Эмоциональнное воспитание дошкольника

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 21:56, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: исследование эмоционального развития и воспитания, диагностика и коррекция агрессивного поведения детей дошкольного возраста. Задачи:
- исследование понятия, условий, способов, методов диагностики и определения уровня эмоционального развития и воспитанности детей дошкольного возраста;
- изучение научно-методической литературы по данной теме;
- организация диагностического эксперимента;
- обучение детей старшего дошкольного возраста конструктивным формам выражения агрессивного поведения;
- оценка и анализ результатов полученных в ходе контрольного эксперимента;
- разработка методических рекомендаций для воспитателей и родителей.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ И ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА: ПОНЯТИЕ, УСЛОВИЯ; СПОСОБЫ, МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ УРОВНЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАННОСТИ………………….6
1.1. Развитие эмоций в деятельности………………………………………6
1.2. Значение эмоций……………………………………………………….11
1.3. Роль семьи в воспитании эмоциональной отзывчивости дошкольника……………………………………………………………………..16
1.4. Значение игры для преодоления эмоциональных трудностей дошкольника……………………………………………………………………..19
ГЛАВА 2. АГРЕССИЯ: ЕЁ ОПРЕДЕЛЕНИЕ, ОСНОВНЫЕ ТЕОРИИ,
МЕХАНИЗМЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И РАЗВИТИЯ………………………..25
2.1. Обзор основных теоретических направлений в описании агрессии…….25
2.2. Становление агрессивного поведения………………………………..31
2.3. Социализация агрессии………………………………………………..39
ГЛАВА 3. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА…………44
3.1. Организация константирующего эксперимента по проблеме исследования агрессивного поведения у дошкольников…44
3.2. Результаты константирующего эксперимента……………………..50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….54
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………58
Приложение

Файлы: 1 файл

Эмоцион.воспит.дошкольников.doc

— 245.00 Кб (Скачать файл)

 

3.2. Результаты  константирующего  эксперимента

 

Констатирующий  эксперимент  проводился  в  подготовительной группе.  Количество  детей  -  12. По результатам структурализированного  наблюдения можно отметить, что из двенадцати детей, в особом внимании нуждаются три ребенка, набравшие по одиннадцать положительных результатов из восемнадцати фрагментов. У них выявился высокий уровень агрессивности. Этим детям присуще такое поведение: враждебность, гнев; рассказывание историй, с элементами насилия; на приветствие они  часто  отвечают злостью; портят общественную и личную собственность; негативно относятся к замечаниям; дерутся.  Средний уровень агрессивности у двоих детей, они отличаются тем, что негативно относятся к замечаниям, не соблюдают дисциплины, не послушны, пристают к более слабым.  Низкий уровень агрессивности у семи детей. Эти дети уравновешенны, спокойные, вспышки гнева возникают редко и носят защитный характер.

Методика  «Рисунок несуществующего  животного (РНЖ)», а  также  тест-рисунок  «Дом,  дерево,  человек» были  проведены  с целью познания  внутреннего мира ребёнка и установления причин определённого  поведения.

Рисункам  несуществующего  животного  детей с высоким уровнем агрессии присуще: крупное изображение, сильная, уверенная линия рисунка, наличие  орудий нападения (зубы, когти, рога и т. д.), изображение двоих животных – один нападает, другой убегает. Все эти элементы являются признаками враждебности, повышенной тревожности, спонтанному возникновению агрессии, эмоционально неустойчивому состоянию детей. На рисунках детей со средним и низким уровнем агрессии нет животных с угрожающим выражением лица, хищников или нападающих животных, отсутствуют символы прямой агрессии такие, как зубы, клюв, когти и т. д. Эти рисунки отличаются уверенными, стыкующимися линиями, округлыми формами, что означает самоконтроль, дружелюбие, защитный характер агрессии. Дети с высоким уровнем агрессии попадают за границу 0,5 баллов.

