Эмоциональнное воспитание дошкольника

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 21:56, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: исследование эмоционального развития и воспитания, диагностика и коррекция агрессивного поведения детей дошкольного возраста. Задачи:
- исследование понятия, условий, способов, методов диагностики и определения уровня эмоционального развития и воспитанности детей дошкольного возраста;
- изучение научно-методической литературы по данной теме;
- организация диагностического эксперимента;
- обучение детей старшего дошкольного возраста конструктивным формам выражения агрессивного поведения;
- оценка и анализ результатов полученных в ходе контрольного эксперимента;
- разработка методических рекомендаций для воспитателей и родителей.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ И ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА: ПОНЯТИЕ, УСЛОВИЯ; СПОСОБЫ, МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ УРОВНЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАННОСТИ………………….6
1.1. Развитие эмоций в деятельности………………………………………6
1.2. Значение эмоций……………………………………………………….11
1.3. Роль семьи в воспитании эмоциональной отзывчивости дошкольника……………………………………………………………………..16
1.4. Значение игры для преодоления эмоциональных трудностей дошкольника……………………………………………………………………..19
ГЛАВА 2. АГРЕССИЯ: ЕЁ ОПРЕДЕЛЕНИЕ, ОСНОВНЫЕ ТЕОРИИ,
МЕХАНИЗМЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И РАЗВИТИЯ………………………..25
2.1. Обзор основных теоретических направлений в описании агрессии…….25
2.2. Становление агрессивного поведения………………………………..31
2.3. Социализация агрессии………………………………………………..39
ГЛАВА 3. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА…………44
3.1. Организация константирующего эксперимента по проблеме исследования агрессивного поведения у дошкольников…44
3.2. Результаты константирующего эксперимента……………………..50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….54
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………58
Приложение

Файлы: 1 файл

Эмоцион.воспит.дошкольников.doc

— 245.00 Кб (Скачать файл)

Вывод:  агрессия - мотивационное поведение, акт, который может часто наносить вред объектам атаки-нападения или же физический ущерб другим индивидам, вызывающее у них депрессию, психодискомфорт, неуютность, напряженность, страх, боязнь, состояние подавленности, аномальное психопереживание. Агрессия – любая форма поведения, нацеленного на оскорбление и причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения. Из этого определения следует, что агрессию  нужно  рассматривать не как модель поведения, а как эмоцию, мотив или установку. Различные теории агрессии, как  и инстинкта, сильно разнятся в деталях, все они сходны по замыслу. В частности, центральное для всех теорий является положение о том, что агрессия является следствием по преимуществу инстинктивных, врожденных фактов, логически ведет к тому, что агрессивные проявления почти невозможно устранить. Ни удовлетворение всех материальных потребностей, ни устранение социальной справедливости, ни другие позитивные изменения в структуре человеческого общества не смогут предотвратить зарождение и проявление агрессивных импульсов. Самое большее, чего можно достичь, - это временно не допускать  
подобных проявлений или ослабить их интенсивность. Поэтому,  
согласно данным теориям, агрессия в той или иной форме всегда  
будет сопровождать  человека. Но прежде чем научить ребенка справляться со своей агрессией, необходимо проанализировать факторы, обусловливающие становление и развитие агрессивного поведения. Дети черпают знания о моделях агрессивного поведения из двух источников. Семья может одновременно демонстрировать модели агрессивного поведения и обеспечить его подкрепление. Вероятность агрессивного поведения детей зависит от того, сталкиваются ли они с проявлением агрессии у себя дома. Агрессии они также обучаются при взаимодействии со сверстниками, зачастую узнавая о преимуществах агрессивного поведения во время игр.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 3. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ  ИССЛЕДОВАНИЕ  АГРЕССИВНОГО  ПОВЕДЕНИЯ  У  ДЕТЕЙ  ДОШКОЛЬНОГО  ВОЗРАСТА

 

3.1. Организация  константирующего  эксперимента  по  проблеме  исследования  агрессивного  поведения  у  дошкольников

 

Цель  экспериментального  исследования:  определить и корректировать  степень агрессивности детей дошкольного  возраста.

Задачи  экспериментального  исследования:

-  определить степень  агрессивности;

- выяснить  причины  агрессивности; 

-  установить  способы  влияния   на  детей  с  целью   устранения  причин  и  коррекции   агрессивности  

Объект  экспериментального  исследования:  агрессивность.

Предмет  экспериментального  исследования:  степень и причины агрессивности детей дошкольного  возраста.

Гипотеза  экспериментального  исследования:  результаты  диагностики агрессивности дошкольников  позволяют  определить  методы  влияния,  устраняющие причины и корректирующие  агрессивность детей.      

Этапы  экспериментального  исследования

1. На  первом  этапе  изучалась  психолого-педагогическая  и  социально-педагогическая  литература  по  проблеме  исследования.

2. На втором  этапе исследования  разработана программа экспериментального  исследования,  проводился  константирующий эксперимент,  проведён  анализ  результатов первичного  диагностического  исследования.

