Эмоциональное благополучие детей с разным социометрическим статусом в группе детского сада

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2013 в 09:59, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: Изучить эмоциональное самочувствие детей с разным социометрическим статусом в группе детского сада.
Задачи исследования:
1. Выявить социометрический статус старших дошкольников.
2. Определить представления родителей об эмоциональном благополучии старших дошкольников в группе детского сада.
3. Определить представления педагога об эмоциональном благополучии старших дошкольников в группе детского сада.
4. Сравнить представления родителей и педагога об эмоциональном благополучии старших дошкольников в группе детского сада.
5. Сравнить эмоциональное самочувствие детей с разным социометрическим статусом.

Содержание работы

Введение.
Словарь основных понятий.
Глава I
1.1. Общая характеристика дошкольного возраста.
1.2. Развитие общения у детей дошкольного возраста.
1.2.1. Развитие общения дошкольников со взрослыми и сверстниками.
1.3. Ребенок в группе сверстников.
1.3.1. Общение мальчиков и девочек.
1. 4. Эмоциональная структура малой группы .
1.4.1. Эмоциональное самочувствие ребенка в группе сверстников.
1.5. Статус личности в группе.
1.5.1.Социометрический статус дошкольника.
II Практическая часть (исследование влияния социометрического статуса на эмоциональное благополучие дошкольников)
2.1. Методика исследования
2.2. Полученные результаты и их анализ
2.2.3.Анализ анкетирования педагога группы.
2.2.4. Анализ анкетирования родителей.
2.2.5.Сравнительный анализ анкетирования педагога группы
и родителей.
2.2.6.Результаты, полученные при изучении социометрического статуса
дошкольников.
2.2.7. Сравнительный анализ результатов анкетирования и данных
социометрии.
2.3. Выводы
Заключение
Список использованных литературных источников.

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.docx

— 231.70 Кб (Скачать файл)

     Итогом развития  ребенка в дошкольном возрасте  является возникновение фундаментальных  психологических образований: внутреннего  плана действий, произвольности, воображения,  обобщенного внеситуативного отношения к себе. У ребенка возникает стремление к выполнению общественно значимой, общественно оцениваемой деятельности. Ребенок

тяготится своим положением дошкольника. Игра теряет свое ведущее  положение. Все эти факты свидетельствуют  о том, что ребенок переживает кризис семи лет.

 

 

 

 

1.2. Развитие общения  у детей

 

  Общение - основное условие развития ребенка, важнейший фактор формирования личности, один из главных видов деятельности человека, устремлённый на познание и оценку самого себя через других людей. Под общением понимается взаимодействие людей, направленное на согласование и объединение усилий с целью достижения общего результата (М.И. Лисина).

  Исследования М.И.  Лисиной[16] и других показывают, что  характер общения ребёнка с  взрослыми и сверстниками изменяется  и усложняется на протяжении  детства. Развитие общения, усложнение  и обогащение его форм, открывает  перед ребёнком новые возможности  усвоения от окружающих различного  рода знаний и умений, что имеет  первостепенное значение для  всего хода психического развития  и для формирования личности  в целом. 

   С самого раннего  возраста ребенок включается  в систему взаимосвязей с другими  людьми. Однако даже непосредственное  общение последних, является сложным и многогранным процессом. В нем осуществляется коммуникативное взаимодействие, происходит обмен информацией.

   Основными средствами  общения людей являются речь, жесты, мимика, пантомимика (позы). Ещё не владея разговорной  речью, ребенок точно реагирует  на улыбку, тон, и интонацию  голоса.

Возникновение потребности  общения ребёнка в семье - важнейшее  условие его общего психического развития. Конец первого месяца жизни  малыша – завершение подготовки к  вступлению в общение. Смотреть на взрослого, видеть его улыбку, слышать голос, ощущать его – вот то, в чем  нуждается ребенок. Общение приносит ребенку массу положительных, радостных  переживаний. В течение первого  года появляется чувство доверия  и формируется привязанность  к любимому человеку. При дефиците внимания, любви, ласки, при жестоком обращении у детей складывается недоверие, боязнь окружающих, формируется  чувство отчужденности.

  После первого года  жизни периоды непосредственного  общения малыша с взрослыми  сокращаются, появляется возможность  более широкого общения со  сверстниками.

  От года до трёх  лет деятельность ребёнка со  стороны взаимоотношений с взрослыми  может, охарактеризована как совместная  деятельность, он требует от старших  участия в своих делах. Опыт  общения с взрослыми во многом  предопределяет общение со сверстниками, реализуется в отношениях между  детьми. Центральным новообразованием  трёх лет Л.И. Божович считает появление «Системы Я», которая порождает потребность действовать самостоятельно. Развивается самосознание ребёнка, появляется самооценка, стремление соответствовать требованиям взрослых. Эмоционально-практическое общение со сверстниками – соучастие – позволяет ребёнку увидеть свои возможности, проявить инициативу и ощутить свободу и независимость.

