Эмоциональное благополучие детей с разным социометрическим статусом в группе детского сада

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2013 в 09:59, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: Изучить эмоциональное самочувствие детей с разным социометрическим статусом в группе детского сада.
Задачи исследования:
1. Выявить социометрический статус старших дошкольников.
2. Определить представления родителей об эмоциональном благополучии старших дошкольников в группе детского сада.
3. Определить представления педагога об эмоциональном благополучии старших дошкольников в группе детского сада.
4. Сравнить представления родителей и педагога об эмоциональном благополучии старших дошкольников в группе детского сада.
5. Сравнить эмоциональное самочувствие детей с разным социометрическим статусом.

Содержание работы

Введение.
Словарь основных понятий.
Глава I
1.1. Общая характеристика дошкольного возраста.
1.2. Развитие общения у детей дошкольного возраста.
1.2.1. Развитие общения дошкольников со взрослыми и сверстниками.
1.3. Ребенок в группе сверстников.
1.3.1. Общение мальчиков и девочек.
1. 4. Эмоциональная структура малой группы .
1.4.1. Эмоциональное самочувствие ребенка в группе сверстников.
1.5. Статус личности в группе.
1.5.1.Социометрический статус дошкольника.
II Практическая часть (исследование влияния социометрического статуса на эмоциональное благополучие дошкольников)
2.1. Методика исследования
2.2. Полученные результаты и их анализ
2.2.3.Анализ анкетирования педагога группы.
2.2.4. Анализ анкетирования родителей.
2.2.5.Сравнительный анализ анкетирования педагога группы
и родителей.
2.2.6.Результаты, полученные при изучении социометрического статуса
дошкольников.
2.2.7. Сравнительный анализ результатов анкетирования и данных
социометрии.
2.3. Выводы
Заключение
Список использованных литературных источников.

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.docx

— 231.70 Кб (Скачать файл)

  На 13-й вопрос в  80 % анкет воспитатель отвечает  отрицательно. Следовательно, она  не считает, что послушание-это  главное достоинство ребенка  в детском саду.

  На следующий вопрос, педагог в 70% анкет, отвечает  положительно.

  На последний вопрос  анкеты воспитатель отвечает  в 50% случаев утвердительно. Это  говорит о том, что она не  всегда обучает и разъясняет  детям, что некоторые слова  являются неприличными, что их  нельзя произносить.

  Итак, проанализировав  ответы педагога группы, можно  увидеть, что на большинство  вопросов с первого по одиннадцатый  она ответила утвердительно, а  на вопросы с двенадцатого  по шестнадцатый- отрицательно.

Можно сделать вывод о  том, что педагог уверен: каждый ребенок  в группе детского сада испытывает эмоциональное благополучие и, в  целом, в группе царит положительный  эмоциональный климат.

 

  2.2.4. Анализ  результатов, полученных при проведении  анкетирования

родителей.

 

  Отвечая на 1-й вопрос  анкеты подавляющее большинство  родителей (75%) дали положительный  ответ. Это говорит о том,  что   родители уверены в  хорошем, доброжелательном отношении  педагогов детского сада к  своим детям. И только одна  мама Кати С. Дала отрицательный  ответ. Это свидетельствует о  ее недоверии к  персонала детского сада.

  На 2-й вопрос, все родители  ответили положительно. Следовательно,  по мнению родителей, ребенок  имеет возможность сомостоятельно, свободно выбирать игрушки, пособия.

  На следующий вопрос  анкеты 80% родителей ответили «Да». Т. е. в большинстве случаев  родители считают, что ребенок  имеет право на  свободный выбор  деятельности.

  На 4-й вопрос 80% родителей  ответили утвердительно. Следовательно,  большинство родителей считают,  что их ребенок может отказаться  от коллективной деятельности.

  На 5-й вопрос анкеты ,100% родителей ответили положительно. Все родители считают, что каждый  ребенок может выбирать свой  индивидуальный  способ действия  с игрушками, материалами.

  На следующий вопрос  анкеты все  родители ответили  «Да». Это значит, что каждый ребенок  имеет право на свой  индивидуальный  темп работы и этот темп  учитывают педагоги.

  На 7-й вопрос, 100% родителей  дали положительный ответ. Это  значит, что родители уверены:  их ребенок имеет возможность  проявлять свою активность.

  На 8-й вопрос анкеты 95% родители ответили «Да». Большинство  родителей считают, что их ребенок  ощущает себя членом «семьи- группы».

  На 9-й вопрос, 90% родителей   ответили  положительно. Т.е. большинство  родителей уверены в том, что  их ребенок  ощущает свою  значимость для взрослых, работающих  в детском саду.

  На следующий вопрос  анкеты абсолютно все  родители  ответили положительно, т. е. считают,  что ребенок  ощущает себя  достойным человеком.

  На 11-й вопрос анкеты 100% родителей  дали отрицательный  ответ. Значит, ребенка не винят,  если у него что-то не получается.

