Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2013 в 14:15, курсовая работа
Цель исследования состоит в изучении психологических условий развития эмоциональной сферы старших дошкольников в процессе общения со сверстниками.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования были определены следующие задачи:
1) рассмотреть теоретические подходы к содержанию понятий "общение" и "эмоциональная сфера";
2) выявить особенности проявления эмоциональных состояний дошкольников при общении со сверстниками;
3) изучить проблемы развития эмоциональной сферы старших дошкольников в процессе общения со сверстниками;
4) определить условия и разработать программу развития эмоциональной сферы дошкольников в процессе общения со сверстниками, изучить ее эффективность;
5) изучить влияние эмоциональных состояний на продуктивность общения старших дошкольников.
Введение:
Актуальность исследования.
Диссертация затрагивает две
важные стороны жизни человека -
эмоциональную и
Многочисленные исследования
этих двух сфер доказывают их взаимосвязь
и взаимовлияние. Потребность в
общении - одна из основных социальных
потребностей. Возникает она на самых
ранних этапах человеческой жизни. С
возрастом потребность в
Система личных отношений
является эмоционально насыщенной для
каждого человека, поскольку связана
с его оценкой и признанием
как личности. Взаимоотношения детей,
их характер, направленность формируют,
развивают и корректируют эмоциональную
сферу ребенка. Особенности эмоций
оказывают влияние на характер взаимоотношений
детей, регулируют их общение. Именно эмоции,
как мотивационная система, являются
фактором успешности общения детей
в дошкольном возрасте. Выражение
эмоций носит у дошкольников непосредственный
характер, они ярко проявляются в
мимике, словах, движениях. На протяжении
детства особенности
Неудовлетворенность потребности в общении со сверстниками ведет к развитию повышенной тревожности, агрессивности, чувства неуверенности в себе, закреплению отрицательных эмоций у дошкольников. В свою очередь, накопившийся эмоциональный опыт определяет характер общения. Если дошкольник переживает негативные эмоции в процессе общения, то у него не складываются отношения со сверстниками, в их среде он неуспешен, что приводит к отрицательным эмоциям. Таким образом, ребенок попадает в замкнутый круг.
Степень разработанности проблемы. Проблемами общения и эмоций, их природы и взаимосвязи на разных возрастных этапах, в том числе и у старших дошкольников, занимались многие известные ученые, такие как Б.Г. Ананьев, М.Р. Битянова., А.А. Бодалев, JI.A. Венгер, A.JI. Венгер, В.К. Вилюнас, JI.H. Галигузова, К.Э Изард, Я. Л. Коломинский, П.Д. Котырло, М. И. Лисина, В. И. Мясищев, Р.В. Овчарова, Т.А. Репина, А.Г.
Рузская, JI. С. Славина, Е.О. Смирнова, М.Ю. Стожарова и др. Вопросы i коррекции эмоциональной сферы и развития общения дошкольников рассматриваются в исследованиях Ю.В. Айзиной, О.В. Винокуровой, А.В. Вялых, С.Т. Дмитриевой, Е.Г. Жадько, Ю.В. Касаткиной, Н.В. Клюевой, Г.З. Кобелевой, H.JI. Кряжевой, Е.М. Листик, И.Г. Малкина-Пых, Н.В. Нижегородцевой, Л.А. Никифоровой, И.А. Пазухиной, С.В. Проняевой, О.Н. Саранской, С.И. Семенаки, Т.В. Семеновских, С.Ю. Чижовой, Г.А. Широковой и др. Ученые подчеркивают взаимосвязь формирования эмоциональной сферы дошкольников с развитием коммуникативных умений детей. Однако в психологической литературе недостаточно уделяется внимания коррекции эмоциональных состояний дошкольников, возникающих в процессе общения со сверстниками, в большинстве исследований рассматриваются отдельные эмоциональные состояния (тревожность, агрессивность и др.) и способы их преодоления.
В связи с этим проблема исследования заключается в изучении особенностей развития эмоциональной сферы детей, связанных с недоразвитием поведенческой произвольности, неумением выбирать конструктивные способы решения проблемных ситуаций в процессе общения, неудовлетворенностью сложившимися отношениями со сверстниками, с накоплением отрицательного коммуникативного опыта.
Цель исследования состоит в изучении психологических условий развития эмоциональной сферы старших дошкольников в процессе общения со сверстниками.
Объектом исследования выступает эмоциональная сфера старших дошкольников в процессе общения со сверстниками.
