Эффективные методы организации работы классного коллектива в начальной школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2013 в 16:35, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: определить эффективные методы организации работы классного коллектива в начальной школе и изучить его воспитательную роль в развитии личности ребенка.
Задачами исследования являются:
1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по теме исследования;
2. Изучить педагогические условия развития младшего школьника в классном коллективе;
3. Рассмотреть воспитательное воздействие педагога и классного коллектива на младшего школьника;
4. Разработать и апробировать конкретные формы работы с младшими школьниками в условиях классного коллектива.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 4
ЛИЧНОСТЬ РЕБЕНКА В ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
Общая характеристика младшего школьника 7
Классный коллектив как условие развития младшего школьника 12
ЭФФЕКТИВНЫЕ ФОРМЫ И МЕТОДЫ ОРГАНИЗАЦИИ КОЛЛЕКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ КАК СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ

2.1 Методика диагностики личности ребенка
в коллективной деятельности 18
2.2. Опытно-педагогическая работа по развитию личности ребенка в коллективной деятельности 27
2.3. Семья – необходимое звено в формировании личности детей
младшего школьного возраста, укрепления
их коллективных связей и зависимостей 33

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 42

Файлы: 1 файл

Роль классного коллектива в воспитании младшего школьника.doc

— 356.00 Кб (Скачать файл)

Проведя исследование, мы убедились в том, что тема, выбранная  нами, действительно является актуальной на современном этапе. Проанализировав  результаты исследования, мы разработали и внедрили в практику методику по воспитанию младшего школьника в классном коллективе и показали, как огромна роль классного коллектива в воспитании каждого ребенка.

В целом мы пришли к  выводу: воспитательная эффективность педагогического воздействия на личность ребенка, преодоление отчуждения достигается тогда, когда оно реализуется как тонкий способ психологического прикосновения к личности, когда в коллективе развернута и в полную силу действует система методов организации коллективной жизни и повседневного взаимодействия. Именно в школьном коллективе ребенок легко осваивает социально ценные формы поведения, убеждаясь в их полезности, приобретает устойчивые черты личности, получая поощрение или порицание со стороны одноклассников, усваивает личные мотивы поведения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

 

  1. Никитин А.Ф. Педагогика прав человека. М., 1993.
  2. Болдырев Н.И. Методика воспитательной работы в школе. - М., 1974 
  3. Макаренко А.С. Пед. Соч.: в 8 т. М., 1983. т 4.
  4. Сухомлинский В.А. Методика воспитания коллектива. М., 1981.
  5.  Лихачев Б.Т. Педагогика- М.,2003
  6. Бодалев А.А. Психология общения. М., 1996.
  7. Бегалиев Т.Б. Педагогика- Т.,2002.
  8. Педагогика. Курс лекций. Авторский коллектив кафедры педагогики АГУ им. Абая. – Алматы, 2003.   
  9. Кукушин В.С., Болдырева-Вараксина А.В.Педагогика начального образования. Учебное пособие для студентов пед. институтов.- М-Ростов-на-Дону,2005.       
  10. Харламов И.Ф. Педагогика. Учеб. Минск, 2002.
  11. Педагогика /Под ред. С.А.Смирнова- М.,2001
  12. Педагогика / Под ред. Ю.К.Бабанского- М.,1983
  13. Немов Р.С. Психология- М.,1994
  14. Практические занятия по психологии / Под ред. А.В.Петровского- М.: Просвещение 1972.
  15. Журнал «Начальная школа Казахстана»-№5,2005
  16. Подласый И.П. Педагогика-М.,2002
  17. Выготский Л.С. Педагогическая психология – М., 1991 (О педагогическом анализе педагогического процесса: 430 – 449)
  18. Островская Р. А. Общественное мнение в коллективе младших школьников. - Минск: Народная аскета, 1980
  19. Особенности психического развития детей 6 – 7 летнего возраста/Под ред. Д.Б.Эльконина, Л.А.Венгера. – М.,1988
  20. Козлов И.Ф. Методика воспитания сознательной дисциплины школьников - Ростов на Дону, 1982
  21. Коллектив, личность ребенка, внутриколлективные отношения/Под ред. Л. И. Новиковой, В. И. Чепелева.-М.: Педагогика, 1978
  22. Гордин Л.Ю. Поощрение и наказание в воспитании детей. М., 1971.
  23. Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего человека. Киев, 1975.
  24. Березовин Н. А., Коломинский Я. Л. Учитель и детский коллектив. -Минск: Народная аскета, 1975.
  25. Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. М., 1981.
  26. Столяренко Л.Д. Основы психологии. Учеб. Пособие, Ростов-на-Дону, 2001,с. 541.        
  27. Донцов А.И. Психология коллектива. М., 1984.
  28. Смирнов С.А. Педагогика: Педагогические теории, системы, технологии. Учебник, - М., 2001, с. 265, 274.
  29. Битянова М.Р., Азарова Т.В. и др. Работа психолога в начальной школе. – М.,1998
  30. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. – М.,1998
  31. Творческая педагогика, №2, 2006, с.9.
  32. Журнал «Начальная школа Казахстана»- №7-2003
  33. Актуальные проблемы учебно-методического обеспечения высшего педагогического образования (выпуск 3): Сборник статьей. Под ред. д.п.н. проф. Сарыбекова М.Н. – Тараз: ТарГПИ, 2006, с.14.
  34. Гребенников И.В. Школа и семья. М., 1985.
  35. Кисловская Н.П. Школьники в среде сверстников и взрослых - Алма-Ата: Мектеп, 1975.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                       

