Экзистенциальная психология как теоретическая основа тренингов личностного роста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2014 в 18:58, курсовая работа

Описание работы

Мотивом выбора автором данной темы курсовой работы стал неподдельный
интерес автора к трансформационным тренингам личностного роста, в
частности программы «Созидания» компании ООО «Открытый Мир» (в
дальнейшем «Тренинг»), которую автор проходил сам и в дальнейшем работал
в этом направлении

Содержание работы

I. Ведение
II. Основная часть
1. Экзистенциальная психология
1.1Краткий обзор экзистенциальной психологии, ее практических
направлений и философии
1.2Основные понятия экзистенциальной психологии
1.2.1 Экзистенция и бытие
1.2.2 Бытие-в-мире и три формы мира
1.2.3 Трансцендентность
1.2.4 Время
1.2.5 Смысл жизни и ценности
1.2.6 Ответственность, свобода и выбор
2. Программа «Созидания»
2.1Структура и описание программы
2.2Основные понятия и принципы
2.3Сравнительные анализ основных положений программы
«Созидание» с понятиями в экзистенциальной психологии.
III. Заключение

Файлы: 1 файл

Курсовая работа. Экзистенциальная психология.docx

— 117.27 Кб (Скачать файл)

12. Выход человека за привычные рамки. Невозможно создать что-то новое в жизни, если действовать по-старому. В обыденной жизни человек, по законам природы идет по наименьшему сопротивлению, находится так сказать в русле привычной жизни, границы которой определяют страх, сопротивление и всякие подобные дискомфортные чувства. Это логично, ведь биологическая обусловленность человека склоняет его к конформизму. Действуя в большинстве случаев автоматически, не задумываясь, человек уходит от страха, боли, сопротивления. Он избегает этих чувств, тем самым определяя границы своих автоматических действий. Задача выйти из этого привычного уклада жизни, из своей зоны комфорта  тем самым, расширив эти границы.

13. Жить честно. Здесь имеется в виду конгруэнтность человека. То есть когда внутреннее наполнение человека (его желания, эмоции, мечты, мысли и т.п.) соотносятся с его внешними проявлениями (действия, слова, поступки и т.п.). Живя честно, человек получает возможность тратить свою силу и энергию на воплощение своих смыслов, а не на страхи, вранье и уловки.

2.3 Сравнительные анализ основных положений программы «Созидание» с основными понятиями в экзистенциальной психологии.                                 

Изначально, необходимо отметить, что в предлагаемой к рассмотрению программе априори виден явный гуманистический подход к человеку как духовному существу, способному на экстраординарные результаты с безграничным потенциалом возможностей.

  Одним из основных, фундаментальных принципов, позволяющих обозначить именно экзистенциальное направление, как теоретическую основу Тренинга, является рассмотрение понятия бытия как центральной основы всей концепции. Понятие бытия является открытием именно экзистенционалистов, в тоже время как уникальной особенностью Тренинга является работа с бытием (в отличие от тренингов, дающих указания как делать). При этом, обращая внимание на данное Р.Мэем определение бытия как «индивидуально-неповторимый рисунок возможностей», мы видим практическую его тренировку в Тренинге посредством принципа «все есть возможность».

Далее одним главных характеристик в данной системе обучения является опыт в ощущениях. То есть все переживания участников проходят в живую, на их собственном опыте. Данный тренинг очень конкретный и тренер обращается к непосредственному опыту каждого участника, разговаривает с ним именно о его отношении к сложившейся ситуации и именно его чувствах с этим связанных. Что имеет место быть в экзистенциальной психологии, выражающееся фразой Гуссерля : «Назад к самим вещам!».

То, что предлагается сделать в курсе «Открытие» - увидеть и осознать  установки, «призму», через которую человек воспринимает мир, а далее трансформировать ее в соответствии со своим вдохновляющим видением, создать заново свое бытие. Соотносится с методикой и задачами экзистенционального анализа, где «призма» есть миро-проект, характеризующееся всеобъемлющим паттерном индивидуального модуса бытия-в-мире, некий базис, позволяющий интерпретировать деятельность личности, и задача экзистенциального аналитика помочь человеку его осознать и переформатировать. Истинная экзистенция личности, по Бисвангеру, обнаруживается благодаря углублению ее в себя с целью выбрать автономный "жизненный план", что соотносится в Тренинге с созданием вдохновляющего видения человека.

Очень четко прослеживается в Тренинге экзистенциальный подход ко времени: действовать, исходя из будущего, действовать на 100%, как будто каждый день является последним. Таким образом, утверждается особое влияние будущего, конечность времени и жизни в целом. При этом особое внимание уделяется видению будущего человека, смыслу его жизни, самоопределению и формулировке конкретных целей.

Постулат о том, что «экзистенциальная психология - это наука, изучающая смысл жизни, но не в аспекте его содержания, чем занимается экзистенциальная философия, а в аспекте его действия, его значения для человека, его данности в опыте человеческой жизни и обусловленности этим опытом», - нашел свое отражение в принципе безотлагательности и результативности Тренинга, направленного на активацию деятельной функции человека.

   Тезис Франкла "действие вытекает из бытия"  коррелируется с принципом Тренинга «Быть-делать-иметь». Сюда же добавляется выбор. Выбор быть каким-либо. То есть человек, осуществляя каждую секунду выбор о том куда он идет, какие смыслы осуществляет, как действует , тем самым определяет себя.

    Также можно  соотнести тренировки по трем  направлениям: Я, Я+ТЫ и Я+МЫ с  тремя модусами бытия: Eigenwelt, Mitwelt  и Umwelt соответственно. При этом, свойство того, что Mitwelt и Umwelt мы воспринимаем через призму Eigenwelt, соотносится с тем,что предлагается начинать с тренировки именно своего Я, а далее проявлять его во взаимоотношении с другими людьми и миром вокруг.