Сравнив полученные результаты наблюдения и методики РНЖ 
можно сказать, что результаты во многом совпали, но есть и  
расхождения. Это можно объяснить тем, что наблюдение дает общую  
картину поведения детей в группе, а методика РНЖ позволяет  
увидеть внутреннее состояние ребенка, то, как он сам относится к  
окружающему его миру. Но результаты обоих методик несут в себе  
большую ценность для исследования.

Как  указывалось  ранее, при  выполнении  теста  «Дом,  дерево,  человек»  обследуемому предлагалось нарисовать дом, дерево и человека в  одном рисунке, в одной происходящей сцене. Затем проводился опрос по разработанному плану. Считается, что взаимодействие между домом, деревом и человеком представляет собой зрительную метафору.

В  результате  исследования  пять  детей  первым  рисовали  дерево,  что  говорит  о  том,  что  на  первом  месте у  них  -  жизненная  энергия.  Четыре ребёнка начали  рисунок с изображения дома.  Следует полагать,  что именно  они испытывают необходимость в безопасности, успехе.  Именно  у них излишняя  агрессивность скорее  связана с тем,  что им  не  хватает чувства тепла и заботы  дома,  чувства  надёжной  опоры  и  защиты.  Трое  детей  начали  работу  с  изображения  человека.  Этим  детям,  по-видимому,  хотелось  бы,  чтобы  больше  внимания  было  уделено  им  как  личностям.  Возможно,  они  испытывают  необходимость  в  том, чтобы к ним прислушивались  значимые  для них взрослые,  считались с их  мнением.  В этом  и заключаются причины излишней  агрессивности.  

Если привести весь рисунок в действие, то вполне возможно заметить то, что действительно происходит в жизни  ребёнка. На  основании  рисунков  можно  установить  и  другие  особенности  отношения  ребёнка  к  себе  и  окружающему.  Важно,  например,  то,  как  видит  себя  ребёнок,  пытается  он  красиво  нарисовать  себя  или  членов  своей  семьи,  или  рисует  схематично,  чем  высказывается  неудовлетворение  и  пренебрежение,  кого  или  что  он  любит  больше  всего.  Любимые  люди  и  предметы  неизменно  получаются  лучше.  Можно  привести  и  другие  интерпретации:  на             дереве  -  направление  веток,  цвет  листьев,  размещено  ли  гнездо,  птичка  или  дупло  -  такие  признаки  определяют  жизнерадостность,  положительный  настрой  ребёнка;  важно  украшает  ли  ребёнок  дом,  значим  размер  окон  -  это  показатели  того,  насколько  уютно  чувствует  себя ребёнок  в  этом  доме  и  др.

Цветовой тест Люшера прводился  с  целью  выявить эмоциональную напряженность детей путем неосознанной реакции на цветовые эталоны, определить проявления агрессивных реакций у испытуемых.

Установлено,  что  дети с высоким уровнем агрессивного поведения отдают предпочтение таким цветам, которые характеризуются неустойчивым эмоциональным состоянием, агрессией, эмоциями гнева, капризностью, высокой активностью, тревожностью. Наиболее предпочитаемые цвета этих детей – черный, красный, фиолетовый. Менее предпочитаемые цвета – серый, синий, желтый. Дети с менее выраженным агрессивным поведением, предпочитают выбирать цвета, которые характеризуются повышенным самоконтролем, высокой самооценкой, энтузиазмом, легкой вживаемостью в социальную роль, эмоциональной устойчивостью, потребностью в общении, активностью в достижении поставленных целей. Наиболее предпочитаемые цвета – желтый, синий, зеленый, серый. Менее предпочитаемые – черный, коричневый, фиолетовый. Наличие агрессивного поведения присутствует в жизни каждого ребенка. Но у одних детей агрессивное поведение носит пассивно-защитный характер, а у других детей активный, ярко выраженный. Но любое агрессивное поведение можно предотвратить, или уменьшить частоту его проявлений путем научения детей конструктивным способам  
выражения агрессии, изменением психосоматического состояния в  
ситуации проявления гнева. Все это осуществляется в процессе  
проведения коррекционных упражнений с детьми.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

После  проведения исследований  целесообразно  повторно провести  диагностирование  и  определить, изменилась ли динамика проявления агрессивного поведения детей дошкольного возраста.

