Эффективные методы организации работы классного коллектива в начальной школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2013 в 16:35, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: определить эффективные методы организации работы классного коллектива в начальной школе и изучить его воспитательную роль в развитии личности ребенка.
Задачами исследования являются:
1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по теме исследования;
2. Изучить педагогические условия развития младшего школьника в классном коллективе;
3. Рассмотреть воспитательное воздействие педагога и классного коллектива на младшего школьника;
4. Разработать и апробировать конкретные формы работы с младшими школьниками в условиях классного коллектива.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 4
ЛИЧНОСТЬ РЕБЕНКА В ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
Общая характеристика младшего школьника 7
Классный коллектив как условие развития младшего школьника 12
ЭФФЕКТИВНЫЕ ФОРМЫ И МЕТОДЫ ОРГАНИЗАЦИИ КОЛЛЕКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ КАК СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ

2.1 Методика диагностики личности ребенка
в коллективной деятельности 18
2.2. Опытно-педагогическая работа по развитию личности ребенка в коллективной деятельности 27
2.3. Семья – необходимое звено в формировании личности детей
младшего школьного возраста, укрепления
их коллективных связей и зависимостей 33

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 42

Файлы: 1 файл

Роль классного коллектива в воспитании младшего школьника.doc

— 356.00 Кб (Скачать файл)

До эксперимента                                            После эксперимента

Низкий   22, 2 % (4 чел)                                  11,1 % (2 чел)                        

Средний  44, 4% (8 чел)                                 16, 6 % (3 чел)

Высокий 33, 3 %    (6 чел)                              72, 2 % (13 чел)

 

Из таблицы видна эффективность проделанной нами работы по организации деятельности детского коллектива, способствующей формированию  личности ребенка.

 

 

2.3 Семья – необходимое  звено в формировании личности детей младшего школьного возраста, укрепления их коллективных связей и зависимостей

 

В современных условиях качественно изменился характер семейного воспитания, влияющий на воспитательное воздействие в школе. В связи с этим ответственность семьи за воспитание ребенка всемерно повышается.

Педагогика семейного  воспитания имеет ряд преимуществ и сложностей. Здоровая семья тысячью невидимых нитей связана со множеством других коллективов – трудовыми, школой, детским садом, с другими семьями. Чем шире связи семьи с другими коллективами и, в частности, со школой. Тем содержательнее и интереснее ее жизнь, тем крепче сама семья. От того, как понимают родители воспитательную функцию коллектива, как налажено исполнение всех семейных обязанностей, как складываются взаимоотношения, зависят направленность и характер семейного воспитания. Отношения в семье формируют в ребенке соответствующие свойства и черты личности. Семья – это социальный микромир, питательная и воспитательная среда, в которой дети живут.  Ребенок вырастает человеком и гражданином тогда, если нравственный климат семьи гармонирует с моральной атмосферой в обществе. Поэтому в системе нравственного воспитания личности ребенка знание родителями педагогических методов воспитания становится важным инструментом взаимодействия со школой.

Сложность воспитания в семье обусловлена большей степенью отсутствием у родителей стройной системы педагогических знаний, умений и навыков. Еще большие трудности испытывают родители в вопросах формирования у ребенка коллективных связей и зависимостей.

Об этом свидетельствует  проведенное нами анкетирование среди родителей. Было опрошено 20 родителей экспериментальной группы. Были заданы вопросы, связанные с формированием у детей нравственных личностных качеств, навыков делового, товарищеского, доверительного взаимодействия и взаимовоздействия. Проведенное исследование показало, что лишь незначительная часть родителей (15%) в достаточной мере знакомы с формами и средствами формирования у детей этих качеств и способна организовать такую работу в семье. Подавляющее большинство родителей (79%) практически не готовы оказывать ребенку соответствующую помощь, недостаточно или совершенно не знакомы с особенностями этой работы. Данные обстоятельства указывают на необходимость оказания действенной помощи родителям в вопросах формирования личности детей младшего школьного возраста, укрепления коллективных связей и зависимостей у детей младшего школьного возраста.

Мы считаем, что есть необходимость дополнить тематику родительских собраний, лекций, консультаций, семинаров и бесед темами, связанными с проблемой нашего исследования. Необходимость этого вызвана отсутствием достаточной литературы, недостаточной методической обеспеченностью по организации такой работы, адресованной родителям.

