Экспериментальное исследование уровня развития логического мышления младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 06:54, курсовая работа

Описание работы

Изучение психолого-педагогической литературы по теме исследования позволило выдвинуть следующую гипотезу: если в процессе обучения учителем планомерно и систематически будут использоваться вспомогательные модели, то это будет способствовать более высокому уровню развития логического мышления (развитие логического мышления младших школьников будет эффективным).
В соответствии с целью и гипотезой исследования были определены следующие задачи:
Изучить теоретические основы развития логического мышления младших школьников и методическую литературу по развитию логического мышления младших школьников.
провести эмпирическое исследование уровня развития логического мышления учащихся младшего школьного возраста.
подобрать рекомендации по развитию логического мышления младшего школьного возраста.

Содержание работы

Введение …………………………………………………………………..…4
Глава 1. Теоретические основы развития логического мышления младших школьников………………………………………………………..….7
Психолого-педагогическая характеристика младших школьников ....7
Педагогические условия развития логического мышления младших школьников ………………………………………………………………………..…9
1.3 Приемы и системы заданий направленные на развитие логического мышления в младшем школьном возрасте
Глава 2. Экспериментальное исследование уровня развития логического мышления младших школьников
2.1 Цели и задачи исследования
2.2 методы исследования
2.3 Процедура проведения исследования
2.4 Результаты исследования
2.5 Составление рекомендаций по развитию логического мышления детей младшего школьного возраста
Заключение…………...…………………………………………………………38
Список литературы ……………………………………………………………40

Файлы: 1 файл

вот это на диплом.doc

— 4.76 Мб (Скачать файл)

Содержание 

 

Введение …………………………………………………………………..…4

Глава 1. Теоретические  основы развития логического мышления младших школьников………………………………………………………..….7

    1. Психолого-педагогическая характеристика младших школьников ....7
    2. Педагогические условия развития логического мышления младших школьников ………………………………………………………………………..…9

1.3  Приемы  и системы заданий направленные  на развитие логического мышления  в младшем школьном возрасте

 Глава 2. Экспериментальное исследование уровня развития логического мышления младших школьников

2.1 Цели и  задачи исследования

2.2 методы исследования

2.3 Процедура  проведения исследования

2.4 Результаты  исследования

2.5 Составление рекомендаций по развитию логического мышления детей младшего школьного возраста

Заключение…………...…………………………………………………………38

Список литературы ……………………………………………………………40

Приложение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Необходимым условием качественного  обновления общества является умножение  его интеллектуального потенциала. Решение этой задачи во многом зависит  от построения образовательного процесса. Большинство существующих образовательных программ ориентировано на передачу обучаемым общественно необходимой суммы знаний, на их количественный прирост, на отработку того, что ребёнок уже умеет делать. Однако умение использовать информацию определяется развитостью логических приёмов мышления и, в ещё большей мере, степенью их оформленное систему. Потребность в целенаправленном формировании логического мышления в процессе изучения конкретных образовательных дисциплин уже осознаётся психологами и педагогами.

Работа над развитием  логического мышления ребёнка идёт без осознания значимости психологических  приёмов и средств в этом процессе. Это приводит к тому, что большинство  учащихся не овладевают приёмами систематизации знаний на основе логического мышления даже в старших классах школы, а эти приёмы необходимы уже младшим школьникам: без них не происходит полноценного усвоения материала. В младшем школьном возрасте дети располагают значительными резервами развития. С поступлением ребенка в школу под влиянием обучения начинается перестройка всех его познавательных процессов. Именно младший школьный возраст является продуктивным в развитии логического мышления. Это связано с тем, что дети включаются в новые для них виды деятельности и системы межличностных отношений, требующие от них наличия новых психологических качеств.

Проблемами развития логического мышления детей младшего школьного возраста занимались многие зарубежные (Ж. Пиаже, Б. Инельдер, Р. Гайсон, Ф. Тайсон и др.) и отечественные (П. П. Блонский, Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн, П. Я. Гальперин, А. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия, П. И. Зинченко, А. А. Смирнов, Б. М. Величковский, Г. Г. Вучетич, З. М. Истомина, Г. С. Овчинников и др.) исследователи.

Проблема состоит  в том, что учащимся начальной школы для полноценного усвоения материала требуются навыки логического анализа. Однако исследования показывают, что даже в 4 классе лишь незначительный процент учащихся владеет приемами сравнения, подведения под понятие, выведения следствий и т.п. Учителя начальной школы в первую очередь зачастую используют упражнения тренировочного типа, основанные на подражании, не требующие мышления.

