Экстремальные ситуации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2012 в 14:57, лекция

Описание работы

Экстремальной ситуацию делает не только реальная, объективно существующая угроза жизни для самого себя или значимых близких, но и наше отношение к происходящему. Восприятие одной и той же ситуации каждым конкретным человеком индивидуально, в связи с чем критерий «экстремальности» находится, скорее, во внутреннем, психологическом плане личности.

Файлы: 1 файл

лекция.docx

— 64.65 Кб (Скачать файл)

                 -предвидением хода мыслей партнера,

       -уверенностью, вызывает чувство безопасности, «человек слова»,

       однако  может -проявить пассивность,

       -уйти  от предмета переговоров, 

       -«забегать  вперед»; 

       
  1. харизматический
    • несколько импульсивный и зажигательный оратор,
    • обладает убеждающей силой благодаря своим эмоциям, идеям, планам,
    • но может увлечься и «рискнуть» [33].
 

       Все приведенные типы могут проявиться и у одного человека, но это встречается  очень редко. Знание переговорщиком своих достоинств и недостатков, хорошая подготовка, позволяют ему успешно вести переговоры с преступниками в любых ситуациях.

СТРАХ ПАРАЛИЗУЕТ ВОЛЮ

       Различие  между храбрым  и трусом в том. что первый, сознавая опасность, не чувствует страха, а второй чувствует страх, не осознавая опасности.

       В. О. Ключевский

       Страх парализует волю, часто ведет к спонтанным, непродуманным и хаотическим действиям, а в итоге снижает надежность и эффективность решений в экстремальных ситуациях.

       По  психологической природе это чувство - результат мышления и воображения, предвосхищающих опасности для жизни, здоровья и самочувствия человека.

       Такая угроза связана со страданиями, отсюда возникают чрезмерные по своей силе эмоциональные переживания.

       У страха много ликов

    • от опасения,
    • боязни,
    • испуга
    • до ужаса, который приводит к потере целенаправленного поведения.
 

       Принято считать: это чувство нельзя преодолеть логикой, мысленными уговорами и приказаниями, напряжением воли. Как же побороть страх?  
 

       Выделим два основных пути в развитии самообладания:

    1. самовоспитание
    2. и применение специальных психотехнических приемов.
 

       1.Самовоспитание  включает личностное  развитие и совершенствование профессиональной подготовки.

         Главные составляющие  в этом направлении:

  • формирование веры в собственную неуязвимость и развитие установки на выживание в опасных условиях;
  • развитие профессионализма и укрепление убежденности в безошибочности собственных действий в экстремальных ситуациях;
  • постепенный переход от состояния тревожности к концентрации внимания;
  • моделирование опасных ситуаций (например, на психологической полосе препятствий);
  • поддержание приятных эмоций и переживаний после рискованных, но успешных действий;
  • приобретение навыков психосаморегуляции, аутогенной тренировки и медитации.
 

       Психотехнические  приемы позволяют снимать отрицательные  переживания и менять ход мысли в позитивном направлении.

         Считается, что локализация страха возможна при согласии с самим собой по принципу «будь что будет».

       СУТЬ: В этом случае мозг перестает просчитывать варианты угрозы, поток лихорадочных мыслей сменяется обостренным восприятием событий. И таким образом человек эффективнее включается в ситуацию, что вытесняет страх. 
 

       Общие рекомендации:

       1.Внимательно  слушайте собеседника, предоставляйте  ему возможность высказаться полностью. 

       2.Короткая  пауза не означает, что поставлена  точка. 

       3.Почувствуйте, когда вас приглашают высказаться. 

       4.Уточняйте  смысл слов, чтобы убедится в  правильности понимания. 

  1. Старайтесь  как можно точнее понимать эмоциональное  состояние собеседника, назовите то чувство, которое, как вы полагаете, он испытывает. Отметьте при этом, что у вас нет полной уверенности в этих предположениях.

    Например: «Мне кажется, вы чем-то разочарованны (вы чем-то опечалены, вас что-то раздражает и т.д.)». Это даст шанс получить от собеседника открытое сообщение о его состоянии. 

       6.Не  давайте советов и оценок, пока  не убедитесь, что они будут приняты и будут ему полезны. 

       7. Если чувствуете, что человеку  хочется знать ваше мнение, потому что он собирается принять собственное решение, помогите своим опытом. Но если за просьбой стоит нежелание или неумение брать ответственность за свои действия на себя, не давайте совета в виде решения, плана поведения. Примите участие в продумывании, порассуждайте вместе. Если у человека волевая регуляция не блокирована, то исполнение собственного решения он всегда будет производить с большей энергией, отдачей, творчеством, и тогда даже менее удачное может привести к большему эффекту, оно без исполнения, в конкретной ситуации не ведет к необходимому результату. 

       8. Когда вы слушаете собеседника,  ведите себя так, чтобы он  был уверен, что вы его понимаете. Придерживайтесь одобрительной установки по отношению к нему. Чем больше говорящий чувствует одобрение, тем точнее он выразит то, что хочет сказать. Любая отрицательная установка со стороны слушающего вызывает защитную реакцию, затягивает общение или прерывает его с безрезультатным окончанием. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Пример: захват террористами самолета

 Оказавшись на  борту захваченного самолета психолог может оказать неоценимую помощь как после освобождения заложников, так и оказавшись вместе с ними. В том случае, если психолог оказался на борту захваченного самолета, он может скоординировать действия захваченных вместе с ним людей, занять позицию организатора действий, помочь пережить эту неприятную ситуацию с наименьшим риском для жизни, а так же предотвратить различные негативные последствия и расстройства со стороны психического состояния людей.

