Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2013 в 16:35, курсовая работа
Цель исследования: определить эффективные методы организации работы классного коллектива в начальной школе и изучить его воспитательную роль в развитии личности ребенка.
Задачами исследования являются:
1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по теме исследования;
2. Изучить педагогические условия развития младшего школьника в классном коллективе;
3. Рассмотреть воспитательное воздействие педагога и классного коллектива на младшего школьника;
4. Разработать и апробировать конкретные формы работы с младшими школьниками в условиях классного коллектива.
ВВЕДЕНИЕ 4
ЛИЧНОСТЬ РЕБЕНКА В ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
Общая характеристика младшего школьника 7
Классный коллектив как условие развития младшего школьника 12
ЭФФЕКТИВНЫЕ ФОРМЫ И МЕТОДЫ ОРГАНИЗАЦИИ КОЛЛЕКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ КАК СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ
2.1 Методика диагностики личности ребенка
в коллективной деятельности 18
2.2. Опытно-педагогическая работа по развитию личности ребенка в коллективной деятельности 27
2.3. Семья – необходимое звено в формировании личности детей
младшего школьного возраста, укрепления
их коллективных связей и зависимостей 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 42
До эксперимента
Низкий 22, 2 % (4 чел)
Средний 44, 4% (8 чел) 16, 6 % (3 чел)
Высокий 33, 3 % (6 чел) 72, 2 % (13 чел)
Из таблицы видна эффективность проделанной нами работы по организации деятельности детского коллектива, способствующей формированию личности ребенка.
2.3 Семья – необходимое звено в формировании личности детей младшего школьного возраста, укрепления их коллективных связей и зависимостей
В современных условиях качественно изменился характер семейного воспитания, влияющий на воспитательное воздействие в школе. В связи с этим ответственность семьи за воспитание ребенка всемерно повышается.
Педагогика семейного воспитания имеет ряд преимуществ и сложностей. Здоровая семья тысячью невидимых нитей связана со множеством других коллективов – трудовыми, школой, детским садом, с другими семьями. Чем шире связи семьи с другими коллективами и, в частности, со школой. Тем содержательнее и интереснее ее жизнь, тем крепче сама семья. От того, как понимают родители воспитательную функцию коллектива, как налажено исполнение всех семейных обязанностей, как складываются взаимоотношения, зависят направленность и характер семейного воспитания. Отношения в семье формируют в ребенке соответствующие свойства и черты личности. Семья – это социальный микромир, питательная и воспитательная среда, в которой дети живут. Ребенок вырастает человеком и гражданином тогда, если нравственный климат семьи гармонирует с моральной атмосферой в обществе. Поэтому в системе нравственного воспитания личности ребенка знание родителями педагогических методов воспитания становится важным инструментом взаимодействия со школой.
Сложность воспитания в семье обусловлена большей степенью отсутствием у родителей стройной системы педагогических знаний, умений и навыков. Еще большие трудности испытывают родители в вопросах формирования у ребенка коллективных связей и зависимостей.
Об этом свидетельствует проведенное нами анкетирование среди родителей. Было опрошено 20 родителей экспериментальной группы. Были заданы вопросы, связанные с формированием у детей нравственных личностных качеств, навыков делового, товарищеского, доверительного взаимодействия и взаимовоздействия. Проведенное исследование показало, что лишь незначительная часть родителей (15%) в достаточной мере знакомы с формами и средствами формирования у детей этих качеств и способна организовать такую работу в семье. Подавляющее большинство родителей (79%) практически не готовы оказывать ребенку соответствующую помощь, недостаточно или совершенно не знакомы с особенностями этой работы. Данные обстоятельства указывают на необходимость оказания действенной помощи родителям в вопросах формирования личности детей младшего школьного возраста, укрепления коллективных связей и зависимостей у детей младшего школьного возраста.