3. На  третьем  этапе  планируется  разработать  и  осуществить   формирующий  этап  опытно-экспериментальной  работы.

Диагностические  критерии:  степень агрессивности детей дошкольного  возраста;  причины  агрессивности.

Попытка научно исследовать агрессивное  поведение порождает  
ряд проблем, потому что это поведение опасно. Было бы не  
допустимо применять методы, при которых дети могут причинить друг  
другу вред. Поэтому применяются сравнительно «безопасные»  
методы и методики, такие как проективные методики, тесты,  
наблюдения.  Исходя из целей работы вся экспериментальная программа,  
состоит из трех частей, в которые включены наиболее оптимальные  
методы и методики диагностики и коррекции агрессивного поведения  
детей. Первый этап, – констатирующий эксперимент. В него вошли:  
метод наблюдения, проективная методика «Рисунок  
несуществующего животного» (РНЖ), Цветовой тест Люшера. Эти  
диагностики наиболее подходят для данного этапа, так как они ярко  
показывают наличие, и степень агрессивности у детей дошкольного возраста. Метод наблюдения  - самый древний метод сбора информации о поведении детей. Он помогает получить полную, богатую информацию для предварительного психологического анализа особенностей поведения детей.

Методика РНЖ – одна из наиболее распространенных проективных методик диагностики агрессивности детей. Помогает выяснить и уточнить черты личности, установки и психологические проблемы ребенка. А так же дает возможность наглядно увидеть, и проанализировать неадекватное поведение ребенка.

Цветовой тест Люшера, методика интересная, воздействующая  
как мощный аккорд одновременно на разные стороны человеческой  
психики. Он прост и лаконичен, способен выявить неподвластные  
сознанию проявления индивидуально – личностных свойств человека,  
его эмоционального базиса и тонких нюансов в меняющемся  
состоянии. Тест доступен для диагностирования детей дошкольного возраста.

Второй этап – коррекционная  работа. Она состояла из цикла занятий, цель которых: научение детей системе  управления своим  
агрессивным поведением; развитие способности понимать,  
осознавать и принимать детьми дошкольного возраста  
своего чувства гнева. Занятия состояли из игр и упражнений,  
направленных на реализацию поставленных целей.

Диагностика агрессивного поведения

1. Название: Структурализированное наблюдение.

Цель: получить информацию для предварительного психологического анализа; выявить склонность к агрессивному поведению у детей  дошкольного возраста.

Оборудование: карта наблюдений, включающая 18 фрагментов,  
фиксированных форм поведения, в данном случае агрессивного.

Фрагменты:

1. Рассерженный «впадает в бешенство».

2. Держится в дали от взрослых, даже тогда, когда чем-то задет или в  
чем то подозревается.

3. Ведет себя подобно «настороженному животному».

4. Постоянно нуждается в помощи и контроле со стороны педагога.

5. Рассказывает фантастические, вымышленные истории с элементами насилия.

6. В ответ на приветствие выражает злость или подозрительность.

7. Портит общественную и личную собственность.

8. Негативно относится к замечаниям.

9. Раз или два был замечен в воровстве сладостей, ценных предметов.

10. «Дикий взгляд». Смотрит исподлобья.

11. Очень непослушен, не соблюдает дисциплины.

12. Кричит, угрожает, оскорбляет.

13. Ведет себя непристойно.

14. «Играет героя», особенно когда ему делают замечание.

15. Подражает хулиганским проделкам других.

16. Прячет или уничтожает предметы, принадлежащие другим детям.

17. Пристает к более слабым.

18. Дерется не соответствующим образом.

По результатам наблюдения можно  отметить, что из двенадцати  
детей, в особом внимании нуждаются три ребенка, набравшие по  
одиннадцать положительных результатов из восемнадцати  
фрагментов. У них выявился высокий уровень агрессивности. Этим  
детям присуще такое поведение: враждебность, гнев; рассказывание  
историй, с элементами насилия; на приветствие отвечают злостью;  
портят общественную и личную собственность; негативно относятся к  
замечаниям; дерутся.

Средний уровень агрессивности  у двоих детей, они отличаются  
тем, что негативно относятся к замечаниям, не соблюдают  
дисциплины, не послушны, пристают к более слабым.

Низкий уровень агрессивности  у семи детей. Эти дети  
уравновешенны, спокойные, вспышки гнева возникают редко и носят  
защитный характер.

2. Название: Методика рисунок несуществующего животного (РНЖ).

Цель: оценить уровень агрессивного поведения ребенка  
подтвердить результаты, полученные из наблюдения.

Инструкция: придумай и нарисуй  несуществующее животное и назови его  несуществующим именем.

Оборудование: простой карандаш средней  твердости;  
стандартный белый лист бумаги, но не глянцевой.

Симптокомплексы теста «Несуществующее  животное»

1. Сильная, уверенная линия рисунка - 0,1.

2. Неаккуратность рисунка - 0,1.

3. Большое количество острых углов - 0,1,2.

4. Верхнее размещение углов - 0,1.

5. Крупное изображение - 0,1,2.

