Экстремальные ситуации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2012 в 14:57, лекция

Описание работы

Экстремальной ситуацию делает не только реальная, объективно существующая угроза жизни для самого себя или значимых близких, но и наше отношение к происходящему. Восприятие одной и той же ситуации каждым конкретным человеком индивидуально, в связи с чем критерий «экстремальности» находится, скорее, во внутреннем, психологическом плане личности.

Файлы: 1 файл

лекция.docx

— 64.65 Кб (Скачать файл)

        12. Стресс может оказать негативное  влияние и на психолога. Возникающее  в ходе такой работы напряжение  имеет смысл снимать с помощью  релаксационных упражнений и  профессиональной супервизии. Группы супервизии должен вести профессионально подготовленный модератор. 
 
 

       В последнее время наиболее часто  возникают экстремальные ситуации, которые являются социальными по своему происхождению.

       Имеются в виду:

       *терроризм,  в том числе политический,

       *захват  заложников,

       *забастовки,

       *гражданские формы протеста и неповиновения,

       *межнациональные конфликты,

       *массовые  беспорядки, очаги гражданской войны. 

       Важную  роль в урегулировании социальных конфликтов, освобождении заложников могут сыграть практические психологи. При этом неоценимое значение имеет их социально-психологическая компетентность. 

       Дело  в том, что социально-психологическая компетентность позволяет грамотно проводить:

  • переговоры;
  • обращение к толпе;
  • специальные мероприятия контрпропагандистского характера в условиях боевых действий, информационной борьбы, психологического противоборства.
 

       Переговоры — переговорам рознь.

       1. Одно дело переговоры, используемые для урегулирования трудовых конфликтов,

       2. другое — применяемые для освобождения заложников. Впрочем, в том или в другом случае имеет место конфликт. Однако, несмотря на это, существует принципиальная разница между указанными видами переговоров. 

       В настоящее время издана обширная литература об этапах, технике проведения переговоров (Н.В.Гришина, М.М.Лебедева и др.), в частности, практика проведения переговоров подробно освещена в книге: «Основы социально-психологической теории» (Под ред. А.А.Бодалева, А.Н.Сухова. Рязань, 1995. С. 100; 109; 236-240).  

       Но  одних теоретических знаний в  данном случае недостаточно.  

       Необходима специальная подготовка «переговорщиков». 

       Весьма  непростую задачу представляет собой  обращение и психологическое воздействие

  • на толпу,
  • участников массовых беспорядков.
 

       Психологическое воздействие в  целях предотвращения и пресечения массовых эксцессов распадается на несколько этапов:

       *воздействие  во время первой стадии;

       воздействие, осуществляемое на второй стадии, т.е. в начале и в течение эксцесса. 

       *В  первом случае воздействие направлено на предотвращение перерастания социальной напряженности в эксцессы;

       *во-втором — на его сдерживание посредством обращений к гражданам, ведения с ними переговоров, проведения специальных мероприятий. 

       Следует иметь в виду, что в основе большинства  экстремальных ситуаций лежат социальная напряженность и конфликты. Поэтому психологи и социальные работники должен быть готов к участию в урегулировании социальных конфликтов. 

       Регулированием  конфликтов должны заниматься специалисты. 

       В этом контексте особое значение приобретают:

       -прогнозирование,

       -картография социальных конфликтов,

       -анализ их причин возникновения, практики разрешения,

       -а также разработка путей ее совершенствования. 

       При возникновении межнациональных конфликтов с применением оружия легко можно спровоцировать ситуацию и привести к эскалации конфликтов путем:

  • дезинформации,
  • запуска слухов.
 

             Поэтому особая ответственность ложится на средства массовой информации не только в условиях чрезвычайного положения, но и социальной напряженности. Здесь предельно остро встает вопрос:

       *об объективности информации

       *и корректности подачи материала.  

       В данном случае консультации практических психологов не повредят. Но речь не идет об особом режиме работы средств массовой информации, об их ограничениях. 

       Экстремальная психология связана не только с практикой, но и с общением, профессиональной подготовкой специалистов. 

       Одним из экстремальных факторов, проявляющихся  во многих случаях в социальной напряженности и конфликтах, является проблема адаптации «беженцев» из горячих точек, переселенцев, эмигрантов и вообще межкультурного взаимодействия. 

       Процесс приспособления к  новой культурной среде довольно часто представляет собой патогенный источник и сопровождается:

  • невротическими и психосоматическими расстройствами,
  • девиантными и деликвентными отношениями,
  • «культурным шоком»,
  • «культурной утомляемостью»,
  • «шоком перехода».
 

       Процесс адаптации к новой  культуре включает три основных этапа.