Мы считаем, что есть
необходимость дополнить
Педагогически целесообразным представляется нам дифференциация родительского педагогического всеобуча по вопросам формирования личности ребенка в коллективе школьников. Это одно из первых, на наш взгляд, условий обеспечивающих возможность формирования необходимых ребенку качеств в семье. Необходимо объяснить родителям как важно ребенку не только приобретение знаний в школе, но и формирование личности, навыков общения в детском коллективе, которые являются залогом успешной социальной деятельности человека в будущем. Нужно показать родителям как позитивные личностные качества ребенка, его стабильная позиция в коллективе, влияют на положительную мотивацию к учебе, повышают успеваемость и благоприятно отражаются на психическом здоровье детей.
Под условиями эффективности формирования личности детей младшего школьного возраста, укрепления их коллективных связей и зависимостей понимается согласованные педагогические усилия воспитателей и родителей, направленные на организацию систематической работы с детьми по данному вопросу.
Основное внимание здесь было направлено на организацию работы по обучению родителей приемам и формам формирования у ребенка уверенности в своих силах, чувство коллективизма, желание дружить и общаться со сверстниками, умение согласовывать свои действия с одноклассниками.
Мы активно привлекаем родителей к жизни школьного коллектива, объясняем им, что положительные качества личности развивают в детях те родители, которые сам активно живут общественными интересами, проявляют душевую чуткость и отзывчивость, принципиальны и требовательны к себе и окружающим, неравнодушны к делам и проблемам своего ребенка.
Эффективными в этом отношении, мы считаем, будут следующие формы пропаганды среди родителей педагогики семейного формирования у детей нравственных качеств личности; выпуск бюллетеней, содержащих рекомендации по организации работы по формированию чувств сопричастности к общему делу, позитивный настрой по отношению к другим детям, умений их использовать; проведение родительских собраний; диспутов; вечеров, вопросов и ответов; выпуск папок-раздвижек, передвижек со статьями:
"Каковы особенности
развития личности ребенка
"Как формировать навыки коллективной деятельности у детей младшего школьного возраста".
"Как правильно и уместно использовать правила вежливости и хорошего поведения»
«Какие обязанности имеет ваш ребенок в доме?» и т.д.
Эффективны постоянно
действующие консультации для родителей.
Родители имеют возможность
Непременным условием формирования у школьника нравственных качеств является установление связи и согласованности действия между родителями и педагогами. Пути установления с семьей содержательны и разнообразны.
Для родителей детей со слабым уровнем развития желания участвовать в коллективных делах нашего класса организовали факультет педагогических знаний, который функционировал в течение всего года. В работе четко определены цели: приблизить "отчужденных родителей" к школе, заинтересовать их данной работой. Непременным условием эффективности формирования положительных личностных качеств является правильно сложившееся традиции семейного быта и жизни. Не менее важное значение имеет система требований родителей к ребенку. Для родителей провели выставку работ по изобразительной деятельности с применением устного народного творчества. Часто в уголок для родителей помещали материал, который включил в себя рассказы детей по воображению, где дети использовали пословицы и поговорки, как основное звено рассказа, а также придуманные детьми загадки. Например, "Ног нет, рук нет, а пишет" (Айдана), "Пушистый царапка, есть лапки и ушки, кто это?" (Олжас) и т.д.
Но особенно большое значение имело групповое родительское собрание, проведенное нами после тщательного и длительного подготовительного процесса. Основным вопросом родительского собрания стоял вопрос о значении деятельности ребенка в коллективе для психического развития личности и необходимости его формирования у школьников, и каким путем.
Также родителей ознакомили с результатами проведенных экспериментов в начале года и с результатами проведенного анкетирования. Познакомились родители и с тем, какая ведется работа в школе в этом направлении.
Родителям была показана инсценировка по русской народной сказке "Заюшкина избушка", где дети с удовольствием выступили перед родителями. Также организовали "День открытых дверей", где родители выступали в роли гостей, и на практике сумели убедиться в том, что работа проводился систематично и последовательно.
Эффективным является привлечение родителей к совместной деятельности с детьми. Родители имели возможность участвовать в соревновании "3найки и незнайки" и попробовать свои силы в знании правил хорошего поведения, уважительного отношения друг к другу.
