Экстремальные ситуации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2012 в 14:57, лекция

Описание работы

Экстремальной ситуацию делает не только реальная, объективно существующая угроза жизни для самого себя или значимых близких, но и наше отношение к происходящему. Восприятие одной и той же ситуации каждым конкретным человеком индивидуально, в связи с чем критерий «экстремальности» находится, скорее, во внутреннем, психологическом плане личности.

Файлы: 1 файл

лекция.docx

— 64.65 Кб (Скачать файл)
 
 
 

       Многие  сферы жизнедеятельности в силу внутренних и внешних опасностей и угроз иногда становятся экстремальными.

       «Экстремальными ситуациями (лат. extremum - крайнее, предельное; situatio - положение) называют ситуации, которые ставят перед человеком большие объективные и психологические трудности, обязывают его к полному напряжению сил и наилучшему использованию личных возможностей для достижения успеха и обеспечения безопасности».

   Экстремальной ситуацию делает не только реальная, объективно существующая угроза жизни для самого себя или значимых близких, но и наше отношение к происходящему. Восприятие одной и той же ситуации каждым конкретным человеком индивидуально, в связи с чем критерий «экстремальности» находится, скорее, во внутреннем, психологическом плане личности.

   В качестве факторов, определяющих экстремальность, могут рассматриваться следующие:

  1. Различные эмоциогенные воздействия в связи с опасностью, трудностью, новизной, ответственностью ситуации.
  2. Дефицит необходимой информации или явный избыток противоречивой информации.
  3. Чрезмерное психическое, физическое, эмоциональное напряжение.
  4. Воздействие неблагоприятных климатических условий: жары, холода, кислородной недостаточности и т.д.
  5. Наличие голода, жажды.

   Помимо  экстремальной выделяют также чрезвычайную и кризисную ситуации:

  • Чрезвычайная ситуация(ЧС) — это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которое может повлечь за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей. [13]

             Закон о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера от 21 декабря 1994 № 68-ФЗ (СЗРФ 94-35)» 

   
  • Кризисная ситуация (от греч. krisis — решение, поворотный пункт, исход) — это ситуация, требующая от человека значительного изменения представлений о мире и о себе за короткий промежуток времени. Эти изменения могут носить как позитивный, так и негативный характер. [31]

   В сознании человека экстремальные и  чрезвычайные ситуации резко делят  жизнь на «до» и «после». Трудно сделать однозначный вывод о том, какой вид ЧС оказывает наиболее тяжелые последствия на психическое состояние людей, а какие переживаются легче — природного происхождения или антропогенные.

   Существует  мнение о том, что чрезвычайные происшествия природного происхождения люди обычно переживают гораздо легче, чем антропогенные. Такие стихийные бедствия как землетрясения, наводнения и пр. пострадавшие расценивают как «божью волю» либо действие безликой природы — тут ничего нельзя изменить.

   А вот экстремальные ситуации антропогенного характера, подобные трагедии в Беслане, настолько разрушительно действуют на личность, что не только дезорганизуют поведение человека, но и «взрывают» базовые структуры всей его личностной организации — образ мира. У человека разрушается привычная картина мира, а вместе с ней — вся система жизненных координат.[31]

   Большое значение для оценки и прогнозирования  психических последствий имеет факт того, был ли человек непосредственно участником ЧС, оказался ли ее свидетелем или в результате ЧС пережил потерю близкого или родственника. В соответствии с характером воздействия негативных факторов чрезвычайной ситуации все люди, подвергшиеся воздействию этих факторов, условно подразделяются на следующие группы.

   Первая  группа — это специалисты. Люди, оказывающие помощь пострадавшим, принимающие участие в ликвидации последствий ЧС. В ситуации выполнения профессиональных обязанностей, связанных с помощью другим людям, эмоциональные переживания ощущаются как приглушенные, специалист в первую очередь ориентирован на выполнение задачи. Часто это беспокоит специалистов. Один спасатель рассказывал: «Как же так? Я совсем ничего не чувствую. Я вижу ужасные картины, смерть, горе людей, и меня это не трогает. Все ли со мной в порядке?» В основе этого явления лежит механизм психологической защиты — диссоциация (взгляд на ситуацию извне, со стороны, без личной эмоциональной вовлеченности), часто проявляющийся в том случае, если человек по роду своей профессиональной деятельности постоянно сталкивается с болью и страданиями других людей. Такая реакция считается нормой. Однако не всегда работа в экстремальных условиях проходит для специалистов бесследно.

   Вторая  группа — жертвы. Люди, пострадавшие, изолированные в очаге чрезвычайной ситуации (заложники, люди под завалами, на крышах затопленных домов и т.д.). Как правило, люди, пережившие чрезвычайную ситуацию, потратили много сил на борьбу за жизнь и уже сам факт того, что они остались живы, является для них огромным ресурсом для дальнейшего преодоления ситуации и возвращения к нормальной жизни.

   Психические реакции этой категории людей  после катастрофы можно разделить на четыре стадии:

  • первая стадия — героизм (альтруизм, героическое поведение, желание помочь другим людям и выжить самому);
  • вторая стадия — «медовый месяц» (чувство гордости за то, что выжил и преодолел все опасности);
  • третья стадия — разочарование (гнев, разочарование: «мне казалось в моей жизни все должно измениться, а все осталось по-прежнему, о моем подвиге все забыли, только я помню о нем», крушение надежд);
  • четвертая стадия — восстановление (осознание, что необходимо налаживать быт, возвращаться к своим обязанностям).

