Эмоциональное выгорание фельдшеров

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2012 в 23:48, курсовая работа

Описание работы

Проблема стрессоустойчивости человека в различных профессиях с давних пор привлекала внимание психологов. Существует ряд профессий, в которых человек начинает испытывать чувство внутренней эмоциональной опустошённости вследствие необходимости постоянных контактов с другими людьми. «Ничто не является для человека такой сильной нагрузкой и таким сильным испытанием, как другой человек», – эту метафору можно положить в основу исследований психологического феномена – синдрома эмоционального выгорания.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..стр.3
ГЛАВА 1. СИНДРОМ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ, КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА.
Подходы к изучению феномена «эмоционального выгорания»………стр.6
Факторы, способствующие развитию синдрома эмоционального выгорания……………………………………………………………………..стр.13
Специфика медицинской профессии, как фактор формирования синдрома эмоционального выгорания………………………………………………….стр.17 ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ ЛИЧНОСТИ МЕДРАБОТНИКОВ СЛУЖБЫ СКОРОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ НА РАЗВИТИЕ У НИХ СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ.
2.1 Организация и методы исследования………………………………….…стр.23
2.2 Психологический анализ результатов исследования……………………стр.24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………...…стр.35
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………..стр.37

Файлы: 1 файл

ОГЛАВЛЕНИЕ эмоц.выгор.doc

— 236.00 Кб (Скачать файл)

Негативные  эмоции (страх, раздражение, отчаяние), возникающие у медработника во время или после работы, часто связывают с негативными переживаниями пациента. Плохое состояние фельдшера является как бы следствием «эмоциональной вовлеченности» в негативные переживания пациента. В основе лежит «заражение», то есть идея «непосредственного перехода» эмоций пациента к медработнику. Но это прямолинейное объяснение уводит в сторону от более сложных и тонких процессов, происходящих при встрече с пациентами, находящимися в кризисной ситуации. Даже поверхностный анализ «негативных переживаний» медицинского работника обнаруживает, что они являются внешним выражением различных менее осознаваемых состояний самого специалиста. Примером может служить страх медика предстать перед пациентом и собой беспомощным и некомпетентным [3].

Большое количество разнообразных ситуаций, схем и представлений о жизни, с которыми встречается медицинский работник, должны приводить к осознаванию им своей субъективности. По мере приобретения опыта это ощущение не уменьшается, а, напротив, растет. А вместе с ним растет осознание своей некомпетентности и крайней ответственности за судьбу пациента. Вероятно, только единицы могут комфортно переносить эти чувства, поэтому параллельно идут процессы, защищающие человека от «многообразия опыта» и «хаоса бытия». Имеется ввиду обобщение и систематизация своего опыта, типологизация пациентов, создание своих и использование чужих схем работы с разными проблемами, поиск критериев эффективности своей работы.

Некоторые личностные особенности медицинских работников могут делать их более или менее  уязвимыми к эмоциональному выгоранию. Склонная к стрессу, напористая, «стресс–зависимая» личность представляет собой хорошо известный стереотип, но интересно, что одна из моделей Дж. Эдельвич, А. Бродски (процесса эмоционального выгорания в качестве своей первой стадии имеет «идеалистический энтузиазм». Общепринятой является точка зрения, что именно оказывающий помощь и преданный человек является наиболее уязвимым; как говорится в поговорке «вы должны быть в огне, чтобы сгореть», и поэтому, некоторые из наиболее успешно и плодотворно работающих имеют самый высокий риск эмоционального выгорания. У них есть тенденция к идеалистическим, а не реалистическим ожиданиям, они становятся сверхувлеченными своей работой и им трудно оторваться от нее [19].

По мнению М. О. Винсент, они могут быть созависимыми и испытывать сильную потребность  чувствовать себя необходимыми, значимыми, ценимыми и принятыми. Кроме того, заметно их стремление рвать связи  со знакомыми и родственниками, при  общении с которыми могут проявиться их потребности и уязвимость. Поэтому они уединяются в своем маленьком мире, где много или большинство положительных эмоций они находят в своей профессиональной деятельности или учреждении, в котором работают [19].

По мнению М. Кинга, преобладающая особенность медицинской профессии — отрицать проблемы, связанные с личным здоровьем [20].