Далее  можно наметить дальнейшие перспективы работы с  
агрессивными детьми. Одной из важных перспектив является работа с их родителями:

1. Знакомство с семьями агрессивных  детей. Выяснение причин  
агрессивности ребенка у родителей.

2. Консультации с родителями.

3. Анкетирование родителей.

4. Проведение семинаров. Цель: изменить установку родителей на своего ребенка; объяснить родителям механизм появления  
гнева, а так же агрессивности как эмоционального нарушения.

5. Проведения психотерапевтической  работы с родителями. Цель: вызвать  воспоминания родителей о собственном  детстве, и собственных агрессивных поступках; проанализировать их. Научить родителей управлять  
собственной агрессией и проявлять ее конструктивно.

Вторая перспектива – составить  и опробовать на практике  
коррекционную программу с учетом конкретных причин возникновение  
агрессии у детей и его индивидуальных особенностей. 
Исходя из результатов полученных в ходе контрольного  
эксперимента, были даны рекомендации родителям и воспитателям  
агрессивных детей.

Рекомендации родителям и воспитателям для общения с  
агрессивными детьми.

1. Нужно  помнить, что запрет и повышение голоса – самые не  
эффективные способы преодоления агрессивности. Лишь поняв причины агрессивного поведения и сняв их, можно надеяться, что агрессивность ребенка будет снята.

2. Нужно дайте ребенку возможность выплеснуть свою агрессию,  
сместить ее на другие объекты. Разрешить ему поколотить  
подушку или разорвать «портрет» его врага и будет  видно, что  
в реальной жизни агрессивность в данный момент снизилась.

3. Важно показывать ребенку личный пример эффективного  
поведения. Не допускать при нем вспышек гнева или  
нечестных высказываний о своих друзьях или коллегах, строя  
планы «мести».

4. Пусть ребенок в каждый момент  времени чувствует, что его любят и ценят. Нельзя стесняться лишний раз его приласкать или пожалеть. Пусть он видит, что он нужен и важен.

На основании проделанной работы можно сделать следующие выводы:

- эмоциональное развитие дошкольника является одним из существенных условий, обеспечивающих эффективность процесса обучения и воспитания, его различных сторон. Те высокие нравственные, эстетические и интеллектуальные чувства, которые характеризуют развитого взрослого человека и которые способны вдохновить его на большие дела и на благородные поступки, не даны ребенку в готовом виде от рождения. Они возникают и развиваются на протяжении детства под влиянием социальных условий жизни и воспитания;

- необходимо использовать специально организуемые разные виды детской деятельности. Создание в этой деятельности условий для взаимоотношений с окружающими (взрослыми, сверстником, персонажем), а также включение ребенка в разнообразные жизненные ситуации, значимые и неподдельные для него, в которых бы выявился уже приобретенный и формировался новый эмоциональный опыт ребенка, - все это может обеспечить существенный воспитательный эффект, развить нравственные побуждения ребенка. Важнейшим результатом такой целенаправленной, определенным образом организованной деятельности является улучшение эмоционального климата в отношениях детей с взрослыми, со сверстниками, а также обогащение, расширение и коррекция (в случаях необходимости) эмоционального опыта дошкольника;

- развитие социальных мотивов и эмоций является центральным звеном в сложном и длительном процессе формирования детской личности. Родители и педагоги должны понимать основные мотивы поведения ребенка и способы их реализации, знать, как эти мотивы и способы соотносятся с социальными, нравственными нормами его жизни и деятельности, представлять широкий спектр детских эмоциональных переживаний, возникающих в каждой конкретной ситуации;

- значительная роль в развитии и воспитании эмоциональной отзывчивости дошкольника принадлежит семье. В семье естественным образом создаются условия для доверительного общения, в связи с чем открываются большие возможности для воздействия на внутренние, скрытые стороны психической жизни ребенка. Хорошо зная их, родители могут целенаправленно и наиболее безболезненно направлять действия и поступки малыша в русло воспитания у него отзывчивости, гуманности, щедрости, чуткости - качеств социально важных и актуальных;

