Эмоциональнное воспитание дошкольника

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 21:56, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: исследование эмоционального развития и воспитания, диагностика и коррекция агрессивного поведения детей дошкольного возраста. Задачи:
- исследование понятия, условий, способов, методов диагностики и определения уровня эмоционального развития и воспитанности детей дошкольного возраста;
- изучение научно-методической литературы по данной теме;
- организация диагностического эксперимента;
- обучение детей старшего дошкольного возраста конструктивным формам выражения агрессивного поведения;
- оценка и анализ результатов полученных в ходе контрольного эксперимента;
- разработка методических рекомендаций для воспитателей и родителей.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ И ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА: ПОНЯТИЕ, УСЛОВИЯ; СПОСОБЫ, МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ УРОВНЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАННОСТИ………………….6
1.1. Развитие эмоций в деятельности………………………………………6
1.2. Значение эмоций……………………………………………………….11
1.3. Роль семьи в воспитании эмоциональной отзывчивости дошкольника……………………………………………………………………..16
1.4. Значение игры для преодоления эмоциональных трудностей дошкольника……………………………………………………………………..19
ГЛАВА 2. АГРЕССИЯ: ЕЁ ОПРЕДЕЛЕНИЕ, ОСНОВНЫЕ ТЕОРИИ,
МЕХАНИЗМЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И РАЗВИТИЯ………………………..25
2.1. Обзор основных теоретических направлений в описании агрессии…….25
2.2. Становление агрессивного поведения………………………………..31
2.3. Социализация агрессии………………………………………………..39
ГЛАВА 3. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА…………44
3.1. Организация константирующего эксперимента по проблеме исследования агрессивного поведения у дошкольников…44
3.2. Результаты константирующего эксперимента……………………..50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….54
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………58
Приложение

Файлы: 1 файл

Эмоцион.воспит.дошкольников.doc

— 245.00 Кб (Скачать файл)


                                           СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….3

Глава 1. Эмоциональное  развитие и воспитание детей дошкольного  возраста: понятие, условия; способы, методы диагностики и определения уровня эмоционального развития и воспитанности………………….6

1.1. Развитие эмоций  в деятельности………………………………………6

1.2. Значение эмоций……………………………………………………….11

1.3. Роль семьи  в воспитании эмоциональной отзывчивости  дошкольника……………………………………………………………………..16

1.4. Значение игры для преодоления эмоциональных трудностей дошкольника……………………………………………………………………..19

ГЛАВА 2. АГРЕССИЯ: ЕЁ  ОПРЕДЕЛЕНИЕ, ОСНОВНЫЕ  ТЕОРИИ,  
МЕХАНИЗМЫ  ВОЗНИКНОВЕНИЯ  И  РАЗВИТИЯ………………………..25

2.1. Обзор основных  теоретических направлений в  описании  
агрессии…………………………………………………………………………..25

2.2. Становление  агрессивного поведения………………………………..31

2.3. Социализация  агрессии………………………………………………..39

ГЛАВА 3. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ  ИССЛЕДОВАНИЕ  АГРЕССИВНОГО  ПОВЕДЕНИЯ  У  ДЕТЕЙ  ДОШКОЛЬНОГО  ВОЗРАСТА………………………………………………………………………44

3.1. Организация  константирующего  эксперимента  по  проблеме  исследования  агрессивного  поведения  у  дошкольников…………………..44

3.2. Результаты  константирующего  эксперимента……………………..50

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….54

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………58

 

 

ВВЕДЕНИЕ 

С первых лет жизни ребенок под  влиянием взрослых, а также в процессе игр, посильного труда, учения активно  овладевает опытом предшествующих поколений, усваивает нормы и идеалы общества, что приводит не только к накоплению известной суммы знаний, но и к развитию способностей, формированию необходимых качеств детской личности. Для полноценного развития дошкольника особенно важна целенаправленность педагогического процесса.

Участие детей в различных видах  художественной деятельности начинается с раннего детства. Дети слушают и рассказывают сказки, читают стихи, поют и танцуют. Даже у детей младшего возраста такого рода исполнение вызывает эмоциональные переживания разной степени выраженности и длительности. В дальнейшем проявление эмоций детей становится все более многообразным: и характер возникающих у ребенка образов (музыкальных, литературных, графических), и отношение к персонажам сказок и рассказов, и сама исполнительная деятельность (танец, песня, рассказывание) - все проникнуто детскими переживаниями, отражает их собственный социальный опыт и развивает его.

При исследовании особенностей эмоционального развития дошкольника крайне необходимо сосредоточить внимание на диагностике и предупреждении возникновения негативных эмоций, вызывающих особые сложности при установлении межличностных отношений, выполнении разных видов деятельности и, что особо значимо, при овладении знаниями, умениями и навыками. В данной работе, наряду с характеристикой общего эмоционального развития дошкольников, основное внимание будет акцентировано на диагностике и профилактике агрессивного поведения детей дошкольного возраста.

