Экстремальные ситуации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2012 в 14:57, лекция

Описание работы

Экстремальной ситуацию делает не только реальная, объективно существующая угроза жизни для самого себя или значимых близких, но и наше отношение к происходящему. Восприятие одной и той же ситуации каждым конкретным человеком индивидуально, в связи с чем критерий «экстремальности» находится, скорее, во внутреннем, психологическом плане личности.

Файлы: 1 файл

лекция.docx

— 64.65 Кб (Скачать файл)

       *средний — заметно влияющий на жизнедеятельность общества;

       *высокий — дезорганизующий функционирование социальных институтов и общностей.  

       Чтобы действовать грамотно в экстремальных  ситуациях, практический психолог и социальный работник должны быть:

  • адаптированы к ним,
  • обладать стрессоустойчивостью
  • и социально-психологической компетентностью.
 

       В экстремальных ситуациях, возникающих  в силу действия природных, техногенных и эпидемиологических факторов, практическим психологам  и социальным работникам приходится сталкиваться с такими явлениями, как:

  1. паника;
  2. слухи;
  3. посттравматический синдром (ПТСР).
 

       Паника — реакция массового страха.

       Особенно  это актуально, когда  происходят террористические акты:

       *в метро,

       *общественном  транспорте,

       *жилых помещениях,

       * когда паникой охвачена толпа. 

       Посттравматический  синдром возникает как в период экстремальных ситуаций, так и после их окончания.

       Например, после землетрясения в Армении:

  • 86% обследованных, переживших землетрясение, первые 5-10 дней находились в состоянии оглушенности, трудности осмысления происходящего, заторможенности.
  • У 36% среди тех, кто потерял близких родственников, возникла потеря памяти на события первых нескольких дней после землетрясения.
 

       Психологические реакции на экстремальные  ситуации различны. Выделяют несколько типов стрессовых реакций,

       *от дисстрессовых состояний и даже психологических расстройств

       *до состояния мобилизованности.

       Главными  принципами оказания помощи перенесшим психологическую травму в результате влияния экстремальных ситуаций являются:

       1*безотлагательность;

       2*приближенность к месту событий;

       3*ожидаемость восстановления нормального состояния;

       4*единство психологического воздействия

       5*и простота психологического воздействия. 

       1. Безотлагательность означает, что помощь пострадавшему должна быть оказана как можно быстрее: чем больше времени пройдет со времени травматизации, тем выше вероятность возникновения хронических расстройств (алкоголизм, прием наркотических средств). 

       2. Смысл принципа  приближенности состоит в оказании помощи без смены обстоятельств и социального окружения, а также минимизации отрицательных последствий «госпитализма». 

       3. Ожидаемость: с лицом, перенесшим стрессовую ситуацию, следует обращаться не как с пациентом, а как с нормальным человеком. Необходимо поддержать уверенность в скором возвращении нормального состояния. 

       4. Единство психологического  воздействия подразумевает, что его источником должно выступать одно лицо, либо унифицированная процедура обращения. 

       5. Простота психологического  воздействия связана с тем, чтобы отвести пострадавшего от источника травматизации, предоставить пищу, отдых, безопасное окружение и возможность быть выслушанным. 

       Для снятия посттравматического  стресса проводятся:

  • психолого-реабилитационные курсы, т.е. оказывается социальная и психологическая помощь.

       Эти меры могут включать в себя

       *психодиагностику,

       *консультирование,

       *психотерапию,

       *дибрифинги. 

       Дебрифинг — метод работы с групповой психической травмой (Дж.Митчелл, 1983).

       Цель  дебрифинга заключается в сведении к минимуму последствий патогенного источника на группу путем организованного обсуждения происшедшего события. 

       При этом используют:

        *и групповые методики,

       *и  санаторно-курортное лечение,

       *и  восстановление в специальных  центрах.

       Такая помощь должна оказываться не только пострадавшему, но и его семье и т.д.

       В целом служба экстренной психологической  помощи выполняет следующие базовые  функции:

         практическую: непосредственное оказание скорой психологической и (при необходимости) доврачебной медицинской помощи населению;

         координационную: обеспечение связей и взаимодействия со специализированными психологическими службами.

         Ситуация работы психолога в  экстремальных условиях отличается  от обычной терапевтической ситуации, по меньшей мере, следующими моментами  (6):

         • Работа с группами. Часто  приходится работать с группами  жертв, и эти группы не создаются  психологом (психотерапевтом) искусственно, исходя из нужд психотерапевтического  процесса, они были созданы самой  жизнью в силу драматической  ситуации катастрофы.

         • Пациенты часто пребывают  в остром аффективном состоянии.  Иногда приходится работать, когда  жертвы находятся еще под эффектом  травмирующей ситуации, что не  совсем обычно для нормальной  психотерапевтической работы.

         • Нередко низкий социальный  и образовательный статус многих  жертв. Среди жертв можно встретить  большое количество людей, которые  по своему социальному и образовательному  статусу никогда в жизни не  оказались бы в кабинете психотерапевта.

         • Разнородность психопатологии  у жертв. Жертвы насилия часто  страдают, помимо травматического  стресса, неврозами, психозами,  расстройствами характера и, что  особенно важно для профессионалов, работающих с жертвами, целым  рядом проблем, вызванных самой  катастрофой или другой травмирующей  ситуацией. Имеется в виду, например, отсутствие средств к существованию, отсутствие работы и пр.

