Эмоциональное благополучие детей с разным социометрическим статусом в группе детского сада

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2013 в 09:59, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: Изучить эмоциональное самочувствие детей с разным социометрическим статусом в группе детского сада.
Задачи исследования:
1. Выявить социометрический статус старших дошкольников.
2. Определить представления родителей об эмоциональном благополучии старших дошкольников в группе детского сада.
3. Определить представления педагога об эмоциональном благополучии старших дошкольников в группе детского сада.
4. Сравнить представления родителей и педагога об эмоциональном благополучии старших дошкольников в группе детского сада.
5. Сравнить эмоциональное самочувствие детей с разным социометрическим статусом.

Содержание работы

Введение.
Словарь основных понятий.
Глава I
1.1. Общая характеристика дошкольного возраста.
1.2. Развитие общения у детей дошкольного возраста.
1.2.1. Развитие общения дошкольников со взрослыми и сверстниками.
1.3. Ребенок в группе сверстников.
1.3.1. Общение мальчиков и девочек.
1. 4. Эмоциональная структура малой группы .
1.4.1. Эмоциональное самочувствие ребенка в группе сверстников.
1.5. Статус личности в группе.
1.5.1.Социометрический статус дошкольника.
II Практическая часть (исследование влияния социометрического статуса на эмоциональное благополучие дошкольников)
2.1. Методика исследования
2.2. Полученные результаты и их анализ
2.2.3.Анализ анкетирования педагога группы.
2.2.4. Анализ анкетирования родителей.
2.2.5.Сравнительный анализ анкетирования педагога группы
и родителей.
2.2.6.Результаты, полученные при изучении социометрического статуса
дошкольников.
2.2.7. Сравнительный анализ результатов анкетирования и данных
социометрии.
2.3. Выводы
Заключение
Список использованных литературных источников.

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.docx

— 231.70 Кб (Скачать файл)

Если Р. К. Терещук [1]показывает, что в основе популярности лежит способность ребенка адекватно удовлетворять коммуникативные потребности ровесников, то исследование О. О. Папир [1], выполненное под руководством Т. А. Репиной, обнаружило, что популярные дети сами имеют обостренную, ярко выраженную потребность в общении и в признании, которую стремятся удовлетворить. Следует подчеркнуть, однако, что в ее работе речь идет не о популярности, а о лидерских качествах отдельных детей, которые она определяет через степень социальной воздейственности. Дети-лидеры отличаются высокой инициативностью, богатством и разнообразием инициативных воздействий на партнера. 

 

  «Пренебрегаемые», «изолированные» дети часто ощущают в отношении к себе незаинтересованность ровесников или пренебрежительную снисходительность («Так уж и быть!»). Таких принимают в игру на посредственные роли. У этих детей копится обида и готовность восстать против навязанных условий жизни в группе. В других случаях эти дети ищут пути установления отношений через заискивание, подарки, беспрекословное подчинение. «Изолированный» испытывает «эмоциональный голод» по общению со сверстниками. Чувства его остры: он может обожать кого-то из группы за его доблести (реальные и прочные или эфемерные) или ненавидеть за пренебрежение к своей персоне.

  «Изолированными» становятся  по многим причинам. Один ребенок  часто болеет, редко ходит в  детский сад, и дети не успевают  присмотреться к нему, да и  сам он никого не знает, он  всегда новенький. Другой имеет  физические недостатки — грязный, течет риз носа; толстый — не может быстро бегать — и тоже не принят. И детское сообщество, его отвергают. Третий никогда прежде не посещал детский сад — не общался с другими детьми, не владеет  навыками общения, ни игровыми приемами — и тоже не принят в детской группе. Причин, в силу которых ребенок оказывается «изолированным», много, следствие одно — социальное развитие осуществляется неполноценно. Ребенок с низкой популярностью, не надеясь на сочувствие и помощь со стороны сверстников, |нередко становится эгоцентричным, замкнутым, отчужденным. Такой ребенок будет обижаться, и жаловаться, хвастать и стараться подавлять, фальшивить и обманывать. Такому ребенку плохо, другим с ним тоже плохо.

