Элементарные и высшие функции у человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2014 в 11:24, реферат

Описание работы

Изучая проблемы развития личности, Л.С. Выготский выделил психические функции человека, которые формируются в специфических условиях социализации и обладают некоторыми особыми признаками. Эти функции он определил как высшие, рассматривая их на уровне идеи, понятия, концепции и теории. В целом им было определено два уровня психических процессов: естественные и высшие. Если естественные функции даны индивиду как природному существу и реализуются в спонтанном реагировании, то высшие психические функции (ВПФ) могут быть развиты только в процессе онтогенеза при социальном взаимодействии.

Содержание работы

1. Введение.
2. Высшие психические функции.
2.1. Теория ВПФ.
2.2. Сущность и составляющие ВПФ.
2.2.1. Память.
2.2.2. Речь.
2.2.3. Мышление.
2.2.4. Внимание.
2.2.5. Восприятие.
3. Признаки ВПФ.
4. Локализация ВПФ.
5.Социальная природа ВПФ.
5.1.Развитие ВПФ у человека.
5.2. Биологическое и социальное.
6. Вывод.
7. Заключение.
8. Список литературы.

Файлы: 1 файл

Pssikhologia_referat_2.docx

— 53.32 Кб (Скачать файл)

. анализирование - синтезирование;

. абстрагирование - конкретизация;

. сравнение - сопоставление;

. обобщение - классификация;

. кодирование - раскодирование (декодирование).

Все эти функции взаимосвязаны  и взаимообусловлены. В совокупности они определяют процессы познания и  постижения сущности явлений. Очевидно, что современное обучение нацелено прежде всего на развитие таких функций, как конкретизация, сравнение, кодирование. Конкретизация определяется способностью человека отвлечься от сущности явления и сосредоточиться на частностях. Так, например, работа с признаками или фактами при изучении каких-либо явлений действительности способствует развитию данной функции.[8]

Сравнение как интеллектуальная функция развивается у учащихся практически на всех предметах в  школе, так как очень многие задания  и вопросы к темам даны на сравнение. И, наконец, кодирование, которое связано  с развитием речи, развивается  уже с детства. К кодированию  относятся все интеллектуальные операции, сопровождающие перевод образов  и представлений в слова, предложения, текст. У каждого человека свои особенности  кодирования, которые проявляются  в стиле, смыслообразовании речи и общей структуре языка как знаковой системы.

Что касается анализирования, синтезирования, абстрагирования, сопоставления, обобщения, классифицирования и декодирования, то заданий на развитие этих функций в современных учебниках крайне мало, а само содержание учебного материала не способствует их формированию.

Действительно, многие функции  формировать крайне сложно в силу их сущностной специфики. Так, например, возможности развития функции сопоставления  ограничены, ибо данная функция предполагает соотнесение вещей не по существенному  признаку (как в сравнении), а по принадлежности предметов к различному классу явлений. С другой стороны, это  совершенно необходимо для подготовки ребят к анализу реалий современной  жизни. Здесь им часто придется принимать  решения и делать выбор на основе соотнесения различных явлений. Хорошим примером отбора содержания для развития функции сопоставления  является сказка Л. Кэрролла "Алиса  в стране чудес". В последнее  время стали появляться интересные учебные пособия для детей, где  представлены возможности реализации данного подхода. Однако, таких изданий  пока еще очень мало, и многие учителя не совсем представляют, как  ими пользоваться. В то же время  заниматься проблемами развития интеллектуальных функций детей совершенно необходимо, поскольку от этого зависит возможность  человека верно постигать сущность явлений окружающего мира.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Локализация  ВПФ.

Локализация (от лат. localis — местный) — отнесение высших психических функций к конкретным мозговым структурам. Проблема локализации ВПФ разрабатывается нейропсихологией, нейроанатомией, нейрофизиологией и др.