В последнее время изучение проблемы агрессивного поведения  
человека стало едва ли не самым популярным направлением  
исследовательской деятельности психологов всего мира. В Европе и  
Америке на эту тему написано огромное количество статей и книг,  
регулярно проводятся международные конференции, симпозиумы и  
семинары по этой проблематике. И, конечно, речь идет не о научной  
моде, а о специфической реакции психологического сообщества на  
беспрецедентный рост агрессии и насилия в «цивилизованном»  
двадцатом веке. Невозможно сегодня представить себе такую газету,  
журнал или программу радио- и телевизионных новостей, где не было  
бы ни одного сообщения о каком-либо акте агрессии или насилия. За  
последнее десятилетие во всем мире, особенно в странах СНГ,  
отмечается рост насильственных действий, сопряженных с особой  
жестокостью над людьми. Особенно остро, в настоящий момент,  
является проблема роста детской преступности и ассоциальности. 
В связи с этим, перед психологами и педагогами возникли  
вопросы, касающиеся детской агрессии. Следует отметить, что сама  
по себе тема «детской агрессивности» долгое время была закрыта и  
поэтому не получила должной разработки в отечественной  
психологии. Даже в настоящее время публикации на эту тему у нас  
единичны, и представляют собой, главным образом, обзор  
зарубежных исследований.  И, тем не менее, можно констатировать, что на сегодня наиболее впечатляющие результаты в изучении природы и механизмов агрессивного поведения детей достигнуты именно в психологической науке. Но вполне естественно, что в этой интересной, сложной и интенсивно изучаемой области все еще остается много нерешенных проблем, и нет ответов на многие вопросы. 
Данная работа посвящена рассмотрению некоторых сторон  
детской агрессивности, методам ее диагностики и коррекции. 
Была выдвинута следующая гипотеза: обучение детей младшего  
школьного возраста приемам конструктивного выражения агрессии  
способствует снятию эмоционального напряжения и снижает уровень  
неконтролируемых, агрессивных импульсов.

Цель работы: исследование эмоционального развития и воспитания, диагностика и коррекция агрессивного поведения детей дошкольного возраста.

Задачи:

- исследование понятия, условий, способов, методов диагностики и определения уровня эмоционального развития и воспитанности детей дошкольного возраста;

- изучение научно-методической  литературы по данной теме;

- организация диагностического  эксперимента;

- обучение детей старшего дошкольного возраста конструктивным формам выражения агрессивного поведения;

- оценка и анализ результатов  полученных в ходе контрольного  
эксперимента;

- разработка методических рекомендаций  для воспитателей и  
родителей;

Предмет – эмоциональное воспитание и развитие, способы конструктивного выражения эмоций и особенно агрессии.

Объект – развитие и воспитание ребёнка в дошкольном возрасте.

Для достижения поставленных задач  были использованы  
следующие методы: наблюдение методика РНЖ (рисунок  
несуществующего животного), цветовой тест Люшера, игровые  
методы и приемы.

 

 

 

 

 

Глава 1. Эмоциональное  развитие и воспитание детей дошкольного  возраста: понятие, условия; способы, методы диагностики и определения уровня эмоционального развития и воспитанности

 

1.1. Развитие эмоций в деятельности

 

Воспитание чувств у  ребенка, начиная с первых лет  его жизни, является важнейшей педагогической задачей, не менее, а в каком-то смысле даже более важной, чем воспитание его ума. Ибо то, как будут усваиваться новые знания и умения, и ради достижения каких целей они будут использоваться в дальнейшем, решающим образом зависит от характера отношения ребенка к людям и к окружающей действительности.

Формирование высших человеческих чувств происходит в процессе усвоения ребенком социальных ценностей, социальных требований, норм и идеалов, которые при определенных условиях становятся внутренним достоянием детской личности, содержанием побудительных мотивов его поведения. В результате такого усвоения ребенок приобретает своеобразную систему эталонов ценностей, сопоставляя с которыми наблюдаемые явления, он оценивает их эмоционально как привлекательные или отталкивающие, как добрые или злые, как красивые или безобразные.

Для того чтобы ребенок  не только понял объективное значение норм и требований, но и проникся к ним соответствующим эмоциональным отношением, для того, чтобы они стали критериями его эмоциональных оценок своих и чужих поступков, недостаточно объяснений и указаний воспитателя и других взрослых. Эти объяснения должны найти подкрепление в собственном практическом опыте ребенка, в опыте его деятельности. Причем решающую роль здесь играет включение дошкольника в содержательную, совместную с другими детьми и взрослыми деятельность. Она позволяет ему непосредственно пережить, прочувствовать необходимость выполнения определенных норм и правил для достижения важных и интересных целей.

Постепенно у ребенка  возникают простейшие моральные  переживания. Появляется еще наивное  удовлетворение при выполнении требований окружающих. «Я не ел конфетки, которые ты не позволила есть», - с гордостью заявляет матери ребенок двух с половиной лет.

