Эмоциональная сфера старших дошкольников в процессе общения со сверстниками

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2013 в 14:15, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования состоит в изучении психологических условий развития эмоциональной сферы старших дошкольников в процессе общения со сверстниками.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования были определены следующие задачи:
1) рассмотреть теоретические подходы к содержанию понятий "общение" и "эмоциональная сфера";
2) выявить особенности проявления эмоциональных состояний дошкольников при общении со сверстниками;
3) изучить проблемы развития эмоциональной сферы старших дошкольников в процессе общения со сверстниками;
4) определить условия и разработать программу развития эмоциональной сферы дошкольников в процессе общения со сверстниками, изучить ее эффективность;
5) изучить влияние эмоциональных состояний на продуктивность общения старших дошкольников.

Файлы: 1 файл

Эмоциональная сфера дошкольника.docx

— 49.10 Кб (Скачать файл)

Введение:

 

Актуальность исследования. Диссертация затрагивает две  важные стороны жизни человека - эмоциональную и коммуникативную  сферу.

Многочисленные исследования этих двух сфер доказывают их взаимосвязь  и взаимовлияние. Потребность в  общении - одна из основных социальных потребностей. Возникает она на самых  ранних этапах человеческой жизни. С  возрастом потребность в общении  расширяется и углубляется как  по форме, так и по содержанию. При  этом в старшем дошкольном возрасте особенно остро проявляется потребность  в общении со сверстниками, необходимость  в детском коллективе. Общение  со сверстниками занимает ведущее место  в развитии интеллектуальных, речевых, эмоциональных и нравственных задатков. Психическое, социальное и физическое развитие детей связано с тем, как складываются их отношения со сверстниками.

Система личных отношений  является эмоционально насыщенной для  каждого человека, поскольку связана  с его оценкой и признанием как личности. Взаимоотношения детей, их характер, направленность формируют, развивают и корректируют эмоциональную  сферу ребенка. Особенности эмоций оказывают влияние на характер взаимоотношений  детей, регулируют их общение. Именно эмоции, как мотивационная система, являются фактором успешности общения детей  в дошкольном возрасте. Выражение  эмоций носит у дошкольников непосредственный характер, они ярко проявляются в  мимике, словах, движениях. На протяжении детства особенности эмоциональных  состояний изменяются. Наряду с переживаниями  удовольствия и недовольства, связанными с удовлетворением и неудовлетворением  непосредственных желаний, у старших  дошкольников возникают более сложные  чувства, вызванные тем, насколько  хорошо они выполнили свои обязанности, какое значение имеют совершенные  ими действия для других людей. Поэтому  неудовлетворительное положение в  группе сверстников переживается детьми очень остро и нередко является причиной аффективных реакций.

Неудовлетворенность потребности  в общении со сверстниками ведет  к развитию повышенной тревожности, агрессивности, чувства неуверенности  в себе, закреплению отрицательных  эмоций у дошкольников. В свою очередь, накопившийся эмоциональный опыт определяет характер общения. Если дошкольник переживает негативные эмоции в процессе общения, то у него не складываются отношения  со сверстниками, в их среде он неуспешен, что приводит к отрицательным  эмоциям. Таким образом, ребенок  попадает в замкнутый круг.

Степень разработанности  проблемы. Проблемами общения и эмоций, их природы и взаимосвязи на разных возрастных этапах, в том числе  и у старших дошкольников, занимались многие известные ученые, такие как  Б.Г. Ананьев, М.Р. Битянова., А.А. Бодалев, JI.A. Венгер, A.JI. Венгер, В.К. Вилюнас, JI.H. Галигузова, К.Э Изард, Я. Л. Коломинский, П.Д. Котырло, М. И. Лисина, В. И. Мясищев, Р.В. Овчарова, Т.А. Репина, А.Г.

Рузская, JI. С. Славина, Е.О. Смирнова, М.Ю. Стожарова и др. Вопросы i коррекции эмоциональной сферы и развития общения дошкольников рассматриваются в исследованиях Ю.В. Айзиной, О.В. Винокуровой, А.В. Вялых, С.Т. Дмитриевой, Е.Г. Жадько, Ю.В. Касаткиной, Н.В. Клюевой, Г.З. Кобелевой, H.JI. Кряжевой, Е.М. Листик, И.Г. Малкина-Пых, Н.В. Нижегородцевой, Л.А. Никифоровой, И.А. Пазухиной, С.В. Проняевой, О.Н. Саранской, С.И. Семенаки, Т.В. Семеновских, С.Ю. Чижовой, Г.А. Широковой и др. Ученые подчеркивают взаимосвязь формирования эмоциональной сферы дошкольников с развитием коммуникативных умений детей. Однако в психологической литературе недостаточно уделяется внимания коррекции эмоциональных состояний дошкольников, возникающих в процессе общения со сверстниками, в большинстве исследований рассматриваются отдельные эмоциональные состояния (тревожность, агрессивность и др.) и способы их преодоления.