- игра в дошкольном возрасте - это деятельность, эмоционально насыщенная, требующая от ребенка определенного настроя и вдохновения. В игре, с одной стороны, обнаруживаются уже сложившиеся у детей способы и привычки эмоционального реагирования, с другой, формируются новые качества поведения ребенка, развивается и обогащается его эмоциональный опыт. Игровая деятельность детей может быть использована в целях выявления некоторых особенностей эмоционального неблагополучия дошкольника. Игра служит эффективным средством для выявления тех объективных отношений, в которых живет ребенок: вступая в игре в реальные отношения со своими партнерами, он проявляет присущие ему личностные качества и обнажает эмоциональные переживания. В то же время внесение в игру нового эмоционального опыта (переживания радости от общения со сверстниками или от перевоплощения в роли и т.д.) способствует нейтрализации отрицательных эмоциональных проявлений у детей, приводит к формированию у них новых положительных качеств и стремлений, новых побуждений и потребностей.

Все, о чем было написано в работе, подчинено задаче воспитания активного  и гармонически развитого человека, целенаправленного формирования у  него социальных эмоций и чувств.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М.,1968.

2. Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования  
личности в детстве. - М.: Просвещение., 1990. – С. 15 – 34.

3. Бреслав Г.М. Эмоциональные процессы. – Рига.:Прогресс., 1984.

4. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. – С.-П.: Питер., 1997.

5. Бюттер К. Жить с агрессивными детьми.– М.:Просвещение.,1997.

6. Вимонас В.К. Психология эмоциональных явлений. - М.,1984.

7. Возрастные особенности психического развития детей./ Под ред.  
И.В. Дубровиной, М.И. Лисиной. – М.: Академия., 1982. С. 35.

8. Волков Б.С., Волкова Н.В. Детская психология. Психическое развитие ребенка до поступления в школу. - 3-е изд., испр. и доп. - М.,2000.

9. Выготский Л.С. Эмоции и их развитие в детском возрасте // Собр. соч., т. 2. - М., 1982.

10. Гаспарова Е. Эмоции ребенка раннего возраста в игре // Дошкольное воспитание. - 1981. - № 10. - с. 61-64.

11. Деятельность и взаимоотношения дошкольников / Под ред. Т.А. Репиной. - М., 1988.

12. Запорожец А.В. Эмоциональное развитие дошкольника. –  
Минск.: Педагогика., 1985.  С. 17.

13. Калишенко В. Роль оценки в формировании взаимоотношений ребенка со сверстниками // Дошкольное воспитание, № 7, 1990.

14. Клайн В. Как подготовить ребенка к жизни. – М.: Просвещение., 1983.  С. 15-23.

15. Коломинский Я.Л., Жизневский Б.П. Социально-психологические особенности игровой и трудовой деятельности дошкольников // Вопросы психологии, № 5, 1986.

16. Креч Д., Крачфилд А., Ливсон Н. Нравственность, агрессия,  
справедливость. // Вопросы психологии. – 2002. - №1-2. С. 4-10.

17. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. – Ярославль.: Литература, 1997.  С. 67-206.

18. Ле Шан Э. Когда ваш ребенок сводит вас с ума. –  
М.:Педагогика.,1989. С.15.

19. Лешли Дж. Как работать с маленькими детьми. – М.:Педагогика.,  
1991. С. 25-37.

20. Лидак Л. Сюжетно-ролевые игры в развитии навыков общения ребенка со сверстниками // Дошкольное воспитание, № 7, 1990.

21. Лоренц К. Агрессия. – М.: Просвещение., 1994. С.110-125.

22. Мид М. Развитие ребенка. – М.: Педагогика., 1968. С.23.

23. Общение детей в детском саду и семье / Под ред. Т.А. Репиной, Р.В. Стеркиной. - М., 1990.

Информация о работе Эмоциональнное воспитание дошкольника