6. Голова обращена вправо или анфас - 0,1.

7. Хвост поднят вверх, пышный - 0,1.

8. Угрожающее выражение - 0,1.

9. Угрожающая поза - 0,1.

10. Наличие орудий нападения (зубы, рога, когти) - 0,1,2.

11. Хищник - 0,1.

12. Вожак или одинокий - 0,1.

13. При нападении дерется традиционным способом - 0,1.

14. Ночное животное - 0,1.

15. Другие признаки - 0,1.

Результаты оценивания детских  рисунков показали что:

5 детей набрали – 0,6 – 0,8 балла,  высокий уровень агрессии;

2 детей набрали – 0,2 – 0,5 балла,  средний уровень агрессии;

5 детей набрали - 0 – 0,2 балла,  низкий уровень агрессии.

Рисункам детей с высоким  уровнем агрессии присуще: крупное  
изображение, сильная, уверенная линия рисунка, наличие орудий  
нападения (зубы, когти, рога и т. д.), изображение двоих животных –  
один нападает, другой убегает. Все эти элементы являются признаками враждебности, повышенной тревожности, спонтанному возникновению агрессии, эмоционально неустойчивому состоянию детей. На рисунках детей со средним и низким уровнем агрессии нет животных с угрожающим выражением лица, хищников или нападающих животных, отсутствуют символы прямой агрессии такие, как зубы, клюв, когти и т. д. Эти рисунки  
отличаются уверенными, стыкующимися линиями, округлыми формами, что означает самоконтроль, дружелюбие, защитный характер агрессии. Дети с высоким уровнем агрессии набирают более 0,5 баллов.

Сравнив полученные результаты наблюдения и методики РНЖ 
можно сказать, что результаты во многом совпали, но есть и  
расхождения. Это можно объяснить тем, что наблюдение дает общую  
картину поведения детей в группе, а методика РНЖ позволяет  
увидеть внутреннее состояние ребенка, то, как он сам относится к  
окружающему его миру. Но результаты обоих методик несут в себе  
большую ценность для исследования.

3. Неоценимую  помощь  в  познании  внутреннего  мира  ребёнка  и  причин  определённого  поведения  может  оказать  тест  «Дом,  дерево,  человек».

Эта проективная методика исследования личности была предложена Дж. Буком  в 1948 г. Тест предназначен как для  взрослых, так и для детей, возможно групповое обследование.

Суть методики заключается в  следующем. Обследуемому 
предлагается нарисовать дом, дерево и человека в одном рисунке, 
в одной происходящей сцене. Затем проводится опрос по разработанному плану. Считается, что взаимодействие между домом, деревом и человеком представляет собой зрительную метафору. Если привести весь рисунок в действие, то вполне возможно заметить то, что действительно происходит в нашей жизни. Особым способом интерпретации может быть порядок, в котором выполняется рисунок дома, дерева и человека. Если первым нарисовано дерево, значит, основное для человека — жизненная энергия. Если первым рисуется дом, то на первом месте — безопасность, успех или, наоборот, пренебрежение этими  понятиями.

4. Название: Цветовой тест Люшера.

Цель: Выявить эмоциональную напряженность  детей путем  
неосознанной реакции на цветовые эталоны, определить проявления  
агрессивных реакций у испытуемых.

Оборудование: восьмицветовой ряд  карточек, окрашенных в синий – 1, зеленый – 2, красный – 3, желтый –  4, фиолетовый – 5, коричневый – 6, черный – 7, серый – 0.

Инструкция: детям предлагается выбрать  из разложенных перед  
ним таблиц «самый приятный» цвет, затем приятный из оставшихся и  
так каждый раз, пока все цвета не будут отобраны. Дети с высоким уровнем агрессивного поведения отдают предпочтение таким цветам, которые характеризуются неустойчивым эмоциональным состоянием, агрессией, эмоциями гнева, капризностью, высокой активностью, тревожностью. Наиболее предпочитаемые цвета этих детей – черный, красный, фиолетовый.  
Менее предпочитаемые цвета – серый, синий, желтый. Дети с менее выраженным агрессивным поведением, предпочитают выбирать цвета, которые характеризуются повышенным самоконтролем, высокой самооценкой, энтузиазмом, легкой вживаемостью в социальную роль, эмоциональной устойчивостью, потребностью в общении, активностью в достижении поставленных целей. Наиболее предпочитаемые цвета – желтый,  
синий, зеленый, серый. Менее предпочитаемые – черный, коричневый, фиолетовый. Наличие агрессивного поведения присутствует в жизни каждого ребенка. Но у одних детей агрессивное поведение носит пассивно-защитный  
характер, а у других детей активный, ярко выраженный. Но любое  
агрессивное поведение можно предотвратить, или уменьшить частоту  
его проявлений путем научения детей конструктивным способам  
выражения агрессии, изменением психосоматического состояния в  
ситуации проявления гнева. Все это осуществляется в процессе  
проведения коррекционных упражнений с детьми.

Информация о работе Эмоциональнное воспитание дошкольника