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

Оглавление

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Одной из важных задач маркетинга является глубокое исследование рынка, а так же, мнения и потребностей потенциальных покупателей.

Маркетинговые исследования - это функция, которая информационно связывает производителя с рынком, потребителем, конкурентами и всеми элементами внешней среды, также под понятие маркетинговых исследований понимается систематизированный процесс сбора, обработки и анализа информации о внутренней и внешней среде предприятия с целью принятия управленческих решений. Методы сбора данных при проведении маркетинговых исследований можно классифицировать на две группы: количественные и качественные.    Количественные исследования обычно отождествляют с проведением различных опросов, основанных на использовании структурированных вопросов закрытого типа, на которые отвечает большое число респондентов. Качественные исследования включают сбор, анализ и интерпретацию данных путём наблюдения за тем, что люди делают и говорят. Метод фокус-группы относится к таким методам исследования.

Фокусированное групповое интервью - один из методов сбора информации, который часто применяется в маркетинговых исследованиях для выявления различных критериев оценки и выбора изучаемого объекта. Этот метод предназначен для получения различной маркетинговой информации от группы, как правило, существующих или потенциальных потребителей, которые на основе свободной дискуссии под руководством ведущего (модератора) обсуждают поставленные перед ними вопросы.

В настоящее время в развитых странах методы опросов (индивидуальное и групповое интервью) сделались не просто разновидностью исследовательских методик, но и отраслью индустрии, обслуживающей функционирование институтов рынка (маркетинг) и институтов демократии (анализ и коррекция политических имиджей). Внедрение в практику этих методов в России необходимо для повышения культуры работы рыночных и политических институтов.

В данной курсовой работе подробнее рассматриваются фокус-группы в маркетинговых исследованиях, историю их возникновения, разновидности, особенности их организации и проведения.

Актуальность темы состоит в том, что метод фокус-групп в последние годы постоянно развивается и становится невероятно популярным инструментом изучения рынка и различных областей жизни общества.

Степень научной разработанности: В последние годы отечественные социологи проявляют огромный интерес к познавательным возможностям, особенностям и перспективам использования, теоретико-методологическим основаниям метода “фокус-группа”, к разработке его методик и техник, к анализу и представлению результатов исследования. К такому выводу можно прийти, проанализировав ряд современных учебных пособий, монографий и статей, прежде всего таких авторов как Белановский С.А., Богомолова Н.Н. и Фоломеева Т.В., Богословская К., Дебюс М., Дмитриева Е.В., Семенова В.В.

Объект исследования: методы маркетингового исследования.

Предмет исследования: фокус-группа как метод маркетинговых исследований.

Цель исследования: рассмотрение теоретических и методологических основ метода фокус - групп,  техники его практического использования в маркетинге, а также изучение эмоциональной и поведенческой реакций целевой группы на позиционирование шампуня  путём проведение фокус - группы.

Задачи:

1.Обзор теоретических основ и принципов метода фокус-групп.

2.Описание методики проведения фокус-группы, рассмотрение её этапов и факторов, влияющих на процесс взаимодействия в такой группе.

3.Анализ возможностей и ограничений метода фокус - групп.

4.Проведение экспериментального исследования (фокус - группы).

5.Анализ полученных результатов и выдача рекомендаций.

Работа состоит из трех глав, представлена на 51 странице.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоретические основы метода фокус-групп

1.1. Понятие метода фокус-групп и история его развития

Для раскрытия сущности метода фокус-групп нужно проследить особенности его исторического развития, подходы различных ученых к определению данного метода и обозначить его место в системе методов маркетинговых исследований.

Метод фокус-групп получил широкое распространение и применение в конце 80х годов 20 века, однако, его история началась много раньше. Это связано с тем, что он берет начало от неформализованного интервью, описание которого впервые дал Х.Мэтью в середине 19 века. В 20 веке неформализованное интервью получило свое развитие.

Раскрывая основные положения неформализованного интервью, английские ученые Сидней и Беатрис Вебб говорили, что «интервью должно быть приятным для интервьюируемых, напоминая опрашиваемым одну из форм социального взаимодействия»[8].

Их точку зрения, касающуюся неформализованного интервью, разделял польский социолог Фердинанд Цвейг, который считал, что данный вид интервью представляет собой беседу, где интервьюер – хороший собеседник, проявляющий интерес и понимание к респонденту. Этот вид интервью разрабатывался как самостоятельный и дополнительный метод сбора информации в социологии.

