Эмпирические методы исследования конфликтов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 09:51, курсовая работа

Описание работы

Для достижения поставленной цели и проверки выдвинутой гипотезы были определены следующие задачи:
Описать общую характеристику и динамику конфликта, а также способы и формы его разрешения.
Провести диагностическое исследование, направленное на выявление особенностей поведения руководителей в конфликтной ситуации;
Описать рекомендации по эффективному разрешению конфликтов в организации.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И РАЗВИТИЯ КОНФЛИКТОВ 5
1.1. Общая характеристика конфликта 5
1.2. Динамика конфликта 10
1.3. Способы регулирования и конструктивного завершения конфликтов 15
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ КОНФЛИКТОВ 20
2.1. Описание диагностических методов исследования конфликтов 20
2.2. Анализ и обсуждение результатов исследования 23
2.3. Практические рекомендации по предупреждению и разрешению конфликтов в организации 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
Список литературы 31

Файлы: 1 файл

Формы и методы разрешения конфликтов.docx

— 95.73 Кб (Скачать файл)

     2. Интегративная функция. Производственный  конфликт влияет на соотношение индивидуальных, групповых, коллективных интересов, способствует группообразованию, установлению и поддержанию нормативных и физических границ группы. Эта функция связана с процессами внутри конфликтующих сторон и взаимодействиями между ними. Суть этой функции заключается в тенденции каким-либо образом благоприятствовать членам собственной группы в противовес членам другой группы.

     3. Инновационная функция. С помощью  конфликта можно преодолеть препятствия на пути экономического, социального или духовного развития коллектива. Под влиянием противоборства или в результате его прекращения происходит трансформация состояния межличностных отношений. Правильно урегулированный конфликт улучшает психологические характеристики коллектива и вызывает усиление социальной активности за счет изменения всех важнейших характеристик, сплоченности, авторитета, уровня идентификации с общими целями и удовлетворенности членством в организации, взаимного доверия и уважения. [2]

1.2.  Динамика конфликта

     Современная конфликтология достаточно подробно описала динамику протекания конфликта, которая рассматривается как процесс его изменения.

     Всякий  конфликт в собственном смысле слова  может быть представлен тремя этапами: 1) начало, 2) развитие, 3) завершение. К собственно конфликту примыкают еще два периода: 1) предконфликтный и 2) послеконфликтный.[6]

     Таким образом, общая схема динамики конфликта  складывается из следующих периодов:

     1) предконфликтная ситуация (латентный  период);

     2) открытый конфликт (собственно конфликт):

     • инцидент (начало конфликта),

     • эскалация (развитие) конфликта,

     • завершение конфликта;

     3) послеконфликтный период.

     Обратимся к краткой характеристике каждого  из этапов.

     Предконфликтная ситуация — это возможность, а не действительность конфликта, который не возникает на пустом месте, а вызревает постепенно, по мере развития и обострения противоречий, его вызывающих. Эти противоречия и факты, приводящие к противоборству, вначале не обнаруживаются ясно и отчетливо, они скрыты за множеством случайных и второстепенных явлений. Это период накопления факторов и процессов, которые могут привести к конфликту. Поэтому довольно часто и вполне справедливо его называют латентным периодом конфликта, предконфликтным периодом или инкубационным состоянием конфликта. Мы его будем называть предконфликтной ситуацией.

     В предконфликтной ситуации будущие  оппоненты конфликта еще не осознают в полной мере последствий уже  наметившихся в действительности различий и даже противоречий интересов. [7]

     Открытый  конфликт. Если намечающиеся на предконфликтной стадии противоречия интересов разрешить не удается, рано или поздно предконфликтная ситуация переходит в открытый конфликт. Наличие противоборства становится очевидным всем. Каждая сторона начинает открыто защищать свои собственные интересы.

     На  этой стадии развития конфликта его  оппоненты начинают апеллировать к  третьей стороне, обращаться в юридические  органы для защиты или утверждения  своих интересов. Каждый из субъектов противоборства старается привлечь на свою сторону как можно больше союзников и средств давления на другого, в том числе материальные, финансовые, политические, информационные, административные и другие ресурсы. [7]

     На  стадии открытого конфликта становится также очевидным, что ни одна из сторон не хочет идти на уступки или компромисс, напротив, доминирует установка на противоборство, на утверждение собственных интересов. При этом на объективные противоречия в группах часто накладываются межличностные трения и различия, усугубляющие ситуацию.

