Эмоциональное благополучие детей с разным социометрическим статусом в группе детского сада

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2013 в 09:59, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: Изучить эмоциональное самочувствие детей с разным социометрическим статусом в группе детского сада.
Задачи исследования:
1. Выявить социометрический статус старших дошкольников.
2. Определить представления родителей об эмоциональном благополучии старших дошкольников в группе детского сада.
3. Определить представления педагога об эмоциональном благополучии старших дошкольников в группе детского сада.
4. Сравнить представления родителей и педагога об эмоциональном благополучии старших дошкольников в группе детского сада.
5. Сравнить эмоциональное самочувствие детей с разным социометрическим статусом.

Содержание работы

Введение.
Словарь основных понятий.
Глава I
1.1. Общая характеристика дошкольного возраста.
1.2. Развитие общения у детей дошкольного возраста.
1.2.1. Развитие общения дошкольников со взрослыми и сверстниками.
1.3. Ребенок в группе сверстников.
1.3.1. Общение мальчиков и девочек.
1. 4. Эмоциональная структура малой группы .
1.4.1. Эмоциональное самочувствие ребенка в группе сверстников.
1.5. Статус личности в группе.
1.5.1.Социометрический статус дошкольника.
II Практическая часть (исследование влияния социометрического статуса на эмоциональное благополучие дошкольников)
2.1. Методика исследования
2.2. Полученные результаты и их анализ
2.2.3.Анализ анкетирования педагога группы.
2.2.4. Анализ анкетирования родителей.
2.2.5.Сравнительный анализ анкетирования педагога группы
и родителей.
2.2.6.Результаты, полученные при изучении социометрического статуса
дошкольников.
2.2.7. Сравнительный анализ результатов анкетирования и данных
социометрии.
2.3. Выводы
Заключение
Список использованных литературных источников.

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.docx

— 231.70 Кб (Скачать файл)

 

 

 

Курсовая работа

 

Эмоциональное благополучие детей с разным социометрическим статусом в группе детского сада.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                 

 

 

 

 


Содержание

Введение.

Словарь основных понятий.

 Глава I

        1.1. Общая  характеристика дошкольного возраста.

        1.2. Развитие  общения у детей дошкольного  возраста.

        1.2.1. Развитие общения дошкольников  со взрослыми и сверстниками.

        1.3.  Ребенок в группе сверстников.

        1.3.1. Общение мальчиков и девочек.

        1. 4. Эмоциональная структура малой  группы .

        1.4.1. Эмоциональное самочувствие ребенка  в группе сверстников.

        1.5. Статус личности в группе.

        1.5.1.Социометрический  статус дошкольника.

II Практическая часть (исследование влияния социометрического статуса на эмоциональное благополучие дошкольников)

2.1. Методика исследования

2.2. Полученные результаты  и их анализ

2.2.3.Анализ анкетирования  педагога группы.

2.2.4. Анализ анкетирования  родителей.

2.2.5.Сравнительный анализ  анкетирования педагога группы 

и родителей.

2.2.6.Результаты, полученные  при изучении социометрического  статуса

 дошкольников.

2.2.7. Сравнительный анализ  результатов анкетирования и  данных 

социометрии.

          2.3. Выводы

Заключение

Список использованных литературных источников.

Приложение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Различные аспекты взаимоотношений  детей в группах изучаются  многими специалистами, но так или  иначе, практически во всех исследованиях подчеркивается та роль, которую играет детский коллектив в жизни дошкольников. Исследование процесса общения детей старшего дошкольного возраста со сверстниками связано с тем значением, которое оказывает общение на развитие личности ребенка.

Именно сверстник выступает  в качестве равного партнера, в  процессе общения, с которым ребенок может апробировать знания и социальные нормы, данные взрослым. Общаясь со сверстником, старший дошкольник имеет возможность решать различные коммуникативные задачи, учится выстраивать отношения с окружающими по определенным правилам. Особо важное значение приобретает тот факт, что через общение со сверстником у ребенка может сформироваться адекватное представление о себе и своих возможностях, развивается самооценка, формируются определенные личностные качества.

  Следует отметить  и тот факт, что вопрос формирования  коммуникативных способностей как никогда актуален в современном обществе, которое требует от людей помимо высокого уровня знаний, умения эффективно налаживать контакты с партнерами, адекватно выстраивать взаимоотношения в коллективе. Успешность этого процесса во многом определяется тем, как эти умения будут формироваться изначально, а именно в детском коллективе, в группе сверстников.