Впервые фокус-группа была применена американскими социологами Робертом Кингом Мертоном и Полом Лазарсфельдом во время второй мировой войны в ноябре 1941года для изучения эффективности работы радио. Впоследствии (в 1943 году) Р. Мертон использовал данный метод для анализа эффективности пропаганды и фильмов по обучению в армии. Первое теоретическое описание было сделано в 1946 году в книге «Фокусированное интервью» Р. Мертоном, П. Кендаллом, М. Фиске[13]. В дальнейшем (до середины 80х) теоретико-методологических разработок фокус-групп в социологии не было. Всплеск интереса в конце 80х годов к данному методу в этой науке произошел после его успешного применения в маркетинговых и социально-психологических исследованиях и связан с именами Д. Моргана, Р. Стьюарта, Р. Крюгера, Дж. Кнодела и др.

За несколько десятилетий, по сравнению с опытом применения метода в начале 40х годов, по мнению Р. Мертона, фокус-группы претерпели ряд существенных изменений. Эволюция данного метода осуществлялась через изменения понятия, его места в социологическом исследовании, соотношения с количественными методами и т. д. По мнению Р. Мертона, взаимодействие фокус-групп с количественными методами в настоящее время не достаточное: «во многих фокус-групповых исследованиях, набирающих все большую популярность в маркетинговых исследованиях, количественные и качественные традиции не соединяются»[13].

Для определения данного метода существует несколько названий, таких как «фокус-группа», «фокусированное интервью в группе», «групповая дискуссия» и «глубинное групповое интервью». Многообразие названий объясняется тем, что понимание и применение фокус-групп с момента их введения в социологию оказалось под влиянием различных теоретических направлений. Современное определение «фокус-группа» отличается от первоначального, предложенного Р. Мертоном. Ученый, создавший этот метод, называл его «фокусированное интервью», добавляя термин с «группировками» (grouping), учитывая всю сложность понятия «группа» в социологии и психологии. По его мнению, использование этого инструментария в тот период существенно отличалось от его современной интерпретации. Фокусированное групповое интервью проводилось после количественного исследования для более глубокого изучения подточенных результатов и было частью проекта, основанного на «жестких» методах, где качественные данные являлись «предметом для проверки посредством дальнейших количественных экспериментов». Таким образом, на первоначальном этапе качественный метод фокус-группы не противопоставлялся количественным методам, а эти два вида методов взаимно дополняли друг друга. Рассмотрим термин «фокус-группа», а именно два ключевых слова «группа» и «фокус», стоящих в названии данного метода. Для этого обратимся к различным концепциям и определениям. В данном исследовании нас интересует «малая группа». В определении малых групп, по мнению Р. Барона, Н. Кора, Н. Миллера, существуют две основные характеристики:

1. Определенный период существования, наличие структуры, осознание индивидами групповой принадлежности и т. д.

2. Существование каких-либо форм коммуникации индивидов или их взаимное социальное взаимодействие.

Группа по Д.Форситу — это «два или более индивидов, которые влияют друг на друга в ходе социального взаимодействия». Последнее определение, в частности, позволяет отнести фокус-группы к малым группам. М. Шоу определяет малую группу как «сообщество людей, существующее некоторое время, имеющее общие цели и первичную групповую структуру»[10]. Через понятия «непосредственное взаимодействие» и «взаимозависимость» выводит дефиницию К. Левин, то есть все члены в группах находятся в непосредственном взаимодействии, и поведение каждого из них может оказывать влияние на других и наоборот. Эти группы количественно ограничены, так как прямое взаимодействие невозможно в больших группах. Более того, они являются единым целым, члены которого зависят друг от друга при удовлетворении своих личных потребностей, целей или ожиданий. В отечественной социальной психологии классическим стало определение малой группы, данное Г.М. Андреевой. Итак, это «группа, в которой общественные отношения выступают в форме непосредственных личных контактов» [1]. Обобщая вышесказанное, очевидно, что существует ряд классификаций, согласно которым фокус-группы относятся к малым группам.