     Внутри открытого периода можно выделить свои внутренние этапы, характеризующиеся различной степенью напряженности, которые в конфликтологии обозначаются как:

     Инцидент

     Переход конфликта из латентного состояния  в открытое противоборство происходит в результате того или иного инцидента (от лат. incidens — случай, случающийся). Инцидент — это тот случай, который инициирует открытое противоборство сторон. Инцидент конфликта слезет отличать от его повода. Повод — это то конкретное событие, которое служит толчком, предметом к началу конфликтных действий. При этом оно может возникнуть случайно, а может и специально придумываться, но во всяком случае повод еще не есть конфликт. В отличие от этого инцидент — это уже конфликт, его начало. [8]

     Инцидент  обнажает позиции сторон и делает явным деление на «своих» и «чужих», друзей и врагов, союзников и противников. Он часто создает амбивалентную ситуацию в установках и действиях оппонентов конфликта. С одной стороны, хочется быстрее «ввязаться в драку» и победить, а с другой — трудно входить в воду «не зная броду». Поэтому важными элементами развития конфликта на этой стадии являются: «разведка», сбор информации об истинных возможностях и намерениях оппонентов, поиск союзников и привлечение на свою сторону дополнительных сил. Поскольку в инциденте противоборство носит локальный характер, весь потенциал участников конфликта еще не демонстрируется. Хотя все силы уже начинают приводиться в боевое состояние. [8]

     Однако  даже после инцидента сохраняется  возможность решить конфликт мирным путем, посредством переговоров  придти к компромиссу между субъектами конфликта.

     Эскалация.

     Если  после инцидента найти компромисс и предотвратить дальнейшее развитие конфликта не удалось, то за первым инцидентом следуют второй, третий и т. д. Конфликт вступает в следующий этап — происходит его эскалация (нарастание)— это ключевая, самая напряженная его стадия, когда происходит обострение всех противоречий между его участниками и используются все возможности для победы в противоборстве. [24]

     На  этой стадии становятся затруднительными какие-либо переговоры или иные мирные способы разрешения конфликта. Эмоции часто начинают заглушать разум, логика уступает чувствам. Главная задача состоит в том, чтобы любой ценой нанести как можно больший вред противнику. Поэтому на этой стадии могут теряться первоначальная причина и основная цель конфликта и на первое место выдвигаться новые причины и новые цели. В процессе этой стадии конфликта возможно и изменение ценностных ориентации, в частности, ценности-средства и ценности-цели могут меняться местами. Развитие конфликта приобретает спонтанный неуправляемый характер.

     Среди основных моментов, характеризующих  этап эскалации конфликта, можно  выделить в первую очередь следующие: создание образа врага; демонстрацию силы и угрозу ее применения; применение насилия; тенденцию к расширению и углублению конфликта. [8]

     Завершение  конфликта 

     Это последний этап открытого периода  конфликта. Он означает любое его  окончание и может выражаться в коренной перемене ценностей субъектами противоборства, появлении реальных условий его прекращения или сил, способных это сделать. Часто завершение конфликта характеризуется тем, что обе стороны осознали безрезультатность продолжения конфликта и вообще, что «так больше жить нельзя». Хотя завершение конфликта, вообще говоря, может быть связано и с уничтожением одного или даже обоих его субъектов.

     На  этой стадии развития противоборства возможны самые различные ситуации, которые побуждают обе стороны или одну из них к прекращению конфликта. К таким ситуациям относятся:

  • явное ослабление одной или обеих сторон или исчерпание их ресурсов, не позволяющее вести дальнейшее противоборство;
  • очевидная бесперспективность продолжения конфликта и ее осознание его участниками. Эта ситуация связана с убеждением, что дальнейшая борьба не дает преимуществ ни одной из сторон и конца края этой борьбе не видно;
  • обнаружившееся преобладающее превосходство одной из сторон и ее способность подавить оппонента или навязать ему свою волю;
  • появление в конфликте третьей стороны и ее способность и желание прекратить противоборство.

