Экспериментальное исследование уровня развития логического мышления младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 06:54, курсовая работа

Описание работы

Изучение психолого-педагогической литературы по теме исследования позволило выдвинуть следующую гипотезу: если в процессе обучения учителем планомерно и систематически будут использоваться вспомогательные модели, то это будет способствовать более высокому уровню развития логического мышления (развитие логического мышления младших школьников будет эффективным).
В соответствии с целью и гипотезой исследования были определены следующие задачи:
Изучить теоретические основы развития логического мышления младших школьников и методическую литературу по развитию логического мышления младших школьников.
провести эмпирическое исследование уровня развития логического мышления учащихся младшего школьного возраста.
подобрать рекомендации по развитию логического мышления младшего школьного возраста.

Содержание работы

Введение …………………………………………………………………..…4
Глава 1. Теоретические основы развития логического мышления младших школьников………………………………………………………..….7
Психолого-педагогическая характеристика младших школьников ....7
Педагогические условия развития логического мышления младших школьников ………………………………………………………………………..…9
1.3 Приемы и системы заданий направленные на развитие логического мышления в младшем школьном возрасте
Глава 2. Экспериментальное исследование уровня развития логического мышления младших школьников
2.1 Цели и задачи исследования
2.2 методы исследования
2.3 Процедура проведения исследования
2.4 Результаты исследования
2.5 Составление рекомендаций по развитию логического мышления детей младшего школьного возраста
Заключение…………...…………………………………………………………38
Список литературы ……………………………………………………………40

Файлы: 1 файл

вот это на диплом.doc

— 4.76 Мб (Скачать файл)

Словесно-логическое, понятийное мышление формируется постепенно на протяжении младшего школьного возраста. В начале данного возрастного периода доминирующим является наглядно-образное мышление, поэтому, если в первые два года обучения дети много работают с наглядными образцами, то в следующих классах объём такого рода занятий сокращается. По мере овладения учебной деятельностью и усвоения основ научных знаний, школьник постепенно приобщается к системе научных понятий, его умственные операции становятся менее связанными с конкретной практической деятельностью или наглядной опорой. Словесно-логическое мышление позволяет ученику решать задачи и делать выводы, ориентируясь не на наглядные признаки объектов, а на внутренние, существенные свойства и отношения. В ходе обучения дети овладевают приёмами мыслительной деятельности, приобретают способность действовать «в уме» и анализировать процесс собственных рассуждений. У ребёнка появляются логически верные рассуждения: рассуждая, он использует операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения.

Младшие школьники  в результате обучения в школе, когда  необходимо регулярно выполнять  задания в обязательном порядке, учатся управлять своим мышлением, думать тогда, когда надо.

Во многом формированию такому произвольному, управляемому мышлению способствует задания учителя на уроке, побуждающие детей к размышлению.

При общении  в начальных классах у детей  формируется                 осознанное критическое мышление. Это  происходит благодаря тому, что в  классе обсуждаются пути решения задач, рассматриваются различные варианты решения, учитель постоянно просит школьников обосновывать, рассказывать, доказывать правильность своего суждения. Младший школьник регулярно становится в систему, когда ему нужно рассуждать, сопоставлять разные суждения, выполнять умозаключения.

В процессе решения  учебных задач у детей формируются  такие операции логического мышления как анализ, синтез, сравнение, обобщение  и классификация.

Напомним, что анализ как мыслительное действие предполагает разложение целого на части, выделение путём сравнения общего и частного, различения существенного и не существенного в предметах и явлениях.

Овладением  анализом начинается с умения ребёнка  выделять в предметах и явлениях различные свойства и признаки. Как  известно, любой предмет можно рассматривать с разных точек зрения. В зависимости от этого на первый план выступают та или иная черта, свойства предмета. Умения выделять свойства даётся младшим школьникам с большим трудом. И это понятно, ведь конкретное мышление ребёнка должно проделывать сложную работу абстрагирования свойства от предмета. Как правило, из бесконечного множества свойств какого-либо предмета первоклассники могут выделить всего лишь два-три. По мере развития  детей, расширения их кругозора и знакомства с различными аспектами действительности такая способность, безусловно, совершенствуется. Однако это не исключает необходимости специально учить младших школьников видеть в предметах и явлениях разные их стороны, выделять  множество свойств.