Другим ключевым словом в определении является «фокус», который отражает концентрацию внимания респондентов и усилий социолога на определенной теме. Первоначально в интерпретации Р. Мертона под фокусом понимался стимул, и в одном из самых первых исследований в качестве него выступал фильм. В маркетинговых исследованиях фокусом в группе обычно является рекламный ролик или его раскадровка (представляемая чаще всего в нескольких картинках), товар, имидж компании, фильм и т. п. Однако в общественных науках в целом, и в социологии, в том числе, на современном этапе развития фокус-групп стимулом для дискуссии может выступать выбранная тема, проблема или явление социальной жизни. Существует несколько основных концепций определения метода фокус-групп. Р. Мертон определял его как группы, в которых все респонденты имеют отношение к некоторой ситуации или событию, а именно: «все интервьюируемые побывали в определенной ситуации: просмотрели фильм, прослушали радиопрограмму, прочитали брошюру, статью или книгу, участвовали в психологическом эксперименте или неконтролируемой, но наблюдаемой социальной ситуации»[13]. В фокус-группе проводится ситуационный и содержательный анализ всех важных, по мнению исследователя, структурных элементов, процессов и ситуации в целом до проведения полевого исследования, то есть посредством этого вида анализа социолог делает ряд предположений о направлении и характере поведения людей в конкретной ситуации. Дискуссия проводится по плану, в котором перечисляются основные вопросы. Внимание в ней акцентируется на субъективном опыте людей, которые дают свое понимание, определение и объяснение этой ситуации. Получаемые ответы позволяют проверить гипотезы, а незапланированные — порождают предположения, требующие последующей проверки.

Традиция определения, где фокус-группа имеет стимул, была продолжена М. Робером и Ф. Тильманом[16]. В ней, по мнению этих авторов, участвуют одновременно несколько респондентов, она сфокусирована (на внешнем стимуле), и отличается от других видов групповых интервью поэтапным характером проведения. В этой связи цель фокус-группы состоит в изучении мнений ее членов о том или ином предмете, при этом ведущий заинтересован получить сумму индивидуальных точек зрения и узнать как можно подробнее мнения членов группы. Определение через введение понятия «глубинное групповое интервью» даст И. Голдман, понимая под глубиной поиск информации, не всегда проявляющейся в процессе повседневного общения, а под «интервью» особый вид взаимодействия респондентов и социолога в процессе получения данных.

  С помощью следующих отличительных характеристик Р. Крюгер определяет фокус-группу: (1) сообщество людей, (2) объединенных в группы, (3) по каким-то критериям, (4) в результате чего продуцируются данные, (5) имеющие качественный характер, (6) в ходе групповой дискуссии[11].

Анализ вышеизложенного приводит к необходимости формулировки следующего определения фокус-групп. Метод фокус-групп — это качественный метод сбора социологической информации в гомогенных (по значимым для исследования признакам) группах, имеющих фокус, с участием ведущего и основанный на принципах групповой динамики.

 

1.2. Виды  фокус-групп

 

Фокус-группа – это родовое понятие, включающее в себя большое количество видов, подвидов и модификаций в зависимости от задач исследования. Все разнообразие фокус-групп можно классифицировать по разным основаниям. Далее следуют наиболее часто используемые в практике маркетинговых исследований виды фокус-групп (Focus Group Discussion)[3].

1. Продолжительность. Продолжительность групповой дискуссии зависит от целей исследования и особенностей выборки.

1.1.Стандартные группы. Стандартная фокус-группа обычно длится около 1,5 часов (иногда до двух часов). Обычно стандартная группа начинается с обсуждения респондентами их опыта использования исследуемой товарной категории, выясняется их знакомство и предпочтение определенных марок, что нравится или не нравится в тех продуктах/ марок. Эта стадия не только позволяет получить фактическую информацию, но и снижает тревожность респондентов, вселяет в них чувство уверенности в своей компетентности, возможности справиться с предстоящей работой. Далее беседа переходит к специфическим для данного проекта вопросам – почему потребители отвергают новую марку сигарет, или почему интенсивная реклама не запомнилась и не привела к повышению известности марки[12].

1.2.Короткие группы. Обсуждение ограниченного набора тем (тестирование одного-двух сюжетов для роликов, вариантов упаковки) или работа с детьми предполагают проведение коротких (до 1 часа) групп.

1.3.Расширенные группы. Напротив, большой объем работы, когда в рамках одного проекта необходимо собрать данные по образу жизни и устремлениям целевой аудитории, по отношениям к тем или иным товарам или рекламе вообще применяются расширенные (extended) групповые дискуссии продолжительностью 3-4 часа. ECGD (Extended Creative Group Discussions) – расширенные творческие групповые дискуссии с обширным применением проективных и других вспомогательных методик. Эти группы используются в тех случаях, когда необходимо выработать новый подход к проблеме, новое нестандартное видение, в частности, когда какой-то продукт настолько исследован традиционными качественными и количественными методами, что они не дают приращения полезной информации. Например, чтобы понять, чем можно привлечь потребителя к новой марке таких привычных продуктов, как маргарин или майонез, может быть полезно провести несколько расширенных групп с использованием коллажей, ролевых игр, персонализации и других приемов.

Информация о работе Фокус-группы в маркетинговых исследованиях