Высокая производственная нагрузка, круглосуточный режим работы с обязательными дежурствами, ожидание осложнений в состоянии больных  требуют высокой функциональной активности организма и могут быть квалифицированы как ведущие патогенные профессиональные факторы. Кроме того, отягчающее влияние на здоровье работающих оказывает контакт с умирающими больными, когда медицинский работник не видит положительных результатов своих усилий по спасению больного и нередко ощущает собственное бессилие. В результате развиваются церебральные нарушения в форме невроза, сомато-висцеральные нарушения в виде гипертензии, стенокардии, язвенных поражений желудочно-кишечного тракта. Профессиональная деятельность нередко оказывает неблагоприятное воздействие на личность, приводит к депрессии и психастении [16].

Чем больше производственная нагрузка, тем меньше медицинский  работник испытывает удовольствие от самого процесса работы. Причинами  усталости и нервозности можно назвать превышение нормативного числа пациентов, большой объём канцелярско-оформительской работы, низкая техническая оснащённость рабочего места и постоянный дефицит лекарственных средств [12].

Происшедшие в  последнее время радикальные перемены в обществе оказывают дополнительную психологическую нагрузку на медицинский персонал, так как требуют более качественной работы в значительно более короткие сроки при экономически ограниченном обеспечении учреждений здравоохранения.

Низкая оплата труда медицинских работников в условиях развития рыночной экономики заставляет работать, часто пренебрегая временем, предусмотренным на отдых для восстановления физического и эмоционального баланса организма, огромная ответственность за конечный результат своей деятельности – жизнь пациента, приводит к перенапряжению отдельных органов и систем, возникновению заболеваний.

Медицинский работник находится в тисках медико-экономических  стандартов, тех требований к объёму медицинской помощи и диагностических вмешательств, которые он должен выполнить по отношению к пациенту. Однако финансирование здравоохранения не соответствует этому объёму. Добавьте сюда напряженность труда, перегрузки, связанные с дежурствами, все это формирует состояние стресса [22].

Медицинский персонал подвержен высокому профессиональному риску заражения парентеральными вирусными гепатитами, ВИЧ-инфекцией, туберкулёзом. Медицинский работник находится в постоянном контакте с лекарственными и дезинфицирующими средствами, что создаёт опасность аллергических, токсико-химических поражений. Воздействие ионизирующих и неионизирующих (радиация, ультразвук, лазерное излучение) излучений является потенциальными причинами для возникновения катаракты, новообразований.

Итак, подводя  итоги, необходимо отметить, что деятельность фельдшера службы скорой медицинской помощи связана с повышенными психоэмоциональными нагрузками в сочетании с ответственностью в принятии решений при различных экстремальных ситуациях. Наибольшее психоэмоциональное напряжение вызывают взаимоотношения с пациентами, испытывающими боль, боящимися врачебного вмешательства, встревоженными и напряженными, иногда агрессивно настроенными, недоверчивыми, а также их родственниками.

Личность медицинского работника, методы и стиль его  работы, умение общаться с пациентами – всё это само по себе может служить лекарством. Добросовестная работа фельдшера повышает уверенность пациента в выздоровлении. Практически невозможно провести резкой границы между физической помощью пациенту и психическим воздействием на него в ходе деятельности.

Самым лучшим антидотом  при таких негативных чувствах как  фрустрация, гнев, цинизм, чувстве неуверенности  в себе перед лицом непрекращающихся страданий и неустранимых болей  пациентов, которые являются действительной реальностью профессиональной атмосферы фельдшеров, является развитие интеллектуальной стороны медицинской практики, творческий и личностный рост профессионала.

Для медработника необходимо осознание того, что, в  конце концов, обращаться к человеку в себе может быть не так уж и плохо. Принимая на себя ответственность за характер переживания стресса, специалист обретает контроль над собой, и при этом переходит из положения «жертвы» к состоянию «уцелевшего» и тем самым снижает уровень эмоционального выгорания [20].

Каждому медицинскому работнику необходимо стать своим  собственным высококвалифицированным  специалистом по устранению стресса  и научиться устанавливать или  переустанавливать приоритеты и  думать об изменении образа жизни, внося  перемены в свою повседневную «рутину». Парадокс состоит в том, что способность медицинских работников отрицать свои негативные эмоции может иногда быть силой, но нередко это становится их слабостью. Поэтому полезно помнить о том, что мы сами всегда либо часть наших проблем, либо часть их решений.

      

 

 

 

 

 

 

2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ ЛИЧНОСТИ МЕДРАБОТНИКОВ СЛУЖБЫ СКОРОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ НА РАЗВИТИЕ У НИХ СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ.