 Действия психолога,  который сообщает людям всю  необходимую информацию и настраивает  людей на правильное поведение.

1. Необходимо предупредить  пассажиров о том, что в некоторых  компаниях есть вооруженные охранники  или сотрудники службы безопасности  по борьбе с воздушным пиратством. Если такие сотрудники находятся  на борту, в их обязанности  входит не допустить захвата  самолета. Настроить на то, чтобы  все находились начеку и были  готовы упасть на пол, чтобы  найти укрытие в первые моменты захвата самолета, а так же о том, что подняться можно только в том случае, если будут уверены, что стрельба прекратилась. Но в любой ситуации не вставали и не проявляли излишнего любопытства. Как правило, пассажир, который суетится, может быть убит или ранен в перекрестном огне.

2. Не давали повода, чтобы террористы приняли пассажира  за охранника или сотрудника  службы безопасности по борьбе  с воздушным пиратством. Террористы  могут действовать группами. Они  могут занимать места среди  пассажиров в готовности убить  любого, кто покажется им охранником. Нельзя делать резких движений, не доставайте ничего из пиджака  или багажа.

3. Взрыв на борту.  При взрыве бомбы или взрывного  устройства давление в салоне  может резко уменьшиться. При  этом образовавшаяся дыра будет  засасывать людей и предметы. Психологу необходимо проконсультировать  пассажиров по этому поводу, попросить  пристегнуться ремнем безопасности, чтобы не пострадать.

4. Настроить пассажиров  на выполнение инструкции членов  экипажа. Члены экипажа прошли  специальную подготовку по выполнению  своих обязанностей в чрезвычайной  обстановке. Не стоит предпринимать  самостоятельных действий, если  необходимость в них не будет  вызвана крайними причинами. Прежде  чем предпринять какие-либо действия, необходимо все продумать. Психолог  успокоит других пассажиров.

5. Не привлекать  к себе внимания какими-либо  действиями. Это наиболее важное  правило выживания в случае  угона самолета. Не стоит устанавливать  визуального контакта с террористами, жаловаться. Психолог настраивает  на незаметное поведение, нейтральную  позу, т.к не стоит показывать своего страха или гнева без необходимости.

6. При нахождении  не здорового человека на борту  необходимо об этом дать знать  террористам. Психолог должен  настроить этого человека на  спокойное поведение. В этом  случае террористы лишены повода  обратить на него особое внимание. Если же беспокоить их, то человек подвергнется оскорблениям и физическому воздействию.

7. Не стоит задавать  вопросов. Это не только обратит  на себя внимание, но и разозлит  террористов. Они могут отыграться  на пассажирах.

8. Не стоит заискиваться перед террористами. Как правило, они не уважают тех, кто перед ними унижается.

9. Психолог должен  подготовить людей к худшему.  Во многих случаях террористы  проявляют жестокость и грубость. Не стоит пытаться урезонить  их. Никогда не следует недооценивать  их жестокость, они способны к  непредсказуемым действиям. Нельзя  предпринимать никаких действий, которые бы заставили их поступать  бездумно по причине страха  или гнева, они могут попытаться  подвергнуть пассажиров унижению. Воспринимайте их оскорбления  нужно без жалоб. Если настроить  их против себя, позже они с  человеком рассчитаются.

10. Психолог настраивает  на то, что есть и пить придется  все и как можно больше. Пища, возможно, будет подаваться нерегулярно.  Нельзя капризничать и привередничать. Еда может быть нерегулярной. Оставаться заложником возможно  долгое время, поэтому необходимо  поддерживать свои силы, если  есть такая возможность.

11. Придется привыкнуть  к дискомфорту. Возможна любая  ситуация, такая как отсутствие  света, жара или холод, отсутствие  света, и др. Утешением может  служить то, что террористы будут  испытывать такие же неудобства, что в конечном счете будет способствовать разрешению конфликта.

12. Психолог настраивает  людей на запоминание всего  происходящего на борту самолета. В случае вашего освобождения  или побега это поможет властям  в получение ценной информации.

13. Нужно изучить,  как можно покинуть самолет  быстро. Запомнить расположение  выходов. Особенно важно запечатлеть  в памяти количество рядов  впереди и позади вас до  ближайшего выхода. При возникновении  пожара и большом задымлении  пригнуться, при необходимости - опустится на колени и на  локти, чтобы дым и вредные  газы не попали в легкие, и  пробираться к выходу.

14. Необходимо подготовить  пассажиров к возможной попытке  освобождения самолета. Если слышится  шум за бортом, нельзя подавать  вида в сторону источника звуков. Нужно пригнуться в своем кресле  и приготовиться прикрыть голову  или защитить своих детей.

15. Как только попытка  освобождения самолета началась, нельзя вмешиваться. Сотрудники  службы безопасности это профессионалы,  которые знают, что делают.

 Главная задача  психолога успокоить всех, настроить  на выполнение указаний террористов,  не подбирать брошенного оружия, во избежание собственной смерти  и т.д. Многие заложники испытывают  после пережитого психические  страдания. Это нормально. Некоторые  из освобожденных говорят, что  они чувствуют себя виновными  в том, что были объектом  столь пристального внимания. Другие  терзаются от того, что не оказали  достаточного сопротивления или  каким-то образом сотрудничали с террористами. Нет ничего необычного в том, что заложники, которые проявили хладнокровие, выдержку и были примером для других пассажиров во время сурового испытания, позднее, когда необходимость проявлять эти качества миновала, испытывали нервный стресс и истерику. В этом случае очень поможет профессиональная помощь, как заложникам, так и членам их семьи.

Информация о работе Экстремальные ситуации