История изучения локализации  ВПФ восходит к античности (Гиппократ, Гален и др.). Представители узкого локализационизма рассматривали психологические функции как единые, неразложимые на компоненты “психические способности”, осуществляемые ограниченными участками коры мозга — соответствующими мозговыми “центрами”. Считалось, что поражение “центра” ведет к выпадению соответствующей функции. Логическим завершением идей наивного локализационизма явились френологическая карта Ф. Галля и локализационная карта К. Клейста, представляющие работу коры больших полушарий как совокупность функций различных “центров” психических способностей. Другое направление — “антилокализационизм” рассматривало мозг как единое недифференцированное целое, с которым в равной степени связаны все психические функции. Отсюда следовало, что поражение любой области мозга ведет к общему нарушению функции (например, к снижению интеллекта), а степень нарушения функции не зависит от локализации и определяется массой пораженного мозга. Согласно теории системной динамической локализации ВПФ, мозг — субстрат психических функций работает как единое целое, состоящее из множества высокодифференцированных частей, каждая из которых выполняет свою специфическую роль. Непосредственно с мозговыми структурами следует соотносить не всю психическую функцию и даже не отдельные ее звенья, а те физиологические процессы (факторы), которые осуществляются в соответствующих структурах. Нарушение этих физиологических процессов приводит к появлению первичных дефектов, распространяющихся на целый ряд взаимосвязанных психических функций.

 

 

 

 

 

5.Социальная природа  ВПФ.

5.1.Развитие ВПФ  у человека.

Ускоренному психическому развитию людей способствовали три основные достижения человечества: изобретение орудий труда, производство предметов материальной и духовной культуры и возникновение языка и речи. С помощью орудий труда человек получил возможность воздействовать на природу и глубже ее познавать. Первые такие орудия — топор, нож, молоток — одновременно служили и той и другой цели. Человек изготавливал предметы домашнего обихода и изучал свойства мира, не данные непосредственно органам чувств.[9]

Совершенствование орудий и  выполняемых с их помощью трудовых операций вело, в свою очередь, к  преобразованию и улучшению функций  руки, благодаря чему она превратилась со временем в самое тонкое и точное из всех орудий трудовой деятельности. На примере руки учился познавать  действительность глаз человека, она  же способствовала развитию мышления и создавала основные творения человеческого  духа, С расширением знании о мире возрастали возможности человека, он приобретал способность быть независимым  от природы и по разумению изменять свою собственную природу (имеются  в виду человеческое поведение и  психика).

Создаваемые людьми многих поколений предметы материальной и  духовной культуры не пропадали бесследно, а передавались и воспроизводились из поколения в поколение, совершенствуясь. Новому поколению людей не было необходимости  изобретать их заново, достаточно было обучиться пользоваться ими с  помощью других людей, уже умеющих  это делать.

Изменился механизм передачи способностей, знаний, умений и навыков  по наследству. Теперь не нужно было менять генетический аппарат, анатомию и физиологию организма для того, чтобы подняться на новую ступень  психологического и поведенческого развития. Достаточно было, имея гибкий с рождения мозг, подходящий анатомо-физиологический  аппарат, научиться по

- человечески пользоваться  созданными предыдущими поколениями  предметами материальной и духовной  культуры. В орудиях труда, в  предметах человеческой культуры  стали людьми передаваться по  наследству их способности и  усваиваться следующими поколениями  без изменения генотипа, анатомии  и физиологии организма. Человек  вышел за пределы своей биологической ограниченности и открыл для себя путь к практически безграничному совершенствованию.

Благодаря изобретению, совершенствованию  и широкому использованию орудий, знаковых систем человечество получило уникальную возможность сохранять  и накапливать опыт в виде различных  текстов, продуктов творческого  труда, передавать его из поколения  в поколение при помощи продуманной  системы обучения и воспитания детей. Следующие поколения усваивали  знания, умения и навыки, выработанные предыдущими, и тем самым также  становились цивилизованными людьми. Более того, поскольку этот процесс очеловечивания начинается с первых дней жизни и дает свои видимые результаты довольно рано (из материалов, представленных во второй книге учебника, мы увидим, что уже трехлетний ребенок не биологическое существо, а маленькая, вполне цивилизованная личность), у индивида сохранялась возможность внести свой, личный вклад в копилку цивилизации и тем самым умножить достижения человечества.

Так, постепенно, ускоряясь, из века в век совершенствовались творческие способности людей, расширялись  и углублялись их знания о мире, все выше поднимая человека над всем остальным животным миром. Со временем человек придумал и усовершенствовал множество вещей, не имеющих аналогов в природе.

Они стали ему служить  для удовлетворения собственных  материальных и духовных потребностей и одновременно выступали в качестве источника для развития человеческих способностей.

Если на миг представить  себе, что произошла всемирная  катастрофа, в результате которой  погибли люди, имеющие соответствующие  способности, был уничтожен мир  материальной и духовной культуры и  выжили только малые дети, то в своем  развитии человечество было бы отброшено  на десятки тысяч лет назад, так  как некому и не на чем было бы учить детей становиться людьми.

