Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 09:51, курсовая работа
Для достижения поставленной цели и проверки выдвинутой гипотезы были определены следующие задачи:
Описать общую характеристику и динамику конфликта, а также способы и формы его разрешения.
Провести диагностическое исследование, направленное на выявление особенностей поведения руководителей в конфликтной ситуации;
Описать рекомендации по эффективному разрешению конфликтов в организации.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И РАЗВИТИЯ КОНФЛИКТОВ 5
1.1. Общая характеристика конфликта 5
1.2. Динамика конфликта 10
1.3. Способы регулирования и конструктивного завершения конфликтов 15
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ КОНФЛИКТОВ 20
2.1. Описание диагностических методов исследования конфликтов 20
2.2. Анализ и обсуждение результатов исследования 23
2.3. Практические рекомендации по предупреждению и разрешению конфликтов в организации 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
Список литературы 31
Диагностическое исследование проводилось в период с декабря по февраль 2010 года. В диагностике приняло участие 21 сотрудник организации, занимающие руководящие должности (руководители отделов, менеджеры среднего звена). Выбор респондентов определялся целью исследовательской работы.
По итогам диагностического исследования, направленного на выявление типа конфликтного поведения (см. Приложение 1) были получены следующие результаты:
Диаграмма 1
Количественные показатели по исследованию типов поведения
в
конфликтных ситуациях
Таким образом, преобладающими типами поведения в конфликтной ситуации среди данных респондентов являются: сотрудничество – 38% (от общего количества респондентов 21 человек), компромисс – 28,6% (от общего количества респондентов 21 человек), соревнование – 24% (от общего количества респондентов 21 человек). Наименее предпочитаемыми типами конфликтного поведения являются: приспособление - 4,7% (от общего количества респондентов 21 человек), избегание - 4,7% (от общего количества респондентов 21 человек).
По
итогам диагностики стиля управления
с точки зрения соотношения в
нем демократических и
Диаграмма 2
Количественные показатели по исследованию стиля управления руководителя коллективом
Преобладающими стилями управления руководителя являются: «Л-20, П-20» – 52% (от общего количества респондентов 21 человек), «Л-0, П-20» – 43% (от общего количества респондентов 21 человек), «Л-20, П - 0» – 5% (от общего количества респондентов 21 человек).
Анализ полученных данных позволяет говорить, о преобладании двух групп респондентов. Для первой группы («Л-20, П-20») характерна ориентация на достижение производственных целей, заботу о создании благоприятного социально-психологичесского климата в коллективе. Такой стиль, как правило, позволяет добиваться успешного решения производственных задач в сочетании с условиями, для наиболее полного раскрытия творческих способностей членов коллектива. Второй группе респондентов («Л-0, П-20») присуща ориентация на решение производственно - хозяйственных задач, игнорируя человеческий фактор, личность работника, мнение коллектива. Нередко такой руководитель действует по принципу «давай-давай», который со временем изживает себя настолько, что перестает приносить успех и в достижении производственных целей. [16]
Соотношение результатов диагностики по обеим методикам показывает (см. Приложение 3), что для респондентов со стилем руководства «Л-20, П-20» характерны сотрудничество и компромисс. Для респондентов со стилем руководства «Л-0, П-20» характерны компромисс, соревнование. И, для респондентов со стилем руководства «Л-20, П-0» характерным стилем поведения в конфликте является приспособление.
Таким образом, гипотеза, связанная с предположением о том, что для руководителей организаций с ориентацией на достижение производственных целей характерны такие стили конфликтного поведения как сотрудничество, компромисс подтвердилась.
Конкретизируя представления о способах предупреждения и разрешения конфликтов опишем ряд рекомендаций, следование которым ускоряет процесс разрешения конфликта.
Опираясь на теоретические исследования отечественных конфликтологов, можно говорить о том, что конфликт представляет собой сложный и динамичный процесс. Он является одним из важнейших социальных процессов, поэтому им можно и нужно управлять, более того, им нужно уметь управлять. Современная точка зрения заключается в том, что даже в организациях с эффективным управлением некоторые конфликты не только возможны, но и желательны.
В
качестве важнейших положительных
функций конфликта можно
В
своей курсовой работе, рассматривая
динамику и способы завершения конфликта,
мы опираемся на исследование стиля поведения
руководителя в конфликтной ситуации,
который безусловно влияет на эффективность
его разрешения. Наша гипотеза была связана
с предположением о том, что для руководителей
организаций с ориентацией на достижение
производственных целей характерны такие
стили конфликтного поведения как сотрудничество,
компромисс подтвердилась.
Приложение 1
Методика
диагностики
1. А.
Иногда я предоставляю
Б. Чем обсуждать то, в чем мы расходимся, я стараюсь обратить внимание на то, с чем мы оба не согласны.
2. А.
Я стараюсь найти
Б. Я пытаюсь уладить дело с учетом интересов другого и моих собственных.
3. А. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.
Б. Я стараюсь успокоить другого и главным образом сохранить наши отношения.
4. А.
Я стараюсь найти
Б. Иногда я жертвую своими собственными интересами ради интересов другого человека.
5. А. Улаживая спорную ситуацию, я все время стараюсь найти поддержку у другого.
Б. Я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной напряженности.
6. А.
Я пытаюсь избежать
Б- Я стараюсь добиться своего.
7. А.
Я стараюсь отложить решение
спорного вопроса с тем, чтобы
со временем решить его
Б. Я считаю возможным в чем-то уступить, чтобы добиться другого.
8. А. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.
Б. Я первым делом стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и вопросы.
9. А. Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникающих разногласий.
Б. Я предпринимаю усилия, чтобы добиться своего.
10. А. Я твердо стремлюсь достичь своего.
Б. Я пытаюсь найти компромиссное решение.
11. А. Первым делом я стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и вопросы.
Информация о работе Эмпирические методы исследования конфликтов