         • Наличие почти у всех пациентов  чувства потери, ибо поскольку часто жертвы теряют близких людей, друзей, любимые места проживания и работы и пр., что вносит вклад в нозологическую картину травматического стресса, особенно в депрессивную составляющую данного синдрома.

         • Отличие посттравматической  психопатологии от невротической  патологии. Можно утверждать, что  психопатологический механизм травматического  стресса принципиально отличается  от патологических механизмов  невроза. Таким образом, необходимо  выработать стратегии работы  с жертвами, которые охватили  бы и те случаи, когда имеет  место "чисто" травматический  стресс, и те случаи, когда имеет  место сложное переплетение травматического  стресса с другими патогенными  факторами внутреннего или внешнего  происхождения.

         Цель и задачи экстренной психологической  помощи включают профилактику  острых панических реакций, психогенных  нервно-психических нарушений; повышение  адаптационных возможностей индивида; психотерапию возникших пограничных  нервно-психических нарушений. Экстренная  психологическая помощь населению  должна основываться на принципе  интервенции в поверхностные  слои сознания, то есть на работе  с симптоматикой, а не с синдромами (7).

         Проведение психотерапии и психопрофилактики осуществляют в двух направлениях. Первое со здоровой частью населения - в виде профилактики:

         а) острых панических реакций;

         б) отсроченных, "отставленных" нервно-психических нарушений.

         Второе направление - психотерапия  и психопрофилактика лиц с развившимися нервно-психическими нарушениями. Технические сложности ведения спасательных работ в зонах катастроф, стихийных бедствий могут приводить к тому, что пострадавшие в течение достаточно продолжительного времени окажутся в условиях полной изоляции от внешнего мира. В этом случае рекомендуется психотерапевтическая помощь в виде экстренной "информационной терапии", целью которой является психологическое поддержание жизнеспособности тех, кто жив, но находится в полной изоляции от окружающего мира (землетрясения, разрушение жилищ в результате аварий, взрывов и т.д.).

       Целью "информационной терапии" является также уменьшение чувства страха у пострадавших, т.к известно, что в кризисных ситуациях от страха погибает больше людей, чем от воздействия реального разрушительного фактора. После освобождения пострадавших из-под обломков строений необходимо продолжить психотерапию (и прежде всего - амнезирующую терапию) в стационарных условиях.

         Еще одной группой людей, к  которым применяется психотерапия  в условиях ЧС, являются родственники  людей, находящихся под завалами, живыми и погибшими. Для них  применим весь комплекс психотерапевтических  мероприятий:

         • поведенческие приемы и методы, направленные на снятие психоэмоционального возбуждения, тревоги, панических реакций;

         • экзистенциальные техники и  методы, направленные на принятие  ситуации утраты, на устранение  душевной боли и поиск ресурсных  психологических возможностей.

       Правила первой помощи для психологов:

        1. В кризисной ситуации пострадавший  всегда находится в состоянии  психического возбуждения. Это  нормально. Оптимальным является  средний уровень возбуждения.  Сразу скажите пациенту, что вы  ожидаете от терапии и как долго продлится работа над проблемой. Надежда на успех лучше, чем страх неуспеха.

        2. Не приступайте к действиям  сразу. Осмотритесь и решите, какая помощь (помимо психологической) требуется, кто из пострадавших в наибольшей степени нуждается в помощи. Уделите этому секунд 30 при одном пострадавшем, около пяти минут при нескольких пострадавших.

        3. Точно скажите, кто вы и  какие функции выполняете. Узнайте  имена нуждающихся в помощи. Скажите пострадавшим, что помощь скоро прибудет, что вы об этом позаботились.

        4. Осторожно установите телесный  контакт с пострадавшим. Возьмите  пострадавшего за руку или  похлопайте по плечу. Прикасаться  к голове или иным частям  тела не рекомендуется. Займите  положение на том же уровне, что и пострадавший. Не поворачивайтесь  к пострадавшему спиной.

        5. Никогда не обвиняйте пострадавшего.  Расскажите, какие меры требуется  принять для оказания помощи  в его случае.

        6. Профессиональная компетентность  успокаивает. Расскажите о вашей  квалификации и опыте.

        7. Дайте пострадавшему поверить  в его собственную компетентность. Дайте ему поручение, с которым  он справится. Используйте это,  чтобы он убедился в собственных  способностях, чтобы у пострадавшего  возникло чувство самоконтроля.

        8. Дайте пострадавшему выговориться. Слушайте его активно, будьте  внимательны к его чувствам  и мыслям. Пересказывайте позитивное.

        9. Скажите пострадавшему, что  вы останетесь с ним. При  расставании найдите себе заместители  и проинструктируйте его о  том, что нужно делать с пострадавшим.

        10. Привлекайте людей из ближайшего  окружения пострадавшего для  оказания помощи. Инструктируйте  их и давайте им простые  поручения. Избегайте любых слов, которые могут вызвать у кого-либо  чувство вины.

        11. Постарайтесь оградить пострадавшего  от излишнего внимания и расспросов. Давайте любопытным конкретные  задания.

Информация о работе Экстремальные ситуации