Элементарные и высшие функции у человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2014 в 11:24, реферат

Описание работы

Изучая проблемы развития личности, Л.С. Выготский выделил психические функции человека, которые формируются в специфических условиях социализации и обладают некоторыми особыми признаками. Эти функции он определил как высшие, рассматривая их на уровне идеи, понятия, концепции и теории. В целом им было определено два уровня психических процессов: естественные и высшие. Если естественные функции даны индивиду как природному существу и реализуются в спонтанном реагировании, то высшие психические функции (ВПФ) могут быть развиты только в процессе онтогенеза при социальном взаимодействии.

Содержание работы

1. Введение.
2. Высшие психические функции.
2.1. Теория ВПФ.
2.2. Сущность и составляющие ВПФ.
2.2.1. Память.
2.2.2. Речь.
2.2.3. Мышление.
2.2.4. Внимание.
2.2.5. Восприятие.
3. Признаки ВПФ.
4. Локализация ВПФ.
5.Социальная природа ВПФ.
5.1.Развитие ВПФ у человека.
5.2. Биологическое и социальное.
6. Вывод.
7. Заключение.
8. Список литературы.

Файлы: 1 файл

Pssikhologia_referat_2.docx

— 53.32 Кб (Скачать файл)

Именно эти качества приобретаются  человеком при жизни и развиваются  далее благодаря обучению.

Во-вторых, память животных по сравнению с человеком ограничена. Они могут пользоваться в своей  жизни только той информацией, которую  приобретают сами. Следующим поколениям себе подобных существ они передают лишь то, что как-то закрепилось наследственно  и отразилось в генотипе. Остальной  благоприобретенный опыт при уходе  животного из жизни оказывается  безвозвратно утраченным для будущих  поколений.

Иначе обстоит дело у человека. Его память практически безгранична. Он может запоминать, хранить и  воспроизводить теоретически бесконечное  количество информации благодаря тому, что ему самому нет необходимости  всю эту информацию постоянно  помнить и держать в своей  голове. Для этого люди изобрели знаковые системы и средства для  записи информации. Они могут не только записывать и хранить ее, но также передавать из поколения  в поколение через предметы материальной и духовной культуры, обучение пользованию  соответствующими знаковыми системами  и средствами.

Не менее важные различия обнаруживаются в мышлении человека и животных.

Оба названных вида живых  существ чуть ли не с рождения обладают потенциальной способностью к решению  элементарных практических задач в  наглядно-действенном плане. Однако уже на следующих двух ступенях развития интеллекта — в наглядно-образном и словесно-логическом мышлении —  между ними обнаруживаются разительные  различия.

Только высшие животные, вероятно, могут оперировать образами, причем это до сих пор в науке  остается спорным. У человека данная способность проявляется с двух- и трехлетнего возраста. Что же касается словесно- логического мышления, то у животных нет и малейших признаков этого типа интеллекта, так как ни логика, ни значения слов (понятия) им не доступны.

Более сложным является вопрос о сравнении проявления эмоций у  животных и человека. Трудность его  решения состоит в том, что  первичные эмоции, имеющиеся у  человека и животных, носят врожденный характер. Оба вида живых существ, по-видимому, их одинаково ощущают, однообразно ведут себя в соответствующих  ситуациях. У высших животных — антропоидов  — и человека имеется много  общего и во внешних способах выражения  эмоций. У них же можно наблюдать  что-то подобное настроениям человека, его аффектам и стрессам.

Вместе с тем у человека есть высшие нравственные чувства, которых  нет у животных. Они, в отличие  от элементарных эмоций, воспитываются  и изменяются под влиянием социальных условий.

Много усилий и времени  ученые затратили на то, чтобы разобраться  в вопросе об общности и различиях  в мотивации поведения людей  и животных. У тех и других, без сомнения, есть немало общих, чисто  органических потребностей, и в этом отношении трудно обнаружить сколько-нибудь заметные мотивационные различия между  животным и человеком.

Есть также ряд потребностей, в отношении которых вопрос о  принципиальных различиях между  человеком и животными представляется однозначно и определенно нерешаемым, т. е. спорным. Это — потребности  в общении

(контактах с себе подобными и другими живыми существами), альтруизме, доминировании (мотив власти), агрессивности. Их элементарные признаки можно наблюдать у животных, и окончательно до сих пор не известно, передаются они человеку по наследству или приобретаются им в результате социализации.

У человека имеются и специфические  социальные потребности, близкие аналоги  которых нельзя обнаружить ни у одного из животных. Это — духовные потребности, потребности, имеющие нравственно-ценностную основу, творческие потребности, потребность  в самосовершенствовании, эстетические и ряд других потребностей.