  Взаимоотношения дошкольников  со сверстниками в отечественной  и зарубежной психологии были  исследованы в разных аспектах. В аспекте исследования ведущих видов деятельности  (Годовикова  Д.Б., 1988; Донцов  А.И., 1984; Запорожец А.В., 1966; Коломинский  Я.Л., 1981), личных особенностей участников взаимоотношений (Иванова Г.Е., 1976; Счастная  A.M., 1980; Репина  Т.А., 1980),  формирования самосознания  (Берне Р., 1986;  Карташова Л. С.  1985;  Михайленко  Н.Я., Кустова Н.И., 1987),  влияния взрослых на становление взаимоотношении детей (Корницкая СВ., 1973) и других.

  Группа детского сада  является малой, или контактной  группой. Специфика дошкольной группы в том, что ее члены находятся под все еще большим влиянием воспитателя. В рамках группы старших дошкольников это, безусловно, сказывается на таком моменте, как слияние таких социометрических статусов, как «звезда» и «лидер».

   Положение ребенка  в группе тесно связано с  формированием качеств личности детей, но этот процесс происходит не автоматически. Основной путь улучшения положения ребенка в группе сверстников - это выявление и развитие индивидуальных потенциальных возможностей ребенка, Одно из основных условий благоприятного и успешного пребывания дошкольника в детском коллективе - это положительная эмоциональная атмосфера. Даже временное отсутствие этого условия резко сказывается на снижении активности ребенка, снижает сферу его общения, вызывает в ней тревожность и агрессивность.

  Во многих исследованиях  отмечается, что к старшему дошкольному  возрасту складываются устойчивые  способы отношений детей друг  к другу. Так, Е.В. Субботский считает, что взаимоотношения дошкольников со сверстниками характеризуются, с одной стороны, импульсивностью и непосредственностью, а с другой стороны, инертностью и стереотипностью.

 Объект исследования: межличностные отношения дошкольников.

 Предмет исследования: Влияние социометрического статуса на эмоциональное самочувствие дошкольников.

 Цель исследования: Изучить эмоциональное самочувствие детей с разным социометрическим статусом в группе детского сада.

 Задачи исследования:

1. Выявить социометрический  статус старших дошкольников.

2. Определить представления  родителей об эмоциональном благополучии  старших дошкольников в группе  детского сада.

3. Определить представления  педагога об эмоциональном благополучии  старших дошкольников в группе  детского сада.

4. Сравнить представления  родителей и педагога об эмоциональном  благополучии старших дошкольников  в группе детского сада.

5. Сравнить эмоциональное  самочувствие детей с разным  социометрическим статусом.

 Гипотеза исследования: Предположим, что уровень эмоционального благополучия зависит от социометрического статуса: дети с низким социометрическим статусом (отверженные, изолированные) испытывают эмоциональное неблагополучие, дети с высоким социометрическим статусом (популярные, «звезды»)- эмоциональное благополучие.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Словарь основных понятий

 

Взаимодействие – это процесс непосредственного или опосредованного воздействия объектов друг на друга, порождающий их взаимную обусловленность и связь

 

Группа - ограниченная размером общность людей,  выделяющаяся или выделяемая из социального целого по классовой принадлежности, структуре, композиции, уровню развития, характеру деятельности.

 

Общение – сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание др. человека.  

Структура общения:                                                                                                                                                                                                                                                                                               

1. коммуникативная сторона-обмен  информацией, ее понимание                                                                                      2. перцептивная – восприятие  одним партнером по общению  другого партнета.

3. интерактивная сторона  выражается во взаимодействии  партнеров при организации совместной  деятельности.

 

Отношение межличностное – субъективно переживаемые взаимосвязи между людьми, объективно проявляющиеся в характере и способах взаимных влияний  людей в ходе деятельности совместной и общения.

Система установок, ориентаций, ожиданий, стереотипов и диспозиций, через которые люди воспринимают и оценивают друг друга.

 

Социометрия-наука об обществе, теория общество и одновременно-  экспериментальный метод, тест социально-психологический, обеспечивающие изучение и регуляцию отношений между людьми, применяемые для оценки связей межличностных эмоциональных в группе.

 

Статус социометрический – показатель социально-психических свойств личности как объекта коммуникации в группе, фиксирующий позицию и величину престижа человека в его общении с др.