       В исследованиях,  выполненных под руководством  Лисиной[8], показан генезис общения  со сверстниками в раннем и  дошкольном возрасте. Оказалось, что:

  • дети от одного  года до полутора лет проявляют  по отношению к сверстнику только неспецифические действия, одинаковые как для сверстника, так и для игрушек (бьет рукой, тянет за волосы и др.). Дети относятся к сверстникам как к физическим предметам;

  • дети от полутора  до двух лет начинают обращать  внимание на сверстников и совершать по отношению к ним субъективные действия, обращаются к ним с выразительными жестами, эмоциями, вокализациями. Отмечаются многочисленные случаи подражания детей друг другу. Появляется чувствительность ребенка к тому, как к нему относится сверстник;

  • на протяжении  третьего и четвертого года  сверстник остается для ребенка прежде всего участником совместной предметной деятельности, при этом его индивидуальные черты остаются невидимыми для партнера;

  • в четыре-пять  лет сверстник рассматривается  как равное существо, с которым можно себя сравнивать;

  • к пяти — семи  годам сверстник приобретает  индивидуальность в глазах ребенка. Старший дошкольник проявляет острый интерес к товарищам, который проявляется в форме активного подражания, стремления к соперничеству.

 

      1. Развитие общения дошкольников  со взрослыми и сверстниками.

 

    Как было показано в исследованиях М.И. Лисиной[8], в дошкольном возрасте возникает новая форма общения ребенка со взрослым — внеситуативно-личностное общение, в процессе которого ребенок ориентируется на мир людей. Ребенок интересуется человеческими отношениями, качествами и свойствами людей, их возможностями, и возможностями самого себя; взрослый интересует ребенка сам по себе, как индивидуальность, имеющий собственное независимое существование. Ребенок обращается ко взрослому за оценкой собственных качеств и достижений, он стремится быть замеченным и заслужить уважение взрослого, и особенно ценит положительные отношения со взрослыми.  Ребенок познает человека как представителя общества, осваивает взаимоотношения в социальном мире. ребенок задает взрослому вопросы об окружающем мире, умеет разговаривать со взрослыми на темы, не относящиеся к конкретной наличной ситуации, в которой находится ребенок, а касающиеся окружающего мира и законов его существования, взрослый выступает для ребенка как знаток и эрудит, который может сообщить необходимую информацию .Развитие этой формы общения связано с развитием игры.

В дошкольном возрасте помимо общения со взрослыми дифференцируется и достигает развернутой формы общение со сверстниками, что в психологии обозначается как «сверстничество», «товарищество», «ровесничество», а в теории Ж. Пиаже называется «кооперацией», основу которой составляют отношения взаимного уважения, возможные только между равными.

У детей дошкольного возраста обнаруживается стойкий интерес  к другим детям и совместной игре с ними. Общение дошкольника со сверстниками как общение в равным себе человеком отличается от общения со взрослыми по следующим показателям: большее разнообразие коммуникативных действий, новые функции общения со сверстниками (функции оценки действий другого, навязывание образцов действий, сравнение с самим собой, контроль над действиями партнера); яркая эмоциональная насыщенность общения со сверстниками, нестандартность и нерегламентированность контактов детей со сверстниками, преобладание инициативных действий в адрес сверстника над ответными действиями. Речь детей в общении со сверстниками более развернутая, богатая по лексическому и грамматическому составу.

 

                     1.3.  Ребенок в группе сверстников.

 

 Потребность в общении со сверстниками. Важную роль в развитии личности ребенка-дошкольника играет влияние, называемое на него общением со сверстниками. Симпатия к другим детям, возникающая в раннем детстве, переходит в « дошкольника» в потребность общения со сверстниками. Эту потребность хорошо выразил шестилетний ребенок, который возражая матери, предложившей заменить собой отсутствующего товарища, сказал: «Мне надо ребенков, а ты не ребенок».

Потребность в общении  развивается на основе совместной деятельности детей в играх, при выполнении трудовых поручений. 

  «Одним из решающих факторов общественного воспитания детей,— пишет А. П. Усова,— является само общество детей, внутри которого и формируется человек как общественное существо. Несомненно, речь может идти о каких-то самодеятельных формах, в которых такое общество может складываться и развиваться даже на ранних ступенях общественного развития детей» . [16, с.38.]

 «Здесь,— продолжает  А. П. Усова,— ребенок выступает  перед нами главным образом  как субъект, лицо, живущее своей  жизнью, как член маленького Детского  общества с его интересами, требованиями, связями, завоевывающий какое-то  свое место в этом обществе»  [16,с. 47-48]

Исключительно важно теперь выяснить, что представляет собой это «детское общество» на разных возрастных этапах, какова его социально-психологическая структура, какова динамика его развития, как осознают и как переживают сами дети свои взаимоотношения со сверстниками, каково место и роль взрослых в «детском обществе», как влияют на его развитие различные виды деятельности ребят и т. д. ("Только после изучения теоретических вопросов, связанных с жизнью детской группы, можно рассчитывать на создание методики руководства взаимоотношениями, которые теперь не только стихийно возникают, что, конечно, неизбежно, но и в значительной мере стихийно развиваются, а это уже ведет к явным потерям в воспитательной работе.