 

В связи с этим проблема исследования заключается в изучении особенностей развития эмоциональной  сферы детей, связанных с недоразвитием  поведенческой произвольности, неумением  выбирать конструктивные способы решения  проблемных ситуаций в процессе общения, неудовлетворенностью сложившимися отношениями  со сверстниками, с накоплением отрицательного коммуникативного опыта.

Цель исследования состоит в изучении психологических условий развития эмоциональной сферы старших дошкольников в процессе общения со сверстниками.

Объектом исследования выступает эмоциональная сфера старших дошкольников в процессе общения со сверстниками.

Предметом исследования являются психологические условия развития эмоциональной сферы старших дошкольников в процессе общения со сверстниками.

В соответствии с целью, объектом и предметом исследования были определены следующие задачи:

1) рассмотреть теоретические  подходы к содержанию понятий  "общение" и "эмоциональная  сфера";

2) выявить особенности  проявления эмоциональных состояний  дошкольников при общении со  сверстниками;

3) изучить проблемы развития  эмоциональной сферы старших  дошкольников в процессе общения  со сверстниками;

4) определить условия  и разработать программу развития  эмоциональной сферы дошкольников  в процессе общения со сверстниками, изучить ее эффективность; 

5) изучить влияние эмоциональных  состояний на продуктивность  общения старших дошкольников.

Гипотеза исследования включает следующие положения: эмоциональные состояния дошкольников оказывают влияние на продуктивность общения со сверстниками; развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста в процессе общения со сверстниками определяется типом ситуативного общения и сложившимся опытом общения со сверстниками, умением выбирать конструктивные способы решения проблемных ситуаций в процессе общения, социометрическим статусом дошкольника в группе, способностью к саморегуляции эмоциональных состояний.

Методологическую и теоретическую  основу исследования составили психологические  положения М.И. Лисиной понимания  общения, как особой коммуникативной  деятельности и его возрастного  развития; утверждение специфичности  потребностей и мотивов вступления дошкольников в общение друг с  другом и особенностей такого общения (М.И. Лисина, С.В. Радченко, А.Г. Рузская, Р.К. Терещук, Е.О. Смирнова и др.); теоретические подходы, которые рассматривают взаимосвязь эмоций и общения (Г.М. Андреева, П.К. Анохин, А.А. Бодалев, Л.Г. Буева, Я.Л. Коломенский, Б.Ф. Ломов, Н.Н. Обозов, А.Г. Рузская, М.Ю. Смирнова и др.); концепция мотивационного направления изучения эмоций; идея В.К. Вилюнаса о двойственной обусловленности эмоций и о генезисе эмоциональных процессов; положения об особенностях эмоциональной сферы в старшем дошкольном возрасте и специфичности эмоциональных состояний в процессе общения со сверстниками (Л.А. Абрамян, Н.А. Аксарина, Е.Г. Бабанова, М.П. Денисов, А.В. Запорожец, Е.М. Листик, Н.А. Менчинская, Я.З. Неверович, Т.А. Репина, А.Г. Рузская, Е.О. Смирнова, В.Г. Утробина и др.); принципы практической психологии.

Методы исследования. Для решения поставленных задач и проверки гипотезы использовался комплекс взаимодополняющих методов исследования: теоретический анализ и обобщение психолого-педагогических источников по проблеме исследования, формирующий эксперимент (в форме организованных коррекционно-развивающих занятий с детьми старшего дошкольного возраста), констатирующий и контрольный эксперименты, методы качественного и количественного анализа полученных данных (в том числе и методы математической статистики: критерий Фишера, коэффициент корреляции Ч. Спирмена).

В исследовании использовались диагностические методики: экспертная оценка уровня сформированности коммуникативных качеств дошкольников (Р.Г. Кобелева); социометрия для дошкольников "Два домика" (Н.В. Нижегородцева, В.Д. Шадриков); линейная шкала, для определения уровня агрессивности (Р.Г. Кобелева); модифицированный тест тревожности (Р. Тэммла, М.Дорки, В. Амен); модифицированный рисуночный тест "В детском саду" (Р.В. Овчарова); модифицированный эмоционально-личностный тест "Сказка" (JI. Дюсс); цветовой тест Люшера.

Опытно-экспериментальная  база исследования. Экспериментальная  работа осуществлялась на базе МДОУ "Детский  сад комбинированного вида № 23" г. Курска. В эксперименте приняло участие 115 детей старшего дошкольного возраста, посещающих старшие и подготовительные к школе группы детского сада, из них: 54 девочки и 61 мальчик. Возраст  дошкольников 5-7 лет. Из этой выборки  детей были сформированы контрольная  и экспериментальная группы по 25 человек.

