Элементарные и высшие функции у человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2014 в 11:24, реферат

Описание работы

Изучая проблемы развития личности, Л.С. Выготский выделил психические функции человека, которые формируются в специфических условиях социализации и обладают некоторыми особыми признаками. Эти функции он определил как высшие, рассматривая их на уровне идеи, понятия, концепции и теории. В целом им было определено два уровня психических процессов: естественные и высшие. Если естественные функции даны индивиду как природному существу и реализуются в спонтанном реагировании, то высшие психические функции (ВПФ) могут быть развиты только в процессе онтогенеза при социальном взаимодействии.

Содержание работы

1. Введение.
2. Высшие психические функции.
2.1. Теория ВПФ.
2.2. Сущность и составляющие ВПФ.
2.2.1. Память.
2.2.2. Речь.
2.2.3. Мышление.
2.2.4. Внимание.
2.2.5. Восприятие.
3. Признаки ВПФ.
4. Локализация ВПФ.
5.Социальная природа ВПФ.
5.1.Развитие ВПФ у человека.
5.2. Биологическое и социальное.
6. Вывод.
7. Заключение.
8. Список литературы.

Файлы: 1 файл

Pssikhologia_referat_2.docx

— 53.32 Кб (Скачать файл)

Новосибирский государственный  аграрный университет

Кафедра психологии

 

 

РЕФЕРАТ

На тему: Элементарные и высшие функции у человека.

 

 

 

 

Выполнил:

Курс 

Группа

Проверила:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Новосибирск

2013

 

Содержание

1. Введение.

2. Высшие психические  функции.

  2.1. Теория ВПФ.

  2.2. Сущность и составляющие  ВПФ.

    2.2.1. Память.

    2.2.2. Речь.

    2.2.3. Мышление.

    2.2.4. Внимание.

    2.2.5. Восприятие.

3. Признаки ВПФ.

4. Локализация ВПФ.

5.Социальная природа ВПФ.

  5.1.Развитие ВПФ у  человека.

  5.2. Биологическое и  социальное.

6. Вывод.

7. Заключение.

8. Список литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Введение.

Внутренний мир человека, т. е. его психическая жизнь - это  образы, мысли, чувства, стремления, потребности  и т. п.. вся совокупность психического отражения человеком действительности, окружающего мира.

Психика, представляя собой внутренний мир человека, возникла на самой высокой ступени развития материального мира. Психика отсутствует у растений и предметов неживой природы. Психика отражает окружающую действительность, благодаря психическому отражению реальности человек познает ее и так или иначе виз действует на окружающий мир.

Психика—это особенное свойство высокоорганизованной материи, которое  заключается в отражении объективного мира.

Психика - общее понятие, объединяющее многие субъективные явления, изучаемые психологией как наукой. Есть два различных философских  понимания природы и проявление психики: материалистическое и идеалистическое.

Согласно первому пониманию  психические явления представляют собой свойство высокоорганизованной живой материи самоуправления развитием  и самопознания

(рефлексия) [1].

Зависимость психических  процессов от личности как индивидуальности выражается в:

1. индивидуальных различиях;

2. зависимости от общего  развития личности;

3. превращении в сознательно регулируемые действия или операции.

Изучая проблемы развития личности, Л.С. Выготский выделил  психические функции человека, которые  формируются в специфических  условиях социализации и обладают некоторыми особыми признаками. Эти функции  он определил как высшие, рассматривая их на уровне идеи, понятия, концепции  и теории. В целом им было определено два уровня психических процессов: естественные и высшие. Если естественные функции даны индивиду как природному существу и реализуются в спонтанном реагировании, то высшие психические  функции (ВПФ) могут быть развиты  только в процессе онтогенеза при  социальном взаимодействии.

2. Высшие психические  функции.

2.1. Теория ВПФ.

Концепция разрабатывалась  Выготским и его школой (Леонтьев, Лурия и др.) в 20-30 гг. XX в. Одной из первых публикаций была статья "Проблема культурного развития ребенка" в журнале "Педология" в 1928 г.

Следуя идее общественно-исторической природы психики, Выготский совершает  переход к трактовке социальной среды не как "фактора", а как

"источника" развития  личности. В развитии ребенка,  замечает он, существует как бы  две переплетенных линии. Первая  следует путем естественного  созревания. Вторая состоит в  овладении культур, способами  поведения и мышления. Вспомогательными  средствами организации поведения  и мышления, которые человечество  создало в процессе своего  исторического развития, являются  системы знаков-символов (например, язык, письмо, система счисления  и др.).

