Эффективные методы организации работы классного коллектива в начальной школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2013 в 16:35, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: определить эффективные методы организации работы классного коллектива в начальной школе и изучить его воспитательную роль в развитии личности ребенка.
Задачами исследования являются:
1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по теме исследования;
2. Изучить педагогические условия развития младшего школьника в классном коллективе;
3. Рассмотреть воспитательное воздействие педагога и классного коллектива на младшего школьника;
4. Разработать и апробировать конкретные формы работы с младшими школьниками в условиях классного коллектива.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 4
ЛИЧНОСТЬ РЕБЕНКА В ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
Общая характеристика младшего школьника 7
Классный коллектив как условие развития младшего школьника 12
ЭФФЕКТИВНЫЕ ФОРМЫ И МЕТОДЫ ОРГАНИЗАЦИИ КОЛЛЕКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ КАК СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ

2.1 Методика диагностики личности ребенка
в коллективной деятельности 18
2.2. Опытно-педагогическая работа по развитию личности ребенка в коллективной деятельности 27
2.3. Семья – необходимое звено в формировании личности детей
младшего школьного возраста, укрепления
их коллективных связей и зависимостей 33

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 42

Файлы: 1 файл

Роль классного коллектива в воспитании младшего школьника.doc

— 356.00 Кб (Скачать файл)

Нравственный аспект: в воспитательном коллективе возникают условия понимания ребенком морали как общественного явления. В процессе коллективного труда дети осознают общественную мораль как ответственность друг перед другом, перед коллективом и обществом. Практика реальных отношений в коллективе убеждает их в необходимости  честного товарищества, добросовестного труда.

Культурно-эстетический аспект: организованное и свободное общение детей в коллективе стимулирует каждого ребенка к накоплению впечатлений, знаний, к содержательному обмену духовными ценностями, к повышению эстетического уровня повседневных отношений, к эстетической организации всей жизни и деятельности.

Психологический аспект: детский воспитательный коллектив является организованной социальной средой, формирующей коллективистическую направленность личности. Целеустремленность коллектива рождает здоровый нравственный климат. Каждый ребенок, добровольно участвующий в общих стремлениях и делах, испытывает потребность в коллективном общении, психологическую совместимость с другими детьми в деловом и дружеском общении.

Педагогический аспект: воспитательное воздействие и взаимодействие в коллективе организуется с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей. Коллектив как педагогическая организация является средством введения детей в жизнь общества. Педагогически организованный коллектив создает возможности для формирования общественно ценной сущности личности и яркой индивидуальности [5, 180-183].

Педагог начальной школы  должен помнить о том, что воспитать  коллективизм, надо систематически упражнять ребенка в коллективной жизни и деятельности. Педагогический процесс необходимо сделать процессом глубоко содержательной гуманистической организации всей детской жизни в коллективе. Коллектив является и средством эффективного влияния на детей. Он является формой целостной организации детской жизни, дает возможность оказывать одновременно воспитательное влияние на всех детей вместе и на  каждую личность в отдельности. Он обладает полезными традициями, развитым общественным мнением, возможностью активного воспитательного влияния детей друг на друга.

Таким образом, участвуя в коллективном труде, ребенок приобретает опыт выбора более верного, подходящего вхождения в жизнь общества. Дети, объединенные в деятельный коллектив, развиваются гораздо быстрее, приобретают самостоятельность, приобщаются к культуре поведения, познают и признают законы общества, становятся личностью со своим мнением и чувством уважения мнения других, приобретают навыки управления собой. Все эти качества помогают растущему человеку противостоять отрицательным явления нашего общества, вовремя видеть и распознавать негативизм в отношениях между людьми.

Таким образом, создание коллектива у младших школьников является одним из важнейших условий  преодоления и компенсации негативных влияний микросреды, а также формирования и развития личности на данном возрастном этапе.

