Экспериментальное исследование уровня развития логического мышления младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 06:54, курсовая работа

Описание работы

Изучение психолого-педагогической литературы по теме исследования позволило выдвинуть следующую гипотезу: если в процессе обучения учителем планомерно и систематически будут использоваться вспомогательные модели, то это будет способствовать более высокому уровню развития логического мышления (развитие логического мышления младших школьников будет эффективным).
В соответствии с целью и гипотезой исследования были определены следующие задачи:
Изучить теоретические основы развития логического мышления младших школьников и методическую литературу по развитию логического мышления младших школьников.
провести эмпирическое исследование уровня развития логического мышления учащихся младшего школьного возраста.
подобрать рекомендации по развитию логического мышления младшего школьного возраста.

Содержание работы

Введение …………………………………………………………………..…4
Глава 1. Теоретические основы развития логического мышления младших школьников………………………………………………………..….7
Психолого-педагогическая характеристика младших школьников ....7
Педагогические условия развития логического мышления младших школьников ………………………………………………………………………..…9
1.3 Приемы и системы заданий направленные на развитие логического мышления в младшем школьном возрасте
Глава 2. Экспериментальное исследование уровня развития логического мышления младших школьников
2.1 Цели и задачи исследования
2.2 методы исследования
2.3 Процедура проведения исследования
2.4 Результаты исследования
2.5 Составление рекомендаций по развитию логического мышления детей младшего школьного возраста
Заключение…………...…………………………………………………………38
Список литературы ……………………………………………………………40

Файлы: 1 файл

вот это на диплом.doc

— 4.76 Мб (Скачать файл)

 

 

Заключение

Младший школьный возраст является активным пропедевтическим этапом развития логического мышления, в ходе которого закладываются основы осуществления логических операций анализа, синтеза, обобщения, ограничения, классификации, сравнения, абстрагирования и других, являющихся базой успешного овладения учебной программой общеобразовательной школы. К основным возрастным особенностям, характеризующим выполнение логических операций младшими школьниками, относятся: преобладание чувственного, деятельностного анализа над абстрактным, осуществление синтеза преимущественно в наглядной ситуации без отрыва от действий с предметами, стремление к подмене операции сравнения рядоположением объектов, связей и отношений между предметами и их свойствами, замена сущностных признаков предметов их яркими внешними признаками.

С одной стороны — засилье  деятельности по усвоению знаний и умений, которое существовало, тормозит развитие интеллекта детей, в первую очередь, логического мышления. В связи с такой системой преподавания дети привыкают решать задачи, которые всегда имеют готовые решения, причем, как правило, только одно решение. Поэтому учащиеся теряются в ситуациях, когда задача не имеет решения или, наоборот, имеет несколько решений. Кроме того, дети привыкают решать задачи на основе уже выученного правила, поэтому они не в состоянии действовать самостоятельно, чтобы найти какой - то новый способ.

Развитие логического мышления в значительной мере идет стихийно, поэтому большинство учащихся, даже старших классов, не овладевают начальными приемами логического мышления, а  этим приемам необходимо начинать учить с начальной школы.

Прежде всего, из урока в урок нужно развивать у ребенка  способности к анализу и синтезу. Острота аналитического ума позволяет  разобраться в сложных вопросах. Способность к синтезу помогает одновременно держать в поле зрения сложные ситуации, находить причинные связи между явлениями, овладевать длинной цепью умозаключений, открывать связи между единичными факторами и общими закономерностями.

Логическое мышление лежит в  основе способностей человека, является условием обучения, приобретения знаний, формирования умений и навыков. Без мышления невозможна нормальная жизнь ни личности, ни общества. Благодаря мышлению, человек выделился из животного мира и достиг высокого уровня.

Из курса  дидактики известно, что деятельность может быть репродуктивной и продуктивной. Репродуктивная деятельность сводится к воспроизведению воспринимаемой информации. Лишь продуктивная деятельность связана с активной работой мышления и находит своё выражение в таких мыслительных операциях, как анализ и синтез, сравнение, классификация, абстракция, конкретизация и обобщение. Эти мыслительные операции в психолого-педагогической литературе принято называть логическими приёмами умственных действий.