 

2.1 Организация  и методы исследования

В связи с  целью нашего исследования выявить личностные особенности фельдшеров скорой медицинской помощи, влияющие на развитие синдрома эмоционального выгорания, объектом нашего исследования стали фельдшера службы скорой медицинской помощи в количестве 45 человек.

При составлении  выборки были соблюдены следующие условия:

1. Репрезентативность  выборки. В опросе участвовали  как мужчины, так и женщины.  Участвовали испытуемые с низкой, средней и высокой степенью  выраженности или иных личностных  качеств личности. Возраст испытуемых  составил от 22-х до 37 лет.

2. Объем выборки  составил 45 человек, т.е. достаточное количество испытуемых для того, чтобы выявить взаимосвязь между различными свойствами опрошенных.

3.Качественная  однородность выборки. Все данные  были предоставлены в одних  и тех же единицах, у испытуемых выявлялись одни и те же качества личности.

4.Случайный  характер выборки. Все испытуемые  имели одинаковую вероятность  попасть в выборку и были  отобраны из генеральной совокупности  случайным образом.

Исследование  проводилось с 22.06.12 по 15.07.12 года на базе Новгородской станции скорой медицинской помощи.

Исследование  осуществлялось в несколько этапов:

На первом этапе  исследования были выявлены уровень  сформированности синдрома эмоционального выгорания и ведущие симптомы эмоционального выгорания у испытуемых в процессе выполнения профессиональной деятельности.

На втором этапе  исследования были выявлены личностные черты испытуемых.

В исследовании использовались следующие методы:

1. Методика «Диагностика эмоционального выгорания» В. В. Бойко предоставила подробнейшую картину синдрома эмоционального выгорания, с её помощью диагностировались симптомы эмоционального выгорания, уровень сформированности и фазы развития синдрома эмоционального выгорания (напряжение, резистенция, истощение) [21].

2. Для исследования личностных особенностей была использована методика Кеттела, которая является одним из наиболее распространенных анкетных методов оценки индивидуально-психологических особенностей личности. Разработана под руководством Р.Б.Кеттела в 1949 году.

Теоретической и методологической основой разработанного теста является факторный анализ личности. В результате исследования с помощью данной методики личность описывается 16-ю фундаментально независимыми и психологически содержательными  факторами. Каждый фактор имеет условное название и предполагает устойчивую вероятностную связь между отдельными чертами личности.

 

2.2. Психологический анализ результатов исследования

На первом исследования с помощью методики «Диагностика эмоционального выгорания» В. В. Бойко были выявлены уровень сформированности синдрома эмоционального выгорания и ведущие симптомы эмоционального выгорания у фельдшеров в процессе выполнения профессиональной деятельности. Предварительно были выделены три группы испытуемых (по 15 человек в каждой группе) по уровню сформированности эмоционального выгорания:

1)с отсутствием  эмоционального выгорания,

2)с формирующимся  эмоциональным выгоранием,

3)со сформировавшимся  эмоциональным выгоранием.

Результаты  исследования по методике «Диагностика эмоционального выгорания» В. В. Бойко представлены в Таблице 1.

Таблица 1

Результаты  исследования по методике

«Диагностика эмоционального выгорания»  В. В. Бойко

Симптомы 

эмоционального

выгорания

Сформировавшееся

эмоциональное

выгорание (М)

Формирующееся

эмоциональное

выгорание (М)

Отсутствие 

эмоционального

выгорания (М)

Напряжение

Переживание психотравмирующих  обстоятельств

 

23,25

 

21,33

 

10,33

Неудовлетворённость

собой

 

17,3

 

9,33

 

6,33

Загнанность в клетку

13,66

16

7,93

Тревога и депрессия

10,16

11

7,33

Резистенция

Неадекватное  избирательное эмоциональное

реагирование

 

22,5

 

22,33

 

8,26

Эмоционально-нравственная

дезориентация

 

19,16

 

12

 

8,93

Расширение сферы

экономии эмоций

 

13,91

 

10,33

 

7,13

Редукция профессиональных обязанностей

 

22

 

22

 

7,46

Истощение

 

 

иеие

Истощение

Эмоциональный дефицит

24

12,33

6,6

Эмоциональная 

отстранённость

 

19,83

 

13,33

 

8,33

 

Личностная  отстранённость (деперсонализация)

 

20,16

 

13,66

 

7,8

Психосоматические и

психовегетативные

нарушения

 

14,08

 

6,4

 

6,33

Информация о работе Эмоциональное выгорание фельдшеров