Педагогически целесообразным представляется нам  дифференциация родительского педагогического всеобуча по вопросам формирования личности ребенка в коллективе школьников. Это одно из первых, на наш взгляд, условий обеспечивающих возможность формирования необходимых ребенку качеств в семье. Необходимо объяснить родителям как важно ребенку не только приобретение знаний в школе, но и формирование личности, навыков общения в детском коллективе, которые являются залогом успешной социальной деятельности человека в будущем. Нужно показать родителям как позитивные личностные качества ребенка, его стабильная позиция в коллективе, влияют на положительную мотивацию к учебе, повышают успеваемость и благоприятно отражаются на психическом здоровье детей. 

Под условиями эффективности формирования личности детей младшего школьного возраста, укрепления их коллективных связей и зависимостей понимается согласованные педагогические усилия воспитателей и родителей, направленные на организацию систематической работы с детьми по данному вопросу.

Основное  внимание здесь было направлено на организацию работы по обучению родителей приемам и формам формирования у ребенка уверенности в своих силах, чувство коллективизма, желание дружить и общаться со сверстниками, умение согласовывать свои действия с одноклассниками.

Мы активно  привлекаем родителей к жизни  школьного коллектива, объясняем  им, что положительные качества личности развивают в детях те родители, которые сам активно живут  общественными интересами, проявляют  душевую чуткость и отзывчивость, принципиальны и требовательны к себе и окружающим, неравнодушны к делам и проблемам своего ребенка.

Эффективными в этом отношении, мы считаем, будут следующие  формы пропаганды среди родителей  педагогики семейного формирования у детей нравственных качеств личности; выпуск бюллетеней, содержащих рекомендации по организации работы по формированию чувств сопричастности к общему делу, позитивный настрой по отношению к другим детям, умений их использовать; проведение родительских собраний; диспутов; вечеров, вопросов и ответов; выпуск папок-раздвижек, передвижек со статьями:

"Каковы особенности  развития личности ребенка младшего  школьного возраста "

"Как формировать навыки коллективной деятельности у детей младшего школьного возраста".

"Как правильно и  уместно использовать правила вежливости и хорошего поведения»

«Какие обязанности  имеет ваш ребенок в доме?» и т.д.

Эффективны постоянно  действующие консультации для родителей. Родители имеют возможность консультироваться  по интересующим их вопросам у опытных педагогов и школьного психолога. Мы пришли к убеждению, что педагогическая пропаганда должна включать не только те формы, которые содержат информацию, рассказ о том, как следует воспитывать, но и как показатель результативности работы, распространение педагогического опыта, стимулирующих значимость родителей в этой работе. Удачной представилась нам организация выступления родителей с обобщением опыта семейного воспитания на родительских собраниях в уголке для родителей. Родители осознают, что чувство долга, ответственность, уважение к другим людям, вежливость, интерес к общественной деятельности, воспитанные в семье, легко переносятся ребенком в другие сферы жизни. Оно становится основой отношения детей к учебе и труду. Именно семейное воспитание является основой начального гражданского, патриотического, духовного, эстетического развития личности ребенка.

Непременным условием формирования у школьника нравственных качеств является установление связи и согласованности действия между родителями и педагогами. Пути установления с семьей содержательны и разнообразны.

Для родителей детей  со слабым уровнем развития желания участвовать в коллективных делах нашего класса организовали факультет педагогических знаний, который функционировал в течение всего года. В работе четко определены цели: приблизить "отчужденных родителей" к школе, заинтересовать их данной работой. Непременным условием эффективности формирования положительных личностных качеств является правильно сложившееся традиции семейного быта и жизни. Не менее важное значение имеет система требований родителей к ребенку. Для родителей провели выставку работ по изобразительной деятельности с применением устного народного творчества. Часто в уголок для родителей помещали материал, который включил в себя рассказы детей по воображению, где дети использовали пословицы и поговорки, как основное звено рассказа, а также придуманные детьми загадки. Например, "Ног нет, рук нет, а пишет" (Айдана), "Пушистый царапка, есть лапки и ушки, кто это?" (Олжас) и т.д.

Но особенно большое значение имело групповое родительское собрание, проведенное нами после тщательного и длительного подготовительного процесса. Основным вопросом родительского собрания стоял вопрос о значении деятельности ребенка в коллективе для психического развития личности и необходимости его формирования у школьников, и каким путем.

Также родителей ознакомили с результатами проведенных экспериментов  в начале года и с результатами проведенного анкетирования. Познакомились  родители и с тем, какая ведется работа в школе в этом направлении.