   В условиях детское общество ребенок приобретает первые навыки поведения в коллективе, становления взаимоотношений с окружающими, которые являются не наставниками, а равными ему участниками совместной жизни и деятельности.

  Влияние группы сверстников  на развитие личности ребенка  заключается прежде всего в том, что именно в условиях общения со сверстниками ребенок постоянно сталкивается с необходимостью применять на практике усваиваемые нормы поведения по отношению к другим людям, приспосабливать эти нормы и правила к разнообразным конкретным ситуациям. В совместной деятельности детей непрерывно возникают ситуации, требующие согласования действий, проявления доброжелательного отношения к сверстникам, умения отказаться от личных желаний ради достижения конкретной цели. В этих ситуациях дети далеко не всегда находят                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                           нужные способы поведения. Нередко между ними возникают конфликты, когда каждый отстаивает свои права, не считаясь  с правами сверстников. Вмешиваясь в конфликты, улаживая их, воспитатель учит детей осознанному выполнению норм поведения.

  Наблюдения, проведенные  Я. Л. Коломинским,[7] показывают, что нередко в группе детского сада между детьми возникают взаимоотношения, которые не только не вырабатывают у детей гуманных чувств друг к другу, но, наоборот, ведут к воспитанию прямо противоположных качеств. Не всем детям хорошо «дышится» в среде сверстников, не для всех здесь благоприятный «эмоциональный климат». В дошкольной группе есть обычно несколько чрезвычайно активных детей, которых воспитатели нередко считают ядром группы, поддерживают их и опираются на них в воспитательной работе. С  другой стороны, в группе есть дети, которые находятся в подчинении у первых. Такая «поляризация» вредно отражается на развитии личности и тех и других. У первых развивается повышенная самооценка, стремление во что бы то ни стало быть впереди всех, жестокость по отношению к более пассивным детям. У тех, кто не входит в ядро, развивается либо угодничество,  стремление любой  ценой обеспечить   себе   покровительство   «главного», либо замкнутость, недоверие к людям и т. д. Такие дети чувствуют себя неловко в группе сверстников и часто с большой неохотой идут в детский сад. Иногда они просят дома какую-нибудь игрушку, конфеты и т. д. для того, чтобы преподнести подарок кому-либо из ядра группы и тем самым обеспечить себе расположение этого маленького деспота.

 Наблюдения показывают, что подобного рода антигуманные, антипедагогические отношения — не редкость в группе детского сада. Но они не лежат на поверхности и зачастую ускользают из поля зрения педагога. Об этом правильно пишет А. И. Аржанова, рассматривая проявления общительности детей в процессе коллективной игры. «Ведь не сразу заметишь в группе беду — чрезмерно активного, «агрессивно» общительного ребенка, «хозяина», запугивающего одних, упрашивающего других, заискивающего перед третьими, но всех себе подчиняющего деспотического эгоиста. Как будто играют дружно, дети не жалуются... Так и складывается тип отношений: одни всегда только командуют, другие только подчиняются»

  На большую сложность отношений в дошкольной группе и трудности, связанные с их изучением, указывает и Е. И. Кульчицкая: часто система сложных взаимоотношений между детьми исчезает из-под контроля воспитателя, так как она не может быть обнаружена путем простого внешнего наблюдения и требует значительно более сложных методов и приемов обнаружения.

  Развитие и углубление  потребности в общении ярко  проявляется у дошкольников и  в том, что с каждым годом  отношения между ними становятся  все более устойчивыми и избирательными. Впервые возникает дружба, изучению  которой в настоящее время  уделяется большое внимание.

Это же далеко не полный анализ ситуаций, складывающихся в процессе общения между детьми в группе, показывает, что взаимоотношения между дошкольниками представляют собой актуальную психолого-педагогическую проблему. Чтобы ее разрешить, необходимо, как нам кажется, базироваться на следующих принципиальных положениях.

Во-первых, взаимоотношения  между детьми в группе следует  рассматривать как целостную  систему со своей внутренней структурой и динамикой развития. Необходимо изучать отношения каждого члена группы ко всем остальным и всех членов группы к каждому. Нельзя ограничиваться анализом дружеских пар или игровых группировок. Ведь в дружеские пары обычно входит небольшая часть группы. Кроме того, отношения детей, которые дружат друг с другом, нуждаются в дальнейшем исследовании, так как нередко между ними складываются далеко не гуманистические отношения. Необходимо, далее, изучить, какое место занимают дружеские пары в общей системе отношений, существующих в группе.

Игровые группировки также  не охватывают всех детей. Часто именно замкнутый, робкий ребенок оказывается вне подобной группировки, отношения внутри которой зачастую складываются не только и, может быть, не столько в самой игре, сколько в процессе повседневной разнообразной деятельности дошкольников.

Информация о работе Эмоциональное благополучие детей с разным социометрическим статусом в группе детского сада