   Битянова[1] говорит о том, что следует обратить внимание и на взаимность социометрических выборов. Реальное положение ребенка в группе определяется не только статусом, но и взаимностью сделанных им выборов и отвержений. Чем больше взаимных выборов, тем положение стабильнее и благоприятнее. Групповая структура в целом также приобретает различный вид в зависимости от того, есть ли в ней взаимно предпочитающие друг друга мини-сообщества людей, многие ли члены группы определились в своих симпатиях или антипатиях. Если ответ отрицательный — группа пребывает на сложной ступени своего развития, характеризующейся и конфликтностью, и низкой групповой эмпатией, и эмоциональной неудовлетворенностью.

    А так же подчеркивает  наличие и взаимоотношения внутри  устойчивых  микрогрупп. Любая малая группа, численностью более 5—7 человек тяготеет к внутреннему разбиению на более мелкие сообщества — микрогруппы. Каждая из них имеет свою эмоциональную структуру, иногда — своих высокостатусных и «звезд». Внутри достаточно большой по численности (15—25 человек) группы может существовать очень сложная социальная структура: несколько микрогрупп, которые как-то взаимодействуют друг с другом, отдельные пары и тройки, а также отверженные, изолированные. Взаимоотношения между устойчивыми микрогруппами многое определяют в эмоциональном климате всего коллектива. Они могут быть конфликтны или позитивны, группы могут иметь общих членов или быть изолированными друг от друга, могут быть ориентированы на одних «звезд» или разных и т.д

  Таковы основные характеристики  социометрической структуры малой группы, представленные в литературе. Наиболее изученной и является эмоциональный статус человека в группе, его происхождение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава II

 

    1. Организация и методологи  исследования

 

  Для решения 1-ой  поставленной задачи мы использовали  модифицированный вариант социометрической  игры «Секрет»,разработанной Т.А.Репиной.

  Материал:  3 красочные   новогодние открытки.

  Инструкция: Я хочу  поиграть с тобой в игру  «Секрет». Скоро зима, а зимой,  какой праздник? Новый год. Представь,  что ты с мамой купили много-много открыток. Мама дала тебе 3 открытки, чтобы подарить детям вашей группы. Посмотри на эти открытки, какая тебе больше нравиться? Каму бы ты подарил ее, почему? А вторую открытку, кому ты подаришь? А последнюю -  кому подаришь, почему? А кому бы ты из детей группы ничего-ничего не подаришь? Почему? Мне очень понравилось с тобой играть. А ты помнишь, как называется наша игра? «Секрет». Только ты никому-никому не рассказывай! Договорились? Это будет наш секрет.

  Результаты социометрии  можно считать достоверными, если  через эту процедуру прошли  более 80% детей группы.

Анализ результатов проводится в следующих направлениях:

  1. Количество положительных выборов, полученных каждым ребенком. Так как каждому ребенку предлагается выбрать 3-х сверстников, то при равномерном распределении выборов каждый член группы должен бы получить 3 «голоса». Исходя из этого, получение 2-4 выборов можно считать нормальным, средним. Ребенок, получивший 5-6 выборов,- популярен, а получивший 7 и более выборов -«звезда».Необходимо помнить, что в группы с благополучным психологическим климатом «звездами» становятся инициативные, доброжелательные ,отзывчивые дети, а с неблагополучным -      «любимцы» воспитателей, послушные дети, обычно - девочки.
  2. Количество изолированных детей, т.е. детей, которых никто не выбрал (0 положительных выборов).Изоляция некоторых детей часто связана с их частым отсутствием (часто болеющие), а также с низким уровнем сформированности у них умений и навыков,  в том числе в общении. В группе с благополучным психологическим климатом количество таких детей не превышает 1-2. Если изолированных детей более 25 %, это свидетельствует о неблагополучии в группе и должно серьезно насторожить педагогов.
  3. Количество отверженных детей, т.е. детей, которые получили отрицательные выборы от более чем половины детей. Причина отвержения детей кроется чаще всего в их конфликтном поведении. Можно выделить внутренние и внешние предпосылки конфликтного поведения . К первым относятся повышенная активность и способность испытывать эмоцию гнева, а ко вторым – раздражительность родителей и конфликтные внутрисемейные отношения. Среди причин конфликтов у дошкольников хотелось бы отметить перенос конфликтных взаимоотношений с себя на других (например, физические наказания в семье) и накопление отрицательных эмоций, отрицательное самочувствие, с которым ребенок не в силах справиться в условиях группы.
  4. Количество взаимных выборов, т.е. сколько детей выбрали друг друга. В группе с благополучным психологическим климатом взаимными выборами объединены практически все дети (не менее 80%). Если взаимными выборами объединено 60% детей – это существенный признак  психологического неблагополучия в группе.
  5. Структура взаимных выборов (рис.1), которая анализируется с помощью социограммы. Различают следующие основные структуры – диады (взаимным выбором объединены два ребенка), линейная связь – (взаимным выбором последовательно объединены 3 и более человек), «кольцо» (социограмма взаимных выборов образует замкнутую линию), «звезда» (один ребенок находится как бы в центре структуры).

