Эмоциональная сфера старших дошкольников в процессе общения со сверстниками

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2013 в 14:15, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования состоит в изучении психологических условий развития эмоциональной сферы старших дошкольников в процессе общения со сверстниками.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования были определены следующие задачи:
1) рассмотреть теоретические подходы к содержанию понятий "общение" и "эмоциональная сфера";
2) выявить особенности проявления эмоциональных состояний дошкольников при общении со сверстниками;
3) изучить проблемы развития эмоциональной сферы старших дошкольников в процессе общения со сверстниками;
4) определить условия и разработать программу развития эмоциональной сферы дошкольников в процессе общения со сверстниками, изучить ее эффективность;
5) изучить влияние эмоциональных состояний на продуктивность общения старших дошкольников.

Файлы: 1 файл

Эмоциональная сфера дошкольника.docx

— 49.10 Кб (Скачать файл)

Апробация результатов исследования осуществлялась в ходе коррекционно-развивающих  занятий с детьми старшего дошкольного  возраста МДОУ "Детский сад комбинированного вида № 23" г. Курска. Результаты исследования нашли отражение в программе  развития эмоциональной сферы старших  дошкольников в процессе общения  со сверстниками. Основные положения  работы докладывались на заседаниях кафедры педагогики и психологии развития Курского государственного университета, а также нашли свое отражение  в трех научных публикациях и  трех методических пособиях.

Достоверность исследования обеспечивалась всесторонним анализом научных работ по проблеме; выбором  схемы эмпирического исследования, адекватной его задачам; применением  апробированного комплекса взаимодополняющих  методов исследования; качественным и количественным анализом экспериментальных  данных с применением методов  математико-статистической обработки; возможностью воспроизведения осуществленного  эксперимента; репрезентативностью  выборки.

Структура диссертации включает введение, две главы, заключение, библиографический  список (203 наименования, в том числе 8 - на иностранном языке), приложение. Работа содержит 11 таблиц, 9 рисунков. Объем  основного текста диссертации составляет 150 страниц. В приложении приводятся таблицы, отражающие результаты исследования, программа коррекционно-развивающих занятий с дошкольниками.

Заключение:

Результаты исследования выявили значительное увеличение популярных старших дошкольников. Значит можно  говорить, что дошкольники экспериментальной  группы инициативны во взаимодействии со сверстниками, умеют организовать и поддержать общение, чувствительны  к взаимодействиям со сверстниками, выражают доброжелательность, внимание, признание и сопереживание сверстнику.

Анализ данных модифицированного  рисуночного теста «В детском  саду» (Р.В. Овчарова) по содержанию показал, что в экспериментальной группе детей, которые изобразили в своих рисунках внешние атрибуты детского сада - 20,3%, детей нарисовавших только себя или вместе с родителями - 25,1% и 54,6% - изобразили себя вместе со сверстниками. В контрольной группе себя со сверстниками нарисовало 40,4% детей, себя вместе со взрослыми или в одиночестве - 27,5%, и 32,1% дошкольников отобразили внешние атрибуты. На диаграмме это выглядит так.

 

60 50 40 30 20 10 о внешние атрибуты  игра в со сверстниками одиночестве  или со взрослыми контрольная группа ЕЭ экспериментальная группа

 

Рис.8 Диаграмма процентных показателей результатов рисуночного  теста по содержанию

 

Анализ данных выявил, что  у дошкольников обеих групп возрос интерес к сверстникам, общение  между ними стало более значимо. Дошкольники более содержательно  и эмоционально стали изображать в своих рисунках себя с другими  детьми. Причем, эти изменения более  очевидны в экспериментальной группе. Общение со взрослыми или игра в одиночестве более значимы, чем общение со сверстниками, в контрольной группе. Нам кажется, это связано с переживаниями эмоционального дискомфорта в общении со сверстниками. Так как в контрольной группе дети показали боле низкие уровни сформированности коммуникативных умений, менее благополучные социометрические статусы, чем дети экспериментальной группы, то можно говорить, что существует неудовлетворенность общением со сверстниками. Такая неудовлетворенность приводит к отрицательным эмоциональным состояниям. Пытаясь избежать лишних негативных переживаний, дети контрольной группы более охотно рисовали ситуации, с которыми связаны положительные эмоции: игру в одиночестве, общение с взрослыми или внешние атрибуты детского сада.

Сравнительный анализ эмоциональных  состояний детей выявил, что в  обеих группах (контрольной и  экспериментальной) существует тенденция  к снижению тревожности и агрессивности, оптимизации общего эмоционального фона.