 

  2 ЭФФЕКТИВНЫЕ ФОРМЫ И МЕТОДЫ ОРГАНИЗАЦИИ КОЛЛЕКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ КАК СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ

 

 

2.1 Методика диагностики личности ребенка в коллективной деятельности 

 

Классифицируя методы воспитания, ведущие педагоги (Лихачев) указывают  на первичность организации детского воспитательного коллектива как наиболее важного средства воспитания учащихся. Все основные, многообразные взаимодействия отношений, формы общения, складываются у ребенка именно в коллективной деятельности. Основными являются деловые отношения ответственной зависимости, распорядительности, требовательности, уважения и дисциплины, организованности и исполнительности в достижении общеколлективных целей.  Возникают отношения доброжелательства, симпатий, равнодушия или антипатии. Отдельные ситуации порождают необычные, экстраординарные события, конфликты, ведущие за собой состояние стресса, отклонения от норм поведения, острые психические переживания. Все это требует специальной методической организации детского коллектива, в котором может полноценно сформироваться личность ребенка.

Способность к коллективной деятельности, умение строить отношения  с одноклассниками являются показателями адекватного развития ребенка, и, как показало наблюдение, влияют на отношения с педагогами, имеют взаимосвязь с учебной деятельностью. Мы заметили, что общительные дети имеют положительную мотивацию к школьному обучению, соответственно лучше учатся и испытывают положительные эмоции в школе, что, в целом, способствует развитию необходимых для максимальной самореализации личностных качеств у ребенка. 

 Особенностью социальной ситуации развития младших школьников является то, что в их жизни появляется чрезвычайно важная фигура, которая подчас затмевает еще недавно таких близких людей, как родители. Это учитель. Влияние учителя на воспитание младшего школьника определяется применяемыми способами организации деятельности коллектива, инициируемой формой общения с учащимися, методами оценки и стимулирования активности личности.

