Эмоциональнное воспитание дошкольника

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 21:56, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: исследование эмоционального развития и воспитания, диагностика и коррекция агрессивного поведения детей дошкольного возраста. Задачи:
- исследование понятия, условий, способов, методов диагностики и определения уровня эмоционального развития и воспитанности детей дошкольного возраста;
- изучение научно-методической литературы по данной теме;
- организация диагностического эксперимента;
- обучение детей старшего дошкольного возраста конструктивным формам выражения агрессивного поведения;
- оценка и анализ результатов полученных в ходе контрольного эксперимента;
- разработка методических рекомендаций для воспитателей и родителей.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ И ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА: ПОНЯТИЕ, УСЛОВИЯ; СПОСОБЫ, МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ УРОВНЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАННОСТИ………………….6
1.1. Развитие эмоций в деятельности………………………………………6
1.2. Значение эмоций……………………………………………………….11
1.3. Роль семьи в воспитании эмоциональной отзывчивости дошкольника……………………………………………………………………..16
1.4. Значение игры для преодоления эмоциональных трудностей дошкольника……………………………………………………………………..19
ГЛАВА 2. АГРЕССИЯ: ЕЁ ОПРЕДЕЛЕНИЕ, ОСНОВНЫЕ ТЕОРИИ,
МЕХАНИЗМЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И РАЗВИТИЯ………………………..25
2.1. Обзор основных теоретических направлений в описании агрессии…….25
2.2. Становление агрессивного поведения………………………………..31
2.3. Социализация агрессии………………………………………………..39
ГЛАВА 3. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА…………44
3.1. Организация константирующего эксперимента по проблеме исследования агрессивного поведения у дошкольников…44
3.2. Результаты константирующего эксперимента……………………..50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….54
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………58
Приложение

Файлы: 1 файл

Эмоцион.воспит.дошкольников.doc

— 245.00 Кб (Скачать файл)

24. Паренс Г. Агрессия наших детей. – М.: Лайнер., 1997.

25. Программа «Развитие» // Дошкольное воспитание, № 2, 1994.

26. Психология. Словарь. / Под ред. А.В. Петровского.,                                      М.Г. Ярошевского. – М.: Просвещение., 1990. С.7.

27. Пулкинен Л. Становление образа жизни с детства до  
юношеского возраста.// Психология личности и образ жизни. – М.,  
1987. С.132-137.

28. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста / Под ред. А.В. Запорожца, Я.З. Неверович. - М., 1986.

29. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста./  
Под ред. А.В. Запорожца., Л.З. Неверович., - М.: Просвещение., 1986. С.15-21.

30. Раншбург Й., Поппер П. Секреты личности. – М.: Прогресс., 1983. С.125-135.

31. Раттер М. Помощь трудным детям. – М.: Просвещение., 1987. -  
С.20-34.

32. Рояк А.А. Эмоциональное благополучие ребенка, в группе детского сада // Дошкольное воспитание. - 1977. - № 2.

33. Румянцева Н.М. Агрессия и контроль. // Вопросы психологии. –  
1992. - № 5,6. - С.35-40.

34. Семенюк Л.М. Психологическая сущность агрессивности и ее  
проявления у детей подросткового возраста. / Методические  
рекомендации в помощь педагогам - практикам. - М., 1991. С.16.

35. Симонов П.В. Потребностно - информационная теория эмоций. //  
Вопросы психологии.-1992.-№6.С.44-56.

36. Собчик Л.Н. Метод цветовых выборов. Модифицированный  
цветовой тест М. Люшера. – М., 1990.

37. Современный словарь по психологии. / Под ред. В.В. Юрчука. –  
Минск.: Современное слово., 1998. С.7.

38. Фурманов И.А. Детская агрессивность: психодиагностика и  
коррекция. – Минск.: Литера., 1996. С.  147.

39. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. Т.1. –  
М.: Просвещение., 1986. С.365-405.

40. Холлигер В. Человек и агрессия. – М.: Просвещение., 1985. С.35.

41. Хоментаускас В. Семья глазами ребенка. – М.: Просвещение.,  
1989.  С.32-41.

42. Цзен Н.В., Пахомов Ю.В. Психотренинг: игры и упражнения. –  
М.: Академия., 1998.  С.15.

43. Эльконин Д.Б. Психология игры. - М., 1978.

44. Эмоциональное развитие дошкольника / Под ред. А.Д. Кошелевой. - М., 1985.

 

 

 

 

 

 

Приложение 

 

Коррекционно - развивающая программа  «Я учусь владеть собой».

 

Занятие 1

 

Цель: помощь детям в адаптации к школе, что подразумевает в частности, развитие эмоциональной регуляции у детей, предупреждение и снижение тревожности, агрессии, страхов, повышение уверенности в себе и т.д.

Задачи:

1. овладение средствами и способами   анализа  своего  положительного  или отрицательного (агрессивного) поведения, а  так  же  поведение  других       людей.

2. Формирование эмоциональной стабильности  и положительной  самооценки  у детей.

В качестве методического материала  для проведения данного тренинга мы предлагаем воспользоваться пособием: Крюкова С.В., Слободяник Н.П.

Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь  и радуюсь. Практическое пособие. –  М. 1999.  -198с.

В этой книге говорится о том, как развить у детей способность  осознавать и контролировать свои переживания, понимать эмоциональные состояния других людей, которые формируются по мере личностного развития ребёнка.

Игра - «Ящик с «обидками».

Эту игру можно предложить и девочкам и ребятам.

Цель: посредством активных действий выплеснуть свои негативные переживания.

Материалы: картонный ящик и газета.

Ребёнок комкает куски газеты в  шары и кидает их в стену.  Они  падают, оставаясь на полу, а он продолжает комкать всё новые куски газеты и  кидать в стену до тех пор, пока не устанет. Если ребёнка  обидели,  то  ему  можно посоветовать сопровождать каждый бросок словами.

 

Занятие 2

 

Цель: этикет и эмоции, обучаем детей  управлять собой.

Детям  предлагается  разбиться  на  пары  и  каждой  из  них   предлагается изобразить:

- двух людей, которые о чём  – то спорят;

-  людей,  которые  что–то  увлечённо  друг  другу  рассказывают              (желательно тему разговора взять актуальную и реальную);

- изобразить весёлого, хорошо одетого человека и неопрятного.

После  каждой  сценки  обсудить  положительные  и  отрицательные   моменты, акцентируя внимание детей и подводя их к мысли,  что,  например,  в  первом случае важным является  манера  разговаривать,  уметь  слушать  и  слышать собеседника, не перебивать его, и не повышать голос.

Во втором случае, важно умение поддерживать беседу, нужно знать то,  о  чем говоришь, и уметь выразить свои мысли в доступной форме.

В третьем случае, что с ухоженным  и  весёлым,  доброжелательным  человеком приятней общаться, чем с  хмурым  «грязнулей».  Вспомнить  ощущения  ребят, когда они были нарядно одеты к празднику, их настроение, а  так  же  сказку про Федору и т.д. Привести примеры в обсуждении как выглядит дом  «чистюли» и «грязнули».

В домашнем задании попросить ребят  изобразить это в рисунках.


Информация о работе Эмоциональнное воспитание дошкольника