     С названными ситуациями связаны и  способы завершения конфликта, которые могут быть также весьма разнообразны. Наиболее типичные из них следующие:

     1) устранение (уничтожение) оппонента или обоих оппонентов противоборства;

     2) устранение (уничтожение) объекта  конфликта;

     3) изменение позиций обеих или одной из сторон конфликта;

     4) участие в конфликте новой  силы, способной завершить его  путем принуждения;

     5) обращение субъектов конфликта  к арбитру и завершение его  при посредстве третейского судьи;

     6) переговоры как один из наиболее  эффективных и часто встречающихся способов разрешения конфликта.

     По  своему характеру завершение конфликта  может быть:

     1) с точки зрения реализации целей противоборства:

    • победоносным,
    • компромиссным,
    • пораженческим;

     2) с точки зрения формы разрешения конфликта:

    • • мирным,
    • • насильственным;

     3) с точки зрения функций конфликта:

    • • конструктивным,
    • • деструктивным;

     4) с точки зрения эффективности и полноты разрешения:

    • • полностью и коренным образом завершенным,
    • • отложенным на какое-либо (или неопределенное) время.

     Следует отметить, что понятия «завершение  конфликта» и «разрешение конфликта» не тождественны. Разрешение конфликта есть частный случай, одна из форм завершения конфликта, и выражается в позитивном, конструктивном решении проблемы основными участниками конфликта или третьей стороной. Но помимо этого формами завершения конфликта могут быть: затухание (угасание) конфликта, устранение конфликта, перерастание конфликта в другой конфликт. [8]

     Послеконфликтный  период. Последней стадией в динамике конфликта является послеконфликтный период, когда ликвидируются основные виды напряженности, отношения между сторонами окончательно нормализуются и начинают преобладать сотрудничество и доверие. [24]

1.3. Способы регулирования и конструктивного завершения конфликтов

     В современной конфликтологии стало  традиционным называть завершающий этап в динамике конфликта «разрешение конфликта». По мнению, многих авторов, в широком смысле правильнее говорить о завершении, которое заключается в окончании конфликта по любым причинам.[7] Разрешение, наряду с урегулированием, затуханием, устранением и перерастанием в другой конфликт является формой завершения конфликта. [12]

     Разрешение конфликта — это совместная деятельность его участников, направленная на прекращение противодействия и решение проблемы, которая привела к столкновению. Оно предполагает активность обеих сторон по преобразованию условий, в которых они взаимодействуют, по устранению причин конфликта. Для разрешения конфликта необходимо изменение самих оппонентов (или хотя бы одного из них), отстаиваемых позиций. Часто разрешение основывается на изменении отношения оппонентов к объекту конфликта или друг к другу. [13]

     Урегулирование конфликта отличается от разрешения тем, что в устранении противоречия между оппонентами принимает участие третья сторона. Ее участие возможно как с согласия противоборствующих сторон, так и без него. [14]

     Затухание конфликта — это временное прекращение противодействия при сохранении основных признаков конфликта: противоречий и напряженных отношений. Конфликт переходит из «явной» формы в скрытую. Затухание обычно происходит в результате:

  • потери мотивации к противоборству (объект конфликта потерял свою актуальность);
  • переориентации мотива, переключения на неотложные дела и т.п.;
  • истощения ресурсов, сил и возможностей для борьбы. [14]

     Под устранением конфликта понимают такое воздействие на него, в результате которого ликвидируются основные его структурные элементы. Несмотря на «неконструктивность» устранения, существуют ситуации, которые требуют быстрых и решительных воздействий на конфликт (угроза насилия, гибели людей, дефицит времени или материальных возможностей). Устранение конфликта возможно с помощью следующих способов:

  • изъятие из противоборства одного из оппонентов (перевод в другой отдел, филиал; увольнение с работы);
  • исключение взаимодействия оппонентов на длительное время (отправка в командировку одного или обоих и т.п.);
  • устранение объекта конфликта (лишение конфликтующих возможности иметь доступ к объекту конфликта). [14]

Информация о работе Эмпирические методы исследования конфликтов