Успех обучения и воспитания во многом определяется личностью педагога, его педагогическим мастерством. Станет ли он добрым, отзывчивым человеком, творческой личностью во многом зависит от первого учителя, от его каждодневного труда, такта и душевной щедрости [27, 564]. Младший школьный возраст – возраст достаточно заметного формирования личности. Младший школьный  возраст (от 7 до 11  лет)  называют  вершиной  детства.  Ребенок сохраняет  много  детских  качеств – легкомыслие,  наивность,  взгляд  на  взрослого  снизу  вверх.  Но  он  уже  начинает  утрачивать  детскую  непосредственность  в  поведении,  у  него  появляется  другая  логика  мышления.  Учение  для  него – значимая  деятельность.  Поступление  ребенка  в  школу  связано  с  огромными  изменениями  во  всех  сферах  его  жизни.  Эти  изменения  касаются  в  первую  очередь   структуры  отношений  и  места  ребенка  в  обществе.  Меняется  социальная  ситуация  развития,  игровая  деятельность  все  больше  уступает  место  учебной,  меняются  мотивы  познавательной  активности  младшего  школьника,  ребенок  становится  все  больше   существом  социальным  в  том  смысле,  что  теперь  непосредственно  включен  в  новый  социальный  институт – школу.  Т.е.  в  школе  он  приобретает  не  только  новые  знания  и  умения,  но  и  определенный  социальный  статус.  У  ребенка  появляются  постоянные  обязанности,  связанные  с  учебной  деятельностью.  Близкие  взрослые,  учитель,  даже  посторонние  люди  общаются  с  ребенком  не  только  как  с  уникальным  человеком,  но  и  как  с  человеком,  взявшим  на  себя  обязательство  учиться,  как  все  дети  в  его  возрасте.     Именно  в  младшем  школьном  возрасте  ребенок  переходит  с  одной  стадии  когнитивного  развития  (по  Ж. Пиаже)  на  другую стадию  конкретных  операций. Цель  данной  работы – охарактеризовать  младший  школьный  возраст и выявить  уровень  тревожности  у  детей  данного  возраста. Итак,  младший  школьный  возраст  во  многом  определяет  дальнейшую  жизнь  ребенка:  как  он  учится,  с  кем  общается,  какие  мотивы  сложились – все  это  характеризует  ребенка  как  личность,  которой  в  будущем  предстоит  кем-то  стать.  В младшем школьном возрасте закладывается фундамент нравственного поведения, происходит усвоение моральных норм и правил поведения, начинает формироваться общественная направленность личности. Характер младших школьников отличается некоторыми особенностями. Прежде всего, они импульсивны  - склонны незамедлительно действовать под влиянием непосредственных импульсов, побуждений, не подумав и не взвесив всех обстоятельств, по случайным поводам. Причина – потребность в активной внешней разрядке при возрастной слабости волевой регуляции поведения. Возрастной особенностью является и общая недостаточность воли: младший школьник (особенно в 7 – 8 лет) еще не обладает большим опытом длительной борьбы за намеченную цель, преодоления трудностей и препятствий. Он может опустить руки при неудаче, потерять веру в свои силы и возможности.  В младшем школьном возрасте нередко наблюдается капризность, упрямство. Обычная причина их – недостатки семейного воспитания. Ребенок привык к тому, что все его желания и требования удовлетворялись – своеобразная форма протеста ребенка против тех твердых требований, которые ему предъявляет школа, против необходимости жертвовать тем, что хочется, во имя того, что надо.           Младшие школьники очень эмоциональны. Эмоциональность сказывается, во-первых, в том, что их психическая деятельность обычно окрашена эмоциями. Все, что дети наблюдают, о чем думают, что делают, вызывает у них эмоционально окрашенное отношение. Во-вторых, младшие школьники не умеют сдерживать свои чувства, контролировать их внешнее проявление, они очень непосредственны и откровенны в выражении проявление, они очень непосредственны и откровенны в выражении радости, горя, печали, страха, удовольствия или неудовольствия. В-третьих, эмоциональность младших школьников выражается в их большой эмоциональной неустойчивости, частой смене настроений, склонности к аффектам, кратковременным и бурным проявлением радости, горя, гнева, страха.  Первые годы обучения в школе – это годы очень заметного развития интересов. И основным из них является познавательный интерес, интерес к познанию окружающего мира, жадное стремление узнать больше. С годами все больше развивается способность регулировать свои чувств, сдерживать их нежелательные проявления. Велико воспитывающее значение и труда младших школьников.                    Поэтому очень важно постепенно включать учащихся в труд для других, для общей пользы, в доступные виды общественно полезного труда. Дети постепенно осознают, что своим трудом они могут приносить пользу окружающим людям, это вызывает у них гордость, радость и удовлетворение.Младший  школьный  возраст – начало  школьной  жизни.  Вступая  в  него,  ребенок  приобретает  внутреннюю  позицию   школьника,  учебную  мотивацию. Учебная  деятельность  становится  для  него  ведущей.    Школьная  успеваемость  является  важным    критерием  оценки  ребенка  как  личности  со  стороны  взрослых  и  сверстников.  В связи с этим у детей младшего школьного возраста появляется общественная направленность личности, заинтересованность делами других детей, делами класса. Заканчивая статью о формировании личности в младшем школьном возрасте, я хочу выделить те главные новообразования, которые возникают в этот период и являются необходимой предпосылкой для перехода ребенка на новый этап возрастного развития, а именно для перехода в средний школьный возраст. Первое - развитие познавательной сферы младшего школьника. Второе - это формирование нового уровня аффективно - потребностной сферы ребенка. Третье - это возникновение относительно устойчивых форм поведения и деятельности ребенка. Таким образом, дети приходят в школу с желанием учиться, узнавать новое, с интересом к самим знаниям. Огромное значение в воспитательной работе в начальной школе имеет целенаправленная работа классного руководителя по сохранению и развитию положительных эмоций ребенка. Ни для кого не секрет, что положительные эмоции, стимулируемые педагогом, влияют прямым образом на результативность учебной деятельности. Многие первоклассники эмоционально положительно воспринимают школу, проявляют живой интерес к школьному обучению. Сильный и устойчивый интерес пробуждает ребенка к учебной активности, к творчеству, преодолению встречающихся трудностей в процессе учения. Именно интерес делает процесс учения приятным, если при этом ребенок испытывает радость. Положительная реакция педагога на активность ученика, одобрение словесное или жестовое его деятельности вызывает у ребенка радость общения с педагогом, усиливает социальные связи, способствует естественной адаптации ребенка в классном коллективе.

