Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2012 в 14:57, лекция
Экстремальной ситуацию делает не только реальная, объективно существующая угроза жизни для самого себя или значимых близких, но и наше отношение к происходящему. Восприятие одной и той же ситуации каждым конкретным человеком индивидуально, в связи с чем критерий «экстремальности» находится, скорее, во внутреннем, психологическом плане личности.
12. Стресс может оказать
В последнее время наиболее часто возникают экстремальные ситуации, которые являются социальными по своему происхождению.
Имеются в виду:
*терроризм, в том числе политический,
*захват заложников,
*забастовки,
*гражданские формы протеста и неповиновения,
*межнациональные конфликты,
*массовые
беспорядки, очаги гражданской войны.
Важную
роль в урегулировании социальных
конфликтов, освобождении
заложников могут сыграть
практические психологи. При этом неоценимое
значение имеет их социально-психологическая
компетентность.
Дело в том, что социально-психологическая компетентность позволяет грамотно проводить:
Переговоры — переговорам рознь.
1. Одно дело переговоры, используемые для урегулирования трудовых конфликтов,
2.
другое — применяемые для освобождения
заложников. Впрочем, в том или в другом
случае имеет место конфликт. Однако, несмотря
на это, существует принципиальная разница
между указанными видами переговоров.
В
настоящее время издана обширная
литература об этапах,
технике проведения
переговоров (Н.В.Гришина,
М.М.Лебедева и др.), в частности, практика
проведения переговоров подробно освещена
в книге: «Основы социально-психологической
теории» (Под ред. А.А.Бодалева, А.Н.Сухова.
Рязань, 1995. С. 100; 109; 236-240).
Но
одних теоретических знаний в
данном случае недостаточно.
Необходима
специальная подготовка
«переговорщиков».
Весьма непростую задачу представляет собой обращение и психологическое воздействие
Психологическое воздействие в целях предотвращения и пресечения массовых эксцессов распадается на несколько этапов:
*воздействие во время первой стадии;
воздействие,
осуществляемое на второй стадии, т.е.
в начале и в течение эксцесса.
*В первом случае воздействие направлено на предотвращение перерастания социальной напряженности в эксцессы;
*во-втором
— на его сдерживание посредством обращений
к гражданам, ведения с ними переговоров,
проведения специальных мероприятий.
Следует
иметь в виду, что в основе большинства
экстремальных ситуаций лежат социальная
напряженность и конфликты. Поэтому
психологи и социальные работники должен
быть готов к участию в урегулировании
социальных конфликтов.
Регулированием
конфликтов должны заниматься
специалисты.
В этом контексте особое значение приобретают:
-прогнозирование,
-картография социальных конфликтов,
-анализ их причин возникновения, практики разрешения,
-а
также разработка путей ее совершенствования.
При возникновении межнациональных конфликтов с применением оружия легко можно спровоцировать ситуацию и привести к эскалации конфликтов путем:
Поэтому особая ответственность ложится на средства массовой информации не только в условиях чрезвычайного положения, но и социальной напряженности. Здесь предельно остро встает вопрос:
*об объективности информации
*и
корректности подачи материала.
В
данном случае консультации
практических психологов
не повредят. Но речь не идет об особом
режиме работы средств массовой информации,
об их ограничениях.
Экстремальная
психология связана не только с практикой,
но и с общением, профессиональной подготовкой
специалистов.
Одним
из экстремальных факторов, проявляющихся
во многих случаях в социальной напряженности
и конфликтах, является проблема
адаптации «беженцев»
из горячих точек, переселенцев,
эмигрантов и вообще
межкультурного взаимодействия.
Процесс приспособления к новой культурной среде довольно часто представляет собой патогенный источник и сопровождается:
Процесс адаптации к новой культуре включает три основных этапа.
*Первый характеризуется энтузиазмом и приподнятым настроением,
*второй — фрустрацией, депрессией и чувством замешательства,
*третий
- переходящим в чувство уверенности и
удовлетворения (Т.Г.Стефаненко).
Степень
конфликтности и
С.Боккер описал четыре основных вариантов адаптации к новой культуре с учетом последствий межкультурного взаимодействия:
Исходя из этого, выделяется следующая типология переселенцев:
В
настоящее время имеются различ
Среди них выделяют:
1*просвещение,
2*ориентирование,
3*инструктаж,
4*тренинг
5*и
«культурный ассимилятор».
1. Цель просвещения — приобретение знаний о культуре, этнической общности и др.
С точки зрения Г.Триандиса, межкультурный тренинг решает две главные задачи:
5. Цель «культурного ассимилятора» — научить человека видеть ситуации с точки зрения членов чужой группы, понимать их картины мира. Поэтому данный метод предлагают называть техникой межкультурной сенситивности.
СУТЬ:
«Культурные ассимиляторы» состоят из описаний ситуаций (от 37 до 100), в которых взаимодействуют персонажи из двух культур, и четырех интерпретаций поведения персонажей каждой ситуации.
Проблема межкультурного взаимодействия не сводится к аккультурации, т.е. к культурным изменениям. Реально она существует в виде осложнений в межнациональных отношениях. Дело в том, что основным признаком этнических общностей является культура. Культурные различия между этническими общностями нередко приводят к конфликтам и проявляются в различной степени терпимости к национальным меньшинствам, и наоборот.
Пожалуй,
самым экстремальным
фактором является преступность. Социальная психология
обладает большими возможностями для
объяснения природы этого явления и разработки
рекомендаций по борьбе с ним.
Особенности личности переговорщика
Очевидно, что для ведения переговоров необходимо отбирать тех, кто обладает определенными личностными качествами, способствующими успешному ведению переговоров. Требования к личности переговорщика можно разделить на два блока.
1.В первый входят те качества, которые хорошо развиты и явно проявляются у сотрудника, претендующего на роль переговорщика, и без которых невозможна успешная подготовка к данной деятельности.
2.
Во второй блок входят качества, которые
должны присутствовать у переговорщика,
но они могут быть неразвиты, и их развитие
возможно в ходе обучения.
1. В состав первого блока входят следующие качества:
2. Второй блок представлен качествами, характеризующими:
Давая характеристику переговорщикам, можно выделить четыре основных типа успешного переговорщика:
-свободой общения,
-раскрепощенностью,
-способен
без труда вступить в контакт
с человеком, разговорить его, но может
забыть основные цели переговоров и переиграть
или потерять осторожность;
-спокойствием,
-мудростью,
-неторопливостью,
-проницательностью,