Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2012 в 14:57, лекция
Экстремальной ситуацию делает не только реальная, объективно существующая угроза жизни для самого себя или значимых близких, но и наше отношение к происходящему. Восприятие одной и той же ситуации каждым конкретным человеком индивидуально, в связи с чем критерий «экстремальности» находится, скорее, во внутреннем, психологическом плане личности.
-предвидением хода мыслей партнера,
-уверенностью, вызывает чувство безопасности, «человек слова»,
однако может -проявить пассивность,
-уйти от предмета переговоров,
-«забегать
вперед»;
Все приведенные типы могут проявиться и у одного человека, но это встречается очень редко. Знание переговорщиком своих достоинств и недостатков, хорошая подготовка, позволяют ему успешно вести переговоры с преступниками в любых ситуациях.
Различие между храбрым и трусом в том. что первый, сознавая опасность, не чувствует страха, а второй чувствует страх, не осознавая опасности.
Страх парализует волю, часто ведет к спонтанным, непродуманным и хаотическим действиям, а в итоге снижает надежность и эффективность решений в экстремальных ситуациях.
По психологической природе это чувство - результат мышления и воображения, предвосхищающих опасности для жизни, здоровья и самочувствия человека.
Такая угроза связана со страданиями, отсюда возникают чрезмерные по своей силе эмоциональные переживания.
У страха много ликов
Принято
считать: это чувство нельзя преодолеть
логикой, мысленными уговорами и приказаниями,
напряжением воли. Как
же побороть страх?
Выделим два основных пути в развитии самообладания:
1.Самовоспитание включает личностное развитие и совершенствование профессиональной подготовки.
Главные составляющие в этом направлении:
Психотехнические
приемы позволяют снимать
Считается, что локализация страха возможна при согласии с самим собой по принципу «будь что будет».
СУТЬ:
В этом случае мозг перестает просчитывать
варианты угрозы, поток лихорадочных мыслей
сменяется обостренным восприятием событий.
И таким образом человек эффективнее включается
в ситуацию, что вытесняет страх.
Общие рекомендации:
1.Внимательно
слушайте собеседника,
2.Короткая
пауза не означает, что поставлена
точка.
3.Почувствуйте,
когда вас приглашают
4.Уточняйте
смысл слов, чтобы убедится в
правильности понимания.
Например:
«Мне кажется, вы чем-то разочарованны
(вы чем-то опечалены, вас что-то раздражает
и т.д.)». Это даст шанс получить от собеседника
открытое сообщение о его состоянии.
6.Не
давайте советов и оценок, пока
не убедитесь, что они будут
приняты и будут ему полезны.
7.
Если чувствуете, что человеку
хочется знать ваше мнение, потому
что он собирается принять собственное
решение, помогите своим опытом. Но если
за просьбой стоит нежелание или неумение
брать ответственность за свои действия
на себя, не давайте совета в виде решения,
плана поведения. Примите участие в продумывании,
порассуждайте вместе. Если у человека
волевая регуляция не блокирована, то
исполнение собственного решения он всегда
будет производить с большей энергией,
отдачей, творчеством, и тогда даже менее
удачное может привести к большему эффекту,
оно без исполнения, в конкретной ситуации
не ведет к необходимому результату.
8.
Когда вы слушаете собеседника,
Пример: захват террористами самолета
Оказавшись на борту захваченного самолета психолог может оказать неоценимую помощь как после освобождения заложников, так и оказавшись вместе с ними. В том случае, если психолог оказался на борту захваченного самолета, он может скоординировать действия захваченных вместе с ним людей, занять позицию организатора действий, помочь пережить эту неприятную ситуацию с наименьшим риском для жизни, а так же предотвратить различные негативные последствия и расстройства со стороны психического состояния людей.
Действия психолога,
который сообщает людям всю
необходимую информацию и
1. Необходимо предупредить
пассажиров о том, что в
2. Не давали повода,
чтобы террористы приняли
3. Взрыв на борту.
При взрыве бомбы или
4. Настроить пассажиров
на выполнение инструкции
5. Не привлекать
к себе внимания какими-либо
действиями. Это наиболее важное
правило выживания в случае
угона самолета. Не стоит устанавливать
визуального контакта с
6. При нахождении
не здорового человека на
7. Не стоит задавать
вопросов. Это не только обратит
на себя внимание, но и разозлит
террористов. Они могут
8. Не стоит заискиваться перед террористами. Как правило, они не уважают тех, кто перед ними унижается.
9. Психолог должен
подготовить людей к худшему.
Во многих случаях террористы
проявляют жестокость и
10. Психолог настраивает
на то, что есть и пить придется
все и как можно больше. Пища,
возможно, будет подаваться нерегулярно.
Нельзя капризничать и
11. Придется привыкнуть
к дискомфорту. Возможна любая
ситуация, такая как отсутствие
света, жара или холод,
12. Психолог настраивает
людей на запоминание всего
происходящего на борту
13. Нужно изучить,
как можно покинуть самолет
быстро. Запомнить расположение
выходов. Особенно важно
14. Необходимо подготовить
пассажиров к возможной
15. Как только попытка
освобождения самолета
Главная задача
психолога успокоить всех, настроить
на выполнение указаний