Итак, организуя деятельность детского коллектива, учитель выполняет три взаимосвязанные функции:

- забота о развитии каждого ребенка;

- помощь в решении возникающих проблем;

- организация разнообразной деятельности в классе.

При составлении плана  воспитательной работы на первое место надо ставить принцип гуманно-личностного подхода к детям с учетом возрастных особенностей, организовать жизнь детского коллектива так, чтобы учащиеся добровольно, с большим желанием участвовали в разнообразных делах класса, учились быть самостоятельными, умели бы оценивать свои возможности, проявляли познавательную активность (27, 443).

 При формировании классного коллектива, то есть группы людей, объединенных единой целью, общей деятельностью, стремлением к сотрудничеству в различных аспектах своей жизнедеятельности, необходимо достигнуть:

- целенаправленности (стремления к общей цели);

-мотивированности (активного, заинтересованного отношения к совместной деятельности);

-  целостности (взаимосвязи участников деятельности);

- структурированности (распределения функций, прав, обязанностей, ответственности);

- согласованности (действий участников деятельности, низкого уровня конфликтности);

- организованности (планомерность деятельности, способность к управлению и самоуправлению;

- результативности (способности достигать результатов).

В соответствии с таким  подходом принципиально меняется и  роль учителя. Сотрудничество учителя с детьми проходит несколько этапов:

1) изучение детей во  всех аспектах (психическое, физическое, нравственное здоровье ребенка);

2) включение детей  в правила общения:

3) включение детей  в активную общественную деятельность  через приучение выполнения разного  рода поручений:

4) выборы самоуправления  в классе, обучение детей планированию, выполнению дела, обязательное подведение итогов:

5) самовоспитание [28, 878-879].

Педагогический эксперимент  строился по следующему плану:

  1. Диагностика сформированности личностных качеств у детей
  2. Формирование положительных нравственных качеств у детей в коллективной деятельности.
  3. Повторная диагностика с целью проверки эффективности методики.

Мы подобрали специальные методики диагностики личности ребенка, которые помогут установить, насколько сформированы определенные личностные качества, способность к коллективной деятельности, общая социальная направленность личности учащегося.

Испытываемый ребенком психологический дискомфорт в коллективе может долго не обнаруживаться, существуя в виде  скрытых внутренних конфликтов и переживаний. Представляющиеся наиболее перспективными в плане организации своевременных корректирующих и профилактических воздействий, возможны на основе анализа межличностных отношений в группе. С этой целью успешно могут быть использованы различные модификации социометрического опроса, а полученные данные могут быть полезны для оценки истинной меры дезадаптации с отчетливыми нарушениями поведения и успеваемости.

Диагностика, проведенная  мною, опиралась на ряд методов. Для  определения уровня развития личности школьника я использовала детский  вариант личностного теста Р. Кеттела [29, 31]. Психологом выделен ряд черт личности:

- интеллектуальная развитость

- экстраверсия

- уверенность в себе

- эмоциональная уравновешенность

- невозмутимость

- благоразумие

- добросовестность

- смелость

- оптимизм

- самоконтроль.

В методике принято выделять три уровня развития черт личности: низкий – от 1до3 баллов, средний  – от 4 до 7 баллов, высокий – от 8 до 10 баллов. Дети отвечают на ряд вопросов, данные подкрепляются наблюдениями педагога и родителей. К тому же, в целях диагностики личности, я использовала такой метод как анализ творческих работ детей. В детском рисунке нередко проявляются такие эмоциональные переживания детей, которые ими полностью не осознаются или о которых они предпочитают не рассказывать.

