Эмоциональное выгорание фельдшеров

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2012 в 23:48, курсовая работа

Описание работы

Проблема стрессоустойчивости человека в различных профессиях с давних пор привлекала внимание психологов. Существует ряд профессий, в которых человек начинает испытывать чувство внутренней эмоциональной опустошённости вследствие необходимости постоянных контактов с другими людьми. «Ничто не является для человека такой сильной нагрузкой и таким сильным испытанием, как другой человек», – эту метафору можно положить в основу исследований психологического феномена – синдрома эмоционального выгорания.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..стр.3
ГЛАВА 1. СИНДРОМ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ, КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА.
Подходы к изучению феномена «эмоционального выгорания»………стр.6
Факторы, способствующие развитию синдрома эмоционального выгорания……………………………………………………………………..стр.13
Специфика медицинской профессии, как фактор формирования синдрома эмоционального выгорания………………………………………………….стр.17 ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ ЛИЧНОСТИ МЕДРАБОТНИКОВ СЛУЖБЫ СКОРОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ НА РАЗВИТИЕ У НИХ СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ.
2.1 Организация и методы исследования………………………………….…стр.23
2.2 Психологический анализ результатов исследования……………………стр.24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………...…стр.35
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………..стр.37

Файлы: 1 файл

ОГЛАВЛЕНИЕ эмоц.выгор.doc

— 236.00 Кб (Скачать файл)

1.Выявлена прямая  зависимость, согласно которой,  чем выше уровень конформности (фактор Е) при С≈0,454, уровень  следования нормам (фактор G) при С≈0,602, уровень подозрительности (фактор L) при С≈0,439, уровень социальной напряжённости (фактор Q4) при С≈0,439, тем более сформировано эмоциональное выгорание.

2.Выявлена обратная  зависимость, демонстрирующая, что  чем выше уровень общительности (фактор А) при С≈0,707, уровень эмоциональной устойчивости (фактор С) при С≈0,505, уровень самодостаточности (фактор Q2) при С≈0,674, тем менее сформировано эмоциональное выгорание и чем ниже уровень жизнерадостности (фактор F) при C≈0,426, уровень стрессоустойчивости (фактор I) при С≈0,581, уровень проницательности, понимания людей (фактор N) при С≈0,563, уровень самооценки (фактор О) при С≈0,707, тем более сформировано эмоциональное выгорание.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Разработка данной проблематики представляется весьма актуальной в связи с прямым отношением синдрома эмоционального выгорания к сохранению здоровья, психической устойчивости, надёжности и профессиональному долголетию специалистов, включённых в длительные межличностные коммуникации.

Под синдромом  эмоционального выгорания в данной курсовой работе понимается выработанный личностью механизм психологической  защиты в форме полного или  частичного исключения эмоций в ответ  на избранные психотравмирующие  воздействия [1].

Эмоциональное выгорание представляет собой приобретённый стереотип эмоционального, чаще всего профессионального поведения. Эмоциональное выгорание отчасти функциональный стереотип, поскольку позволяет человеку дозировать и экономно расходовать энергетические ресурсы. В то же время, могут возникать его дисфункциональные последствия, когда эмоциональное выгорание отрицательно сказывается на исполнении профессиональной деятельности и отношениях с партнерами.

Деятельность  фельдшера службы скорой медицинской  помощи отличается исключительной сложностью, представляя собой единство объективных и субъективных переменных, требований к технологической и коммуникативной компетентности. Коммуникативная деятельность фельдшера характеризуется высокой интенсивностью и напряжённостью общения, широкой сетью контактов разного уровня.

В соответствии с целями и задачами курсовой работы была выдвинута гипотеза, подтвердившаяся в ходе исследования о том, что личностные особенности фельдшеров службы скорой медицинской помощи, могут являться предрасполагающими факторами формирования у них синдрома эмоционального выгорания в процессе выполнения профессиональной деятельности.

В результате исследования выявлены следующие личностные особенности, являющиеся предрасполагающими факторами  формирования эмоционального выгорания  у фельдшеров службы скорой медицинской помощи в процессе выполнения профессиональной деятельности: консервативность как особенность интеллекта, эмоционально-волевые особенности – эмоциональная неустойчивость, низкий уровень стрессоустойчивости, низкая самооценка, склонность к чувству вины, чувствительность к замечаниям, повышенный самоконтроль, высокий уровень тревожности, эмоциональность; особенности отношения к делу и социальным нормам – строгое следование нормам, обязательность, ответственность, дисциплинированность, высокая совестливость, социальная напряжённость; особенности отношения к людям – подозрительность, раздражительность, высокомерие, ревнивость, завистливость, прямолинейность; особенности отношения к групповым нормам – зависимость от мнения других; интровертированность как особенность темперамента.