Включение этих операций в процесс усвоения математического  содержания  обеспечивает реализацию продуктивной деятельности, которая оказывает положительное влияние на развитие всех психических функций.

Если говорить о настоящем состоянии современной  начальной школы в нашей стране, то основное место все еще продолжает занимать репродуктивная деятельность. На уроках по двум основным учебным дисциплинам – язык и математика — дети  почти все время решают учебно-тренировочные типовые задачи. Их назначение состоит в том, чтобы поисковая деятельность детей с каждой последующей задачей одного и того же типа постепенно свертывалась и, в конечном счете, совсем исчезла.

 

 

 

 

Список  использованной литературы

  1. Алексеева А. В., Бокуть Е. Л., Сиделева Т. Н. Преподавание в начальных классах: Психолого-педагогическая практика. Учебно-методическое пособие. – М.: ЦГЛ, 2003. – 208 с.
  2. Ануфриев А. Ф., Костромина С. Н. Как преодолеть трудности в обучении детей: Психодиагностические таблицы. Психодиагностические методики. Коррекционные упражнения. – М.: Ось – 89, 2001. – 272 с.
  3. Белошистая А. В. Обучение решению задач в начальной школе: книга для учителя. – М.: Русское слово, 2003. – 288 с.
  4. Винокурова Н. К.  Развиваем способности детей: 2 класс. – М.: Росмэн-Пресс, 2002. – 79 с.
  5. Дубровина И. В. Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 368 с.
  6. Дубровина И. В., Данилова Е. Е., Прихожан А. М. Психология: Учебник для студентов средних педагогических учебных заведений./ Под ред. И. В. Дубровиной. – М.: Издательский центр «Академия», 1999. – 464 с.
  7. Забрамная С. Д., Костенкова Ю. А. Развивающие занятия с детьми: Материалы для самостоятельной работы студентов по курсу «Психолого-педагогическая диагностика и консультирование». – М.: В. Секачёв, 2001. – 80 с.
  8. Истомина Н. Б. Математика. 1 класс: Учебник для четырёхлетней начальной школы. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2000. – 176 с.
  9. Истомина Н. Б. Математика. 2 класс: Учебник для четырёхлетней начальной школы. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2000. – 176 с.
  10. Истомина Н. Б. Математика. 3 класс: Учебник для четырёхлетней начальной школы. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2000. – 176 с.
  11. Истомина Н. Б. Математика. 4 класс: Учебник для четырёхлетней начальной школы. – Смоленск: Ассоциация XХI век, 2000. – 240 с.
  12. Кураев Г. А., Пожарская Е. Н. Лекции по курсу «Возрастная психология»: Часть 1. – Ростов-на-Дону: ООО «ЦВВР», 2001. – 194 с.
  13. Лавриненко Т. А. Как научить детей решать задачи: Методические рекомендации для учителей начальных классов. – Саратов: Лицей, 2000. – 64 с.
  14. Локалова Н. П. Как помочь слабоуспевающему школьнику:    Психодиагностические таблицы: причины  и коррекция трудностей при обучении младших школьников русскому языку, чтению и математике. Издание третье, переработанное и дополненное. – М.: Ось – 89, 2001. – 96 с.
  15. Математика для 1-4 классов: Дополнительные занятия с детьми: Пособие для родителей и преподавателей начальной школы. – Волгоград: Учитель, 2002. – 57 с.
  16. Моро М. И., Бантова М. А., Бельтюкова Г. В., Волкова С. И., Степанова С. В. Математика: Учебник для 2 класса начальной школы. В 2 частях. Часть 1. Второе издание. – М.: Просвещение, АО «Московские учебники», 2003. – 80 с.
  17. Моро М. И., Бантова М. А., Бельтюкова Г. В., Волкова С. И., Степанова С. В. Математика: Учебник для 2 класса начальной школы. В 2 частях. Часть 2. Второе издание. – М.: <span class="dash041e_0431_0

Информация о работе Экспериментальное исследование уровня развития логического мышления младших школьников