   На 12-й  вопрос  анкеты 20 % родителей ответили утвердительно,  т.е. родители считают, что ребенок  ощущает зависимость от настроения  персонала  детского сада. А 80%   родителей ответили на этот вопрос отрицательно, т.е. большинство  родителей считают, что их ребенок не ощущает на себе настроение воспитателей.

  На следующий вопрос  анкеты 40% родителей  ответили  утвердительно, т.е. они считают ,что послушание -это главное достоинство ребенка в детском саду.

  На 14-й вопрос анкеты 80%  родителей  ответили отрицательно.

  На последний вопрос  анкеты 85% родителей  ответили  «Нет», т.е. большинство взрослых  считают, что их ребенка в  детском саду обучают и разъясняют  детям, что некоторые слова  являются неприличными.

  Итак, проанализировав  ответы родителей мы обнаружили, что на большинство вопросов с первого по одиннадцатый она ответили утвердительно, а на вопросы с двенадцатого по шестнадцатый - отрицательно.

  Полученные данные свидетельствуют о том, что  родители уверены: их дети в данном группе детского сада испытывает эмоциональное благополучие.

 

 

2.2.5.Сравнительный  анализ результатов, полученных  при проведении анкетирования  родителей и  педагога группы.

 Результаты, полученные при проведении анкетирования родителей и  педагога группы, позволяют провести  сравнительный анализ эмпирических данных.

  На большинство вопросов, предложенных в анкете, родители  и воспитатель группы ответили  одинаково. Это говорит о том,  что мнения родителей  и  воспитателя группы совпадают.  Следовательно, у них идентичные  представления о воспитании ребенка,  его правах, индивидуальном способе  действия и др.

  Однако, мнения родителей и воспитателя расходятся в следующих вопросах.

  На 14-й вопрос о  том понимает ли ребенок, что  в присутствии «проверяющих»  надо вести себя образцова, «прилично», не как всегда 80% родителей ответили отрицательно. На этот же вопрос анкеты воспитатель группы в 70% случаев отвечает утвердительно.  Следовательно, мнения педагога и родителей расходятся по данному вопросу. 80% родителей считают, что их дети понимают, что в присутствии «проверяющих» надо вести себя образцова, «прилично», не как всегда. Педагог группы, работающий с детьми, с этим мнением родителей не согласен.

  Мнения родителей   и воспитателя различаются и  по вопросу анкеты о том,  понимает ли ребенок, что нельзя  задавать «неприличных» вопросов  воспитателю. 80%  родителей на  данный вопрос дали отрицательный  ответ. Это говорит о том,  что родители считают: их ребенок  не понимает того, что нельзя  задавать «неприличных» вопросов  воспитателю.

  Педагог группы на  данный вопрос в 50% анкет ответила  утвердительно. Воспитатель считает,  что половина детей группы  понимает, что нельзя  задавать «неприличных» вопросов воспитателю, а другая половина группы детей не осознает этого.

  Итак, сравнив эмпирические  данные, полученные при проведении  анкетирования родителей и  педагога группы, можно сказать, что существенных различий нет. В целом мнения родителей и воспитателя группы по вопросам анкеты совпадают. Полученные данные свидетельствуют о том, что каждый ребенок в группе детского сада испытывает эмоциональное благополучие.

 

2.2.6. Анализ результатов,  полученных при проведении социометрии  старшей группе детского сада.

 

1. Количество положительных  выборов

  При проведении социометрии  фиксировали первый положительный  выбор ребенка. Этот выбор наиболее  выжжен, т.к. делая этот выбор,  ребенок отдает предпочтение  самому близкому для него сверстнику. Этот первый выбор сверстников  получено 15 человек группы (075%). Некоторые  из детей (20%)получили 2-3 первых  выбора своих сверстников.

Так по инструкции ребенку  было предложено выбрать 3-х сверстников, то при равномерном распределении  выборов каждый член группы должен бы получить 3 «голоса». Исходя из этого, полученные ребенком 2-4 выборов можно  считать нормальным, средним. 2-4 выборов  от сверстников получено 75% детей  группы: Руслан Д.(3), Влад К.(4), Диана (2), Женя  (2), Стас (2), Элладий (3), Сергей (2), Никита (3), София (4), Катя (3),Лера (3), Аня Т (3), Кристина (3), Максим (3), Арина (2).

Ребенок, получивший 5-6 выборов, - популярен. По результатам исследования,  в группе было выявлено  2 популярных ребенка (10%). Это Аня С. (6) и Рома Л. (5).

Ребенок, получил 7 и более  выборов-«ЗВЕЗДА». Это Вика Ж.(7) - 5%

  2.Количество  изолированных детей , т.е .детей, которых никто не выбрал

(0 положительных выборов)

Анализируя результаты, мы выявили, что в группе изолированных  детей нет,

т.к. все дети получили положительные  выборы от сверстников.

  3. Количество  отвергнутых детей, т.е. детей, которые получили отрицательные   выборы от более чем  половины детей.