 

 

 

 

 

 

Таблица 1 Характеристика психолого-педагогического статуса по уровням (диагностика Р. Кеттела)

Характеристика психолого-педагогического  статуса 

1. высокий 

Высокий уровень активности, самостоятельности

Владение приемами и  навыками эффективного межличностного общения со сверстниками: установление дружеских отношений, готовность к коллективным формам деятельности, умение разрешать конфликты мирным путем. Установление адекватных ролевых отношений с педагогами на уроках и вне уроков.

Проявление уважения к учителю. Отсутствие выраженных противоречий между требованиями школы (педагога) и родителей, требованиями взрослых и возможностями ребенка. Эмоционально–положительные восприятие ребенком системы отношений с педагогами и с воспитателем Устойчивая положительная самооценка

2. средний 

Желание учиться носит  эпизодический характер. Взаимоотношения  со сверстниками ребенок строит в зависимости от ситуации. Имеет узкий круг друзей, с остальными одноклассниками вступает в общение неохотно. Средний уровень тревожности. Испытывает некоторые трудности в приспособлении к новой ситуации и к незнакомым людям. Остро реагирует на обиды. Повышенная двигательная активность,  неустойчивое внимание. Отношение к педагогу в целом положительное.

3. низкий 

Мотивация к обучению низкая. Недоверчивость к окружающим, обидчивость. Неспособность скрывать отрицательные эмоции. Эгоцентризм, упрямство. Склонность к риску, авантюризм и беспечность. Часто проявляет неуверенность в себе, низкая самооценка. Неконтролируемые действия. Конфликты с одноклассниками и педагогом.  Невыполнение  школьных и общешкольных норм  поведения и общения. Неумение  сдерживать непроизвольные эмоции и желания.

Неспособность к ответственному поведению (в рамках возрастных требований)


 

В результате выявлено, что 22, 2 % детей имеют низкий уровень, 44, 4% - средний, 33 % - высокий уровень.

 В своем классе я проводила работу с целью установить характер межличностных отношений детей, наличие лидеров и изолированных от коллектива детей, влияние межличностных отношений в классе на развитие личности каждого отдельного ребенка. Неудачи в сфере межличностных отношений, выражающиеся в нарушениях контактов со сверстниками, являются уже вполне отчетливым признаком социально-психологической (в том числе и школьной) дезадаптации. В качестве надежного экспресс-метода рекомендуется использование социометрического опроса, позволяющего определить иерархию межличностных предпочтений для каждого члена класса и, кроме того, получить представление о целостной структуре формирующегося детского коллектива.

Важное значение эти  данные могут иметь при планировании внеучебных мероприятий, при организации самоуправления класса, где выявление и правильное использование неформальных лидеров группы являются необходимыми.

По материалам психологической диагностики исследования межличностных отношений методом социометрического опроса были получены следующие результаты.

На основе социометрических данных были выделены дети с различным  статусом, занимаемым ими в группе: лидеры – Фируза,  Руслан, что является показателем общительности, того, что социальные контакты для них эмоционально значимы, о доверительных отношениях со сверстниками, готовности следовать требованиям группы. Эти дети охотно идут на контакт с учителями и одноклассниками, и что очень важно, этот контакт положителен, эмоционально ярок.

Кроме того, были выявлены «отвергаемые» - Лена, Саламбек, - что может свидетельствовать об активном отвержении этих детей одноклассниками, причинами этого могут быть: трудности обучения в связи с поведением, расторможенность, неустойчивость в достижении целей, недисциплинированность. К тому же, эти учащиеся слабо успевают по основным предметам: математике, русскому языку, чтению.

 Кроме того, на основе  анализа социометрических данных  выявлены дети с узким кругом общения, изолированные - Катя, Султан, что может свидетельствовать о самоизоляции, пассивности, негативизме.

Таким образом, на основе проведения исследования межличностных  отношений, можно сделать выводы о том, что структура групповых  взаимоотношений, выявлены дети с различными социальными статусами: лидеры, отвергаемые и изолированные. Кроме того, выделяется дети по активности в общении:

- общительные, стремящиеся  со всеми иметь хорошие дружеские  отношения;

Информация о работе Эффективные методы организации работы классного коллектива в начальной школе