Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2013 в 14:15, курсовая работа
Цель исследования состоит в изучении психологических условий развития эмоциональной сферы старших дошкольников в процессе общения со сверстниками.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования были определены следующие задачи:
1) рассмотреть теоретические подходы к содержанию понятий "общение" и "эмоциональная сфера";
2) выявить особенности проявления эмоциональных состояний дошкольников при общении со сверстниками;
3) изучить проблемы развития эмоциональной сферы старших дошкольников в процессе общения со сверстниками;
4) определить условия и разработать программу развития эмоциональной сферы дошкольников в процессе общения со сверстниками, изучить ее эффективность;
5) изучить влияние эмоциональных состояний на продуктивность общения старших дошкольников.
Апробация результатов исследования осуществлялась в ходе коррекционно-развивающих занятий с детьми старшего дошкольного возраста МДОУ "Детский сад комбинированного вида № 23" г. Курска. Результаты исследования нашли отражение в программе развития эмоциональной сферы старших дошкольников в процессе общения со сверстниками. Основные положения работы докладывались на заседаниях кафедры педагогики и психологии развития Курского государственного университета, а также нашли свое отражение в трех научных публикациях и трех методических пособиях.
Достоверность исследования
обеспечивалась всесторонним анализом
научных работ по проблеме; выбором
схемы эмпирического
Структура диссертации включает введение, две главы, заключение, библиографический список (203 наименования, в том числе 8 - на иностранном языке), приложение. Работа содержит 11 таблиц, 9 рисунков. Объем основного текста диссертации составляет 150 страниц. В приложении приводятся таблицы, отражающие результаты исследования, программа коррекционно-развивающих занятий с дошкольниками.
Заключение:
Результаты исследования
выявили значительное увеличение популярных
старших дошкольников. Значит можно
говорить, что дошкольники
Анализ данных модифицированного рисуночного теста «В детском саду» (Р.В. Овчарова) по содержанию показал, что в экспериментальной группе детей, которые изобразили в своих рисунках внешние атрибуты детского сада - 20,3%, детей нарисовавших только себя или вместе с родителями - 25,1% и 54,6% - изобразили себя вместе со сверстниками. В контрольной группе себя со сверстниками нарисовало 40,4% детей, себя вместе со взрослыми или в одиночестве - 27,5%, и 32,1% дошкольников отобразили внешние атрибуты. На диаграмме это выглядит так.
60 50 40 30 20 10 о внешние атрибуты
игра в со сверстниками
Рис.8 Диаграмма процентных
показателей результатов
Анализ данных выявил, что
у дошкольников обеих групп возрос
интерес к сверстникам, общение
между ними стало более значимо.
Дошкольники более
Сравнительный анализ эмоциональных состояний детей выявил, что в обеих группах (контрольной и экспериментальной) существует тенденция к снижению тревожности и агрессивности, оптимизации общего эмоционального фона.
Уровень тревожности старших дошкольников по отношению к сверстникам определялся по модифицированному тесту тревожности (Р. Тэммла, М. Дорки, В. Армен) и модифицированному рисуночному тесту «В детском саду» (Р.В. Овчарова).
Формирующий эксперимент позволил снизить показатели тревожности старших дошкольников по отношению к сверстникам (F3Vffl = 1,83 и F3Mn > FKp. при р < 0,05). В контрольной группе снижение уровня тревожности статистически не значимо. Такой вывод мы сделали исходя из того, что F3Mn
Анализ полученных данных показал, что большая часть дошкольников экспериментальной группы (91,6%) продемонстрировали средний уровень тревожности, что является оптимальным для реализации общения. Количество же детей с высоким уровнем тревожности гораздо больше в контрольной группе, чем в экспериментальной (соответственно 40% и 8,4%). Дошкольников, демонстрирующих низкий защитный уровень тревожности, также больше в контрольной группе, чем в экспериментальной (соответственно 8,1% и 0%). Произошедшие изменения отражает таблица 10.
Заключение
Проведенная работа подтверждает выдвинутую гипотезу и позволяет сделать следующие выводы:
1. Рассмотренные теоретические
подходы к пониманию общения
и сущности эмоций, их классификации
и функций подтверждают
Во-первых, большинство авторов
эмоциональный компонент
Во-вторых, являясь регуляторами деятельности, эмоции играют важную роль в общении. Они не только соответствуют деятельности, в которой они возникают, но и подчиняются ей самой и ее мотивам. А также эмоции способны регулировать деятельность (общение) в соответствии с предвосхищающими обстоятельствами. Эмоции выступают, как мотивы общения.