Принцип тренинга – «выход человека за привычные рамки» аналогия экзистенциальной трансценденции. Экзистенциальные аналитики утверждают, что способность человеческого существа трансцендировать наличную ситуацию – это самый центр человеческого существования, она является основой человеческой свободы. Соответственно это и есть то самое уникальное человеческое качество выходить за рамки своих автоматических, детерминированных действий, задающее основу человеческой свободы.

При этом экзистенциалисты обозначают, что транстенденция подразумевает интенциальность бытия человека. Оно всегда ориентировано вовне на что-то или на кого-то: на смысл чего-либо или на другого человека. И в этой ориентации во вне проявляется открытость человека миру, в служении делу или любви к другому, и тем самым человек реализует сам себя. Чем больше его энергия направлена во вне, тем в большей степени он проявляет свою трансцендентность и тем больше он является человеком, становясь при этом самим собой. Таким образом, он, по сути, может реализовать себя лишь в той мере, насколько он находится в отдавании, насколько фокус его внимания направлен во внешний мир. Это можно обозначить научным обоснованием закона отдавания, который в Тренинге практически продуцируется в осуществлении социальных проектов, в принципе «вклада в других людей» и «командной работы».

В логотерапии Франкл определяет, что значимы не наши переживания, а то, как мы к ним относимся. Свобода человека - в готовности принять все это и в том, чтобы позволить этому быть. И именно основная задача Тренинга состоит в том, чтобы сформировать свое отношение к жизни, себе, людям, целям и результатам так, чтобы трудности, и то, что мы привыкли называть проблемы, использовать для продвижения и развития. При этом свобода человека дополнятся принципом ответственности.

 

 

    1. Заключение.

Таким образом, проведя исследования экзистенциальной психологии в части ее влияния на разработку Тренинга, видно, что основные  понятия экзистенциальных психологов роднятся с принципами Тренинга, из чего автор пришел к выводу, что экзистенциальная психология явилась теоретической основой для Программы «Созидания» и аналогичных трансформационных тренингов личностного роста. 

Обращает на себя внимание успешное практическое применение данной теории в современном мире. Только данный тренинговый центр представлен в трех городах России и существует более 10 лет, выпустив при этом более 10000 участников. При этом отзывы участников большей частью наполнены энтузиазмом, массой впечатлений и результатов. Автор сам является выпускником данного тренинга и оценивает трансформацию, произошедшую с ним за несколько лет кардинальной и созидательной.

Очевидно, что в нашу эпоху изобилия информации и технократии все более и более  жизнеспособными являются личности с яркими, уникальными качествами, неординарные и в тоже время живущие в гармонии со своей природой и миром вокруг. И в наше время, когда на все органы чувств постоянно пытаются воздействовать извне для манипуляций, для того, чтобы превратить человека в биомассу, все более актуально становится использование техник, позволяющих раскрыть свой потенциал, свое бытие, прийти к себе настоящему и очнуться ото сна, влекущего за собой детерменизм прошлого, истинктов и обстоятельств.

В данной работе описаны лишь общие характеристики интеграции экзистенциальной психологии с Тренингом. В дальнейшем есть возможность более детально рассмотреть практические тренировки, исходя из экзистенциальной концепции, и эмпирическим путем подтвердить их состоятельность. И возможно, именно обретя практическую успешную реализацию своей концепции в реальной жизни реальных здоровых людей, экзистенциальная психология получит возможность добавить к своему философскому фундаменту эмпирическую базу, объективно-научные знания, и выйти на новый уровень понимания человека.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Использованная литература:

1. Виктор Франкл. Человек в поисках смысла жизни. Москва, Прогресс, 1990г.

2. Р.Мэй, Л.Бисвангер, Г.Элленбергер. Экзистенция: новое измерение психиатрии и психологии. Под редакцией Ролло Мэя. Перевод М.Занадворова и Ю.Овчинниковой., Москва: Апрель Пресс & ЭКСМО-Пресс, 2001

3. Тихонравов Ю.В. Экзистенциальная  психология. Москва, ЗАО "Бизнес-школа" Интел-Синтез", 1998.

4. Летуновский Вячеслав, Есельсон Семен. Экзистенциальная психология и психотерапия. Ростов-на-Дону, Журнал "Экзистенциальные традиции: философия, психология, психотерапия", Выпуск 1 Сентябрь 2002 

5. Р.Мэй. Открытие Бытия. Перевод А.Багрянцевой, Москва, Институт общегуманитарных исследований, 2004

6. А.М.Руткевич. От Фрейда к Хайдеггеру. Москва, Издательство политической литературы, 1986

7. Р.Мэй, А.Маслоу, Г.Оллпорт, К.Роджерс. Экзистенциальная психология. Перевод  Л.Я.Дворко, Москва- Львов, Институт общегуманитарных исследований, 2005

8. Гайденко П.П. Прорыв к трансцендентному// Новая онтология ХХ века. Москва, Республика, 1997

9. Летуновский В.В. Сравнительный анализ методологических оснований вариантов экзистенциального анализа Л.Бинсвангера и М.Босса // Понимание как фактор личностного развития.  Кемерово, Графика, 2002

10. Сайт www.o-mir.ru

11. А.И.Фурсов. De Conspiratione/ О Заговоре. Сборник монографий. Москва, Товарищество научных изданий КМК, 2013

12. Л.Бисвангер. Бытие в мире// Введение в экзистенциальную психиатрию. Москва, КСП+, Санкт-Петербург, Ювента, 1999

13. М.Хайдеггер. Бытие и  время. Москва, Академический проект, 2011

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Экзистенциальная психология как теоретическая основа тренингов личностного роста