Постоянное  профессиональное совершенствование  может служить одним из важных аспектов стратегии борьбы против эмоционального выгорания, возникающего в процессе выполнения профессиональной деятельности. Позитивное отношение к симптомам эмоционального выгорания поможет специалисту осознать и принять важную информацию о самом себе, которая остается во время работы за кадром.

Результаты  исследования могут быть использованы в практической работе психолога  системы здравоохранения для разработки мероприятий по профилактике формирования синдрома эмоционального выгорания у фельдшеров в процессе выполнения профессиональной деятельности.

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Аболин Л.М.  Психологические механизмы эмоциональной  устойчивости человека/Л.М. Аболин. – Казань: Издательство Казанского университета, 1987. – 261 с.

2. Абрамова Г.С., Юдчиц Ю.А. Психология в медицине/Г.С.  Абрамова, Ю.А. Юдчиц. – М.: Наука, 1998. – С. 231–244.

3. Абрумова А.Г.  Анализ состояний психологического  кризиса и их динамика/А.Г. Абрумова//Психологический журнал. – М.: Наука, 1985. – Т. 6. – № 6.  –  С. 107–115.

4. Авхименко  М.М.   Некоторые факторы риска  труда медика/М.М. Авхименко//Медицинская  помощь. – М.: Медицина, 2003.  – № 2.  –  С. 25–29.

5. Акиндинова  И.А., Баканова А.А. Эмоциональное выгорание в профессиональной деятельности педагога: проявления и профилактика/И.А. Акиндимова, А.А. Баканова//Педагогические вести. – СПб.: Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2003.  –  № 5. – С. 34.

6. Ананьев Б.А.  Введение в психологию здоровья/Б.А. Ананьев. – СПб.: Питер, 1999. – 123 с.

7. Афанаскина  М.С. Формирование у медицинской  сестры клинического мышления/М.С.  Афанаскина//Медицинская сестра. – М.: Русский врач, 2001.  –  № 6.  – С. 34.

8. Анциферова  Л.И. Условия деформации личности/Л.И. Анциферова//Новые исследования. – М.: Наука, 1998. – С. 32–38.

9. Барабанова  М.В. Изучение психологического  содержания синдрома выгорания/М.В. Барабанова//Вестник Московского университета. Серия 14. «Психология». – М.: Издательство МГУ, 1995.  – № 1. – С. 54.

10. Белов В.М.  Психология здоровья/В.М. Белов.  – СПб.: Алетейя, 1997. – 231 с. 

11. Бойко В.В.  Синдром «эмоционального выгорания»  в профессиональном общении/В.В.  Бойко. – СПб.: Питер, 1999. – 105 с.

12. Бойко В.В.  Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и других/В.В. Бойко. – М.: Наука, 1996. – 154 с.

13. Винокур В., Розанова М. Профессиональный  стресс губит врача/В. Винокур, М. Розанова//Медицина Санкт-Петербурга. – СПб.: Издательство СПб ГУ, 1997.  – № 11. – С. 28.

14. Водопьянова  Н.Е. Синдром психического выгорания в коммуникативных профессиях/Н.Е. Водопьянова//Психология здоровья/Под ред. Г. С. Никифорова.  – СПб.: Издательство СПб ГУ, 2000. – С. 443–463.

15. Водопьянова  Н.Е. Психическое выгорание/Н.Е.  Водопьянова//Стоматолог. – М.: Медицина, 2002.  – № 7.  – С. 12.

16. Захаров С.  Синдром выгорания у врачей  стигма профессионализма или  расплата за сочувствие?/С. Захаров//Интернет: http://forums.rusmedserv.com/ show thread.php?t=8748

17. Заховаева  А.Г. Основные проблемы философии  сестринского дела/А.Г. Заховаева//Сестринское дело. – М.: Медицинский вестник,  2003. – № 2. – С. 28–29.

18. Ильин Е.П.  Мотивация и мотивы/Е.П. Ильин.  – СПб.: Питер, 2002. – 512 с.

19. Ильин Е.П.  Эмоции и чувства/Е.П. Ильин.  – СПб.: Питер, 2002. – 752 с.

20. Исследование личности по методу Р. Кеттелла. Кабинет практического психолога. Практическое пособие/Сост. Г.П. Горбунова, Н.И. Морозова, Т.Е. Аргентова. – Кемерово: Кузбассвузиздат, 1997. – 108 с.

21. Караванов  Г., Коршунова В. Индивидуально-психологические  особенности личности врача-хирурга/Г. Караванов, В. Коршунова. – Львов: Вища Школа, 1974. – 84 с.

22. Конечный  Р., Боухал М. Психология в медицине/Р.  Конечный, М. Боухал. – Прага: Авиценум, 1974. – 405 с.

 


Информация о работе Эмоциональное выгорание фельдшеров