И, в-третьих, развитие эмоциональной сферы дошкольников, так или иначе, затрагивает развитие коммуникативных умений детей.
2. В старшем дошкольном
возрасте имеются особенности
в проявлении эмоциональных
Эмоции, как мотивационная система, являются фактором успешности общения дошкольников со сверстниками. Эмоциональное благополучие дошкольника в большой степени, определяется его отношениями ' со сверстниками, их оценками. Ребенок этого возраста ощущает потребность в положительной оценке сверстников, стремится к общению, сотрудничеству с ними. Если общение складывается, соответственно ожиданиям детей, успешно, то и эмоции дошкольники будут испытывать положительные. При негативном отношении сверстников ребенок испытывает острые и устойчивые отрицательные эмоции.
Эмоции, испытываемые старшими дошкольниками при общении со сверстниками, составляют их чувственный опыт, который оказывает влияние на дальнейшие переживания при общении детей между собой. Негативный опыт способствует возникновению отрицательных эмоций в эмоциональном предвосхищении общения, что мешает поиску адекватных способов общения, а неудачи в общении вызывают негативные эмоциональные состояния.
3. В развитии эмоциональной
сфере детей старшего
4. Проведенное исследование
позволило изучить влияние
Более высокая степень агрессивности присуща детям с более низким уровнем сформированности коммуникативных умений или с низким социометрическим статусом. Однако, не зависимо от уровня сформированности коммуникативных умений детей и их социометрического статуса старшие дошкольники могут испытывать чувство тревоги в процессе общения со сверстниками. Неудовлетворенность сложившимися отношениями со сверстниками является одним из основных источником отрицательных эмоций старших дошкольников.
5. В соответствии с
уровнем тревожности детей в
процессе общения со
6. Развитию эмоциональной
сферы старших дошкольников в
процессе общения со
• Использование игр и упражнений на развитие и обогащение как эмоциональной, так и коммуникативной сферы дошкольников;
• Приобретение каждым ребенком эмоционально положительного опыта общения со сверстниками;
• Развитие у старших дошкольников уверенности в себе;
• Преодоление негативных
эмоциональных состояний
7. Экспериментально была подтверждена эффективность разработанной нами программы развития эмоциональной сферы старших дошкольников в процессе общения со сверстниками, направленной на решение ряда задач: расширение представлений детей об эмоциях, развитие эмоциональной и поведенческой произвольности; обогащение знаниями о средствах общения, развитие инициативности в общении и умения выбирать конструктивные решения проблемных ситуаций; коррекция негативных эмоциональных состояний дошкольников (тревожность, агрессивность, импульсивность, неудовлетворенность взаимоотношениями); создание условий для приобретения ребенком положительного опыта общения со сверстниками и обогащения эмоциональной сферы ребенка положительными эмоциями.
8. Анализ опытно-
Реализация развивающей программа позволила значимо и достоверно снизить показатели тревожности, агрессивности, улучшить показатели развития коммуникативных умений детей, повысить общий эмоциональный фон.
После формирующего эксперимента
старшие дошкольники в кругу
своих сверстников стали
Дальнейшие перспективы исследования авторы видят в разработке проблемы диагностики и психологического сопровождения каждого типа нарушенного развития эмоциональной сферы старших дошкольников в процессе общения со сверстниками.
Список литературы:
1. Абраменкова В.В. Социальная
психология детства: ребенок
2. Анастази А., Утробина С. Психологическое тестирование. СПб., 2002.-688с.
3. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. JL: Изд-во ЛГУ, 1968. -327с.
4. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды. В 2 т. — М.: Педагогика, 1980. Т 2. 288с.
5. Андреева Г.М. Социальная психология. — М.: Аспект Пресс, 1996. -376с.
6. Антонова Т.В. Роль
общения в регулировании
7. Арушанова А.Г. коммуникативное развитие: проблемы и перспективы // Дошкольное воспитание. 1998. №6 — с. 86-89
8. Асмолов А.Г. Психология личности. М.: Изд-во МГУ, 1990. - 367с.
9. Ю.Астапенко Н.И. Осознание и переживание дошкольниками своихвзаимоотношений со сверстниками. — Минск: Творчество молодых, 1978 -119с.
10. П.Бариленко Н.Б. Становление взаимоотношений у старших дошкольников в совместной деятельности. // Вопросы психологии, 1996. № 3 -с. 24-31
11. Батаршев А.В. Психодиагностика способности к общению или как определить организаторские и коммуникативные качества личности. М.: Владос, 1999. - 175с.
Информация о работе Эмоциональная сфера старших дошкольников в процессе общения со сверстниками