Вновь проведенный опрос показал, что многие родители изменили свое отношение к вопросу о развитии личности своего ребенка. Проведенное анкетирование родителей в начале учебного года включало в себя ряд вопросов, таких как:
- Рассказываете ли вы своим детям о нравственности?
- Какие качества личности считаете наиболее значимыми?
- Что вы знаете об
особенностях развития
- Интересуетесь ли вы жизнью ребенка в школьном коллективе?
- Кто в семье больше всего занимается с детьми?
- В чем это проявляется?
- Считаете ли вы
детский коллектив важнейшим
полем воспитания личности?
Это анкетирование позволило узнать, что воспитанию у детей определенных нравственных качеств придают большое значение все родители. Но не задумываются о значении коллективной деятельности, не считают их залогом успешной социальной адаптации в будущем. Тут резко выделяются интересы родителей по отношению к школьному коллективу. Одни считают достаточным семейное и бытовое общение для развития социальных связей у ребенка, другие считают коллективизм пережитком прежней советской системы воспитания. Были и родители, которые мало уделяют этому внимание. (Родители Лены: "Она смотрит телевизор, а нам некогда с ней заниматься, мы работаем целый день, по вечерам едва успеваем спросить о том, чем она занималась в школе»; родители Саламбека: "Считаем, что в школе достаточно занимаются с детьми, и нам нет нужды еще что-то рассказывать Саламбеку".
Эти и подобные им ответы родителей встревожили нас, так как они говорили о том, что родители недопонимают роль общения с ребенком и что в дальнейшем это приведет к непоправимым ошибкам. Поэтому мы и наметили проведение бесед и консультации с этими родителями о значимости общения и необходимости данной работы.
Большое значение имело родительское собрание, проведенное в конце исследования. Родители ознакомились с результатами проведенных исследований, а также с изменениями, произошедшими в ходе исследования. (Уровень активности детей повысился, положительная мотивация к школьному обучению, отношение родителей во многом изменилось).
Гармоничное взаимодействие семьи и школы способствует возрастанию авторитета родителей и педагога, делает процесс воспитания полноценным и целостным, формирующим духовно-здоровую, нравственную личность.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Функционирование детского воспитательного коллектива как целостной системы обеспечивает активное действие важнейшего механизма формирования личности – воспитательных отношений. Они оказывают решительное влияние на воспитание у детей нравственных качеств, мотивов и стимулов поведения, потребностей и интересов. Жизнь настоятельно требует «повернуть школу к личности», в корне изменить стратегию образования, воспитательный процесс, а значит, и существующую теорию и технологию массового обучения, которая должна быть нацелена на формирование сильной личности, способной смело разрабатывать собственную стратегию поведения, осуществлять нравственный выбор и нести за него ответственность, то есть личности саморазвивающейся и самореализующейся. Развитию этих качеств способствуют различные формы воспитательной работы в классе.
Организация педагогом различных видов деятельности, в которых ребенок может быть успешен - одно из условий воспитания личности младшего школьника. В классе, где наряду с учебной организованы и другие виды деятельности, показатели, отражающие процесс самореализации, выше, чем в классах, где данный процесс ограничен только урочной деятельностью по предметам.
Педагогическими условиями воспитания личности младшего школьника в классном коллективе являются:
- Готовность и умение учителя устанавливать демократический стиль педагогической деятельности, которому характерны субъект-субъектные отношения взрослого и ребенка, а также ребенка со сверстниками.
- Возможность для ребенка «пробы сил» в различных видах деятельности, организованных совместно с ребенком.
- Учет внешкольных интересов ребенка и включение их в жизнь коллектива, которым для учащихся начальной школы является школьный класс.
Эффективными педагогическими средствами влияния на воспитание выступают: коллективная творческая деятельность, система чередования традиционных поручений, включение родителей в жизнедеятельность классного коллектива.
Информация о работе Эффективные методы организации работы классного коллектива в начальной школе