 

Статус-это совокупность объективно присущих человеку характеристик, которая определяет восприятие его другими членами группы, самовосприятие и, следовательно, его положение в системах групповых отношений (Андреева)

 

 

 

 

1.1. Общая характеристика  дошкольного возраста

 

 Дошкольный возраст  охватывает период от 3 до 6-7 лет.  Последний год – от 6 до 7 лет  – считается переходным периодом от дошкольного к младшему школьному возрасту. В дошкольном возрасте увеличивается число видов деятельности, которыми овладевает ребенок, усложняется содержание общения ребенка с окружающими его людьми и расширяется круг этого общения. Важное Социальная ситуация развития место в жизни ребенка начинает занимать сверстник.

   Социальная ситуация развития. Обухова [12] пишет, что отделение ребенка от взрослого к концу раннего возраста создает предпосылки для создания новой социальной ситуации развития. В чем же она заключается? Впервые ребенок выходит за пределы своего семейного мира и устанавливает отношения с миром взрослых людей.

Идеальной формой, с которой  ребенок начинает взаимодействовать, становится мир социальных отношений, существующих в мире взрослых людей. Идеальная форма, как считал Л.С. Выготский, - это та часть объективной действительности (более высокая, чем уровень на котором находится ребенок), с которой он вступает в непосредственное взаимодействие; это та сфера, в которую ребенок пытается войти. В дошкольном возрасте такой формой становится мир взрослых людей .

По словам Д. Б. Эльконина, весь дошкольный возраст вращается, как вокруг своего центра, вокруг взрослого человека, его функций, его задач. Взрослый здесь выступает в обобщенной форме как носитель общественных функций в системе общественных отношений (взрослый — папа, доктор, шофер и т.п.).

Е.А.Бирюкевич и И.Е.Валитова [4] говорят о внутренней и внешней сторонах   социальной ситуации развития.

 Внутренняя сторона:  тенденция быть и действовать как взрослый при отсутствии возможностей, стремление к установлению положительных отношений со взрослыми; потребность в общении со сверстниками, развитое восприятие и речь как средство общения.

 Внешняя сторона: переход ребенка из семейной ситуации в более широкий мир социальных отношений; предъявление взрослыми к ребенку требований морального содержания, представления взрослых о ребенке – дошкольнике как способном усвоить моральные нормы; появление «детского общества».

Типичные виды активности ребенка. Двигательная активность, которая становится более разнообразной и осмысленной, так как у ребенка развиваются сложные двигательные навыки и навыки овладения различными снарядами.

      Ведущая деятельность, которая является ответом на возникновение основных противоречий предшествующего периода развития, то есть стремления ребенка быть как взрослый и невозможности реализации данного желания в реальности, но сохраняется тенденция к немедленной реализации желаний. В этих условиях возникает игра, в которой реализуются основные потребности ребенка и тенденции его развития.

Д.Б.Эльконин подчеркивал, что игра относится к символико-моделирующему типу деятельности, в котором операционально-техническая сторона минимальна, сокращены операции, условны предметы. Однако игра дает возможность такой ориентации во внешнем, зримом мире, которой никакая другая деятельность дать не может.

      Другие виды деятельности, специфичные для дошкольного возраста – продуктивная деятельность (рисование, конструирование, лепка, аппликация), музыкальная деятельность, художественно-речевая деятельность. Детский труд. Предпосылки учебной деятельности (умения учиться).

Функциональные  изменения в развитии:

    • Усвоение системы сенсорных эталонов и развитие перцептивных действий
  • Наглядно-образное мышление и воображение
  • Конкретная (частная) самооценка

Новообразования:

    • обобщенное внеситуативное отношение к себе, осознание себя как социального субъекта
  • внутренний план действия
  • соподчинение мотивов и произвольность поведения
  • внутренняя позиция

Итоги развития ребенка в  дошкольном возрасте показывают, что  он поднимается на качественно новый  уровень развития, он становится социальным существом, осознающим самого себя, имеющим  собственную позицию, отличную от позиции  взрослых, и от стремится к серьезной  социально оцениваемой и социально  одобряемой деятельности. Однако по своему положению в глазах других ребенок остается дошкольником, который занят несерьезной забавой – игрой. Обострение этого противоречия выражается в возникновении кризиса семи лет.

Информация о работе Эмоциональное благополучие детей с разным социометрическим статусом в группе детского сада