       *Первый характеризуется энтузиазмом и приподнятым настроением,

       *второйфрустрацией, депрессией и чувством замешательства,

       *третий  - переходящим в чувство уверенности и удовлетворения (Т.Г.Стефаненко). 

       Степень конфликтности и продолжительности  адаптации к новой культуре зависит от социально-психологических характеристик переселенцев и своей, и чужой для них культур.

       С.Боккер описал четыре основных вариантов адаптации к новой культуре с учетом последствий межкультурного взаимодействия:

  1. геноцид, т.е. уничтожение противостоящей группы;
  2. ассимилиция, т.е.постепенное добровольное или принудительное принятие традиций до полной идентификации 
    с другой ментальностью;
  3. сегрегация, т.е. курс на раздельное развитие групп;
  4. интеграция, т.е. сохранение группами своей культурной идентичности при объединении в единое сообщество.
 

       Исходя  из этого, выделяется следующая типология  переселенцев:

  1. «перебежчик», который отбрасывает собственную культуру;
  2. «шовинист», который не признает чужой культуры;
  3. «маргинал» — колеблющийся между двумя культурами;
  4. «посредник» — синтезирующий обе культуры.
 

       В настоящее время имеются различные программы, способствующие адаптации к новой культуре.

       Среди них выделяют:

       1*просвещение, 

       2*ориентирование,

       3*инструктаж,

       4*тренинг

       5*и  «культурный ассимилятор». 

       1. Цель просвещения — приобретение знаний о культуре, этнической общности и др.

       С точки зрения Г.Триандиса, межкультурный тренинг решает две главные задачи:

  • знакомство с межкультурными различиями;
  • повышение социально-психологической компетентности в сфере культурных различий.

       5. Цель «культурного  ассимилятора» — научить человека видеть ситуации с точки зрения членов чужой группы, понимать их картины мира. Поэтому данный метод предлагают называть техникой межкультурной сенситивности.

       СУТЬ:

       «Культурные ассимиляторы» состоят из описаний ситуаций (от 37 до 100), в которых взаимодействуют персонажи из двух культур, и четырех интерпретаций поведения персонажей каждой ситуации.

       Проблема  межкультурного взаимодействия не сводится к аккультурации, т.е. к культурным изменениям. Реально она существует в виде осложнений в межнациональных отношениях. Дело в том, что основным признаком этнических общностей является культура. Культурные различия между этническими общностями нередко приводят к конфликтам и проявляются в различной степени терпимости к национальным меньшинствам, и наоборот.

    Пожалуй, самым экстремальным фактором является преступность. Социальная психология обладает большими возможностями для объяснения природы этого явления и разработки рекомендаций по борьбе с ним. 

       Особенности личности переговорщика

       Очевидно, что для ведения переговоров  необходимо отбирать тех, кто обладает определенными личностными качествами, способствующими успешному ведению переговоров. Требования к личности переговорщика можно разделить на два блока.

       1.В первый входят те качества, которые хорошо развиты и явно проявляются у сотрудника, претендующего на роль переговорщика, и без которых невозможна успешная подготовка к данной деятельности.

       2. Во второй блок входят качества, которые должны присутствовать у переговорщика, но они могут быть неразвиты, и их развитие возможно в ходе обучения. 

       1. В состав первого  блока входят следующие  качества:

  • личностно-эмоциональные — уверенность, эмпатия, сензитивность,   теплота,   общительность,   коммуникабельность, проницательность, интуиция, осторожность, оптимизм;
  • интеллектуальные — гибкость ума, изобретательность, ассоциативность;
  • культурные — располагающий внешний вид, доброжелательность, артистизм.
 

       2. Второй блок представлен качествами, характеризующими:

  • эмоциональную устойчивость — стрессоустойчивость, самоконтроль, самообладание;
  • социально-психологическую компетентность — умение вести диалог, конструктивизм, ролевая находчивость, способность убеждать, жизненный опыт, профессиональный опыт общения.
 

       Давая характеристику переговорщикам, можно  выделить четыре основных типа успешного переговорщика:

  1. располагающийхарактеризуется:

       -свободой  общения,

       -раскрепощенностью,

       -способен  без труда вступить в контакт с человеком, разговорить его, но может забыть основные цели переговоров и переиграть или потерять осторожность; 

       
  1. сензитивный
    • тонко чувствует тон собеседника,
    • мгновенно реагирует на изменения в его поведении и позиции,
    • легко читает обратную связь в глазах и голосе собеседника,
    • недостатки могут проявиться в перенапряжении, тревожности,
    • иногда в скованности инициативы,
    • застревании на основной цели — безопасности;
 
       
  1. интуитивный — отличается:

       -спокойствием,

       -мудростью, 

       -неторопливостью,

                 -проницательностью, 

Информация о работе Экстремальные ситуации