Родителям была показана инсценировка по русской народной сказке "Заюшкина избушка", где дети с удовольствием выступили перед родителями. Также организовали "День открытых дверей", где родители выступали в роли гостей, и на практике сумели убедиться в том, что работа проводился систематично и последовательно.

Эффективным является привлечение  родителей к совместной деятельности с детьми. Родители имели возможность участвовать в соревновании "3найки и незнайки" и попробовать свои силы в знании правил хорошего поведения, уважительного отношения друг к другу.

Вновь проведенный опрос  показал, что многие родители изменили свое отношение к вопросу о развитии личности своего ребенка. Проведенное анкетирование родителей в начале учебного года включало в себя ряд вопросов, таких как:

- Рассказываете ли вы своим детям о нравственности?

       - Какие качества личности считаете наиболее значимыми?

- Что вы знаете об  особенностях развития личности  младшего школьника?

- Интересуетесь ли вы жизнью ребенка в школьном коллективе?

- Кто в семье больше  всего занимается с детьми?

- В чем это проявляется?   

- Считаете ли вы  детский коллектив важнейшим  полем воспитания личности?                                       

Это анкетирование позволило узнать, что воспитанию у детей определенных нравственных качеств придают большое значение все родители. Но не задумываются о значении коллективной деятельности, не считают их залогом успешной социальной адаптации в будущем. Тут резко выделяются интересы родителей по отношению к школьному коллективу. Одни считают достаточным семейное и бытовое общение для развития социальных связей у ребенка, другие считают коллективизм пережитком прежней советской системы воспитания. Были и родители, которые мало уделяют этому внимание. (Родители Лены: "Она смотрит телевизор, а нам некогда с ней заниматься, мы работаем целый день, по вечерам едва успеваем спросить о том, чем она занималась в школе»; родители Саламбека: "Считаем, что в школе достаточно занимаются с детьми, и нам нет нужды еще что-то рассказывать Саламбеку".

Эти и подобные им ответы родителей встревожили нас, так  как они говорили о том, что  родители недопонимают роль общения с ребенком и что в дальнейшем это приведет к непоправимым ошибкам. Поэтому мы и наметили проведение бесед и консультации с этими родителями о значимости общения и необходимости данной работы.

Большое значение имело  родительское собрание, проведенное в конце исследования. Родители ознакомились с результатами проведенных исследований, а также с изменениями, произошедшими в ходе исследования. (Уровень активности детей повысился, положительная мотивация к школьному обучению, отношение родителей во многом изменилось).

Гармоничное взаимодействие семьи и школы способствует возрастанию авторитета родителей и педагога, делает процесс воспитания полноценным и целостным, формирующим духовно-здоровую, нравственную личность.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Функционирование детского воспитательного коллектива как целостной системы обеспечивает активное действие важнейшего механизма формирования личности – воспитательных отношений. Они оказывают решительное влияние на воспитание у детей нравственных качеств, мотивов и стимулов поведения, потребностей и интересов. Жизнь настоятельно требует «повернуть школу к личности», в корне изменить стратегию образования, воспитательный процесс, а значит, и существующую теорию и технологию массового обучения, которая должна быть нацелена на формирование сильной личности, способной смело разрабатывать собственную стратегию поведения, осуществлять нравственный выбор и нести за него ответственность, то есть личности саморазвивающейся и самореализующейся. Развитию этих качеств способствуют различные формы воспитательной работы в классе.

Организация педагогом  различных видов деятельности, в  которых ребенок может быть успешен - одно из условий воспитания личности младшего школьника. В классе, где  наряду с учебной организованы и  другие виды деятельности, показатели, отражающие процесс самореализации, выше, чем в классах, где данный процесс ограничен только урочной деятельностью по предметам.

Педагогическими условиями  воспитания личности младшего школьника  в классном коллективе являются:

- Готовность и умение учителя устанавливать демократический стиль педагогической деятельности, которому характерны субъект-субъектные отношения взрослого и ребенка, а также ребенка со сверстниками.

- Возможность для ребенка «пробы сил» в различных видах деятельности, организованных совместно с ребенком.

- Учет внешкольных интересов ребенка и включение их в жизнь коллектива, которым для учащихся начальной школы является школьный класс.

Эффективными педагогическими  средствами влияния на воспитание выступают: коллективная творческая деятельность, система чередования традиционных поручений, включение родителей в жизнедеятельность классного коллектива.

Информация о работе Эффективные методы организации работы классного коллектива в начальной школе