Научная новизна исследования:

1. Уточнены особенности эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста и проблемы ее развития в процессе общения со сверстниками, связанные с недоразвитием поведенческой произвольности, неумением выбирать конструктивные способы решения проблемных ситуаций в процессе общения, неудовлетворенностью сложившимися отношениями со сверстниками, накоплением отрицательного коммуникативного опыта.

2. Выявлена взаимосвязь  эмоциональных состояний и продуктивности  общения старших дошкольников, определяющая  уровень психологического благополучия  детей старшего дошкольного возраста  в группе.

3. Выявлены особенности  соотношения уровней развития  коммуникативных умений и тревожности  детей старшего дошкольного возраста  по отношению к сверстникам,  определяющие тип взаимодействия  старших дошкольников со сверстниками.

4. Научно обоснована программа  психолого-педагогического сопровождения  развития эмоциональной сферы  дошкольников в процессе общения  со сверстниками, направленная на  развитие положительного опыта  общения в группе, умения выбирать  конструктивные способы решения  проблемных ситуаций в процессе  общения, способности к саморегуляции эмоциональных состояний.

Теоретическое значение работы заключается в систематизации теоретических  представлений о сущности эмоциональных  состояний в процессе общения  дошкольников со сверстниками; уточнении  особенностей развития эмоциональной  сферы в старшем дошкольном возрасте; в расширении представлений о  типах взаимодействия старших дошкольников со сверстниками, взаимосвязи эмоциональных  состояний и продуктивности общения  старших дошкольников.

В исследовании теоретически обоснована программа развития эмоциональной  сферы детей в процессе общения  со сверстниками. В целом результаты исследования вносят определенный вклад  в педагогическую психологию, расширяя представления о способах коррекции  эмоциональных состояний дошкольников в процессе общения со сверстниками.

Практическая значимость исследования заключается в том, что реализована программа развития эмоциональной сферы старших  дошкольников в процессе общения  со сверстниками; разработанный диагностический  инструментарий может найти применение в процессе психологической диагностики, проводимой в детских дошкольных учреждениях.

Полученные данные могут  быть использованы в системе психологической  службы дошкольных образовательных  учреждений для коррекции общения  и эмоционального климата в группе, психологического благополучия детей  старшего дошкольного возраста.

Положения, выносимые на защиту:

1. Проблемы развития эмоциональной  сферы дошкольников в процессе  общения со сверстниками выражаются  в агрессивности, тревожности  и закреплении негативных эмоций.

2. Эмпирически установлена  тесная взаимосвязь эмоциональной  сферы дошкольников и общения  детей данного возраста со  сверстниками, которая выражается  в следующем: а) неудовлетворенность  сложившимися отношениями со  сверстниками является одним  из основных источником отрицательных  эмоций старших дошкольников. б)  детям с низким уровнем коммуникативных  умений или с низким социометрическим  статусом присуща более высокая  степень агрессивности; в) старшие  дошкольники могут испытывать  тревожность, связанную с общением  со сверстниками, не зависимо  от уровня сформированности у них коммуникативных умений и социометрического статуса;

3. Выделены типы взаимодействия  старших дошкольников со сверстниками  в соответствии с уровнем их  тревожности в процессе общения  со сверстниками и уровнем  сформированности коммуникативных умений: первый тип (коммуникативно- уверенный) характеризуется средним уровнем тревожности детей и высоким или достаточным уровнем сформированности их коммуникативных умений; второй тип (коммуникативно-тревожный) характеризуется высокой тревожностью и высоким или достаточным уровнем сформированности коммуникативных умений; третий тип (уверенно - некоммуникативный) характеризуется средним уровнем тревожности и низким или средним уровнем сформированности коммуникативных умений; четвертый тип (тревожно - некоммуникативный) характеризуется высоким или неадекватно низким уровнем тревожности и недостаточной сформированностью коммуникативных умений.

4. Развитие эмоциональной  сферы старших дошкольников в  процессе общения со сверстниками  эффективно при реализации следующих  психологических условий: использование  игр и упражнений на обогащение  как эмоциональной, так и коммуникативной  сферы дошкольников; приобретение  каждым ребенком эмоционально  положительного опыта общения  со сверстниками; развитие у старших  дошкольников уверенности в себе; преодоление негативных эмоциональных  состояний дошкольников.

5. Развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста в процессе общения со сверстниками реализуется с помощью специальной программы занятий, направленной на расширение представлений детей об эмоциях, развитие эмоциональной и поведенческой произвольности; обогащение знаниями о средствах общения, развитие инициативности в общении и умения выбирать конструктивные решения проблемных ситуаций; коррекция негативных эмоциональных состояний дошкольников (тревожность, агрессивность, импульсивность, закрепление негативных эмоций); создание условий для приобретения ребенком положительного опыта общения со сверстниками и обогащения эмоциональной сферы ребенка положительными эмоциями.

Информация о работе Эмоциональная сфера старших дошкольников в процессе общения со сверстниками