Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 21:56, курсовая работа
Цель работы: исследование эмоционального развития и воспитания, диагностика и коррекция агрессивного поведения детей дошкольного возраста. Задачи:
- исследование понятия, условий, способов, методов диагностики и определения уровня эмоционального развития и воспитанности детей дошкольного возраста;
- изучение научно-методической литературы по данной теме;
- организация диагностического эксперимента;
- обучение детей старшего дошкольного возраста конструктивным формам выражения агрессивного поведения;
- оценка и анализ результатов полученных в ходе контрольного эксперимента;
- разработка методических рекомендаций для воспитателей и родителей.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ И ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА: ПОНЯТИЕ, УСЛОВИЯ; СПОСОБЫ, МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ УРОВНЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАННОСТИ………………….6
1.1. Развитие эмоций в деятельности………………………………………6
1.2. Значение эмоций……………………………………………………….11
1.3. Роль семьи в воспитании эмоциональной отзывчивости дошкольника……………………………………………………………………..16
1.4. Значение игры для преодоления эмоциональных трудностей дошкольника……………………………………………………………………..19
ГЛАВА 2. АГРЕССИЯ: ЕЁ ОПРЕДЕЛЕНИЕ, ОСНОВНЫЕ ТЕОРИИ,
МЕХАНИЗМЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И РАЗВИТИЯ………………………..25
2.1. Обзор основных теоретических направлений в описании агрессии…….25
2.2. Становление агрессивного поведения………………………………..31
2.3. Социализация агрессии………………………………………………..39
ГЛАВА 3. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА…………44
3.1. Организация константирующего эксперимента по проблеме исследования агрессивного поведения у дошкольников…44
3.2. Результаты константирующего эксперимента……………………..50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….54
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………58
Приложение
24. Паренс Г. Агрессия наших детей. – М.: Лайнер., 1997.
25. Программа «Развитие» // Дошкольное воспитание, № 2, 1994.
26. Психология. Словарь. / Под ред.
А.В. Петровского.,
27. Пулкинен Л. Становление образа
жизни с детства до
юношеского возраста.// Психология личности
и образ жизни. – М.,
1987. С.132-137.
28. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста / Под ред. А.В. Запорожца, Я.З. Неверович. - М., 1986.
29. Развитие социальных эмоций у детей
дошкольного возраста./
Под ред. А.В. Запорожца., Л.З. Неверович.,
- М.: Просвещение., 1986. С.15-21.
30. Раншбург Й., Поппер П. Секреты личности. – М.: Прогресс., 1983. С.125-135.
31. Раттер М. Помощь трудным детям.
– М.: Просвещение., 1987. -
С.20-34.
32. Рояк А.А. Эмоциональное благополучие ребенка, в группе детского сада // Дошкольное воспитание. - 1977. - № 2.
33. Румянцева Н.М. Агрессия и контроль.
// Вопросы психологии. –
1992. - № 5,6. - С.35-40.
34. Семенюк Л.М. Психологическая сущность
агрессивности и ее
проявления у детей подросткового возраста.
/ Методические
рекомендации в помощь педагогам - практикам.
- М., 1991. С.16.
35. Симонов П.В. Потребностно - информационная
теория эмоций. //
Вопросы психологии.-1992.-№6.С.44-56.
36. Собчик Л.Н. Метод цветовых выборов.
Модифицированный
цветовой тест М. Люшера. – М., 1990.
37. Современный словарь по психологии.
/ Под ред. В.В. Юрчука. –
Минск.: Современное слово., 1998. С.7.
38. Фурманов И.А. Детская агрессивность:
психодиагностика и
коррекция. – Минск.: Литера., 1996. С.
147.
39. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность.
Т.1. –
М.: Просвещение., 1986. С.365-405.
40. Холлигер В. Человек и агрессия. – М.: Просвещение., 1985. С.35.
41. Хоментаускас В. Семья глазами
ребенка. – М.: Просвещение.,
1989. С.32-41.
42. Цзен Н.В., Пахомов Ю.В. Психотренинг:
игры и упражнения. –
М.: Академия., 1998. С.15.
43. Эльконин Д.Б. Психология игры. - М., 1978.
44. Эмоциональное развитие дошкольника / Под ред. А.Д. Кошелевой. - М., 1985.
Приложение
Коррекционно - развивающая программа «Я учусь владеть собой».
Занятие 1
Цель: помощь детям в адаптации к школе, что подразумевает в частности, развитие эмоциональной регуляции у детей, предупреждение и снижение тревожности, агрессии, страхов, повышение уверенности в себе и т.д.
Задачи:
1. овладение средствами и
2. Формирование эмоциональной
В качестве методического материала для проведения данного тренинга мы предлагаем воспользоваться пособием: Крюкова С.В., Слободяник Н.П.
Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Практическое пособие. – М. 1999. -198с.
В этой книге говорится о том,
как развить у детей
Игра - «Ящик с «обидками».
Эту игру можно предложить и девочкам и ребятам.
Цель: посредством активных действий выплеснуть свои негативные переживания.
Материалы: картонный ящик и газета.
Ребёнок комкает куски газеты в шары и кидает их в стену. Они падают, оставаясь на полу, а он продолжает комкать всё новые куски газеты и кидать в стену до тех пор, пока не устанет. Если ребёнка обидели, то ему можно посоветовать сопровождать каждый бросок словами.
Занятие 2
Цель: этикет и эмоции, обучаем детей управлять собой.
Детям предлагается разбиться на пары и каждой из них предлагается изобразить:
- двух людей, которые о чём – то спорят;
- людей, которые что–то увлечённо друг другу рассказывают (желательно тему разговора взять актуальную и реальную);
- изобразить весёлого, хорошо одетого человека и неопрятного.
После каждой сценки обсудить положительные и отрицательные моменты, акцентируя внимание детей и подводя их к мысли, что, например, в первом случае важным является манера разговаривать, уметь слушать и слышать собеседника, не перебивать его, и не повышать голос.
Во втором случае, важно умение поддерживать беседу, нужно знать то, о чем говоришь, и уметь выразить свои мысли в доступной форме.
В третьем случае, что с ухоженным и весёлым, доброжелательным человеком приятней общаться, чем с хмурым «грязнулей». Вспомнить ощущения ребят, когда они были нарядно одеты к празднику, их настроение, а так же сказку про Федору и т.д. Привести примеры в обсуждении как выглядит дом «чистюли» и «грязнули».
В домашнем задании попросить ребят изобразить это в рисунках.