Но самым, пожалуй, значительным изобретением человечества, оказавшим  ни с чем не сравнимое влияние на развитие людей, стали знаковые системы. Они дали толчок для развития математики, инженерии, науки, искусства, других областей человеческой деятельности. Появление буквенной символики привело к возможности записи, хранения и воспроизведения информации. Отпала необходимость держать ее в голове отдельного человека, исчезла опасность безвозвратной утраты из-за потери памяти или ухода хранителя информации из жизни.

Особо выдающиеся достижения в совершенствовании способов записи, хранения и воспроизведения информации, которые пришлись на последние десятилетия  текущего столетия, привели к новой  научно-технической революции, которая  активно продолжается в наше время. Это — изобретение магнитной, лазерной и других форм записи информации. Мы, очевидно, находимся сейчас на пороге перехода на новую, качественно более  высокую ступень психического и  поведенческого развития человека, первые признаки наступления которой можно  уже заметить. К ним относится  доступность отдельно взятому человеку практически любой информации, если где-то и когда-то она кем-то была записана на понятном языке. Сюда же можно  включить и развитие средств связи, освобождение людей от рутинной, мало способствующей их развитию работы и передачу ее машине, возникновение и совершенствование способов воздействия на природу не столько с целью ее использования для своих нужд, сколько для сохранения и улучшения самой природы. Быть может, скоро людям удастся научиться подобным же образом воздействовать и на свою природу.

Знаковые системы, особенно речь, с самого начала их использования  людьми стали действенным средством  влияния человека на самого себя, управления своим восприятием, вниманием, памятью, другими познавательными процессами.

Наряду с первой, данной человеку от природы сигнальной системой (И. П.

Павлов), которая представляла собой органы чувств, человек получил  вторую сигнальную систему, выраженную в слове. Обладая известными людям значениями, слова стали оказывать на их психологию и поведение такое же воздействие, как и замещаемые ими предметы, а иногда даже большее, если они обозначали явления и предметы, которые трудно представить (абстрактные понятия). Вторая сигнальная система стала мощным средством самоуправления и саморегуляции человека. Восприятие приобрело такие качества, как предметность, константность, осмысленность, структурность', внимание стало произвольным, память — логической, мышление — словесным и абстрактным.

Практически все психические  процессы человека вследствие использования  речи для управления ими вышли  за пределы своей природной ограниченности, получили возможность дальнейшего, потенциально безграничного совершенствования.

 

Слово стало основным регулятором  человеческих поступков, носителем  нравственных и культурных ценностей, средством и источником цивилизации  человека, его интеллектуального  и морального совершенствования. Оно  же выступило как главный фактор воспитании и обучения. Благодаря слову человек- индивид стал человеком-личностью. Особую роль в развитии людей сыграла речь как средство общения. Ее развитие способствовало взаимному интеллектуальному и культурному обогащению людей, живущих в разных концах мира и говорящих на разных языках.[10]

5.2. Биологическое  и социальное.

У человека кроме наследуемого и стихийно прижизненно приобретаемого опыта есть еще сознательно регулируемый, целенаправленный процесс психического и поведенческого развития, связанный  с обучением и воспитанием. Если, изучая человека и сравнивая его  с животными, мы обнаруживаем, что  при наличии одинаковых анатомо-физиологических  задатков человек в своей психологии и поведении достигает большего, чем животное, уровня развития, значит, это является результатом научения, которым можно сознательно управлять  через обучение и воспитание. Таким  образом, сравнительное психолого-поведенческое  исследование человека и животных позволяет  более правильно, научно обоснованно  определять содержание и методы обучения и воспитания детей.

Как человек, так и животные обладают общими врожденными элементарными  способностями познавательного  характера, которые позволяют им воспринимать мир в виде элементарных ощущений (у высокоразвитых животных — ив виде образов), запоминать информацию. Все основные виды ощущений: зрение, слух, осязание, обоняние, вкус, кожная чувствительность и др.— с рождения присутствуют у человека и животных. Их функционирование обеспечивается наличием соответствующих анализаторов, строение которых было подробно рассмотрено  во второй главе.

Но восприятие и память развитого человека отличаются от аналогичных  функций у животных и новорожденных  младенцев. Эти отличия проходят сразу по нескольким линиям.

Во-первых, у человека по сравнению с животными соответствующие  познавательные процессы обладают особыми  качествами: восприятие — предметностью, константностью, осмысленностью, а  память — произвольностью и опосредствованностью (применение человеком специальных, культурно выработанных средств запоминания, хранения и воспроизведения информации).

Информация о работе Элементарные и высшие функции у человека