Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2012 в 14:57, лекция
Экстремальной ситуацию делает не только реальная, объективно существующая угроза жизни для самого себя или значимых близких, но и наше отношение к происходящему. Восприятие одной и той же ситуации каждым конкретным человеком индивидуально, в связи с чем критерий «экстремальности» находится, скорее, во внутреннем, психологическом плане личности.
*средний — заметно влияющий на жизнедеятельность общества;
*высокий
— дезорганизующий функционирование
социальных институтов и общностей.
Чтобы действовать грамотно в экстремальных ситуациях, практический психолог и социальный работник должны быть:
В экстремальных ситуациях, возникающих в силу действия природных, техногенных и эпидемиологических факторов, практическим психологам и социальным работникам приходится сталкиваться с такими явлениями, как:
Паника — реакция массового страха.
Особенно это актуально, когда происходят террористические акты:
*в метро,
*общественном транспорте,
*жилых помещениях,
*
когда паникой охвачена толпа.
Посттравматический синдром возникает как в период экстремальных ситуаций, так и после их окончания.
Например, после землетрясения в Армении:
Психологические реакции на экстремальные ситуации различны. Выделяют несколько типов стрессовых реакций,
*от дисстрессовых состояний и даже психологических расстройств
*до состояния мобилизованности.
Главными принципами оказания помощи перенесшим психологическую травму в результате влияния экстремальных ситуаций являются:
1*безотлагательность;
2*приближенность к месту событий;
3*ожидаемость восстановления нормального состояния;
4*единство психологического воздействия
5*и
простота психологического воздействия.
1.
Безотлагательность означает, что помощь
пострадавшему должна быть оказана как
можно быстрее: чем больше времени пройдет
со времени травматизации, тем выше вероятность
возникновения хронических расстройств
(алкоголизм, прием наркотических средств).
2.
Смысл принципа
приближенности состоит в оказании
помощи без смены обстоятельств и социального
окружения, а также минимизации отрицательных
последствий «госпитализма».
3.
Ожидаемость: с лицом, перенесшим стрессовую
ситуацию, следует обращаться не как с
пациентом, а как с нормальным человеком.
Необходимо поддержать уверенность в
скором возвращении нормального состояния.
4.
Единство психологического
воздействия подразумевает, что его
источником должно выступать одно лицо,
либо унифицированная процедура обращения.
5.
Простота психологического
воздействия связана с тем, чтобы отвести
пострадавшего от источника травматизации,
предоставить пищу, отдых, безопасное
окружение и возможность быть выслушанным.
Для снятия посттравматического стресса проводятся:
Эти меры могут включать в себя
*психодиагностику,
*консультирование,
*психотерапию,
*дибрифинги.
Дебрифинг — метод работы с групповой психической травмой (Дж.Митчелл, 1983).
Цель
дебрифинга заключается
в сведении к минимуму
последствий патогенного
источника на группу
путем организованного
обсуждения происшедшего
события.
При этом используют:
*и групповые методики,
*и санаторно-курортное лечение,
*и восстановление в специальных центрах.
Такая помощь должна оказываться не только пострадавшему, но и его семье и т.д.
В целом служба экстренной психологической помощи выполняет следующие базовые функции:
практическую: непосредственное оказание скорой психологической и (при необходимости) доврачебной медицинской помощи населению;
координационную: обеспечение связей и взаимодействия со специализированными психологическими службами.
Ситуация работы психолога в
экстремальных условиях
• Работа с группами. Часто
приходится работать с
• Пациенты часто пребывают
в остром аффективном
• Нередко низкий социальный
и образовательный статус
• Разнородность
• Наличие почти у всех
• Отличие посттравматической
психопатологии от
Цель и задачи экстренной
Проведение психотерапии и
а) острых панических реакций;
б) отсроченных, "отставленных" нервно-психических нарушений.
Второе направление - психотерапия и психопрофилактика лиц с развившимися нервно-психическими нарушениями. Технические сложности ведения спасательных работ в зонах катастроф, стихийных бедствий могут приводить к тому, что пострадавшие в течение достаточно продолжительного времени окажутся в условиях полной изоляции от внешнего мира. В этом случае рекомендуется психотерапевтическая помощь в виде экстренной "информационной терапии", целью которой является психологическое поддержание жизнеспособности тех, кто жив, но находится в полной изоляции от окружающего мира (землетрясения, разрушение жилищ в результате аварий, взрывов и т.д.).
Целью "информационной терапии" является также уменьшение чувства страха у пострадавших, т.к известно, что в кризисных ситуациях от страха погибает больше людей, чем от воздействия реального разрушительного фактора. После освобождения пострадавших из-под обломков строений необходимо продолжить психотерапию (и прежде всего - амнезирующую терапию) в стационарных условиях.
Еще одной группой людей, к
которым применяется
• поведенческие приемы и
• экзистенциальные техники и
методы, направленные на принятие
ситуации утраты, на устранение
душевной боли и поиск
Правила первой помощи для психологов:
1. В кризисной ситуации
2. Не приступайте к действиям сразу. Осмотритесь и решите, какая помощь (помимо психологической) требуется, кто из пострадавших в наибольшей степени нуждается в помощи. Уделите этому секунд 30 при одном пострадавшем, около пяти минут при нескольких пострадавших.
3. Точно скажите, кто вы и какие функции выполняете. Узнайте имена нуждающихся в помощи. Скажите пострадавшим, что помощь скоро прибудет, что вы об этом позаботились.
4. Осторожно установите телесный
контакт с пострадавшим. Возьмите
пострадавшего за руку или
похлопайте по плечу.
5. Никогда не обвиняйте
6. Профессиональная
7. Дайте пострадавшему поверить
в его собственную
8. Дайте пострадавшему
9. Скажите пострадавшему, что
вы останетесь с ним. При
расставании найдите себе
10. Привлекайте людей из
11. Постарайтесь оградить