                                    ПРИЛОЖЕНИЕ 1

План собеседования  с родителями

 

 

  1. Общительный ли ваш ребенок?
  2. Он  стал общительнее, после того как поступил в школу?
  3. Много ли у вашего ребенка друзей?
  4. С кем предпочитает общаться ваш ребенок со своими сверстниками или с детьми старше него?
  5. Какие изменения вы видите в вашем ребенке, когда он общается со своими сверстниками, и когда общается с детьми старшего возраста?
  6. Умеет ли ваш ребенок дружить и без конфликтов играть с другими детьми?
  7. Стало ли у вашего ребенка больше положительных качеств после того, как начал учиться в школе?
  8. С большим ли удовольствием ходит ваш ребенок в школу?

 

                                                                                                       Приложение 2

 

Открытый урок по теме:

"Праздник дружбы и доброты".

 

Цели:

способствовать воспитанию доброго отношения друг к другу и формированию умения жить в мире с другими людьми;

готовить к жизни  в условиях многонациональной многокультурной  среды.

(На украшенной цветами  и шарами сцене появляются  шесть учеников, одетые в одежду  с элементами национальных костюмов)

1 ученик - Здравствуйте друзья!

2 ученик - Мы будем  называть вас всех друзьями!

1 ученик -

Нам предстоит серьезный  разговор,  
Мы собрались сегодня не случайно:

2 ученик -

Многокультурный город  наш Тараз  
И класс наш многонациональный.

3 ученик -

Есть в классе и кореец, и казах, 
И русские, и украинцы,

4 ученик - азербайджанец, дагестанец тут

5 ученик -

Все мы дружны - секретом дружбы 
С вами мы решили поделиться!

6 ученик -

Мы наш секрет откроем  вам не сразу, 
Вы только слушайте с открытою душой.

1 ученик -

Мы верим, скоро все  поймете сами 
И навсегда возьмете наш секрет с собой!

2 ученик -

Случается, бываем одиноки,  
И не хватает нам душевной теплоты,

3 ученик -

Бываем мы задумчивы  и строги 
И никому как будто не нужны…

4 ученик -

И светит солнышко неярко.  
И нет желанья рисовать,

5 ученик -

Читать, играть не интересно… 
Ну, как скажите не скучать?

6 ученик -

Мир сразу красками наполнится 
Изменится вдруг все вокруг!

1 ученик -

Когда с тобою рядом  будет  
Твой настоящий, верный друг!

( На сцене появляются два ученика, читают как диалог стихотворение Б.Заходера «Мы - друзья»)

С виду мы не очень схожи: 
Петька толстый, я худой, 
Не похожи мы, но все же  
Нас не разольешь водой! 
Дело в том, что он и я - 
Закадычные друзья! 
Все мы делаем вдвоем: 
Даже вместе… отстаем! 
Дружба дружбою, однако, 
И у нас случилась драка… 
Дрались честно, 
Как положено друзьям: 
- Я как стукну! 
- Я как тресну! 
Он как даст! 
- А я как дам! 
Скоро в ход пошли портфели. 
Книжки в воздух полетели. 
Словом, скромничать не буду -  
Драка вышла хоть куда! 
Только смотрим - что за чудо? 
С нас ручьем бежит вода! 
Это Борькина сестра  
Облила нас из ведра! 
А она еще смеется: 
- Вы действительно друзья! 
Вас водой разлить нельзя!

Ведущий - Вот какие  друзья бывают! Но как назвать такую  дружбу, судите сами? 

(Далее идет инсценировка «Гадкий утенок»)

Утка - Вот как идут дела на свете! ... Ну, ну, шевелите лапками! Крякните и поклонитесь вон той старой утке! Она здесь знатнее всех! Она испанской породы и потому такая жирная. Видите, у нее на лапке красный лоскуток? Как красиво! Это знак высшего отличия, какого только может удостоится утка. Люди дают этим понять, что не желают потерять ее; по этому лоскутку ее узнают и люди и животные. Ну, живо! Да не держите лапки вместе! Благовоспитанный утенок должен держать лапки врозь и выворачивать их наружу. Вот так! Кланяйтесь теперь и крякайте!

(утята кланяются)

1 птица - Ну вот еще  целая орава!

2 птица - Точно нас  мало было!

3 птица - А один-то, какой безобразный. Его уж мы  не потерпим!