При анализе полученных данных выявлено, что в группе отверженным  ребенком является Саша К. – Он получил 7 отрицательных выборов. Дошкольники  аргументировали свой выбор следующим  образом: бьется, обижает, говорит плохие слова и др. Возможно причина такого распределения «голосов» сверстников  в конфликтности его поведения.

  4. Количество  взаимных выборов.

В ходе проведения методики дети группы сделали 5 взаимных выборов. Это значит, что 10 детей выбрали  друг друга. Т.е. это 50% детей группы.

 

 

 

 

  5. Структура  взаимных выборов.

Для определения структуры  взаимных выборов были построены  социограммы. 50% детей группы объединены в диады, т.е. взаимными выборами объединены двое детей

5 диад

 

* - девочки 

# - мальчики

* Кристина

*Аня Т.

*Аня С.

* Кристина

* Вика

* Аня С.

* София

*Аня С.

* Лера

* Диана

 

Рис. 3. Диады.

 

  В то же время  мы обнаружили и линейные связи  -  взаимными выборами последоватольно объединены три и более человека.

В ходе исследования выявилось  четыре линейных связи.(рис.3)

*Аня Т.


* Аня С.


* Кристина


# Рома


# Элладий


# Рома


#Элладий


#Женя


*Кристина


*Катя

*Катя

*Кристина

# Никита Л.

*Аня С.

Рис. 3. «Линейные связи»

 

«Кольцо» - социограмма взаимных выборов образуют замкнутую линию.      В ходе исследований было выявлено 2 «кольца».

 

*Аня С  ссССССССССмпмссмасчС,С   иии ССС,С

*Диана

*Лера

*София

*Аня Т.

*Кристина

*Аня С.

    

Рис. 4. «кольцо»,включающие различное количество детей.

 

   Таким образом,  в группе присутствуют различные  типы связей, структуры взаимных  выборов. Это говорит о том ,что взаимными выборами охвачена большая часть дошкольников группы. Выборы в основном однополые, что является нормальным для детей  5-7  лет.

  6. Мотивы выбора, т. е. те качества сверстника, ради которых дошкольник вступает в общение.(рис.5 )

  В ответах детей  преобладают личностные качества  сверстника -75% ( он хороший,  красивый, нежный, он не бьется).

  На втором месте  – умение играть. Только 15% детей  отмечали это качество (он со  мной играет, играет в “Запасы”, она умеет хорошо играть ).

  В 5% ответов обследуемых  детей также встречаются те, которые  основаны на оценках взрослого  ( слушается маму и папу), а также случайные выборы (5%) (сегодня дал мне конфету, принес игрушку, дал мне робота ).

 

 

 

  На основе выделенных  показателей можно определить  тип психологического климата  в группе, а также доминирующий  стиль общения воспитателей с  детьми.

  Исходя из данных нашего исследования можно сказать, что тип психологического климата в группе смешанный, но больше склоняется к первому типу. Другими словами: в группе отсутствуют изолированные дети, среднее количество выборов, полученных каждым ребенком, -  1-4. Выборы , в основном однополые (девочки выбирают девочек, мальчики - мальчиков), что является нормальным для детей 5-7 лет. Социограмма имеет структуру: «кольца», «линии», «диады». При выборе сверстников, дошкольники ориентируются на их внутренние (психологические) качества – качества личности, игровые умения, дружеские отношения.

В группе  преобладает  дружеская атмосфера, дети организовываются в игровые объединения самостоятельно, без видимого руководства со стороны  воспитателей. Формированию этого типа климата способствует демократический стиль взаимодействия воспитателя с детьми, учет их мнения при решении тех или иных вопросов.

 

2.2.7. Сравнительная  характеристика результатов, полученных  при проведении  анкетирования  родителей и воспитателя группы  и данные социометрии.

 Эмпирические данные, полученные при проведении анкетирования родителей и педагога группы и  данные социометрии представлены в таблице.

   Таблице 1.Сравнительная характеристика социометрического статуса детей и уровня их эмоционального благополучия.

 

Список группы

Социометрического статуса  ребенка в группе

Уровень эмоционального благополучия (по мнению воспитателя)

Уровень эмоционального благополучия (по мнению родителей)

1. Лера

средний

средний

средний

2.Диана

средний

средний

средний

3.Руслан

средний

средний

средний

4.Вика 

«звезда»

высокий

высокий

5.Никита К.

средний

средний

средний

6.Саша К.

«отверженный»

средний

средний

7.Влад

средний

высокий

средний

8.Роман

«популярный»

высокий

высокий

9.Никита Л.

средний

высокий

высокий

10.Женя

средний

средний

высокий

11.Элладий

средний

высокий

средний

12.Кристина

средний

средний

средний

13.Стас

средний

средний

средний

14.Катя

средний

средний

средний

15.Сергей

средний

средний

высокий

16.Максим

средний

высокий

средний

17.Аня Т.

средний

средний

средний

18.Арина

средний

высокий

высокий

19.София

средний

высокий

высокий

20.Аня С.

«популярный»

высокий

высокий

Информация о работе Эмоциональное благополучие детей с разным социометрическим статусом в группе детского сада