Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2013 в 09:59, курсовая работа
Цель исследования: Изучить эмоциональное самочувствие детей с разным социометрическим статусом в группе детского сада.
Задачи исследования:
1. Выявить социометрический статус старших дошкольников.
2. Определить представления родителей об эмоциональном благополучии старших дошкольников в группе детского сада.
3. Определить представления педагога об эмоциональном благополучии старших дошкольников в группе детского сада.
4. Сравнить представления родителей и педагога об эмоциональном благополучии старших дошкольников в группе детского сада.
5. Сравнить эмоциональное самочувствие детей с разным социометрическим статусом.
Введение.
Словарь основных понятий.
Глава I
1.1. Общая характеристика дошкольного возраста.
1.2. Развитие общения у детей дошкольного возраста.
1.2.1. Развитие общения дошкольников со взрослыми и сверстниками.
1.3. Ребенок в группе сверстников.
1.3.1. Общение мальчиков и девочек.
1. 4. Эмоциональная структура малой группы .
1.4.1. Эмоциональное самочувствие ребенка в группе сверстников.
1.5. Статус личности в группе.
1.5.1.Социометрический статус дошкольника.
II Практическая часть (исследование влияния социометрического статуса на эмоциональное благополучие дошкольников)
2.1. Методика исследования
2.2. Полученные результаты и их анализ
2.2.3.Анализ анкетирования педагога группы.
2.2.4. Анализ анкетирования родителей.
2.2.5.Сравнительный анализ анкетирования педагога группы
и родителей.
2.2.6.Результаты, полученные при изучении социометрического статуса
дошкольников.
2.2.7. Сравнительный анализ результатов анкетирования и данных
социометрии.
2.3. Выводы
Заключение
Список использованных литературных источников.
Если Р. К. Терещук [1]показывает, что в основе популярности лежит способность ребенка адекватно удовлетворять коммуникативные потребности ровесников, то исследование О. О. Папир [1], выполненное под руководством Т. А. Репиной, обнаружило, что популярные дети сами имеют обостренную, ярко выраженную потребность в общении и в признании, которую стремятся удовлетворить. Следует подчеркнуть, однако, что в ее работе речь идет не о популярности, а о лидерских качествах отдельных детей, которые она определяет через степень социальной воздейственности. Дети-лидеры отличаются высокой инициативностью, богатством и разнообразием инициативных воздействий на партнера.
«Пренебрегаемые», «изолированные» дети часто ощущают в отношении к себе незаинтересованность ровесников или пренебрежительную снисходительность («Так уж и быть!»). Таких принимают в игру на посредственные роли. У этих детей копится обида и готовность восстать против навязанных условий жизни в группе. В других случаях эти дети ищут пути установления отношений через заискивание, подарки, беспрекословное подчинение. «Изолированный» испытывает «эмоциональный голод» по общению со сверстниками. Чувства его остры: он может обожать кого-то из группы за его доблести (реальные и прочные или эфемерные) или ненавидеть за пренебрежение к своей персоне.
«Изолированными» становятся
по многим причинам. Один ребенок
часто болеет, редко ходит в
детский сад, и дети не
Битянова[1] говорит о том, что следует обратить внимание и на взаимность социометрических выборов. Реальное положение ребенка в группе определяется не только статусом, но и взаимностью сделанных им выборов и отвержений. Чем больше взаимных выборов, тем положение стабильнее и благоприятнее. Групповая структура в целом также приобретает различный вид в зависимости от того, есть ли в ней взаимно предпочитающие друг друга мини-сообщества людей, многие ли члены группы определились в своих симпатиях или антипатиях. Если ответ отрицательный — группа пребывает на сложной ступени своего развития, характеризующейся и конфликтностью, и низкой групповой эмпатией, и эмоциональной неудовлетворенностью.
А так же подчеркивает наличие и взаимоотношения внутри устойчивых микрогрупп. Любая малая группа, численностью более 5—7 человек тяготеет к внутреннему разбиению на более мелкие сообщества — микрогруппы. Каждая из них имеет свою эмоциональную структуру, иногда — своих высокостатусных и «звезд». Внутри достаточно большой по численности (15—25 человек) группы может существовать очень сложная социальная структура: несколько микрогрупп, которые как-то взаимодействуют друг с другом, отдельные пары и тройки, а также отверженные, изолированные. Взаимоотношения между устойчивыми микрогруппами многое определяют в эмоциональном климате всего коллектива. Они могут быть конфликтны или позитивны, группы могут иметь общих членов или быть изолированными друг от друга, могут быть ориентированы на одних «звезд» или разных и т.д
Таковы основные
Глава II
Для решения 1-ой
поставленной задачи мы
Материал: 3 красочные новогодние открытки.
Инструкция: Я хочу поиграть с тобой в игру «Секрет». Скоро зима, а зимой, какой праздник? Новый год. Представь, что ты с мамой купили много-много открыток. Мама дала тебе 3 открытки, чтобы подарить детям вашей группы. Посмотри на эти открытки, какая тебе больше нравиться? Каму бы ты подарил ее, почему? А вторую открытку, кому ты подаришь? А последнюю - кому подаришь, почему? А кому бы ты из детей группы ничего-ничего не подаришь? Почему? Мне очень понравилось с тобой играть. А ты помнишь, как называется наша игра? «Секрет». Только ты никому-никому не рассказывай! Договорились? Это будет наш секрет.
Результаты социометрии можно считать достоверными, если через эту процедуру прошли более 80% детей группы.