Таким образом, эмоциональные  переживания начинают вызываться не только тем, что просто приятно или  неприятно, но и тем, что хорошо или  плохо, что соответствует или противоречит требованиям окружающих людей.

К началу дошкольного  возраста ребенок приходит уже с  относительно богатым эмоциональным  опытом. Он обычно довольно живо реагирует  на радостные и печальные события, легко проникается настроением окружающих его людей. Выражение эмоций носит у него весьма непосредственный характер, они бурно проявляются в его мимике, словах, движениях.

Особое значение для  маленького ребенка имеет установление теплых, ласковых отношений с воспитателем.

Значительное, но не всегда достаточно учитываемое влияние оказывает на эмоциональное состояние ребенка оценка воспитателем его поступков. У большинства детей положительные оценки воспитателя повышают тонус нервной системы, увеличивают эффективность выполняемой деятельности. В то же время отрицательные оценки, особенно если они повторяются, создают подавленное настроение, угнетают физическую и умственную активность.

Для понимания детских  эмоций воспитателю необходимо выявить  источники их происхождения, лежащие  в осмысленной деятельности ребенка, под влиянием которой он начинает по-новому не только понимать, но и переживать этот мир.

Музыкальные занятия, слушание сказок и художественных рассказов, знакомство с родной природой, драматизированные  игры, лепка, рисование развивают у дошкольника эстетические переживания, учат чувствовать красоту в окружающей жизни и в произведениях искусства.

Занятия и дидактические  игры, обогащающие его новыми знаниями, заставляющие напрягать его свой ум для решения какой-либо познавательной задачи, развивают у дошкольников различные интеллектуальные эмоции. Удивление при встрече с новым, неизвестным, любопытство и любознательность, уверенность или сомнения в своих суждениях, радость от найденного решения - все эти эмоции являются необходимой составной частью мыслительной деятельности.

Нравственные чувства  развиваются у ребенка в процессе деятельности, в результате практического  выполнения нравственных требований, которые предъявляют к нему окружающие люди.

На четвертом - пятом  году жизни у ребенка впервые появляются зачатки чувства долга. Это связано с формированием простейших нравственных представлений относительно того, что хорошо и что плохо. Возникают переживания удовольствия, радости при удачном выполнении своих обязанностей и огорчения при нарушении установленных требований. Подобного рода эмоциональные переживания возникают главным образом во взаимоотношениях ребенка с близким ему человеком и постепенно распространяются на более широкий круг людей.

Зачатки чувства долга  у дошкольника неотделимы от его действий и поступков, совершаемых при выполнении тех нравственных требований, которые предъявляются ребенку в семье и в детском саду. Причем вначале они проявляются лишь в процессе действий и только позднее - до их совершения, как бы эмоционально предвосхищая последующее поведение.

Характер развития высших специфически человеческих эмоций (сопереживания  и сочувствия) является одним из существенных условий того, что в  одних случаях нравственные нормы  и принципы усваиваются детьми и  регулируют их поведение, а в других - они остаются только знанием, не побуждающим к действию.

Какие же условия жизни  и деятельности детей способствуют возникновению у них активного, действенного эмоционального отношения  к другим людям?

На всех ступенях общественного воспитания, начиная с детского сада, вопросы собственно обучения, т.е. получения знаний и умений, занимают, как правило, преимущественное место перед вопросами воспитания. Вопросы же нравственного характера - чуткости и гуманности, внимательного и доброго отношения к взрослым и сверстникам - занимают в практике детского сада нередко подчиненное положение по отношению к вопросам приобретения знаний.

Эта тенденция некоторой  односторонности педагогического  процесса порой усугубляется семейными  условиями жизни детей. Многие семьи в настоящее время воспитывают преимущественно одного ребенка, которого члены семьи опекают и о котором заботятся длительное время. Обилие игрушек, предметов развлечения и т.д. при отсутствии каждодневной заботы о другом человеке также способствует тому, что обучение детей доброте, чуткости сводится иногда к минимуму.

У детей дошкольного  возраста формирование нравственных чувств и знаний зависит от видов и  задач деятельности.

Например, трудовая деятельность была организована таким образом, что требовала совместных усилий и взаимопомощи, и для этого создавались благоприятные условия, способствующие возникновению общности эмоциональных переживаний и взаимной симпатии между членами группы. Если такая работа педагогом не проводилась и деятельность детской группы по своему содержанию была лишена объединяющего начала, а цели одного члена группы объективно приходили в противоречие с целями другого, то в этих условиях начинали складываться отрицательные отношения между детьми, легко возникали ссоры. Условия возникновения нравственных эмоций и их качественные особенности (сила, длительность, устойчивость) различны в каждой из ситуаций, отличающихся по задачам, структуре и содержанию деятельности.

Информация о работе Эмоциональнное воспитание дошкольника