Параллельно с  овладением приёмом выделения свойств путём сравнения различных предметов (явлений) необходимо выводить понятие общих и отличительных (частных), существенных и несущественных признаков, при этом используется такие операции мышления как анализ, синтез, сравнение и обобщение. Неумение выделять общее и существенное может серьёзно затруднить процесс обучения. В этом случае типичного материала: подведение математической задачи под уже известный класс, выделения корня в родственных словах, краткий (выделение только главного) пересказ текста, деление его на части, выбор заглавия для отрывка и т.п. Умение выделять существенное способствует формированию другого   умения - отвлекаться от несущественных деталей. Это действие даётся младшим школьникам с не меньшим трудом, чем выделение существенного.

В процессе обучения  задания приобретают более сложный  характер: в результате выделения  отличительных и общих признаков  уже нескольких предметов, дети пытаются разбить их на группы. Здесь необходима такая операция мышления как классификация. В начальной школе необходимость классифицировать используется на большинстве уроков, как при введении нового понятия, так и на этапе закрепления.

В процессе классификации  дети осуществляют анализ предложенной ситуации, выделяют в ней наиболее существенные компоненты, используя операции анализа и синтеза, и производит обобщение по каждой группе предметов, входящих в класс. В результате этого происходит классификация предметов по существенному признаку.

Логическое  мышление не дано от рождения. Оно складывается постепенно, вырастает из предыдущих ступеней отражения реальности и  переработки информации о ней.

Овладение этим способом мышления означает "гигантский", по своим размерам скачек. Внешнее  логическое мышление реализуется как система логических преобразований и связей высказываний.

Об актуальности проблемы развития логического мышления школьников можно говорить в различных  аспектах.

Проблема развития логического мышления должна иметь  свое отражение в школьном курсе в силу недостаточности подготовки учащихся в этой части, в силу большого числа логических ошибок, допускаемых учащимися в усваиваемом содержании школьного курса, где предъявляются наиболее высокие требования.

Часто возникает  вопрос о взаимосвязи творческого и логического мышления. В реальном процессе мышления творческое и логическое мышление тесно переплетены, взаимопроникают, но нетождественны.

В целях изучения проблемы развития логического мышления эти два понятия целесообразно  разделить. Тогда логическое мышление, проходящее в рамках формальной логики, отвечающее требованиям формальной логики. Логическое мышление в таком понимании не является творческим, т. к. согласно законам и правилам формальной логики нельзя вывести из посылок ничего такого, что не было бы в этих посылках заключено. Эта мысль содержится в словах английского философа Д. Локка о том, что силлогизм в лучшем случае есть лишь искусство вести борьбу при помощи того небольшого знания, какое у нас есть, не прибавляя к нему ничего.

Задача развития логического мышления учащихся ставится и определенным образом решается в массовой школе. Во всех школьных программах как одна из целей обучения предмету отмечена - развитие логического  мышления.

Но школьные программы пока не содержат расшифровки этой цели. Поэтому каждый учитель понимает ее по-своему и по-своему ее решает. Представляется, что есть необходимость осознавать проблему развития логического мышления во всей широте и многогранности и уметь ее реализовывать. Для этого можно использовать игры, которые способствуют более четкому мышлению, помогают формулировать умозаключения.

В этом случае выработка  умений учащихся логически мыслить  протекает быстрее. С другой стороны  занимательность материала может  способствовать развитию интереса.

 

 

 

 

 

Глава 2. Приемы и система заданий, направленная на развитие логического мышления младших  школьников

2.1. Приёмы  развития логического мышления  младших школьников

В начальной  школе большое место должно быть отведено обучению операциям логического мышления: анализу, синтезу, сравнению, классификации, обобщению, абстрагированию, конкретизации. Рассмотрим упражнения в учебнике М. И. Моро, направленные на формирование этих операций.

Задания, направленные на развитие анализа и синтеза:

1. Соединение  элементов в единое целое [37,13].

Предложить  ученикам из вырезанных фигур составить  из них домик, кораблик, рыбку.

2. Поиск различных признаков предмета  [37,13] ( приложение 1).

3. Узнавание  или составление объекта по  заданным признакам  [37, 13].

    1. Начерти отрезок, длина которого 1 дм 4см  [26, 5]

          2)Составь задачи по кратким  записям и реши их.

Было – 50                          Было – 30 и 15

Истратили – 14 и 6           Истратили - ?

Осталось – ?                      Осталось – 20 [26, с.19]

  1. Рассмотрение данного объекта с точки зрения различных

понятий  [15, 166].

         Составь по рисунку задачи и реши их умножением  [26, 18].

 

  1. Постановка различных заданий к данному математическому объекту  [37, 18] (приложение 2).

Задания, направленные на развитие умения сравнивать.

    1. Выделение признаков или свойств одного объекта  [15, 169].

У Тани было несколько  значков. Она подарила 2 значка подруге, и у 

неё осталось 5 значков. Сколько  значков было у Тани? Какой схематический  чертёж подходит к этой задаче [22, 25]?