Все это обусловило актуальность темы исследования.

Цель исследования: изучить  и проанализировать психолого-педагогическую и научно-методическую литературу по проблеме развития логического мышления в младшем школьном возрасте в процессе обучения  и выявить наиболее эффективные направления деятельности педагога начальных классов по развитию  аналитико-синтетической деятельности  учащихся.

Объект исследования: логическое мышление младших школьников.

Предмет исследования: педагогические условия развития логического  мышления младших школьников.

Изучение психолого-педагогической литературы по теме исследования позволило  выдвинуть следующую гипотезу: если  в процессе обучения учителем планомерно и систематически   будут использоваться  вспомогательные модели, то это будет способствовать более высокому уровню развития  логического мышления (развитие логического мышления младших школьников  будет эффективным).

В соответствии с целью и гипотезой исследования были определены следующие задачи:

  1. Изучить теоретические основы развития логического мышления младших школьников и методическую литературу по развитию логического мышления младших школьников.
  2. провести эмпирическое исследование уровня развития логического мышления учащихся младшего школьного возраста.
  3. подобрать рекомендации по развитию логического мышления младшего школьного возраста.

Теоретико-методологическая основа исследования: теоретические исследования психических процессов младших школьников Л.С. Выготского, М.А. Холодного, Н.Н. Поспелова, Д.Б. Эльконина, Л.Ф. Тихомировой и других; методические рекомендации развития логического мышления в работах С.Л. Рубинштейна, Ж. Пиаже, Л.М. Фридмана, Н.А. Подгорецкой; теории развития логического мышления П.П. Блонского, А.В. Брушлинского, Л.С. Выготского, П.Я. Гальперина, В.В. Давыдов, А.В. Запорожец, Г.С. Костюк, А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурия, А.И. Мещерякова, Н.А. Менчинской, Д.Б. Эльконина, З.А. Зак, А.М. Матюшкина и других.

Для решения  поставленных задач и проверки гипотезы были использованы следующие методы исследования: изучение и анализ психолого-педагогической, методической и учебной литературы по проблеме исследования.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав – теоретического и практического характера, заключения, списка литературы и приложения. В введении рассматривается актуально заявленные темы практическая значимость обосновывается цель задачи объект предмет гипотеза

В первой главе  рассмотрены теоретические основы развития логического мышления  младших школьников и педагогические условия необходимые для развития логического мышления младших школьников. Вторая глава носит практический характер. В ней предлагаются приемы и вспомогательные ситуации по развитию логического мышления в процессе обучения и рекомендация учителю начальных классов.

В заключение представлены выводы и предложения по развитию логического мышления в процессе обучения

В списке литературы 29 источников.

В приложении 13 листов.

Глава 1. Теоретические основы развития логического мышления младших школьников

    1. Психолого-педагогическая характеристика младших школьников

    В отечественной психологии специфика каждого возраста, каждого возрастного этапа раскрывается через анализ ведущей деятельности, особенности социальной ситуации развития, характеристику основных возрастных новообразований. Младший школьный возраст связан с переходом ребенка к систематическому школьному обучению. Начало обучения в школе ведет к коренному изменению социальной ситуации развития ребенка. Он становится «общественным» субъектом и имеет теперь социально значимые обязанности, выполнение которых получает общественную оценку. Вся система жизненных отношений ребенка перестраивается и во многом определяется тем, насколько успешно он справляется с новыми требованиями [5, 354].

     Ведущей в младшем школьном возрасте становится учебная деятельность. Она определяет важнейшие изменения, происходящие в развитии психики детей на данном возрастном этапе. В рамках учебной деятельности складываются психологические новообразования, характеризующие наиболее значимые достижения в развитии младших школьников и являющиеся фундаментом, обеспечивающим развитие на следующем возрастном этапе. Переход к систематическому обучению создает условия для развития новых познавательных потребностей детей, активного интереса к окружающей действительности, к овладению новыми знаниями и умениями. Младший школьный возраст является периодом интенсивного развития и качественного преобразования познавательных процессов: они начинают приобретать опосредствованный характер и становятся осознанными и произвольными.