Анализ результатов проводится в следующих направлениях:
«диада»
варианты структуры «кольцо», включающие в себя различное количество детей
«звезда»
Рис 1. Примеры основных структур социограммы.
Также возможно сочетание различных структур в одной социограмме. При этом, чем сложнее структура выбора в группе, тем выше уровень ее развития.
6. Мотивы выбора сверстника, т.е. те его качества, ради которых дошкольник вступает в общение. Выделяют три группы мотивов выбора, имеющие свою иерархию. Самым значимым , важным для дошкольника в сверстнике является (в порядке убывания):
*его умение играть – это и умение придумывать новое развитие знакомой игры, и организовывать игру среди детей, и хорошо играть свою роль («умеет играть», «с ним интересно», «с ним веселоиграть»);
*его личностные качества – доброта, неконфликтность, щедрость и т.д. («добрый», «хороший», «честный», «не обижает никого»);
* инструментальные навыки – умение рисовать, петь, строить из конструктора и т.д.
Встречаются ответы детей, основанные на оценках воспитателя («послушный», «хорошо застилает кровать» и др.), а также случайные причины выбора («рядом живём», «сегодня дал в машинку поиграть»и др.).
На основе выделенных показателей можно определить тип психологического климата в группе, а также доминирующий стиль общения с детьми.
1-й тип: отсутствие изолированных детей, среднее количество выборов, прлученных каждым ребенком, - 1-4 , максимальное количество – 5-6. Выборы , в основном однополые (девочки выбирают девочек, мальчики - мальчиков), что является нормальным для детей 5-7 лет. Взаимными выборами охвачено более 90% детей группы, социограмма имеет сложную структуру: сочетание «звезды» и «кольца», «кольца» и «линии» и др. При выборе сверстников, дошкольники ориентируются на их внутренние (психологические) качества – качества личности, игровые умения, дружеские отношения.
В группе
детей объединяют прочные
2-й тип: большое количество изолированных детей (порядка 30%), максимальное количество выборов, полученных «звездами», - 8-9. Около 30% детей выбирают сверстников противоположного пола, что не характерно для детей 597 лет. Большое число выборов детей противоположного пола объясняется тем , что при наличии множества ограничений и запретов со стороны воспитателей , дети чаще выбирают «послушных », «спокойных», детей, которые поощряются воспитателями. Такими характеристиками, как правило, обладают девочки, как более спокойные, исполнительные (они и становятся «звездами» группы). Мотивы, на основе которых происходит выбор, обусловлены внешними причинами – оценки воспитателей («хорошо кушает», «хорошо ведет себя на занятиях»), внешность («красивая»).
Взаимными
выборами охвачена лишь
Отношения
между детьми напряженные,
3-й тип: количество изолированных детей невелико или отсутствует, равномерное распределение числа выборов, полученных каждым ребенком, - 2-4. Взаимными выборами охвачена часть детей группы (порядка 80%), социограмма имеет элементарную структуру – «диады». При выборе сверстника дошкольники ориентируются либо на дружеские взаимоотношения, либо на случайные характеристики («угощает печеньем»).
Отношения
характеризуются
Для решения 2-ой и 3-ей поставленных, задач мы использовали анкету, разработанную Г. Любиной, Л. Микулик «Определение эмоционального благополучия ребенка в группе детского сада».
Инструкция: «Уважаемый
педагог (родители), ответьте на
предложенные вопросы как
Обработка данных.
Если на большинство вопросов с 1 по 11 ответы утвердительные, а на вопросы с 12 по 15 отрицательные, то ребенок в группе детского сада испытывает эмоциональное благополучие.
Ход исследования
Экспериментальное
В социометрии принимали участие 20 детей группы в возрасте 5-6 лет (11 мальчиков, 9 девочек).
Методика проводилась
индивидуально с каждым
Анкетирование родителей и педагогов проводилось в следующем порядке:
родителей и воспитателю предлагалось заполнить анкету и узнать о эмоциональном благополучии ребенка в группе детского сада.
2.2.3. Анализ
результатов, полученных при
педагога группы.
Отвечая на 1-й вопрос
анкеты, воспитатель в 100 % случаев
ответила утвердительно. Из
На следующий вопрос,
во всех анкетах ответила
На 3-й вопрос, во всех
анкетах ответила положительно,
т.е., воспитатель считает, что
она не нарушает право ребенка
на свободный выбор
На 4-й – положительно, следовательно признает право ребенка на отказ от коллективной деятельности.
На следующий вопрос- педагог группы ответила утвердительно. Это свидетельствует о том, что она не навязывает ребенку способ действия с игрушками, материалами.
На следующий вопрос
во всех анкетах педагог
На 7-й вопрос, в большинстве анкет отвечает положительно, т.е. дает возможность всем детям проявлять свою активность.
На следующий вопрос - во всех анкетах отвечает «Да». Это свидетельствует о следующем: воспитатель считает, что она равно относится ко всем детям, учитывают их мнение, пытается создать в группе семейную обстановку.
На 9-й вопрос во
всех анкетах ответила
На 10-й вопрос во
всех анкетах педагог группы
ответила «Да». Т.е. понимает необходимость
создания условий для того, чтобы
ребенок чувствовал себя
На следующий вопрос,
в 90 % анкет воспитатель дает
отрицательный ответ.
На 12-й вопрос, воспитатель
отвечает, в большинстве анкет,
отрицательно. Это говорит о том,
что личные проблемы персонала