 

 

                «диада»                                       «линейная связь»

 

 


варианты структуры «кольцо», включающие в себя различное количество детей

 

 

«звезда»

 

  Рис 1. Примеры основных структур социограммы.

 

Также возможно сочетание  различных структур в одной социограмме. При этом, чем сложнее структура выбора в группе, тем выше уровень ее развития.

 6. Мотивы выбора сверстника, т.е. те его качества, ради которых дошкольник вступает в общение. Выделяют три группы мотивов выбора, имеющие свою иерархию. Самым значимым , важным для дошкольника в сверстнике является (в порядке убывания):

*его умение играть – это и умение придумывать новое развитие знакомой игры, и организовывать игру среди детей, и хорошо играть свою роль («умеет играть», «с ним интересно», «с ним веселоиграть»);

*его личностные качества – доброта, неконфликтность, щедрость и т.д. («добрый», «хороший», «честный», «не обижает никого»);

* инструментальные навыки – умение рисовать, петь, строить из конструктора и т.д.

Встречаются ответы детей, основанные на оценках воспитателя («послушный», «хорошо застилает кровать» и др.), а также случайные причины выбора («рядом живём», «сегодня дал в машинку поиграть»и др.).

 На основе выделенных  показателей можно определить  тип психологического климата  в группе, а также доминирующий  стиль общения с детьми.

    1-й тип: отсутствие изолированных детей, среднее количество выборов, прлученных каждым ребенком, -  1-4 , максимальное количество – 5-6. Выборы , в основном однополые (девочки выбирают девочек, мальчики - мальчиков), что является нормальным для детей 5-7 лет. Взаимными выборами охвачено более 90% детей группы, социограмма имеет сложную структуру: сочетание «звезды» и «кольца», «кольца» и «линии» и др. При выборе сверстников, дошкольники ориентируются на их внутренние (психологические) качества – качества личности, игровые умения, дружеские отношения.

     В группе  детей объединяют прочные межличностные  связи, преобладает дружеская  атмосфера, дети организовываются  в игровые объединения самостоятельно, без видимого руководства со  стороны воспитателей. Формированию  этого типа климата способствует демократический стиль взаимодействия воспитателя с детьми, учет их мнения при решении тех или иных вопросов.

        2-й тип: большое количество изолированных детей (порядка 30%), максимальное количество выборов, полученных «звездами», - 8-9. Около 30% детей выбирают сверстников противоположного пола, что не характерно для детей 597 лет. Большое число выборов детей противоположного пола объясняется тем , что при наличии множества ограничений и запретов со стороны воспитателей , дети чаще выбирают «послушных », «спокойных», детей, которые поощряются воспитателями. Такими характеристиками, как правило, обладают девочки, как более спокойные, исполнительные (они и становятся «звездами» группы). Мотивы, на основе которых происходит выбор, обусловлены внешними причинами – оценки воспитателей («хорошо кушает», «хорошо ведет себя на занятиях»), внешность («красивая»).

       Взаимными  выборами охвачена лишь половина  детей группы, социограмма имеет более простую структуру – «линия», «кольцо».

     Отношения  между детьми напряженные, дети  переживают чувства тревожности,  неполноценности личности. Формированию  этого типа климата способствует авторитарный стиль взаимодействия воспитателя с детьми, ограничение им активности и самостоятельности детей, при жестокой регламентации поведения .