Овладение ребенком связью между знаком к значением, использование речи в применении орудий знаменует возникновение новых психологических функцией, систем, лежащих в основе высших психических процессов, которые принципиально отличают поведение человека от поведения животного.

Опосредованность развития человеческой психики "психологическими орудиями" характеризуется еще  и тем, что операция употребления знака, стоящая в начале развития каждой из высших психических функций, первое время всегда имеет форму  внешней деятельности, т. е. превращается из интерпсихической в интрапсихическую.

Это превращение проходит несколько стадий. Начальная связана  с тем, что человек (взрослый) с  помощью определённого средства управляет поведением ребенка, направляя  реализацию его какой-либо "натуральной", непроизвольной функции. На второй стадии ребенок сам уже становится субъектом  и, используя данное психологическое  орудие, направляет поведение другого (полагая его объектом). На следующей  стадии ребенок начинает применять  к самому себе (как объекту) те способы  управления поведением, которые другие применяли к нему, и он – к  ним. Таким образом, пишет Выготский, каждая психическая функция появляется на сцене дважды – сперва как коллективная, социальная деятельность, а затем как внутренний способ мышления ребенка.

Выдвижение принципа "внешнее  через внутреннее" в Культурно-исторической теории расширяет понимание ведущей  роли субъекта в различных видах  активности – прежде всего в ходе обучения и самообучения. Процесс  обучения трактуется как коллективная деятельность, а развитие внутренних индивидуальных, свойств личности ребенка  имеет ближайшим источником его  сотрудничество (в самом широком  смысле) с другими людьми. Гениальная догадка Выготского о значении зоны ближайшего развития в жизни ребенка  позволила завершить спор о приоритетах  обучения или развития: только то обучение является хорошим, которое упреждает  развитие.

В свете системного и смыслового строения сознания диалогичность является основной характеристикой сознания. Даже превращаясь во внутренние психические  процессы, высшие психические функции  сохраняют свою социальную природу  – "человек и наедине с собой  сохраняет функции общения". Согласно

Выготскому, слово относится  к сознанию как малый мир к  большому, как живая клетка к организму, как атом к космосу. "Осмысленное слово есть микрокосм человеческого сознания".

В воззрениях Выготского личность есть понятие социальное, в нем  представлено над природное, историческое в человеке. Оно не охватывает все признаки индивидуальности, но ставит знак равенства между личностным ребенка и его культурным, развитием. Личность "не врожденна, но возникает в результате культур, развития" и "в этом смысле коррелятом личности будет отношение примитивных и высших реакций". Развиваясь, человек осваивает собственное поведение. Однако необходимой предпосылкой этого процесса является образование личности, ибо "развитие той или иной функции всегда производно от развития личности в целом и обусловлено им".[2]

В своем развитии личность проходит ряд изменений, имеющих  стадиальную природу. Более или  менее стабильные процессы развития вследствие литического накопления новых потенций, разрушения одной  социальной ситуации развития и возникновения  других сменяются критичными периодами  в жизни личности, во время которых  идет бурное формирование психологических  новообразований. Кризисы характеризуются  единством негативной (деструктивной) и позитивной (конструктивной) сторон и играют роль ступеней в поступательном движении по пути дальнейшего развития ребенка. Видимое поведенческое  неблагополучие ребенка в критическом возрастном периоде не закономерность, а скорее свидетельство неблагоприятного течения кризиса, отсутствия изменений в негибкой педагогической системе, которая не поспевает за быстрым изменением личности ребенка.

Возникшие в тот или  иной период новообразования качественно  меняют психологическое функционирование личности. Например, появление рефлексии  у подростка совершенно перестраивает  его психическую деятельность. Это  новообразование является третьим  уровнем самоорганизации: "Наряду с первичными условиями индивид, склада личности (задатки, наследственность) и вторичными условиями ее образования (окружающая среда, приобретенные признаки) здесь (в пору полового созревания) выступают третичные условия

(рефлексия, самооформление)". Третичные функции составляют основу самосознания. В конечном счете, они тоже представляют собой перенесенные в личные психологические отношения, некогда бывшие отношениями между людьми.

Однако связь между  социально-культурной средой и самосознанием  сложнее и состоит не только во влиянии среды на темпы развития самосознания, но и в обусловливании самого типа самосознания, характера его развития.

       2.2. Сущность и составляющие ВПФ.