Уровень тревожности старших  дошкольников по отношению к сверстникам  определялся по модифицированному  тесту тревожности (Р. Тэммла, М. Дорки, В. Армен) и модифицированному рисуночному тесту «В детском саду» (Р.В. Овчарова).

Формирующий эксперимент  позволил снизить показатели тревожности  старших дошкольников по отношению  к сверстникам (F3Vffl = 1,83 и F3Mn > FKp. при р < 0,05). В контрольной группе снижение уровня тревожности статистически не значимо. Такой вывод мы сделали исходя из того, что F3Mn

 

Анализ полученных данных показал, что большая часть дошкольников экспериментальной группы (91,6%) продемонстрировали средний уровень тревожности, что  является оптимальным для реализации общения. Количество же детей с высоким уровнем тревожности гораздо больше в контрольной группе, чем в экспериментальной (соответственно 40% и 8,4%). Дошкольников, демонстрирующих низкий защитный уровень тревожности, также больше в контрольной группе, чем в экспериментальной (соответственно 8,1% и 0%). Произошедшие изменения отражает таблица 10.

 

Заключение 

Проведенная работа подтверждает выдвинутую гипотезу и позволяет  сделать следующие выводы:

1. Рассмотренные теоретические  подходы к пониманию общения  и сущности эмоций, их классификации  и функций подтверждают взаимосвязь  эмоций с общением. Эта взаимосвязь  характеризуется несколькими моментами.

Во-первых, большинство авторов  эмоциональный компонент выделяют обязательным в структуре общения. О значимости эмоций в процессе общения, их неразрывности и взаимосвязи говорит то, что аффективность является атрибутом любых отношений людей.

Во-вторых, являясь регуляторами деятельности, эмоции играют важную роль в общении. Они не только соответствуют  деятельности, в которой они возникают, но и подчиняются ей самой и  ее мотивам. А также эмоции способны регулировать деятельность (общение) в  соответствии с предвосхищающими обстоятельствами. Эмоции выступают, как мотивы общения.

И, в-третьих, развитие эмоциональной  сферы дошкольников, так или иначе, затрагивает развитие коммуникативных  умений детей.

2. В старшем дошкольном  возрасте имеются особенности  в проявлении эмоциональных состояний  при общении детей со сверстниками. Именно в этом возрасте ярко  просматривается взаимосвязь и  неразрывность эмоций. Действия, адресованные  сверстнику, характеризуются более  высокой аффективной направленностью,  широким диапазоном эмоциональных  проявлений, значительной чувствительностью  к воздействиям партнера в  общении. 

Эмоции, как мотивационная  система, являются фактором успешности общения дошкольников со сверстниками. Эмоциональное благополучие дошкольника  в большой степени, определяется его отношениями ' со сверстниками, их оценками. Ребенок этого возраста ощущает потребность в положительной оценке сверстников, стремится к общению, сотрудничеству с ними. Если общение складывается, соответственно ожиданиям детей, успешно, то и эмоции дошкольники будут испытывать положительные. При негативном отношении сверстников ребенок испытывает острые и устойчивые отрицательные эмоции.

Эмоции, испытываемые старшими дошкольниками при общении со сверстниками, составляют их чувственный  опыт, который оказывает влияние  на дальнейшие переживания при общении  детей между собой. Негативный опыт способствует возникновению отрицательных  эмоций в эмоциональном предвосхищении общения, что мешает поиску адекватных способов общения, а неудачи в  общении вызывают негативные эмоциональные  состояния.

3. В развитии эмоциональной  сфере детей старшего дошкольного  возраста в процессе общения  со сверстниками можно выделить  такие проблемы как агрессивность,  тревожность, закрепление негативных  эмоций. Основным источником отрицательных  эмоциональных состояний является  неудовлетворенность сложившимися  отношениями, чувство недооцененности и отстраненности. Следовательно, остаются неудовлетворенными основные коммуникативные потребности общения старших дошкольников со сверстниками: потребность в признании и уважении и жажда сотрудничества.

4. Проведенное исследование  позволило изучить влияние эмоциональных  состояний на продуктивность  общения старших дошкольников (уровень  коммуникативных умений детей,  их социометрический статус и  удовлетворенность складывающимися  отношениями).

Более высокая степень  агрессивности присуща детям  с более низким уровнем сформированности коммуникативных умений или с низким социометрическим статусом. Однако, не зависимо от уровня сформированности коммуникативных умений детей и их социометрического статуса старшие дошкольники могут испытывать чувство тревоги в процессе общения со сверстниками. Неудовлетворенность сложившимися отношениями со сверстниками является одним из основных источником отрицательных эмоций старших дошкольников.