   Застревание на какой-либо из стадий приводит к возникновению или «синдрома героя», который можно описать следующими словами: «Я пережил то, что никто из вас не переживал, вы меня никогда не поймете, вы все дети» и т.п., в результате возможны проявления асоциального поведения (вспышки агрессии, угроза жизни других), алкоголизация, суициды, или возникновение «синдрома жертвы»: «Меня никто не понимает, я одинок в своих страданиях». Хотя большая часть людей в итоге самостоятельно или с помощью специалистов возвращаются к нормальной жизни.

   Третья  группа — пострадавшие (материально или физически). Люди, потерявшие своих близких или не имеющие информации об их судьбе, лишившиеся своих домов, имущества и т.д. В этой группе наблюдаются наиболее тяжелые эмоциональные реакции, длительные негативные переживания. Пострадавшим особенно трудно смириться с постигшим их горем, адаптироваться к изменившимся условиям жизни.

   Четвертая группа — очевидцы или свидетели. Люди, проживающие или оказавшиеся в непосредственной близости к зоне ЧС.

   Пятая группа — наблюдатели (или зеваки). Люди, получившие информацию о происходящем и прибывшие на место.

   Степень травматизации людей в этих двух группах во многом зависит от их личностных особенностей и наличия травматических ситуаций в прошлом. Для одних тушение пожара в жилом доме станет лишь любопытным, захватывающим зрелищем, у других может вызвать психические (страхи, неврозы) и соматические (обострение хронических заболеваний, бессонница, головные боли) нарушения.

   Шестая  группа — телезрители. Люди, получающие информацию о ЧС и следящие за развитием ситуации с помощью средств массовой информации (СМИ). Неоспорим тот факт, что люди должны получать информацию о событиях. Однако специалистам известно немало случаев негативных психологических последствий освещения СМИ чрезвычайных ситуаций. Часто эмоциональная окраска репортажей носит чрезмерно негативный, трагичный, подчеркнуто пессимистичный характер.

   Как пример можно привести освещение  СМИ террористического акта, совершенного в октябре 2002 г. в здании, где шло представление мюзикла «Норд-Ост». Миллионы людей были эмоционально включены в ситуацию практически круглосуточной трансляцией с места событий. Особенность этой ситуации состояла и в ее длительности (несколько суток). Мало кого события тех дней оставили равнодушными. Впоследствии люди обращались за помощью к специалистам с жалобами на страхи, тревогу за себя и за своих близких, нарушение чувства безопасности, подавленное состояние, плохое физическое самочувствие, актуализацию травматического опыта, полученного ранее. [31] 
 

       В настоящее время практически  все сферы находятся в экстремальном состоянии. Поэтому есть все основания говорить не просто о действиях практических психологов и в экстремальных ситуациях, а именно о грамотных действиях в экстр условиях.

       Дело  в том, что экстремальные  ситуации требуют  спецификации:

       *социально-психологической  диагностики, 

       *психотехники воздействия

       *и  проведения консультирования,

       т.е. всех основных направлений профессиональной деятельности психологов  

       В частности, диагностика социально-психологических явлений в экстремальных ситуациях имеет существенные отличия. 

       В этих условиях из-за недостатка времени нельзя создать программу диагностики. Действия, в том числе практических психологов, определяются планом на случай чрезвычайных обстоятельств. Методы и методики в этих условиях вообще не применимы, за исключением:

  • видеосъемки,
  • анализа социальной симптоматики,
  • применения ретроспективного подхода и т.д.

       Впрочем, экстремальные ситуации выполняют диагностирующую роль. В этих условиях личность «обнажается». Надо только все это зафиксировать. 

       Не  применимы во многих экстремальных  ситуациях и обычные методы социально-психологического воздействия.  

       В то же время здесь  имеют место:

  • и специальная психологическая помощь,
  • и реабилитационная работа,
  • и социальная помощь беженцам из «горячих точек» в целях их адаптации,
  • участникам боевых действий, получивших тот или иной синдром,
  • а также специальные меры по поддержанию морально-психологического «духа» населения и специальных подразделений в условиях боевых действий,
  • террористических актов
  • в прифронтовой полосе.
 
 

       Все зависит от целей социально-психологического воздействия в экстремальных ситуациях:

       *в одном случае надо поддержать, помочь;

       *в другом — следует пресечь, например, слухи, панику;

       *в третьем — провести переговоры;

       *в четвертом — разложить в морально-психологическом отношении, развенчать, шокировать противника;

       *в пятом — оказать содействие в адаптации к новой культуре. 
 
 

       Как известно, экстремальные  ситуации возникают  в силу различных причин. 

       По  источнику происхождения  экстремальные ситуации подразделяются на: 

       
  1. природные (лесные пожары; наводнения; землетрясения; сели; ураганы; снежные заносы; цунами; засуха; экологические бедствия);
  2. техногенные (аварии, катастрофы);
  3. эпидемиологические (эпидемии; вспышки инфекционных заболеваний);
  4. социальные (терроризм; захват заложников; социальные конфликты — забастовки; гражданское неповиновение, гражданская война).
 

       Данные  экстремальные ситуации могут накладываться  друг на друга и проявляться в различных формах социальной напряженности. 

       Можно выделить следующие формы проявления социальной напряженности и типы реагирования на ее возникновение:

  1. определенные социально-демографические процессы (рождаемость, смертность, продолжительность жизни);
  2. криминальные последствия;
  3. психологические настроения, а именно: тревогу, массовое недовольство или депрессию, панику, агрессию или 
    надежду на чудо;
  4. недоверие к власти, ее представителям;
  5. поведенческий аспект, связанный с протестом.
 

       По  крайней мере можно так же выделить три уровня развития социальной напряженности:

       *низкий, практически не влияющий на общественную стабильность и безопасность;

Информация о работе Экстремальные ситуации