      3-й тип: количество изолированных детей невелико или отсутствует, равномерное распределение числа выборов, полученных каждым ребенком, - 2-4. Взаимными выборами охвачена часть детей группы (порядка 80%), социограмма имеет элементарную структуру – «диады». При выборе сверстника дошкольники ориентируются либо на дружеские взаимоотношения, либо на случайные характеристики («угощает печеньем»).

       Отношения  характеризуются изобретательностью. Ограниченными коммуникативными  связями, отсутствием совместной  деятельности, большим числом конфликтов, переживанием детьми тревожности,  незащищенности, отсутствием группового  единства. Как правило, такой тип  психологического климата в тех  группах, где воспитатели предпочитают либеральный тип взаимодействия с детьми и предоставляют детям полную свободу.

  Для решения 2-ой и 3-ей поставленных, задач мы использовали анкету, разработанную Г. Любиной, Л. Микулик «Определение эмоционального благополучия ребенка в группе детского сада».

  Инструкция: «Уважаемый  педагог (родители), ответьте на  предложенные вопросы как можно  более откровенно».

  Обработка данных.

  Если на большинство  вопросов с 1 по 11 ответы утвердительные, а на вопросы с 12 по 15 отрицательные,  то ребенок в группе детского  сада испытывает эмоциональное  благополучие.

  

Ход исследования

  Экспериментальное социометрическое  исследование проводилось в старшей  «А» группе детского сада №  31г. Бреста. Исследование  проводилось  в течении  2-х дней во вторую половину дня в промежутке  от 15 до 17 часов.

  В социометрии принимали  участие 20 детей группы в возрасте 5-6 лет (11 мальчиков, 9 девочек).

  Методика проводилась  индивидуально с каждым ребенком. Для того, чтобы вызвать у детей желание участвовать в социометрии им предлагалось поиграть в интересную игру «Секрет».

  Анкетирование родителей  и педагогов проводилось в  следующем порядке: 

родителей и воспитателю  предлагалось заполнить анкету и  узнать о эмоциональном благополучии ребенка в группе детского сада.

 

 

  2.2.3. Анализ  результатов, полученных при проведении  анкетирования

педагога группы.

 

  Отвечая на 1-й вопрос  анкеты, воспитатель в 100 %  случаев  ответила утвердительно. Из этого  можно сделать вывод, что ко  всем детям она относится одинаково.  Она  детям в  группе рада и ждет их каждое утро.

  На следующий вопрос, во всех анкетах ответила утвердительно.  Это говорит о том, что педагог  предоставляет каждому ребенку  возможность выбирать игрушки,  пособия, материалы.

  На 3-й вопрос, во всех  анкетах ответила положительно, т.е., воспитатель считает, что  она не нарушает право ребенка  на свободный выбор деятельности.

  На 4-й – положительно, следовательно  признает право ребенка на отказ от коллективной деятельности.

  На следующий вопрос- педагог группы ответила утвердительно. Это свидетельствует о том, что она не навязывает ребенку способ действия  с игрушками, материалами.

  На следующий вопрос  во всех анкетах педагог группы  ответила положительно. Воспитатель  считает, что она уделяет внимание  каждому ребенку и учитывает  его индивидуальный темп работы.

  На 7-й вопрос, в большинстве  анкет отвечает положительно, т.е.  дает возможность всем детям  проявлять свою активность.

На следующий вопрос - во всех анкетах отвечает «Да». Это  свидетельствует о следующем: воспитатель  считает, что она равно относится  ко всем детям, учитывают их мнение, пытается создать в группе семейную обстановку.

  На 9-й вопрос во  всех анкетах ответила положительно. Т.е. педагог уверен, что создает  условия для того, чтобы все  дети поняли, что они значимы  для взрослых, работающих в детском  саду.

  На 10-й вопрос  во  всех анкетах педагог группы  ответила «Да». Т.е. понимает необходимость  создания условий для того, чтобы  ребенок чувствовал себя достойным  человеком.

  На следующий вопрос, в 90 % анкет воспитатель дает  отрицательный ответ. Следовательно,  педагог группы не укоряет,  не наказывает ребенка, если  у него что-нибудь не получается.

  На 12-й вопрос, воспитатель  отвечает, в большинстве анкет,  отрицательно. Это говорит о том,  что личные проблемы персонала   детского сада не должны отражаться  на детях.

Информация о работе Эмоциональное благополучие детей с разным социометрическим статусом в группе детского сада