5. В соответствии с  уровнем тревожности детей в  процессе общения со сверстниками  и уровнем сформированности коммуникативных умений нами составлена типология взаимодействия старших дошкольников: первый тип (коммуникативно- уверенный) характеризуется средним уровнем тревожности детей и высоким или достаточным уровнем сформированности их коммуникативных умений; эти же уровни коммуникативных умений дошкольников определяют второй тип (коммуникативно-тревожный), но здесь детям присуща высокая тревожность; третий тип детей (уверенно -некоммуникативный) демонстрируют средний уровень тревожности, однако низкий или средний уровень сформированности коммуникативных умений; дети четвертого типа (тревожно - некоммуникативный) характеризует высокий или неадекватно низкий уровень тревожности и недостаточная сформированность коммуникативных умений.

6. Развитию эмоциональной  сферы старших дошкольников в  процессе общения со сверстниками  способствуют следующие психологические  условия: 

• Использование игр и  упражнений на развитие и обогащение как эмоциональной, так и коммуникативной  сферы дошкольников;

• Приобретение каждым ребенком эмоционально положительного опыта  общения со сверстниками;

• Развитие у старших  дошкольников уверенности в себе;

• Преодоление негативных эмоциональных состояний дошкольников.

7. Экспериментально была подтверждена эффективность разработанной нами программы развития эмоциональной сферы старших дошкольников в процессе общения со сверстниками, направленной на решение ряда задач: расширение представлений детей об эмоциях, развитие эмоциональной и поведенческой произвольности; обогащение знаниями о средствах общения, развитие инициативности в общении и умения выбирать конструктивные решения проблемных ситуаций; коррекция негативных эмоциональных состояний дошкольников (тревожность, агрессивность, импульсивность, неудовлетворенность взаимоотношениями); создание условий для приобретения ребенком положительного опыта общения со сверстниками и обогащения эмоциональной сферы ребенка положительными эмоциями.

8. Анализ опытно-экспериментальной  работы показал, что оптимизация  общения со сверстниками приводит  к оптимизации эмоциональных  состояний старших дошкольников  и наоборот, снятие агрессивности,  тревожности поможет детям улучшить  отношения со сверстниками и  стать более инициативными. 

Реализация развивающей  программа позволила значимо  и достоверно снизить показатели тревожности, агрессивности, улучшить показатели развития коммуникативных  умений детей, повысить общий эмоциональный  фон.

После формирующего эксперимента старшие дошкольники в кругу  своих сверстников стали чувствовать  себя более комфортно и уверенно, они удовлетворены складывающимися  отношениями. Однако не зависимо от своего положения в системе отношений  со сверстниками дети нуждаются в  постоянном подтверждении своей  значимости и успешности, в понимании, сопереживании со стороны сверстников. Детям необходимо чувствовать свою включенность в группу сверстников.

Дальнейшие перспективы  исследования авторы видят в разработке проблемы диагностики и психологического сопровождения каждого типа нарушенного развития эмоциональной сферы старших дошкольников в процессе общения со сверстниками.

Список литературы:

1. Абраменкова В.В. Социальная  психология детства: ребенок среди  взрослых и сверстников в онто и социогенезе. // Мир психологии, 1996. № 3 -с. 129-157

2. Анастази А., Утробина С. Психологическое тестирование. СПб., 2002.-688с.

3. Ананьев Б.Г. Человек  как предмет познания. JL: Изд-во  ЛГУ, 1968. -327с. 

4. Ананьев Б.Г. Избранные  психологические труды. В 2 т.  — М.: Педагогика, 1980. Т 2. 288с. 

5. Андреева Г.М. Социальная  психология. — М.: Аспект Пресс, 1996. -376с.

6. Антонова Т.В. Роль  общения в регулировании отношений  детей дошкольного возраста в  игре.: Автореф. дис. . канд. психол. наук. М., 1983 -23с.

7. Арушанова А.Г. коммуникативное развитие: проблемы и перспективы // Дошкольное воспитание. 1998. №6 — с. 86-89

8. Асмолов А.Г. Психология личности. М.: Изд-во МГУ, 1990. - 367с.

9. Ю.Астапенко Н.И. Осознание и переживание дошкольниками своихвзаимоотношений со сверстниками. — Минск: Творчество молодых, 1978 -119с.

10. П.Бариленко Н.Б. Становление взаимоотношений у старших дошкольников в совместной деятельности. // Вопросы психологии, 1996. № 3 -с. 24-31

11. Батаршев А.В. Психодиагностика способности к общению или как определить организаторские и коммуникативные качества личности. М.: Владос, 1999. - 175с.

Информация о работе Эмоциональная сфера старших дошкольников в процессе общения со сверстниками