Одну из главных проблем  психологии составляет выяснение вопроса  о том, какие из потребностей у  человека являются ведущими в детерминации поведении, какие - подчиненными.

Итак, человек в своих  психологических качествах и  формах поведения представляется социально-природным  существом, частично похожим, частично отличным от животных. В жизни его  природное и социальное начала сосуществуют, сочетаются, иногда конкурируют друг с другом. В понимании подлинной  детерминации человеческого поведения  необходимо, вероятно, принимать в  расчет и то и другое.

До сих пор, в своих  политических, экономических, психологических  и педагогических представлениях о  человеке мы по преимуществу учитывали  социальное начало, а человек, как  показала жизненная практика, даже в относительно спокойные времена  истории не переставал быть отчасти  животным, т. е. биологическим существом  не только в смысле органических потребностей, но и в своем поведении. Основная научная ошибка марксистско-ленинского учения в понимании природы человека состояла, вероятно, в том, что в социальных планах переустройства общества в расчет принималось только высшее, духовное начало в человеке и игнорировалось его животное происхождение.

Введение понятия функциональных органов позволяет перенести  проблему биологического и социального  в психических процессах человека на почву точных лабораторных фактов. Начавшееся систематическое исследование формирования этих органов и соответствующих  им способностей уже сейчас позволяет  сделать некоторые важные общие  выводы.

Главный из них состоит  в том, что у человека биологически унаследованные свойства не определяют его психических способностей.

Способности человека не содержатся виртуально в его мозгу. Виртуально мозг заключает в себе не те или  иные специфически человеческие способности, а лишь способность к формированию этих способностей.

Иначе говоря, биологически унаследованные свойства составляют у  человека лишь одно из условий формирования его психических функций и  способностей, условие, которое, конечно, играет важную роль. Таким образом, хотя эти системы и не определяются биологическими свойствами, они все  же зависят от последних.

 

Другое условие - это окружающий человека мир предметов и явлений, созданный бесчисленными поколениями  людей а их труде и борьбе.

Этот мир и несет  человеку истинно человеческое. Итак, если в высших психических процессах человека различать, с одной стороны, их форму, т. е. зависящие от их морфологической "фактуры" чисто динамические особенности, а с другой стороны, их содержание, т. е. осуществляемую ими функцию и их структуру, то можно сказать, что первое определяется биологически, второе - социально.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6. Вывод.

Появление Культурно - исторической теории Выготского символизировало  новый виток развития психологии личности, обретшей реальную опору  в обосновании своего социального  происхождения, доказательстве существования  первичных аффективно-смысловых  образований человеческого сознания до и вне каждого развивающегося индивида в идеальной и материальной формах культуры, в которую приходит человек после рождения.

Человек в своих психологических  качествах и формах поведения  представляется социально-природным  существом, частично похожим, частично отличным от животных.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7. Заключение.

Процесс овладения миром  предметов и явлений, созданных  людьми в процессе исторического  развития общества, и есть тот процесс, в котором происходит формирование у индивида специфически человеческих способностей и функций. Было бы, однако, громадной ошибкой представлять себе этот процесс как результат  активности сознания или действия "интенциональности" в смысле Гуссерля и других.

Процесс овладения осуществляется в ходе развития реальных отношений  субъекта к миру. Отношения же эти  зависят не от субъекта, не от его  сознания; а определяются конкретно-историческими, социальными условиями, в которых  он живет, и тем, как складывается в этих условиях его жизнь.

Вот почему проблема перспектив психического развития человека и человечества есть прежде всего проблема справедливого и разумного устроения жизни человеческого общества - проблема такого ее устроения, которое дает каждому человеку практическую возможность овладевать достижениями исторического прогресса и творчески участвовать в умножении этих достижений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

1. Выгодский Л.С. Психология / М.: ЭКСМО - Пресс 2000.

2. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций М., 1988 г.

3. Гоноболин Ф.Н. Психология Москва 1986.

4. Кузин В.С.  Психология / под ред. Б.Ф.Ломова. Учебник. М.: Высш. школа,1982.

5. Лук. А.Н.  Эмоции и личность М. ; 1982 г.

6. Лурия А.Р. Внимание и память. Материалы к курсу лекций по общей психологии. МГУ 1975 г.

7. Немов Р.С. Психология Учебник для студентов. Кн. 1 Общие основы психологии. - М.: Просвещение 1994.

8. Розанов  С.И. "Память в психологии" из"Большой a. Российской Энциклопедии" 2001

9. Рубинштейн  С.П. Основы общей психологии. - СПб изд. «Питер» 1999.

10. Файгенберг И.М. Память и обучение. ЦОЛИТУВ, М. 1974г.

 

 

 


Информация о работе Элементарные и высшие функции у человека