Развитие психики на уровне человека согласно материалистической точке зрения идет в основном за счет памяти, речи, мышления и сознания благодаря усложнению деятельности и совершенствованию орудий труда, выступающих как средства исследования окружающего мира, изобретению и  широкому использованию знаковых систем. У человека наряду с низшими уровнями организации психических процессов, которые ему даны от природы, возникают  и высшие.

2.2.1. Память.

Наличие у человека представлений  говорит о том, что наши восприятия оставляют в коре мозга какие - то следы, которые сохраняются некоторое  время. То же надо сказать и наших  мыслях и чувствах. Запоминание, сохранение и последующее воспроизведение или узнавание того, что было в нашем прошлом опыте, называется памятью.

В процессе запоминания обычно устанавливается связь одного предмета или явления с другими предметами или явлениями.

Осуществляя связь между  прошлыми состояниями психики, настоящим  и процессами подготовки будущих  состояний, память сообщает связность  и устойчивость жизненному опыту  человека, обеспечивает непрерывность  существования человеческого "я" и выступает, таким образом, в  качестве одной из предпосылок формирования индивидуальности и личности.

2.2.2. Речь.

Речь является основным средством  человеческого общения. Без нее  человек не имел бы возможности получать и передавать большое количество информации, в частности такую, которая  несет большую смысловую нагрузку или фиксирует о себе то, что  невозможно воспринять с помощью  органов чувств (абстрактные понятия, непосредственно не воспринимаемые явления, законы, правила и т. п.). Без письменной речи человек был  бы лишен возможности узнать, как  жили, что думали и делали люди предыдущих поколений. У него не было бы возможности  передать другим свои мысли и чувства. Благодаря речи как средству общения  индивидуальное сознание человека, не ограничиваясь личным опытом, обогащается  опытом других людей, причем в гораздо  большей степени, чем это может  позволить наблюдение и другие процессы неречевого, непосредственного познания, осуществляемого через органы чувств: восприятие, внимание, воображение, память и мышление. Через речь психология и опыт одного человека становятся доступными другим людям, обогащают  их, способствуют их развитию.[3]

По своему жизненному значению речь имеет гтолифункшюнальный характер. Она является не только средством общения, но и средством мышления, носителем сознания, памяти, информации (письменные тексты), средством управления поведением других людей и регуляции собственного поведения человека.

Соответственно множеству  ее функций речь является полиморфной  деятельностью, т. е. в своих различных  функциональных назначениях представлена в разных формах: внешней, внутренней, монолога, диалога, письменной, устной и т. д. Хотя все эти формы речи взаимосвязаны, их жизненное назначение неодинаково. Внешняя речь, например, играет в основном роль средства общения, внутренняя — средства мышления. Письменная речь чаще всего выступает как  способ запоминания информации. Монолог обслуживает процесс одностороннего, а диалог - двустороннего обмена информацией.

2.2.3. Мышление.

Прежде всего мышление является высшим познавательным процессом. Оно представляет собой порождение нового знания, активную форму творческого отражения и преобразования человеком действительности. Мышление порождает такой результат, какого ни в одной действительности, ни у субъекта на данный момент времени существует. Мышление (в элементарных формах оно имеется и у животных) также можно понимать как получение новых знаний, творческое преобразование имеющихся представлений.[4]

Отличие мышления от других психологических процессов состоит  также в том, что оно почти  всегда связано с наличием проблемной ситуации, задачи, которую нужно  решить, и активным изменением условий, в которых эта задача задана. Мышление в отличие от восприятия выходит  за пределы чувственно данного, расширяет  границы познания. В мышлении на основе сенсорной информации делаются определенные теоретические и практические выводы. Оно отражает бытие не только в виде отдельных вещей, явлений  и их свойств, но и определяет связи, существующие между ними, которые  чаще всего непосредственно, в самом  восприятии человеку не даны. Свойства вещей и явлений, связи между  ними отражаются в мышлении в обобщенной форме, в виде законов, сущностей.

На практике мышление как  отдельный психический процесс  не существует, оно незримо присутствует во всех других познавательных процессах: в восприятии, внимании, воображении, памяти, речи. Высшие формы этих процессов  обязательно связаны с мышлением, и степень его участия в  этих познавательных процессах определяет и уровень развития.

Мышление — это движение идей, раскрывающее суть вещей. Его  итогом является не образ, а некоторая  мысль, идея. Специфическим результатом  мышления может выступить понятие  — обобщенное отражение класса предметов  в их наиболее общих и существенных особенностях.

Информация о работе Элементарные и высшие функции у человека