    Ребенок постепенно овладевает своими психическими процессами, учится управлять восприятием, вниманием, памятью. Согласно Л.С. Выготскому, с началом школьного обучения мышление выдвигается в центр сознательной деятельности ребенка, становится доминирующей функцией. В ходе систематического обучения, направленного на усвоение научных знаний, происходит развитие словесно-логического, понятийного мышления, что ведет к перестройке и всех других познавательных процессов: «память в этом возрасте становится мыслящей, а восприятие думающим»1. Усвоение в ходе учебной деятельности основ теоретического сознания и мышления ведет к возникновению и развитию таких новых качественных образований, как рефлексия, анализ, внутренний план действий. В этот период качественно изменяется способность к произвольной регуляции поведения. Происходящая в этом возрасте «утрата детской непосредственности» (Л.С. Выготский) характеризует новый уровень развития мотивационно - потребностной сферы, что позволяет ребенку действовать не непосредственно, а руководствоваться сознательными целями, социально выработанными нормами, правилами и способами поведения.

    На протяжении младшего школьного возраста начинает складываться новый тип отношений с окружающими людьми. Безусловный авторитет взрослого постепенно утрачивается, все большее значение для ребенка начинают приобретать сверстники, возрастает роль детского сообщества. Таким образом, центральными новообразованиями младшего школьного возраста являются:

- качественно  новый уровень развития произвольной регуляции поведения и деятельности;

 

- рефлексия,  анализ, внутренний план действий;

 

- развитие нового познавательного отношения к действительности;

 

- ориентация  на группу сверстников.

 

 

 

 

    1. Развитие логического мышления детей младшего школьного возраста

Предметы и  явления действительности обладают такими свойствами и отношениями, которые  можно познать непосредственно, при помощи ощущений и восприятий (цвета, звуки, формы, размещение и перемещение тел в видимом пространстве), и такими свойствами и отношениями, которые можно познать лишь опосредованно и благодаря обобщению, т.е. посредством мышления. Мышление – это опосредованное и обобщённое отражение действительности, вид умственной деятельности, заключающейся в познании сущности вещей и явлений, закономерных связей и отношений между ними.

Первая особенность  мышления – его опосредованный характер. То, что человек не может познать прямо, непосредственно, он познаёт косвенно, опосредованно: одни свойства через другие, неизвестное – через известное. Мышление всегда опирается на данные чувственного опыта – ощущения, восприятия, представления – и на ранее приобретённые теоретические знания. Косвенное познание и есть познание опосредованное.

Вторая особенность  мышления – его обобщённость. Обобщение как познание общего и существенного в объектах действительности возможно потому, что все свойства этих объектов связаны друг с другом. Общее существует и проявляется лишь в отдельном, в конкретном.

По мнению Е.Г. Ревиной, мышление – высшая ступень познания человеком действительности. Чувственной основой мышления являются ощущения, восприятия и представления. Через органы чувств – эти единственные каналы связи организма с окружающим миром – поступает в мозг информация. Содержание информации перерабатывается мозгом. Наиболее сложной (логической) формой переработки информации является деятельность мышления. Решая мыслительные задачи, которые перед человеком ставит жизнь, он размышляет, делает выводы и тем самым познаёт сущность вещей и явлений, открывает законы их связи, а затем на этой основе преобразует мир. Мышление не только теснейшим образом связано с ощущениями и восприятиями, но оно формируется на основе их. Переход от ощущения к мысли – сложный процесс, который состоит, прежде всего, в выделении и обособлении предмета или признака его, в отвлечении от конкретного, единичного и установлении существенного, общего для многих предметов.

В работах В.В. Левитеса мышление выступает главным  образом как решение задач, вопросов, проблем, которые постоянно выдвигаются  перед людьми жизнью. Решение задач  всегда должно дать человеку что-то новое, новые знания. Поиски решений иногда бывают очень трудными, поэтому мыслительная деятельность, как правило, - деятельность активная, требующая сосредоточённого внимания, терпения.

Мышление – функция мозга, результат его аналитико-синтетической деятельности. Оно обеспечивается работой обеих сигнальных систем при ведущей роли второй сигнальной системы. При решении мыслительных задач в коре мозга происходит процесс преобразования систем временных нервных связей. Нахождение новой мысли физиологически означает замыкание нервных связей в новом сочетании.

Ж. Пиаже считает, что мыслительная деятельность человека представляет собой решение разнообразных  мыслительных задач, направленных на раскрытие  сущности чего-либо. Мыслительная операция – это один из способов мыслительной деятельности, посредством которого человек решает мыслительные задачи. Мыслительные операции разнообразны. Это – анализ и синтез, сравнение, абстрагирование, конкретизация, обобщение, классификация. Какие из логических операций применит человек, это будет зависеть от задачи и от характера информации, которую он подвергает мыслительной переработке.

В современной психологии – мышление понимается как «процесс познавательной деятельности человека, характеризующийся обобщённым и опосредованным отражением действительности; высшая форма творческой активности» [6, 301].

Информация о работе Экспериментальное исследование уровня развития логического мышления младших школьников