Предметом исследования являются психологические условия развития эмоциональной сферы старших дошкольников в процессе общения со сверстниками.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования были определены следующие задачи:
1) рассмотреть теоретические подходы к содержанию понятий "общение" и "эмоциональная сфера";
2) выявить особенности
проявления эмоциональных
3) изучить проблемы развития
эмоциональной сферы старших
дошкольников в процессе
4) определить условия
и разработать программу
5) изучить влияние эмоциональных состояний на продуктивность общения старших дошкольников.
Гипотеза исследования включает следующие положения: эмоциональные состояния дошкольников оказывают влияние на продуктивность общения со сверстниками; развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста в процессе общения со сверстниками определяется типом ситуативного общения и сложившимся опытом общения со сверстниками, умением выбирать конструктивные способы решения проблемных ситуаций в процессе общения, социометрическим статусом дошкольника в группе, способностью к саморегуляции эмоциональных состояний.
Методологическую и
Методы исследования. Для решения поставленных задач и проверки гипотезы использовался комплекс взаимодополняющих методов исследования: теоретический анализ и обобщение психолого-педагогических источников по проблеме исследования, формирующий эксперимент (в форме организованных коррекционно-развивающих занятий с детьми старшего дошкольного возраста), констатирующий и контрольный эксперименты, методы качественного и количественного анализа полученных данных (в том числе и методы математической статистики: критерий Фишера, коэффициент корреляции Ч. Спирмена).
В исследовании использовались диагностические методики: экспертная оценка уровня сформированности коммуникативных качеств дошкольников (Р.Г. Кобелева); социометрия для дошкольников "Два домика" (Н.В. Нижегородцева, В.Д. Шадриков); линейная шкала, для определения уровня агрессивности (Р.Г. Кобелева); модифицированный тест тревожности (Р. Тэммла, М.Дорки, В. Амен); модифицированный рисуночный тест "В детском саду" (Р.В. Овчарова); модифицированный эмоционально-личностный тест "Сказка" (JI. Дюсс); цветовой тест Люшера.
Опытно-экспериментальная база исследования. Экспериментальная работа осуществлялась на базе МДОУ "Детский сад комбинированного вида № 23" г. Курска. В эксперименте приняло участие 115 детей старшего дошкольного возраста, посещающих старшие и подготовительные к школе группы детского сада, из них: 54 девочки и 61 мальчик. Возраст дошкольников 5-7 лет. Из этой выборки детей были сформированы контрольная и экспериментальная группы по 25 человек.
Научная новизна исследования:
1. Уточнены особенности эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста и проблемы ее развития в процессе общения со сверстниками, связанные с недоразвитием поведенческой произвольности, неумением выбирать конструктивные способы решения проблемных ситуаций в процессе общения, неудовлетворенностью сложившимися отношениями со сверстниками, накоплением отрицательного коммуникативного опыта.
2. Выявлена взаимосвязь
эмоциональных состояний и
3. Выявлены особенности
соотношения уровней развития
коммуникативных умений и
4. Научно обоснована программа
психолого-педагогического
Теоретическое значение работы заключается в систематизации теоретических представлений о сущности эмоциональных состояний в процессе общения дошкольников со сверстниками; уточнении особенностей развития эмоциональной сферы в старшем дошкольном возрасте; в расширении представлений о типах взаимодействия старших дошкольников со сверстниками, взаимосвязи эмоциональных состояний и продуктивности общения старших дошкольников.
В исследовании теоретически
обоснована программа развития эмоциональной
сферы детей в процессе общения
со сверстниками. В целом результаты
исследования вносят определенный вклад
в педагогическую психологию, расширяя
представления о способах коррекции
эмоциональных состояний
Практическая значимость
исследования заключается в том,
что реализована программа
Полученные данные могут быть использованы в системе психологической службы дошкольных образовательных учреждений для коррекции общения и эмоционального климата в группе, психологического благополучия детей старшего дошкольного возраста.
Положения, выносимые на защиту:
1. Проблемы развития
2. Эмпирически установлена
тесная взаимосвязь
3. Выделены типы взаимодействия
старших дошкольников со
4. Развитие эмоциональной
сферы старших дошкольников в
процессе общения со
5. Развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста в процессе общения со сверстниками реализуется с помощью специальной программы занятий, направленной на расширение представлений детей об эмоциях, развитие эмоциональной и поведенческой произвольности; обогащение знаниями о средствах общения, развитие инициативности в общении и умения выбирать конструктивные решения проблемных ситуаций; коррекция негативных эмоциональных состояний дошкольников (тревожность, агрессивность, импульсивность, закрепление негативных эмоций); создание условий для приобретения ребенком положительного опыта общения со сверстниками и обогащения эмоциональной сферы ребенка положительными эмоциями.
Информация о работе Эмоциональная сфера старших дошкольников в процессе общения со сверстниками