Утка - Оставьте его! Он ведь вам ничего не сделал!

2 птица - Это так,  но он такой большой и странный! Ему надо задать хорошенькую  трепку!

Старая утка - Славные  у тебя детки! Все очень милы , кроме одного… Этот не удался! Хорошо бы его переделать!

Утка - Никак нельзя, ваша милость! Он некрасив, но у него доброе сердце, и плавает он не хуже, смею даже сказать - лучше других. Я думаю, он вырастет, похорошеет или станет со временем поменьше. Он залежался в яйце, оттого и не совсем удался. Кроме того, он селезень, а селезню красота не так уж нужна. Я думаю, что он возмужает и пробьет себе дорогу!

Старая утка - Остальные  утята очень-очень милы! Ну, будьте же, как дома.

Птицы (наперебой) - Он слишком  велик! Какой гадкий! Безобразный!

Утята - Хоть бы кошка  утащила тебя, несносного урода!

Утка - Глаза бы мои тебя не видели!

(птицы начинают выгонять  гадкого утенка, и все уходят  со сцены)

Ведущий - Гадкого утенка не любили за то, что он был не похож  на остальных, за то, что он был другой! Он был отвергнут всеми. Такое  бывает подчас и в жизни, когда  человек или ребенок становится изгоем, потому что его не понимают, не принимают его взглядов или просто считают что он не такой как все, или имеет другую национальность, чем большинство, окружающих в этот момент людей. Терпимее друг к другу нужно быть, добрее!

1 ученик - Да, наверное, мы разные! Но все мы при этом равные!

2 ученик - Мы все имеем  равные права, смеяться и грустить 

3 ученик - Мы все для  счастья рождены, и так тому  и быть!

4 ученик -

Ведь каждый из нас  индивидуальность 
И в этом конечно и есть уникальность!

5 ученик -

Различиями нашими мы будем восхищаться! 
Друг другу доброту дарить и просто улыбаться!

6 ученик -

Мы разные? Мы равные!  
И нет преград для дружбы 
Мы дети все, мы просто дети 
Нам сориться не нужно!

Ведущий - Действительно  ребята, иногда достаточно улыбке, что бы помириться, чтобы подружиться, чтобы кому-то поднять настроение и стать ближе друг другу.

(В исполнении ребят  звучит песня «Улыбка» сл. М.Пляцковского, муз В.Шаинского)

1 ученик - Мы все вместе  должны держаться, считаться с  мнением друг друга, заботиться друг о друге.

2 ученик - Не будем  огорчать друг друга, давайте  дарить улыбки, добрые слова!

Ведущий - Давайте друзья, встанем в круг дружбы!

(Игра «Мы друзья»)

Ведущий -

Встаньте, дети, встаньте в круг,  
Я твой друг и ты мой друг, 
Пусть будет шире Дружбы круг. 
В кругу стоят друзья твои,  
Ты им свою улыбку подари.

(Дети улыбаются друг  другу).

Слева друг и справа друг, 
А вместе это Дружбы круг, 
Другу справа руку ты пожми, 
Передай ему тепло твоей руки.

(Дети пожимают руку  тому, кто справа)

Нет пословицы, ребята, верней, 
Той, что гласит «Имей сто друзей» 
Пусть растет и ширится Дружбы круг, 
Чтобы рядом был верный друг.

Ведущий: Ну что ж, наш праздник подошел к концу! Надеемся, что он не прошел для вас даром. Будьте добрее друг к другу. Берегите друзей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Аннотация на дипломную  работу

на тему: Формирование личности младшего школьника в коллективе 

 

Дипломная работа посвящена изучению развития личности ребенка в коллективе. Цель: определить эффективные методы организации работы классного коллектива в начальной школе и изучить его воспитательную роль в развитии личности ребенка.

Дипломная работа состоит  из двух глав, заключения, списка литературы, приложения

 

                                                      Түйін

«Кіші мектеп мектеп жасындағы оқушыларға сыныптан тыс жұмыстарда рухани адамгершілік тәрбие берү»

Дипломдық жұмыста «рухани», «адамгершілік» түсіктеріне анықтама бере отырып, сыныптан тыс жұмыстарда рухани-адамгершілік мәдениетін қалыптастырудың  әдіс-тәсілдері қарастырылады.

Мақсаты: сыныптан тыс  жұмыстарда кіші мектеп оқушыларының рухани-адамгершілік дамуының ұйымдастыру  жолдарын анықтау.

Дипломдық жумыс екі  тараудан, қорытындыдан, әдебиет тізімінен, қосамшылардаң тұрады.

                                    Annotation on the diploma

The Studies is denoted actual and significant problem of the modern pupil in first year at school adaptation and clarifications of the reasons in comparison rural and town school.

The program of the diagnostics was. In this diploma project have studied  the problems of formation interest motivation of junior stage pupils, and given methodical recommendation for junior stage teachers.


Информация о работе Эффективные методы организации работы классного коллектива в начальной школе