 2 зн.         5 зн.                                     2 зн.            ?


   ?                                                      7 зн.

    1. Установление сходства и различия между признаками предметов [15, 169].

1. Реши задачи  и сравни их решения:

1) В пруду  плавало 9 гусей, а уток –  в 3 раза меньше. Сколько уток плавало в пруду?

2) В зоопарке 5 белых лебедей, а чёрных –  на 3 меньше. Сколько чёрных лебедей  в зоопарке?

 

[26, 55]

2. Папа купил детям  шоколадное мороженое, фруктовое и ванильное мороженое. Сколько сдачи должен он получить с 50 р. Составь похожие задачи и реши их  [27, 46].

 

Задания, направленные на формирование умения классифицировать:

1. Задания  на формирование умения давать  словесную характеристику классов  в готовой классификации  [35, 43] (приложение 3, 4).

2. Задания  на формирование умения делить  объекты на классы по заданному  основанию. [35,48]

1. Разделите  на 2 группы следующие числа:

11,12,13,14,15,16,17,18,19,20

Чётные числа_________________________________________________

Нечётные числа_______________________________________________

[35,49]

2. (приложение 5)

3. В мультфильме  про динозавров 9 серий. Коля уже  посмотрел 2 серии. Сколько серий  ему осталось посмотреть?

Составь две задачи, обратные данной.

Подбери к каждой задаче схематический чертёж.

[22, 45]

4. (приложение 6)

3. Проверка  результатов классификации  [35,51].

Распределите следующие  числа на 2 группы (однозначные и  двузначные): 2, 5, 7, 12, 36, 45, 9, 63.

В каком ряду числа  распределены на группы правильно?

а) 2, 15, 12, 7, 9                            36, 45, 63

б) 2, 5, 7                                        12, 9, 36, 45, 63

в) 2, 5, 7, 9                                    12, 36, 45, 63

г) 2, 7, 9                                        12, 5, 36, 45, 63

[35,53]

4. Задания на  формирование умения выбирать  основание для классификации  [35,56].

Прочитай каждую группу чисел:

1, 2, 3,4            20, 21, 22, 23           321, 322, 323, 324

По какому признаку числа  разбиты  на группы  [35,56]?

5. Комбинированные  задания для овладения операцией  «классификация» [35,57].

Какое число лишнее, почему? Что объединяет оставшиеся числа?

1, 2, 7, 28, 9

Задания, направленные на развитие операций обобщения, абстракции и конкретизации.

Данные задания  будут направлены на отвлечение от несущественных признаков предмета, умение выделять существенные свойства предметов, объединение предметов по общему признаку, исключение лишнего предмета. Так как задания на абстрагирование, обобщение и конкретизацию тесно взаимосвязаны, то они помещены вместе.

1) Найди среди  следующих записей уравнения,  выпиши их и реши.

30 + х > 40     45 – 5 =40     60 + х = 90

80 – х              38 – 8 < 50    х – 8 = 10

[22,70]

2) На рисунке изображены  фигуры, которые при наложении  не совпадут. Докажи, что их площади равны.

[26, 69]

 

    1. Какая фигура лишняя? Как можно одним словом назвать оставшиеся фигуры?




[28,69]

Все предложенные задания, безусловно, направлены на формирование нескольких операций мышления, но ввиду  преобладания какого-либо из них упражнения были разбиты на предложенные группы. Но существуют и упражнения с ярко выраженной комплексной направленностью. Рассмотрим их далее.

  1. Логические задачи.

          Вася выше Саши на 8 см, а Коля ниже Саши на 3 см. На сколько сантиметров самый высокий из мальчиков выше самого маленького? [22,52]

2) «Магические  квадраты».

  • расставьте числа 2; 4; 5; 9; 11; 15 так, чтобы по всем линиям в

          сумме получилось 24.


[22,55]

3) Не вычисляя, скажи,  в каком уравнении каждой пары значение х будет меньше:

х·3=84          х:5=9             96:х=6

х·3=72          х:5=11           96:х=4

[27,78]

  1. (приложение 7)

Задачи на смекалку.

А) Используя только цифры 1. 2, 3, 4, 5, 6, 7 и не повторяя ни одну из них, составь такие 4 числа, чтобы  при их сложении получилось 100. [27,17]

Б) Олина мама в 4 раза старше Оли, а Олина бабушка в 2 раза старше Олиной мамы. Сколько лет Оле и её бабушке, если Олиной маме 32 года? [27,22]

  1. Задания на аналогию.

Информация о работе Экспериментальное исследование уровня развития логического мышления младших школьников